ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 июля 2012, 12:01

Введение механизма государственного соцзаказа знаменует новый этап в развитии системы соцобслуживания

Социальная помощь, пусть в самом примитивном виде, существовала в человеческом сообществе с доисторических времен (племена худо-бедно поддерживали нуждающихся в крове и пище сородичей). Фактически это были робкие ростки будущих систем соцобслуживания. А с появлением государственности помощь и соцуслуги больным и убогим стали относительно регулярными и системными. Впоследствии в результате эволюции государственная система социального обслуживания населения фактически превратилась в монополиста на рынке соцуслуг. При этом параллельно шла деятельность общественных организаций в аналогичном направлении. Но время диктует свои законы - назрела необходимость объединения этих усилий, и точкой пересечения этих параллельных призван стать государственный социальный заказ.

Введение нового для нашей страны механизма регламентировано законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания". Нормативный правовой акт, принятый нынешней весной Палатой представителей в двух чтениях и в июне одобренный Советом Республики, подписан Президентом 13 июля нынешнего года. Закон вступает в силу с 1 января 2013 года. О его главной новации - государственном социальном заказе - в беседе корреспондента БЕЛТА с председателем Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Антониной Моровой.

- Антонина Петровна, уже не оспаривается утверждение, что социальный капитал (способность людей к самоорганизации для совместных действий) является мощным фактором развития любой страны.

- Дело в том, что в складывающихся в мире социально-демографических условиях социальное партнерство становится своеобразным двигателем прогресса. Ведь с учетом нарастающих по объему и сложности социальных задач государству сложно справиться с их решением в одиночку. И возможность использования социального капитала становится своеобразной палочкой-выручалочкой. Фактически государство делегирует некоммерческим организациям часть своих социальных функций (вместе с финансовой поддержкой) и при этом делит с обществом, бизнесом и гражданами социальную ответственность.

Время патерналистской (от слов покровительство, опека) модели социальной политики уходит. Пришла пора переходить к политике социального партнерства, к субсидиарной модели, когда ответственность за решение социальных проблем распределяется между государством, обществом и самими гражданами. И государственный соцзаказ - краеугольный элемент этой новой модели.

- В чем его суть?

- Это вид социального партнерства, который по-новому ставит вопросы о финансировании из бюджета общественно полезной деятельности некоммерческих организаций (НКО). Госсоцзаказ, подчеркну, работает в рамках государственно-частного партнерства.

Реализация государственного социального заказа приведет к увеличению спектра соцуслуг и их объема, усилению их адресности и доступности, а также к улучшению качества. Укрепится взаимодействие государства и общественных организаций, что приведет в итоге к дальнейшему развитию в стране гражданского общества.

Как известно, социальная ответственность за помощь престарелым и инвалидам в СССР и соцобслуживание была возложена на государство. И этот принцип перешел в наследство суверенной Беларуси. На начальном этапе он себя оправдывал, однако назрела необходимость выхода на новый уровень - социального партнерства.

По классификации ООН, население страны считается старым, если 7% граждан превысили 65-летний рубеж. В Беларуси данный показатель - почти 14%, то есть вдвое выше. Каждый четвертый житель страны - пенсионер, в республике насчитывается более полумиллиона инвалидов. Наблюдается и так называемый феномен двойного старения: стареют и сами инвалиды, и люди, осуществляющие за ними уход (опекуны, родители) - впоследствии они уже не могут ухаживать за инвалидами и сами нуждаются в помощи извне. Поскольку в Беларуси увеличивается средняя продолжительность жизни, то больше становится одиноких и одиноко проживающих стариков. Все это свидетельствует о неизбежном росте спроса на социальные услуги.

- Насколько мне известно, идея о необходимости введения механизма государственного социального заказа выдвигалась уже несколько лет назад. Наиболее активными проводниками этой инициативы были общественные организации. Госструктуры же относились к ней с некоторой прохладцей, а то и предубеждением...

- Действительно, путь от инициативы до ее законодательного воплощения был тернистым. Эту главу даже хотели исключить из готовящегося законопроекта. Однако Национальный центр законодательства и правовых исследований изучил опыт других стран СНГ - Кыргызстана, Казахстана, Украины и Российской Федерации, где эта новая социальная технология уже позитивно зарекомендовала себя, - и было признано целесообразным осуществить пилотный проект в Беларуси.

Его реализацией занялось МПОО "Акт". Проект стартовал в 2011 году в Гомельской области в рамках проекта ПРООН "Обеспечение всеобщего доступа ключевых пострадавших групп населения в Беларуси к профилактике, лечению и уходу в связи с ВИЧ", поддержанного Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФ). МПОО "Акт" провело конкурсы общественно полезных проектов по профилактике ВИЧ-инфекции в четырех наиболее неблагополучных по этой проблеме районах - Светлогорском, Жлобинском, Речицком и Калинковичском. Всего было подано 25 заявок, из них 28% - от государственных некоммерческих организаций и 72% - от общественных объединений. На основании решения конкурсных комиссий с лучшими проектантами заключался многосторонний договор. Основным источником финансирования являлись средства местного бюджета и ГФ. 

Пилотный проект завершился успешно. Всего было проведено 113 разноплановых мероприятий по профилактике ВИЧ, в которых приняли участие более 6,7 тыс. человек. Важным результатом стало появление новых услуг, усовершенствованных подходов, современных технологий в профилактической работе.

Таким образом, целесообразность законодательного закрепления государственного социального заказа была подтверждена и теоретически, и практически.

В новом законе обозначены его цели, задачи и принципы, регламентированы полномочия, права и обязанности госзаказчика и исполнителя государственного социального заказа, взаимодействие государства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании социальных услуг.

- Кстати, государственный заказ, если не ошибаюсь, в Беларуси все же существует, пусть и несколько в ином виде...

- Вы правы. Речь идет о госзаказе для молодежных и детских объединений по реализации проектов в области молодежной политики.

- Вопрос финансирования традиционно один из самых деликатных. Из какого источника преимущественно будут выделяться деньги на альтернативные государственным соцуслуги?

- В качестве источника финансирования предполагаются местные бюджеты.

Хочу подчеркнуть, что государственный социальный заказ - и в этом еще одно его преимущество - позволит эффективно использовать денежные средства. Понятно, что победителем конкурса будет тот соискатель, который предложит более качественные услуги при максимально экономичном подходе к их оказанию. Кстати, зарубежный опыт показывает, что стоимость услуг, предоставляемых НКО, даже ниже, чем у государственных агентств.

Более того, госсоцзаказ позволит привлекать некоммерческие организации к оказанию социальных услуг в тех населенных пунктах, где отсутствуют госорганизации соцобслуживания и их создание экономически нецелесообразно. Согласитесь, это тоже статья экономии денежных ресурсов.

На мой взгляд, введение нового механизма в системе соцобслуживания станет стимулом и для привлечения в этот сегмент средств зарубежных инвесторов.

А по большому счету, в настоящее время в мире формируется новая парадигма социально-экономического развития. Если конкурентоспособность раньше определялась или по цене, или по качеству, то теперь она исходит из баланса того и другого. Вспомните, раньше китайская продукция шла на ура у множества потребителей, привлеченных мизерной ценой. При этом, скажем, Швеция и Германия держали марку высокого качества при довольно значительной цене. Теперь же лидерами будут те, кто конкурентоспособен и по цене, и по качеству. Поэтому в странах мира появляются новые механизмы. Они касаются как производства и реализации товаров и услуг, так и подготовки компетентных кадров, которых принимают на работу в соответствии с их реальными знаниями и умениями, а не исходя только лишь из соответствующего диплома.

Госсоцзаказ - в русле таких новых веяний, ведь в его основе - конкурентная борьба, а критерии естественного отбора - цена и качество.

- В разных странах по-разному работает механизм оплаты социальных услуг из бюджета: где-то применяется авансирование, где-то оплата по факту. А как планируется в Беларуси?

- Это в законе не прописано. В оставшиеся до вступления его в силу несколько месяцев предстоит разработать нормативные документы, регламентирующие многие вопросы, в том числе и этот.

На мой взгляд, было бы целесообразно использовать оба способа оплаты - в зависимости от вида соцуслуг.

- Конкурсы тоже будут проводить местные власти?

- Да. И это логично: где как не на местах лучше знать потребности людей в соцуслугах исходя из особенностей развития территорий?!

Например, в Брестской области, я полагаю, будут больше востребованы услуги нянь - здесь больше, чем в других регионах, многодетных семей. А в Витебской области больший спрос на уход за престарелыми - в этом регионе самое старое население и много малонаселенных деревень. Но это только поверхностный взгляд, исходя из общих тенденций. А на местах будут конкретные проекты, рассчитанные в том числе и на узкий социальный потребительский сегмент.

Следует также иметь в виду, что госзаказ будет формироваться не только на оказание социальных услуг, но и на реализацию социальных проектов.

Уверена в правильности того, что данное решение отдано на откуп местным властям. А координатором будет выступать Министерство труда и социальной защиты, что также вполне справедливо, ведь именно это министерство выступило инициатором введения госсоцзаказа.
 
- Госсоцзаказ, как мне представляется, - это махина, которую будет тяжело сдвинуть с места. Тем более что опыта его организации в стране нет...

- В этих условиях особое значение придается обучению. Причем будут учиться и те, кто организует конкурсы - представители госзаказчика, и претенденты - представители НКО.

Формирование любого нового алгоритма работы - процесс трудный и длительный. Но цель того стоит.

- Интересно, кто будет контролером количества и качества оказываемых услуг?

- Конечно, пристрастными контролерами будут сами потребители социальных услуг, где это возможно. Но глобально функции контроля возложены на государственного заказчика, в основном это профильные комитеты местных исполкомов.

- А нет ли опасения, что в конкурсе будет особенно и некому участвовать?

- Уверена в обратном. В Беларуси немало НКО, которые уже зарекомендовали себя качеством предоставляемых услуг и могут составить достойную конкуренцию социальному бюджетному сектору. Кроме того, если государственная социальная поддержка оказывается в основном категориально (например, престарелым и инвалидам в доме-интернате), то НКО отличаются индивидуализированным и специализированным подходом.

Например, тяжело и безнадежно больным помощь оказывают "Белорусский детский хоспис", "Городской центр паллиативной помощи и организации сестринского дела", детям с особенностями психофизического развития и их семьям  - "Особое детство", сиротам - "Белорусский фонд SOS - детская деревня", общественное объединение опекунов и детей-сирот "Надежда", многодетным родителям - общественное объединение многодетных семей "Семья - Я", "Белорусская ассоциация многодетных родителей", пострадавшим от различных видов насилия - "Ла Страда", Белорусское общество Красного Креста. И этот перечень можно продолжать...

Есть и такой нюанс. В настоящее время существуют ограничения на оказание услуг социальными работниками госсектора. В частности речь идет о психически нездоровых людях, проживающих в своем жилье, а не в стационарах, о больных активной формой туберкулеза или СПИДом. Получается, что эти люди объективно выпадают из поля зрения государственного сектора соцуслуг. А после введения госсоцзаказа такие услуги будут с финансовой поддержкой из бюджета оказывать специально обученные представители общественных организаций и волонтеры.

Знаете, у многих НКО накоплен очень серьезный опыт работы с отдельными категориями граждан. Общественные объединения зачастую и создавались для того, чтобы сообща реагировать на какую-то острую проблему, будь то матери против наркотиков или родители детей с синдромом Дауна, с ДЦП. Их специфические навыки и умения, приобретенные в том числе на зарубежных стажировках, дорогого стоят!

Поэтому еще одним плюсом нового механизма является развитие инновационных форм социальной защиты на основе поддержки общественных инициатив.

- А высказывали ли свое отношение к законодательному регулированию госсоцзаказа общественные организации - будущие партнеры государства по оказанию соцуслуг?

- Профильными комиссиями Палаты представителей и Совета Республики проводился семинар с приглашением представителей НКО. И они высказали свое одобрение.

Таким образом, Беларусь находится на этапе формирования рынка социальных услуг. Время покажет, насколько гармонично вольются в этот рынок некоммерческие организации и каким будет КПД этого процесса.

Елена ПРУС

Топ-новости
Свежие новости Беларуси