На счету заслуженной артистки России Галины Бокашевской более сотни киноролей. Зрители знают и любят ее по таким картинам, как "Тоталитарный режим", "Марш Славянки", "Дворцовые перевороты", "Опасный круиз", "Жажда" и многим другим. Она не раз удостаивалась высших наград на самых престижных конкурсах и фестивалях. Хотя в молодости могла бы стать не менее известным парфюмером с уникальным обонянием. Узнали у звезды, чем пахнет ее детство, за что ругали на "Ленфильме" и что значит для актрисы известность.
- Очень люблю Беларусь! Мама рассказывала, что когда-то в Молодечно жили наши родственники, даже сохранились их письма, - не дожидаясь моего вопроса, с улыбкой начинает разговор Галина Бокашевская. - Когда в 86-м у всех нас случилась большая чернобыльская беда, мы находились на родине мамы, в Украине. На автобусах, поездах эвакуировались. Помню, как некоторое время жили в Калинковичах, на Припяти. Самым близким к эпицентру был маленький городок Брагин, частенько туда ездили.
- Галина Анатольевна, сейчас вы не узнали бы Брагин. С тех пор город сильно изменился. Чистый, ухоженный, там много молодежи. Не хуже столицы! Наш Президент уделяет очень много внимания возрождению пострадавших земель.- Да вы что! Помню, там оставались старики, а мы спрашивали: отчего они не уезжают, тут ведь радиация? Они отвечали: зачем уезжать, ничего ж не болит. Может быть, когда-нибудь я снова побываю в этом городе.
- События тех лет, правда, печальны. Давайте все же поговорим о приятном - ваших талантах. Знаю, что вы, обладая феноменальным обонянием, могли бы стать известным парфюмером.
- Это у меня врожденное. Досконально помню все запахи детства. Каждое лето меня отправляли к бабушке в украинское село Попрушко, недалеко от Белой Церкви. Как только мы заходили во двор, я тут же сбрасывала сандалии и бежала босиком по траве вниз к реке. Сейчас рассказываю вам и помню, как пахнет молодая зеленая травка, как она нежно укладывалась под моими ногами. Пробегала по деревянным мосткам к полю с пшеницей, в которой виднелись васильки на тоненьких ножках-ниточках. Ложилась и вглядывалась в голубое небо.
Папа, кстати, очень умело пользовался моим даром (смеется). Ставил меня на стол, открывал кастрюлю с супом, а я наклонялась, принюхивалась и говорила: нет, он не свежий. Правда, уже отдавал кислотой, потому что мама много работала, у нее не было времени каждый раз готовить суп. Она варила огромную кастрюлю и ставила в холодильник, чтобы хватило на три-четыре дня.
Частенько приходила в гости к своей подруге-парфюмеру. Нюхала в ее лаборатории все баночки и запросто угадывала их состав. Однажды назвала почти все ингредиенты духов, заказ на которые пришел из Ватикана. Чернослив, белая лилия… Еще один ингредиент не могла распознать, а это оказался армянский коньяк. Подруга всегда говорила, что у меня нос парфюмера, но все эти эликсиры были настолько резкими, так сильно проникали внутрь, что у меня сразу начинала болеть голова.
- Парфюмером все же не стали, но как выбрали для себя еще более творческое будущее?
- История начинается издалека (улыбается). В 17 лет мама, как Фрося Бурлакова из известного фильма, поехала поступать в Ленинград в консерваторию. В советские времена специальная комиссия ездила по всему СССР, отбирала талантливую молодежь и вручала им направления на учебу. Добрались и до нашего села, в котором мама была первой певуньей.
Так сложились обстоятельства, что до экзаменов оставалось еще несколько дней и она успела сходить на танцы, где в нее влюбился ленинградец, который и сам-то должен был вот-вот уезжать поступать в МГИМО. Это был мой папа. Конечно, никуда они уже не поехали, а через некоторое время сыграли свадьбу, после родилась я. Так вот, мне всего лишь годик был, и многие не верят, но я хорошо помню маму, выступающую на сцене. Представляете? Став взрослее, я еще больше убедилась в своем желании выступать - неважно, петь или танцевать. Правда, тогда я ничего не знала о театре, пока папа не отвел меня на одно из представлений в ТЮЗ. Тогда, в шесть лет, я никак не могла понять: откуда на сцене появляются персонажи? Папа и сам в юности играл в театре, творческой личностью была и бабушка - она для детей устраивала самый настоящий пальчиковый театр. Получается, эта тяга, любовь к театральному искусству у меня в генах.
- У вас много ролей, а есть самая-самая, та, что особенно дорога сердцу?
- Конечно же, роль Наденьки Тельниковой из "Тоталитарного романа", которая сделала меня знаменитой. Награда, признание позволили кинематографу увидеть меня. Что такое известность? Когда тебя узнают, говорят "милости просим". С другой стороны, актерский мир слишком жесток: каждое утро начинается борьба. Буквально вечером отгремели аплодисменты, ты вернулась домой вся в цветах, утром просыпаешься - все уже забыто людьми. Идешь на репетиции, играешь спектакли… Снова и снова завоевываешь зрителя, чтобы опять иметь право и возможность получать цветы, аплодисменты и уставшей, но счастливой возвращаться домой.
- Как согласились на участие в клипе "Ну что ж ты страшная такая" группы "Алексин"? Наверняка много было после "разговоров за спиной" от коллег по сцене?
- Ой, был огромный скандал. Значит, вечером сидит у меня в гостях актриса Зоя Буряк. Вдруг ей кто-то звонит, она начинает отказываться: "Уезжаю, не получится сниматься, а возьмите-ка вы Галю Бокашевскую. Ну, получила она государственную премию - и что? Точно вам говорю - согласится".
В итоге приезжаю на съемочную площадку, а режиссер так стеснительно дает мне текст песни. Читаю: "Ну что ж ты страшная такая…" Решаю рассказать ему свое видение героини, мол, женщина после замужества не должна превращаться в бабушку, с бигуди на голове и в захудалых тапках. Он согласился. Наряжаюсь для съемок, помню, даже вывернула свою дубленку наизнанку. В таком "ультрамодном" прикиде выхожу на площадку - все со смеху за животы хватались.
В общем, сняли мы все быстро. Когда же вышел клип, то меня вызвали на "Ленфильм". Ругали, мол, не имею права сниматься в таких ролях, меня же уважает вся страна. Но ведь я актриса, а не член политбюро: могу хоть Бабу Ягу, хоть дверь исполнить, если нужно. От меня отстали, но с тех пор стали меньше предлагать ролей в кино.
Вот так уронила марку, а как быть, ведь надо же было деньги зарабатывать, сына растить. В театре по тем временам мало платили, поэтому стала соглашаться на эпизодические роли. Хотя не раз меня предупреждали, мол, уйдешь на эпизоды, потом главную не дадут. Однако я ни о чем не жалею. Бралась за любые роли, даже подрабатывала, разнося телеграммы. Когда пришла пора начисления пенсии, оказалось, что я ветеран труда - всю жизнь отработала без отпусков. Когда ж отдыхать? Как только в театре была пауза, я шла сниматься в кино. Да и лежать селедкой на берегу моря не могу, мне нужно движение, общение. Это у меня от мамы, она всю жизнь трудилась сразу на нескольких работах, чтобы у нас был достаток.
- Как считаете, артист должен быть адвокатом своей роли? Вам приходилось оправдывать поступки своих героинь?
- Обязательно. Когда меня позвали на кастинг в сериал "Тайны следствия", где играла женщину, убившую свою подругу, я попросила несколько дней на читку сценария. Дома хорошенько ознакомилась, с карандашиком. Пришла к выводу: какое бы социальное положение женщина ни занимала, но если она мать, то умрет, убьет за своего ребенка. Нельзя наступать на территорию матери. С этой мыслью я пришла на пробы - и меня взяли. Режиссер понял мою правду, поверил мне.
- В современном кино зритель видит одни и те же лица! Как считаете, неужели так сильно опустела актерская база?
- Это мафия (смеется). Шучу, конечно, но на самом деле очень сложно пробиться на кастинг, не то что на сьемки. Например, мне один знакомый продюсер говорит: есть сценарий, буду снимать, ты в главной роли, жди, с тобой свяжутся. Я все лето в Санкт-Петербурге пробыла в ожидании звонка. Через год мы с ним встретились случайно, и он говорит: что ж ты такие деньжищи заломила за роль… Как выяснилось, мне никто не звонил. Таких историй очень много.
| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней", фото из Instagram Галины Бокашевской.
Читайте также:
Аскольд Запашный: "Брат предложил создать номер с зубрами"
"Стали приходить приятные SMS". Певец Иван Здонюк о продюсерах, индустрии и фанатах
"Не мечтаю о Ла Скала". Ведущий баритон Большого Владимир Громов о важном в работе