Юлия Латушкина - известный отечественный дизайнер в мире моды. Проходила стажировку в школе моды Letto Verain в Берлине, работала в доме моды Catta Donkeshott в Амстердаме, участвовала в fashion-турах по странам Европы, завоевывала титулы на таких престижных конкурсах, как "Кутюрье года" (Москва), "Адмиралтейская игла" (Санкт-Петербург), "Автограф" (Киев), "Печорские каштаны" (Киев), "Белая амфора" (Витебск). В 2009 году разработала коллекцию вечерних платьев для галереи Lafayette (Германия), а в 2010 представила собственную марку - LATUSHKINA.
- Юлия, как вы пришли к профессии дизайнера?
- Не сразу. Первое мое среднее специальное образование - хореограф. Когда встал вопрос о высшем, я хотела поступать в медицинский университет - мечтала стать хирургом, мне нравилась биология. Я очень благодарна своей маме, которая переубедила меня: ей со стороны хорошо были заметны мои наклонности совсем в другом направлении. Я частенько могла тайком "позаимствовать" некоторые вещи из родительского шкафа и превратить, например, папины брюки или джинсы в коротенькую женскую юбку. Я еще не была знакома ни с какими классическими правилами кройки и шитья, все делала "на глазок". Когда папа замечал пропажу брюк, было поздно - Юля уже "их" носила. Я все-таки осознала, что врачами должны становиться люди с определенным внутренним стержнем, и серьезно стала рассматривать профессию дизайнера одежды.
Занималась полтора года с художником, окончила курсы - у меня все хорошо получалось. Поступила в Институт современных знаний. К концу второго курса сделала первую коллекцию одежды - это помогло мне получить возможность поехать на обучение в Германию. Было ощущение, как будто попала в водоворот - из его воронки уже выбраться было нельзя, да и мыслей таких не было… Получила образование в Германии, поступило предложение работать в Амстердаме. Потом вернулась в Минск, закончила обучение в институте. Заниматься только учебой для меня всегда было скучно - со второго курса уже работала в одном из ателье, приобрела огромный опыт.
- К какой цели стремитесь как профессиональный модельер-художник?
- Стремлений много. Но, прежде всего, хотелось бы своей работой изменить отношение белорусов к моде. То, что и каким образом продается у нас в стране в крупных универмагах, не совсем соответствует тому, чего хотелось бы мне как профессионалу. Влияние советского времени еще очень велико, и это касается не только менталитета людей, но и производства, торговли. Старые и консервативные взгляды, излишне системные подходы мешают развиваться этой отрасли свободно, живо реагировать на новые веяния и тенденции. Люди еще с советских времен привыкли к излишней практичности: если покупать брюки, то они обязаны отслужить, грубо говоря, не менее пяти лет и должны подходить под многие цвета обуви. Получается, что человек покупает только черные брюки - мрачно… Сегодня возможности производства намного шире, и этим можно смело пользоваться - мы ведь говорим прежде всего о массовой одежде, а она более-менее доступна по цене. Понятно, что одномоментно все изменить не получится - это долгий, непростой и поступательный процесс, но стремиться к этому надо, мы - страна в центре Европы.
- Где находится компромисс между пожеланиями заказчика и вашим видением вещи, которую вы создаете для него?
- В случае, если человек что-то не понимает, я убеждаю очень просто: ставлю его перед зеркалом, фотографирую в тех вариантах, которые ему нравятся, но по ряду объективных причин абсолютно ему не подходят, и показываю фото. Поверьте, со стороны все очень хорошо видно и понятно. Мне доверяют - это самое главное. Зачастую клиенты полностью полагаются на меня в выборе цвета, фасона, ткани. Безусловно, это относится к постоянным заказчикам. При знакомстве с новыми клиентами я обязательно стараюсь узнать человека, понять образ его жизни, его предпочтения и интересы. Потом проблем не возникает, например, мне могут позвонить и сказать, что необходимо платье в желаемый срок. Я спрашиваю: платье для чего? Отвечают: для юбилея. Зная человека, мне этой информации вполне достаточно, чтобы представить его на этом мероприятии.
- За счет чего вы успешно конкурируете на рынке дизайнерских услуг?
- Меня периодически об этом спрашивают, и, скажу честно, я стала над этим задумываться только тогда, когда начали задавать подобные вопросы. Я изначально ничем не лучше, чем кто-то другой. Никогда не искала связей со знаменитостями - они сами стали ко мне приходить. Никогда не ориентировалась на конкретный результат как таковой, а просто с душой и сердцем делала и делаю любимую работу - в этом, как мне кажется, и состоит основной залог успеха. Я не чувствую конкуренции - при искреннем желании работать места под солнцем хватит всем.
- Что для вас источник вдохновения?
- Прежде всего - это эмоции, которые ты испытываешь в жизни: как положительные, так и отрицательные. Они могут быть абсолютно разнообразными и всегда помогают найти повод для творческих решений. Я - впечатлительный и эмоциональный человек, поводом для создания новой коллекции может стать, например, даже изображение на бигборде на обочине дороги. Я не ограничена своим рабочим местом: книги, кинофильмы, картины, люди, природа - все это может стать толчком для творчества.
- Расскажите, как наша олимпийская сборная получила парадную форму от Юлии Латушкиной?
- Совершенно случайно, как и все в моей жизни. Ко мне обратился Национальный олимпийский комитет с просьбой разработать олимпийскую форму: все предложения, которые были просмотрены комитетом до меня, не подходили. Я искренне откликнулась. Моей собственной внутренней задачей стало уйти в форме от традиционных расцветок государственного флага и показать, что мы также - край озер и рек. Получилась форма в синем цвете с использованием василька как природного символа Беларуси. После утверждения попросили внести кое-какие коррективы - необходимо было особо подчеркнуть национальный характер команды. Я с этим абсолютно согласна: красивая олимпийская форма - это еще не все, она должна иметь особый, национальный, колорит. На помощь пришел образ белорусского рушника - он идеально подошел по колористике и смысловой нагрузке.
- Что мешает белорусской моде развиваться на равных с общеевропейской?
- Давно сложившаяся и устаревшая в этой области система. Многие наши предприятия имеют потрясающие возможности: закупают современное оборудование, осваивают новые технологии, проводят модернизацию, делают все возможное для развития. Но иметь только потенциальную возможность произвести хорошую современную вещь - это не все, надо уметь еще своевременно и оперативно представить ее на рынке, красиво показать ее преимущества и достоинства. На наших предприятиях достаточно хороших специалистов, которые могут создавать разнообразную, красивую, современную и конкурентоспособную одежду. Необходимо убрать все бюрократические преграды между художниками и магазином, повысить качество работы торговли, маркетинговых служб, и результат будет прекрасный!
Дмитрий Шамко.