ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 января 2011, 11:06

Загрузка мощностей консервных заводов Беларуси к 2015 году возрастет до 90%

БЕЛОРУССКИЕ РАЗНОСОЛЫ

Белорусским консервам удалось завоевать любовь даже самых привередливых гурманов: население с удовольствием покупает отечественные зеленый горошек, фасоль, огурчики и, конечно же, детское питание. В последнее время белорусские разносолы стали более востребованы и на внешнем рынке - помимо традиционно высокого качества производители добились того, что и выглядят консервы не хуже зарубежных. О том, как сработала отрасль в прошлом году, и о планах на будущее корреспонденту БЕЛТА в интервью рассказала главный технолог отдела координации и развития овощной и крахмалопаточной отраслей концерна "Белгоспищепром" Зоя ПЕРЕСЯТНИК.

- Каковы основные результаты работы консервных предприятий в 2010 году? Что вы считаете достижением отрасли?
- В прошлом году в Беларуси произведено 450,2 млн. условных банок плодоовощных консервов и 867 т (16,5 муб) концентрированных соков, включенных в задание программы по производству консервированной продукции. По сравнению с 2009 годом это соответственно на 24,5% и 38,5% больше. Мы считаем, что это существенный рост. Причем в современных видах тары произведено 333,1 муб консервов, что составляет примерно 74% всей выпущенной продукции.
Значительный рост достигнут и в производстве продукции детского питания. В 2010 году выпущено 22,1 муб детского питания на плодоовощной основе, что на 32,5% больше, чем в 2009 году. Задание подпрограммы "Детское питание" президентской программы "Дети Беларуси" перевыполнено на 64%. А главное, все выпущенное плодоовощное детское питание произведено в современной стеклотаре. Это весомое достижение белорусских производителей, и оно по достоинству оценено потребителями.
На 30% возрос выпуск консервов импортозамещающего ассортимента - до 389 млн. условных банок.

- Действительно, консервы белорусских производителей все чаще стали занимать "золотые полки" торговых центров, замещая импортную продукцию. Над чем работают производители, чтобы привлечь покупателя, что новенького предлагают?
- Все большее внимание производители уделяют заготовке и переработке огурцов-корнишонов, которые пользуются хорошим спросом. Так, в прошлом году их выпуск увеличился на 5,4%. Поскольку 2010 год был урожайным на грибы, предприятия отрасли произвели из них консервов почти в 1,8 раза больше, чем в 2009 году. Выпуск консервов из фасоли возрос на 27,5%. И хотя фасоль еще приходится закупать за пределами республики, предприятия активно работают над удовлетворением потребностей внутреннего рынка.
У тех, кто внимательно читает состав ингредиентов на этикетке, большим спросом пользуются белорусские томатные соусы и кетчупы, так как в импортной томатной продукции присутствуют различные добавки (загустители, ароматизаторы, красители), отечественные производители остаются верны своим традициям, используя только натуральные составляющие. Объем производства соусов и кетчупов в прошлом году вырос почти на 21%. Но здесь еще нужно поработать над упаковкой, потому что сейчас это в основном стеклянные банки.
Недостаточно пока в Беларуси выпускается консервированной кукурузы. Ее изготавливают в ОАО "Туров", которое имеет и опыт выращивания. Отдельные заводы в небольшом объеме производят консервы из замороженной кукурузы, закупаемой за пределами республики.
С учетом сложных погодных условий, сложившихся в 2010 году для выращивания зеленого горошка, отдельными перерабатывающими предприятиями (Глубокский и Гродненский консервные заводы, Быховский консервно-овощесушильный завод) были приняты меры по дополнительной переработке сушеного и замороженного горошка. Обеспечен темп роста к прошлому году на уровне 110,9%.
Впервые за пять лет выполнено задание по производству томатов (на 4,1% больше, чем в 2009-м), и в ассортименте сегодня не только консервированные и маринованные томаты, но и в томатной заливке.
Расширился ассортимент детского питания. ОАО "Гамма вкуса" (известное ранее как Клецкий консервный завод) начало производить растительно-мясные консервы в тетра-паках объемом 200 мл, на Витебском плодоовощном комбинате освоили выпуск соковой продукции в такой же таре, на Малоритском консервно-овощесушильном комбинате - производство осветленных соков для детского питания. Причем основной акцент производители детского питания делают на выпуск пюре и соков с пониженным содержанием сахара или вообще без сахара. За 2010 год доля такой продукции составила около 30% общего объема выпуска.

- А удалось ли сократить импорт соков? Какова сейчас доля отечественной соковой продукции на рынке республики?
- В 2010 году произведено 286,7 муб соковой продукции (к ней относятся соки, нектары, сокосодержащие напитки, морсы), что на 39,3% больше, чем за 2009 год. Продажа соков отечественного производства постоянно растет. По данным статистики, только за январь-ноябрь 2010 года торговыми организациями реализовано 300,2 муб соков, или 125,8% к аналогичному периоду 2009 года. Удельный вес продажи магазинами соков отечественного производства составил 71,8%. Это уже неплохой показатель, так как всего два года назад соотношение импортной и отечественной соковой продукции было равным.

- Завоевывают ли белорусские предприятия зарубежный рынок? 
- Поставки на экспорт растут. Так, за 11 месяцев 2010 года экспорт плодоовощной консервированной продукции увеличился на 16% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, в том числе организациями концерна "Белгоспищепром" на экспорт отгружено на 40% больше продукции.
На внешний рынок поставляются обеденные, закусочные консервы, кабачковая икра, березовый сок, концентрированные соки. Кроме того, в Россию реализовывались плодоовощные пюре-полуфабрикаты асептического консервирования. Каждое предприятие имеет свои контракты на экспорт. К примеру, Быховский консервный завод успешно продает продукцию в Россию, прорабатывает вопросы о поставке в США, Малоритский консервно-овощесушильный комбинат реализует консервы в Россию и Украину.

- В прошлом году был хороший урожай многих овощей, но явно не хватало ягод. Как выходили из ситуации консервные предприятия?
- Организациями, производящими плодоовощную консервированную продукцию, было заготовлено 49,1 тыс.т овощного сырья, или на 14% больше, чем в 2009 году. Существенно увеличены объемы заготовки всех видов овощного сырья, за исключением огурцов и перцев. К примеру, тыквы заготовлено почти в 2 раза больше, фасоли обыкновенной - в 1,6 раза, кабачков - в 1,5 раза, свеклы столовой - в 1,3 раза, томатов - на 21% больше, капусты белокочанной - на 20%, зеленных (щавель, петрушка, укроп) - на 16%, овощного гороха - на 13%, спаржевой фасоли - на 11%, моркови - на 5%.
В 2010 году впервые осуществлялась заготовка и переработка цветной капусты и баклажанов. Принято на промышленную переработку 518 т грибов, что в 3,6 раза больше, чем в 2009 году.
Плодово-ягодного сырья также было заготовлено больше на 14% - 41,6 тыс.т. Причем предприятия отрасли стремились заготовить более разнообразное сырье, чтобы можно было расширить ассортимент выпускаемой продукции. По сравнению с 2009 годом объемы заготовки и переработки черноплодной рябины возросли в 4,1 раза, земляники садовой - в 2,1 раза. Было заготовлено малины в 1,7 раза больше, сливы и черной смородины - в 1,6 раза, груши - в 1,3 раза, красной смородины - в 1,2 раза больше. Кроме того, перерабатывались ежевика и шиповник.
Чтобы максимально загрузить производственные мощности и увеличить объемы выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной консервированной продукции, были приняты дополнительные меры по обеспечению сырьем. За предприятиями, на которых проведены реконструкция и переоснащение и имелась возможность увеличить объемы заготовок сырья, были закреплены конкретные производители с установленными объемами поставок.
Организациям, развивающим собственные сырьевые зоны, в 2010 году было предусмотрено выделение из областных бюджетов средств на закупку минеральных удобрений, средств защиты растений, приобретение и удешевление стоимости семян, горюче-смазочных материалов, закладку многолетних насаждений, а также осуществлялась передача им на условиях долгосрочной аренды техники и оборудования.
Были установлены рекомендуемые закупочные цены на сырье урожая 2010 года, поставляемое для промышленной переработки. Причем, учитывая погодные особенности (из-за засухи снизился урожай садовых и дикорастущих ягод, косточковых, в отдельных регионах наблюдалась низкая урожайность овощей), для того чтобы повысить материальную заинтересованность в сдаче продукции на консервные предприятия республики, эти закупочные цены неоднократно повышались.
Были доведены всем консервным заводам, в том числе прошедшим реконструкцию и вновь созданным, конкретные задания по заготовке плодово-ягодного и овощного сырья, разработаны недельные графики. Если в регионе кто-то отставал, то приходилось обращаться за помощью к председателям райисполкомов и горисполкомов, на которых была возложена персональная ответственность за выполнение заданий по заготовке сырья и загрузке мощностей предприятиями. Меры принимались сразу же - по-другому было просто нельзя. Наши специалисты контролировали поставки и оказывали предприятиям консультативную помощь.

- С 1 января 2011 года в силу вступили новые стандарты на плодоовощные консервы для детского питания. Оказались ли готовы к этому предприятия? Как скажется это на объемах производства и продажах, в том числе на экспорт?
- Производители детского питания перешли на требования, которые по показателям качества и безопасности гармонизированы с европейскими, еще в конце 2009 года. Они заблаговременно подготовились к производству продукции по новым стандартам. Переход проходил на каждом предприятии по своему плану: заранее были выработаны опытные партии продукции, которые сертифицированы по показателям качества и безопасности, заказаны этикетки и упаковки с новыми реквизитами, отработаны режимы стерилизации.
Сегодня отечественная плодоовощная продукция по всем показателям качества и безопасности отвечает европейским требованиям, имеет высокие органолептические показатели, что не раз доказано наградами на международных выставках и конкурсах.
К сожалению, экспорт детского питания пока еще незначительный - всего 348 туб (Россия, Украина, Казахстан). Однако предприятия-производители активно работают над продвижением выпускаемой продукции на внешний рынок.

- В течение всей прошедшей пятилетки велась модернизация консервных заводов. Что удалось сделать за это время?
- В 2010 году на реконструкцию и техническое переоснащение организаций консервной отрасли было направлено Br57,4 млрд., или в 6,2 раза больше запланированного. В целом за 2006-2010 годы вложено Br454,4 млрд., или в 1,5 раза больше задания (Br272,3 млрд.).
За период реализации программы создано немало новых производств по выпуску плодоовощных консервов и соковой продукции. В их числе - завод фруктовых напитков "ВДХ" в городе Высокое, "Вастега" в Бресте, "Старая крепость" в Бобруйске, "Вланпак" в Смолевичах. Появились новые производства на Барановичском комбинате пищевых продуктов, КСУП "Брилево", КСУП "Восток", на Гродненском консервном, Стародорожском и Столбцовском плодоовощных заводах, а также на Быховском консервно-овощесушильном заводе. Открыто новое производство быстрозамороженной продукции в Глусском райпо Могилевской области.
Проведено техническое переоснащение с установкой современного оборудования на Пружанском консервном заводе, Горынском агрокомбинате, Глубокском консервном заводе, в ОАО "Туров" и др. Введены в эксплуатацию комплексные линии по выпуску плодоовощных пюре-полуфабрикатов в асептической упаковке на Барановичском комбинате пищевых продуктов, Ельском и Гродненском консервных заводах, Стародорожском плодоовощном заводе.
И результаты техперевооружения, как видите, не заставили долго ждать.

- В нынешней пятилетке реализуется уже новая программа развития консервной отрасли. Что она собой представляет?
- Отраслевая программа производства консервированной продукции на 2011-2015 годы принята в октябре 2010-го. Ее основной целью является повышение эффективности работы перерабатывающих организаций и обеспечение окупаемости вложенных в реконструкцию финансовых средств за счет увеличения загрузки производственных мощностей, обеспечения дешевым качественным сырьем и выпуска конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке продукции.
Перед предприятиями, осуществившими реконструкцию и техническое переоснащение в предыдущей пятилетке, ставится задача к 2015 году достичь загрузки производственных мощностей не менее чем 90% и экспортировать 25-30% выпускаемой продукции.
Новой программой не предусмотрена значительная реконструкция и техническое переоснащение производств, потому что практически все предприятия были модернизированы в предыдущие пять лет. Сейчас нужно только наращивать объемы. В то же время в нынешней пятилетке продолжится реконструкция предприятий-производителей детского питания, некоторые заводы планируют провести переоснащение отдельных технологических линий.
В любом случае все предприятия отрасли и в дальнейшем будут стремиться к тому, чтобы порадовать белорусов всевозможными разносолами.

Татьяна ЛОБАС

Топ-новости
Свежие новости Беларуси