В сентябре на полигонах Беларуси и России прошли два совместных учения: "Боевое Содружество-2013" и "3апад-2013". Важнейшую роль в выполнении условной боевой задачи играли Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси. Каковы результаты прошедших учений? Предвидятся ли закупки вооружения для ВВС и войск ПВО? В каких условиях сегодня живут белорусские летчики и личный состав зенитных ракетных войск? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.
- Олег Николаевич, в сентябре прошло сразу два совместных учения: "Боевое Содружество-2013" на полигоне Ашулук в России и совместное стратегическое учение "3апад-2013", которое прошло в Беларуси и Калининградской области России. Участие в них принимали и белорусские Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Как вы оцениваете итоги каждого из этих учений? Как зарекомендовали себя белорусские ВВС и силы ПВО?
- В Ашулуке белорусские зенитные ракетные подразделения справились на оценку "отлично". Действительно, они порадовали результатами стрельб, а также слаженностью и четкостью своих действий. Были поражены все цели, которые назначались белорусским подразделениям.
В свою очередь наши радиотехнические войска выдавали радиолокационную информацию о воздушных объектах в районе учений не только на командные пункты белорусских зенитных ракетных войск, но и на командный пункт объединенного командования коалиционной группировки авиации и войск ПВО государств - участников СНГ в Кавказском регионе коллективной безопасности.
В частности, с наилучшей стороны себя показала радиолокационная станция (РЛС) дальнего обнаружения "Восток-Д". Она разработана белорусским открытым акционерным обществом "КБ Радар", в настоящее время завершается опытная эксплуатация РЛС, результатом которой будет принятие ее на вооружение Вооруженных Сил. Эта радиолокационная станция позволяет определять две координаты: азимут и дальность, а также распознавать классы воздушных целей. Чтобы поразить воздушную цель, необходимо иметь своевременную и достоверную информацию о ее местоположении. Используя информацию от РЛС "Восток-Д" командир зенитного ракетного подразделения или экипаж истребителя сокращает время для обнаружения цели огневыми средствами и дальнейшего ее поражения.
В ходе учения "3апад-2013" наши летчики на Су-25 и вертолетах Ми-24 и Ми-8 отрабатывали вопросы применения авиационных средств поражения на полигоне Гожский. С боевой задачей летчики справились успешно, за что получили благодарности от министра обороны Беларуси.
В целом нужно понимать, что хорошие результаты по итогам учений - это результат кропотливой работы, грамотной подготовки личного состава ВВС и войск ПВО, высокой ответственности наших военнослужащих. На полигонах нам удается опробовать технику в обстановке, максимально приближенной к боевой.
- Боевые стрельбы на Ашулуке осуществляли две батареи зенитных ракетных комплексов "Тор-М2", которые недавно прибыли в Беларусь. Известно, что к концу 2013 года к нам прибудет еще одна батарея этого современного вооружения. Значит ли это, что в белорусских Вооруженных Силах остались довольными этой техникой? Оправдывает ли она возложенные на нее ожидания? Насколько актуален для белорусских ВВС и войск ПВО вопрос модернизации техники?
- Две батареи "Тор-М2" успешно выполнили стрельбы, все мишени были поражены. При этом полностью подтвердились те характеристики, которые были заявлены производителем. Кроме того, у "Тор-М2" есть характеристики, которые максимально проявляются именно в условиях белорусской территории. В частности, в Беларуси разветвленная дорожная сеть и гусеничная техника имеет определенные ограничения в передвижении. В то же время колесная база комплекса, кстати, производства Минского завода колесных тягачей позволяет развивать комплексу высокую скорость и гарантирует его мобильность.
Успешные стрельбы - это не только ЗРК, но и подготовленный боевой расчет. Личный состав для первой батареи "Тор-М2" проходил обучение в России. Вместе с военнослужащими обучение прошли и преподаватели, которые сегодня уже в Беларуси обучают личный состав зенитных ракетных подразделений.
До конца года в Беларусь прибудет третья батарея ЗРК "Тор-М2" и мы сформируем полноценный дивизион, на вооружении которого будет стоять этот новый комплекс. В дальнейшей перспективе мы планируем продолжить перевооружение на "Торы", также ведутся переговоры с Российской Федерацией о поставках ЗРС С-400.
Что касается модернизации, на вооружении ВВС и войск ПВО состоят ЗРК, отвечающие современным требованиям, и их модернизация экономически не целесообразна. Взамен устаревших образцов производится закупка нового вооружения, кроме того, проводится работа по восстановлению ресурса ЗРК путем проведения капитального ремонта на предприятиях промышленности. Модернизацию самолетов МиГ-29 и Су-25 проводим на предприятиях государственного военно-промышленного комплекса.
Однако главное - это постоянная подготовка личного состава. Хорошая техника в руках варвара не покажет те характеристики, которые в нее заложены. В сущности, ВВС и войска ПВО Беларуси круглосуточно находятся в готовности выполнить задачи по предназначению. Даже в мирное время белорусские военнослужащие делают все возможное для того, чтобы выполнить задачу в самых критических условиях. Приведу один пример: в этом году на стрельбах на полигоне в России вышел из строя локатор обнаружения. И стал вопрос о переносе стрельб. Однако за ночь белорусские офицеры восстановили этот комплекс, и стрельба прошла успешно.
- Беларусь находится в самом центре Европы, и трудно представить, сколько воздушных судов каждую секунду пролетают в небе нашей страны. Как осуществляется контроль за ними и кто следит за безопасностью движения в белорусском небе?
- Задача контроля за полетами воздушных судов в воздушном пространстве Беларуси возложена на радиотехнические войска. Ими осуществляется контроль за пересечением Государственной границы Республики Беларусь воздушными судами, а также осуществляется контроль за использованием воздушного пространства над территорией страны. Мы располагаем информацией о планируемом времени и маршруте движения воздушных судов и контролируем их соблюдение.
Ежесуточно в воздушном пространстве Республики Беларусь пролетают до 1,5 тыс. воздушных судов. Каждому из них определяется воздушная трасса или маршрут, по которому они должны совершать полет. В силу форс-мажорных обстоятельств плановый маршрут воздушного судна может быть изменен в интересах его безопасности. Постоянно вдоль Государственной границы летают самолеты-вакцинаторы, которые разбрасывают мясо с вакциной для диких животных, чтобы избежать случаев заболевания животных бешенством и другими болезнями. Эти самолеты могут непреднамеренно нарушить Государственную границу. В этом случае дежурные силы ВВС и войск ПВО во взаимодействии с органами пограничной службы стараются разрешить ситуацию. Также для того чтобы избежать фактов нарушения Государственной границы, ежедневно осуществляется обмен информацией с соседними странами о полетах воздушных судов вблизи границы. Мы информируем соседей о том, какие самолеты, по каким маршрутам будут летать вдоль границы, они в свою очередь также предоставляют нам подобные сведения. Как правило, большая часть этой информации совпадает.
Однако существуют определенные сложности вследствие того, что если, к примеру, белорусские радиотехнические войска контролируют воздушное пространство полностью - от земли до стратосферы, то некоторые соседние страны контролируют только начиная с 1,5 тыс. м.
Бывают случаи, когда появляется воздушное судно, о котором нас не проинформировали - в этом случае при обнаружении воздушного судна вблизи Государственной границы оперативный дежурный ЦКП ВВС и войск ПВО осуществляет запрос и уточняет цель полета.
Другое дело - частная авиация. В Беларуси существуют определенные проблемы, в связи с тем, что к настоящему моменту более 100 воздушных судов уже закуплено в частные руки. Это легкомоторные самолеты, есть вертолеты. Некоторые нерадивые владельцы не выполняют требования действующего законодательства, в частности Воздушного кодекса. Экипаж любого воздушного судна в любом государстве должен уведомить местные органы управления воздушным движением о том, что он осуществляет полет. Прежде чем взлететь, пилот должен подать заявку на то, что он собирается осуществить полет. И только после получения разрешения он имеет право взлетать. Однако случается, что обнаруживается такой маленький частный самолетик, который взлетел без разрешения. В год фиксируется около 20 таких фактов. И в таких случаях военные взаимодействуют с Министерством внутренних дел. После посадки нарушителя задерживают, составляется акт об административном правонарушении. Причем постоянно в средствах массовой информации говорится о необходимости соблюдать порядок использования воздушного пространства. Но ситуация остается сложной.
Мы стараемся объяснить людям, что никто не запрещает использовать воздушное пространство. Любой может это делать. Сегодня такой подержанный самолет можно приобрести за $10-15 тыс. Обучиться можно в Минском авиационном колледже, получить сертификат, и все готово. Для полетов частных самолетов по Беларуси очень много площадок. Но летать нужно по определенным правилам - в воздухе тоже должен быть порядок. Точно так же, как правила должны соблюдаться на дорогах, определенные правила должны соблюдаться и в воздухе. Пока в Беларуси за нарушения небольшие штрафы, но тенденция идет к их увеличению. Есть и свои нюансы с законодательством, однако его стремятся усовершенствовать.
- Принято ли решение относительно дальнейшей судьбы самолетов Су-27, эксплуатация которых прекращена в Вооруженных Силах Беларуси? Что придет им на замену? Каковы планы по усилению Военно-воздушных сил Беларуси?
- В связи с окончанием назначенного ресурса самолетов Су-27 прекращена их эксплуатация в составе ВВС и войск ПВО.
С целью недопущения снижения боевого потенциала авиации планируется в перспективе перевооружение на истребители типа МиГ-35, Су-30. Для обеспечения своевременной подготовки летного и инженерно-технического состава и перевооружения планируется закупка в 2015 году самолетов типа Як-130.
Кроме того, рассматривается вариант по совместному боевому дежурству вместе с ВВС Российской Федерации с базированием в городе Барановичи. Предварительно от российской стороны для несения боевого дежурства прибудут самолеты Су-27, а также возможно привлечение авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50 ВВС Российской Федерации для совместной охраны границ Союзного государства. Работа в этом направлении продолжается. Дежурство будет организовано, возможно, в конце этого - начале следующего года. У нас с технической стороны все готово, осталось только приступить к практической реализации.
- Извечный вопрос для военнослужащих - квартирный. Как обстоят дела с обеспечением военнослужащих жильем? Насколько тяжела солдатская доля в современных белорусских ВВС и войсках ПВО?
- В Министерстве обороны проводится целенаправленная работа по улучшению жилищных условий военнослужащих, но есть проблемные вопросы. Например, исполнительным комитетом определена предельная стоимость жилья (стоимость квадратного метра, кредитуемого банком) в размере Br5,3 млн., когда реальная цена квадратного метра в зависимости от города и типа строящегося жилого дома достигает Br8-9 млн. Поэтому строительство жилья усложнено кредитованием офицера.
Некоторые банки отказывают в выделении дополнительного кредита на оставшуюся сумму, мотивируя это тем, что офицер, предоставляя справку о доходах, является некредитоспособным. Эта проблема очень актуальна для офицеров.
Кроме того, до 2015 года продлена специальная программа "Военный городок", которая осуществляется в войсках по приказу Министра обороны вот уже несколько лет. Руководством было определено, что, для того, чтобы что-то требовать от солдата, нужно создать ему соответствующие условия. Для этого в подразделениях идет ремонт, совершенствование быта, улучшение условий проживания личного состава. В ходе программы проводится ремонт столовых, казарм, командных пунктов, а также таких объектов инфраструктуры, как бани, спортивные площадки и другие объекты. Выделяются деньги на закупку бойлеров, сантехнического оборудования, душевых кабин и т.д. Во многих воинских частях эти работы уже проведены либо находятся на завершающей стадии. В нынешнем году были капитально отремонтированы и введены в строй солдатские столовые в 120-й и 740-й зенитных ракетных бригадах. Также в рамках программы мы решаем задачи оптимизации военных городков, то есть собираем разрозненные подразделения, которые можно разместить в одном военном городке. К примеру, в Лиде военный городок переносят на территорию аэродрома. Это позволяют сделать возможности инфраструктуры, есть свободные здания. Таким образом, можно оптимизировать затраты на содержание одного городка и больше средств вкладывать непосредственно в крупные военные гopoдки.
Проблемы, конечно, есть, и они решаются, может, не так быстро, как хотелось бы, но личный состав ВВС и войск ПВО готов в любых условиях выполнить задачу по предназначению.
Виталий ПЕТРОВИЧ
- Олег Николаевич, в сентябре прошло сразу два совместных учения: "Боевое Содружество-2013" на полигоне Ашулук в России и совместное стратегическое учение "3апад-2013", которое прошло в Беларуси и Калининградской области России. Участие в них принимали и белорусские Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Как вы оцениваете итоги каждого из этих учений? Как зарекомендовали себя белорусские ВВС и силы ПВО?
- В Ашулуке белорусские зенитные ракетные подразделения справились на оценку "отлично". Действительно, они порадовали результатами стрельб, а также слаженностью и четкостью своих действий. Были поражены все цели, которые назначались белорусским подразделениям.
В свою очередь наши радиотехнические войска выдавали радиолокационную информацию о воздушных объектах в районе учений не только на командные пункты белорусских зенитных ракетных войск, но и на командный пункт объединенного командования коалиционной группировки авиации и войск ПВО государств - участников СНГ в Кавказском регионе коллективной безопасности.
В частности, с наилучшей стороны себя показала радиолокационная станция (РЛС) дальнего обнаружения "Восток-Д". Она разработана белорусским открытым акционерным обществом "КБ Радар", в настоящее время завершается опытная эксплуатация РЛС, результатом которой будет принятие ее на вооружение Вооруженных Сил. Эта радиолокационная станция позволяет определять две координаты: азимут и дальность, а также распознавать классы воздушных целей. Чтобы поразить воздушную цель, необходимо иметь своевременную и достоверную информацию о ее местоположении. Используя информацию от РЛС "Восток-Д" командир зенитного ракетного подразделения или экипаж истребителя сокращает время для обнаружения цели огневыми средствами и дальнейшего ее поражения.
В ходе учения "3апад-2013" наши летчики на Су-25 и вертолетах Ми-24 и Ми-8 отрабатывали вопросы применения авиационных средств поражения на полигоне Гожский. С боевой задачей летчики справились успешно, за что получили благодарности от министра обороны Беларуси.
В целом нужно понимать, что хорошие результаты по итогам учений - это результат кропотливой работы, грамотной подготовки личного состава ВВС и войск ПВО, высокой ответственности наших военнослужащих. На полигонах нам удается опробовать технику в обстановке, максимально приближенной к боевой.
- Боевые стрельбы на Ашулуке осуществляли две батареи зенитных ракетных комплексов "Тор-М2", которые недавно прибыли в Беларусь. Известно, что к концу 2013 года к нам прибудет еще одна батарея этого современного вооружения. Значит ли это, что в белорусских Вооруженных Силах остались довольными этой техникой? Оправдывает ли она возложенные на нее ожидания? Насколько актуален для белорусских ВВС и войск ПВО вопрос модернизации техники?
- Две батареи "Тор-М2" успешно выполнили стрельбы, все мишени были поражены. При этом полностью подтвердились те характеристики, которые были заявлены производителем. Кроме того, у "Тор-М2" есть характеристики, которые максимально проявляются именно в условиях белорусской территории. В частности, в Беларуси разветвленная дорожная сеть и гусеничная техника имеет определенные ограничения в передвижении. В то же время колесная база комплекса, кстати, производства Минского завода колесных тягачей позволяет развивать комплексу высокую скорость и гарантирует его мобильность.
Успешные стрельбы - это не только ЗРК, но и подготовленный боевой расчет. Личный состав для первой батареи "Тор-М2" проходил обучение в России. Вместе с военнослужащими обучение прошли и преподаватели, которые сегодня уже в Беларуси обучают личный состав зенитных ракетных подразделений.
До конца года в Беларусь прибудет третья батарея ЗРК "Тор-М2" и мы сформируем полноценный дивизион, на вооружении которого будет стоять этот новый комплекс. В дальнейшей перспективе мы планируем продолжить перевооружение на "Торы", также ведутся переговоры с Российской Федерацией о поставках ЗРС С-400.
Что касается модернизации, на вооружении ВВС и войск ПВО состоят ЗРК, отвечающие современным требованиям, и их модернизация экономически не целесообразна. Взамен устаревших образцов производится закупка нового вооружения, кроме того, проводится работа по восстановлению ресурса ЗРК путем проведения капитального ремонта на предприятиях промышленности. Модернизацию самолетов МиГ-29 и Су-25 проводим на предприятиях государственного военно-промышленного комплекса.
Однако главное - это постоянная подготовка личного состава. Хорошая техника в руках варвара не покажет те характеристики, которые в нее заложены. В сущности, ВВС и войска ПВО Беларуси круглосуточно находятся в готовности выполнить задачи по предназначению. Даже в мирное время белорусские военнослужащие делают все возможное для того, чтобы выполнить задачу в самых критических условиях. Приведу один пример: в этом году на стрельбах на полигоне в России вышел из строя локатор обнаружения. И стал вопрос о переносе стрельб. Однако за ночь белорусские офицеры восстановили этот комплекс, и стрельба прошла успешно.
- Беларусь находится в самом центре Европы, и трудно представить, сколько воздушных судов каждую секунду пролетают в небе нашей страны. Как осуществляется контроль за ними и кто следит за безопасностью движения в белорусском небе?
- Задача контроля за полетами воздушных судов в воздушном пространстве Беларуси возложена на радиотехнические войска. Ими осуществляется контроль за пересечением Государственной границы Республики Беларусь воздушными судами, а также осуществляется контроль за использованием воздушного пространства над территорией страны. Мы располагаем информацией о планируемом времени и маршруте движения воздушных судов и контролируем их соблюдение.
Ежесуточно в воздушном пространстве Республики Беларусь пролетают до 1,5 тыс. воздушных судов. Каждому из них определяется воздушная трасса или маршрут, по которому они должны совершать полет. В силу форс-мажорных обстоятельств плановый маршрут воздушного судна может быть изменен в интересах его безопасности. Постоянно вдоль Государственной границы летают самолеты-вакцинаторы, которые разбрасывают мясо с вакциной для диких животных, чтобы избежать случаев заболевания животных бешенством и другими болезнями. Эти самолеты могут непреднамеренно нарушить Государственную границу. В этом случае дежурные силы ВВС и войск ПВО во взаимодействии с органами пограничной службы стараются разрешить ситуацию. Также для того чтобы избежать фактов нарушения Государственной границы, ежедневно осуществляется обмен информацией с соседними странами о полетах воздушных судов вблизи границы. Мы информируем соседей о том, какие самолеты, по каким маршрутам будут летать вдоль границы, они в свою очередь также предоставляют нам подобные сведения. Как правило, большая часть этой информации совпадает.
Однако существуют определенные сложности вследствие того, что если, к примеру, белорусские радиотехнические войска контролируют воздушное пространство полностью - от земли до стратосферы, то некоторые соседние страны контролируют только начиная с 1,5 тыс. м.
Бывают случаи, когда появляется воздушное судно, о котором нас не проинформировали - в этом случае при обнаружении воздушного судна вблизи Государственной границы оперативный дежурный ЦКП ВВС и войск ПВО осуществляет запрос и уточняет цель полета.
Другое дело - частная авиация. В Беларуси существуют определенные проблемы, в связи с тем, что к настоящему моменту более 100 воздушных судов уже закуплено в частные руки. Это легкомоторные самолеты, есть вертолеты. Некоторые нерадивые владельцы не выполняют требования действующего законодательства, в частности Воздушного кодекса. Экипаж любого воздушного судна в любом государстве должен уведомить местные органы управления воздушным движением о том, что он осуществляет полет. Прежде чем взлететь, пилот должен подать заявку на то, что он собирается осуществить полет. И только после получения разрешения он имеет право взлетать. Однако случается, что обнаруживается такой маленький частный самолетик, который взлетел без разрешения. В год фиксируется около 20 таких фактов. И в таких случаях военные взаимодействуют с Министерством внутренних дел. После посадки нарушителя задерживают, составляется акт об административном правонарушении. Причем постоянно в средствах массовой информации говорится о необходимости соблюдать порядок использования воздушного пространства. Но ситуация остается сложной.
Мы стараемся объяснить людям, что никто не запрещает использовать воздушное пространство. Любой может это делать. Сегодня такой подержанный самолет можно приобрести за $10-15 тыс. Обучиться можно в Минском авиационном колледже, получить сертификат, и все готово. Для полетов частных самолетов по Беларуси очень много площадок. Но летать нужно по определенным правилам - в воздухе тоже должен быть порядок. Точно так же, как правила должны соблюдаться на дорогах, определенные правила должны соблюдаться и в воздухе. Пока в Беларуси за нарушения небольшие штрафы, но тенденция идет к их увеличению. Есть и свои нюансы с законодательством, однако его стремятся усовершенствовать.
- Принято ли решение относительно дальнейшей судьбы самолетов Су-27, эксплуатация которых прекращена в Вооруженных Силах Беларуси? Что придет им на замену? Каковы планы по усилению Военно-воздушных сил Беларуси?
- В связи с окончанием назначенного ресурса самолетов Су-27 прекращена их эксплуатация в составе ВВС и войск ПВО.
С целью недопущения снижения боевого потенциала авиации планируется в перспективе перевооружение на истребители типа МиГ-35, Су-30. Для обеспечения своевременной подготовки летного и инженерно-технического состава и перевооружения планируется закупка в 2015 году самолетов типа Як-130.
Кроме того, рассматривается вариант по совместному боевому дежурству вместе с ВВС Российской Федерации с базированием в городе Барановичи. Предварительно от российской стороны для несения боевого дежурства прибудут самолеты Су-27, а также возможно привлечение авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50 ВВС Российской Федерации для совместной охраны границ Союзного государства. Работа в этом направлении продолжается. Дежурство будет организовано, возможно, в конце этого - начале следующего года. У нас с технической стороны все готово, осталось только приступить к практической реализации.
- Извечный вопрос для военнослужащих - квартирный. Как обстоят дела с обеспечением военнослужащих жильем? Насколько тяжела солдатская доля в современных белорусских ВВС и войсках ПВО?
- В Министерстве обороны проводится целенаправленная работа по улучшению жилищных условий военнослужащих, но есть проблемные вопросы. Например, исполнительным комитетом определена предельная стоимость жилья (стоимость квадратного метра, кредитуемого банком) в размере Br5,3 млн., когда реальная цена квадратного метра в зависимости от города и типа строящегося жилого дома достигает Br8-9 млн. Поэтому строительство жилья усложнено кредитованием офицера.
Некоторые банки отказывают в выделении дополнительного кредита на оставшуюся сумму, мотивируя это тем, что офицер, предоставляя справку о доходах, является некредитоспособным. Эта проблема очень актуальна для офицеров.
Кроме того, до 2015 года продлена специальная программа "Военный городок", которая осуществляется в войсках по приказу Министра обороны вот уже несколько лет. Руководством было определено, что, для того, чтобы что-то требовать от солдата, нужно создать ему соответствующие условия. Для этого в подразделениях идет ремонт, совершенствование быта, улучшение условий проживания личного состава. В ходе программы проводится ремонт столовых, казарм, командных пунктов, а также таких объектов инфраструктуры, как бани, спортивные площадки и другие объекты. Выделяются деньги на закупку бойлеров, сантехнического оборудования, душевых кабин и т.д. Во многих воинских частях эти работы уже проведены либо находятся на завершающей стадии. В нынешнем году были капитально отремонтированы и введены в строй солдатские столовые в 120-й и 740-й зенитных ракетных бригадах. Также в рамках программы мы решаем задачи оптимизации военных городков, то есть собираем разрозненные подразделения, которые можно разместить в одном военном городке. К примеру, в Лиде военный городок переносят на территорию аэродрома. Это позволяют сделать возможности инфраструктуры, есть свободные здания. Таким образом, можно оптимизировать затраты на содержание одного городка и больше средств вкладывать непосредственно в крупные военные гopoдки.
Проблемы, конечно, есть, и они решаются, может, не так быстро, как хотелось бы, но личный состав ВВС и войск ПВО готов в любых условиях выполнить задачу по предназначению.
Виталий ПЕТРОВИЧ