Вступительные испытания - кампания исключительно важного социального звучания, поскольку ее проведение и результаты затрагивают интересы абитуриентов и их родителей, родственников, преподавателей, учреждений образования и т.д. - практически всего общества. Это не только проверка знаний и умений абитуриентов, не только индикатор качества обучения, но и фактически государственный экзамен на справедливость, который сдает власть, в первую очередь, перед юными гражданами, которые вступают во взрослую жизнь. О том, как организована вступительная кампания и что нуждается в корректировке, какие обращения поступают от абитуриентов и их родителей, какой будет стоимость платного обучения в новом учебном году, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала вице-премьер, председатель Государственной комиссии по контролю за вступительными испытаниями 2015 года Наталья Кочанова.
- Наталья Ивановна, на первом заседании госкомиссии по контролю за вступительными испытаниями 2015 года вы поставили задачу так организовать работу, чтобы не дать никаких шансов желающим попасть в вуз с черного хода. Можно ли сказать, что это удалось сделать?
- В Беларуси закончился этап централизованного тестирования, завершился прием документов для поступления в вузы на бюджет на дневную и заочную формы обучения (за исключением заочной формы в сельхозвузы), идет прием документов на платную форму обучения, в учреждениях высшего образования проводятся вступительные испытания на специальности, на которых предусмотрены экзамены по творчеству, физической культуре и литературе, а также для выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих на сокращенный срок обучения.
По итогам первого этапа вступительной кампании могу с уверенностью сказать: получить студенческий билет без прочных знаний в обход закона никто не сможет. И надеюсь, что смогу это повторить после завершения всех этапов кампании.
Основной задачей комиссии является контроль за предоставлением абитуриентам равных возможностей при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования республики. Эта задача выполняется на самом высоком уровне, комиссии по контролю за ходом вступительных испытаний работают слаженно и четко, в соответствии с возложенными на них функциями. Я лично убедилась в этом, посещая университеты, где проходило централизованное тестирование. Кстати, обращений в госкомиссию от абитуриентов и родителей по вопросу организации ЦТ не поступало.
- За последние пять лет не было выявлено фактов коррупции при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования. Нынешняя вступительная кампания не станет исключением?
- На данном этапе ни одного такого факта не выявлено. Вступительная кампания проходит в полном соответствии с установленным порядком. Хочу заверить, что процедура зачисления на обучение будет такой же демократичной и гласной, как и предыдущие этапы кампании.
- Как вы оцениваете созданный в Беларуси механизм формирования студенческой аудитории, нуждается ли он в дальнейшем совершенствовании?
- Уверена: идеальной системы образования, равно как и идеального механизма приема на обучение, нет ни в одном государстве мира, поэтому совершенствование - закономерный процесс для любой страны. Вопрос в том, что делать это надо продуманно, поэтапно, с учетом мирового опыта и национальных особенностей.
При проведении встреч с педагогическими работниками приглашаю их к откровенному разговору о том, какие у них есть вопросы, предложения, пожелания по совершенствованию системы образования. Ряд важных и интересных предложений будет рассмотрен в ходе доработки проекта закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании (планируется представить в Палату представителей Национального собрания в декабре текущего года. - Прим. БЕЛТА).
Что касается итогов централизованного тестирования, то участие в нем приняли 99 тыс. 177 человек. Традиционно задают вопрос, сколько среди них иностранных граждан. Это не секрет: ЦТ сдавали 599 иностранцев, из которых 435 человек имеют вид на жительство в Беларуси, 164 - предъявили паспорт иностранного гражданина (в том числе 112 - российский). Среди тех, кто сдавал ЦТ, 47,42% окончили учреждения общего среднего образования и 19,23% - учреждения среднего специального и профессионально-технического образования в 2015 году, 33,27% - выпускники учебных учреждений прошлых лет.
За нарушения - преимущественно наличие мобильных телефонов в аудитории - отстранено от прохождения ЦТ 12 человек (в прошлом году 25). И причина - не невнимательность или забывчивость абитуриентов, ведь их неоднократно предупреждали перед началом ЦТ по каждому предмету. Обидно, что из-за этого ребята лишились права поступления в нынешнем году, но надеюсь, что они извлекут из этого урок на будущее.
По медицинским показаниям тестирование не прошли 12 абитуриентов. Им была предоставлена возможность сдать ЦТ в резервный день.
Радует, что количество абсолютных результатов - 100 баллов (277) в этом году более чем в 2 раза превышает прошлогоднее (122). Причем 11 абитуриентов получили максимальные результаты по 2 предметам.
- Раз уж поговорили об отличниках, то логично привести цифры и по неудовлетворительным оценкам.
- Не преодолели порог по русскому и белорусскому языкам, установленный для участия в конкурсе при поступлении в вузы, 7 тыс. 770 человек. Тестовый балл ниже необходимого для участия в конкурсном отборе по русскому и белорусскому языкам и первому профильному предмету имеют 35 тыс. 205 абитуриентов, в том числе 2 тыс. 31 абитуриент не преодолел порогового значения одновременно по трем учебным предметам, 10 тыс. 572 - по двум, 22 тыс. 602 - по одному учебному предмету. Тестовый балл ниже необходимого для участия в конкурсном отборе в вузы по русскому и белорусскому языкам и второму профильному предмету имеют 20 тыс. 274 абитуриента, в том числе 539 абитуриентов не преодолели порогового значения одновременно по трем учебным предметам, 3 тыс. 738 - по двум, 15 тыс. 997 - по одному учебному предмету. В 237 случаях абитуриенты по результатам выполнения тестов получили 0 баллов, в том числе 225 тестируемых - по одному учебному предмету, 6 абитуриентов - по двум учебным предметам.
При этом, подчеркну, ЦТ сдали в целом лучше, чем в прошлом году.
- Есть ли информация о том, выпускники каких типов учреждений образования продемонстрировали на ЦТ более крепкие знания?
- Как показывает анализ, лучший средний балл - у выпускников гимназий и лицеев, на следующей позиции - выпускники средних общеобразовательных школ, потом - выпускники учреждений среднего специального образования и выпускники прошлых лет. Необходимо отметить, что вводимое в учреждениях общего среднего образования профильное обучение позволит повысить качество подготовки и, как следствие, результативность централизованного тестирования.
- Централизованное тестирование как форма проведения вступительных испытаний уже доказала свою объективность, хотя нравится не всем абитуриентам и родителям. Каково ваше отношение к ЦТ?
- На мой взгляд, централизованное тестирование является объективной формой проверки знаний: все абитуриенты находятся в равных условиях, отработан механизм действий, определены четкие правила игры. Эта система оценки знаний исключает любые коррупционные явления и субъективные перекосы.
- Но при этом постоянно приходится слышать, что ЦТ сдать на высокий балл невозможно без занятий с репетитором. Понятно, что не у каждой семьи есть деньги для оплаты их услуг. Получается, что абитуриенты имеют все-таки разные стартовые позиции: у одних за плечами только школьная программа, у других - оплаченное родителями репетиторство.
- Этот вопрос очень злободневный. Я неоднократно обсуждала его на встречах с работниками сферы образования и убеждена, что если в школе хорошие педагоги-предметники, то репетиторы не нужны. Репетитор в большей степени ориентирован на подготовку к ЦТ, в то время как настоящий школьный учитель стремится дать ученикам знания. И мы видим это по результатам прошедшего ЦТ: в школах, где, например, хороший учитель по физике, - есть и победители, и участники предметных олимпиад, и выпускники со 100 баллами в сертификате, и большой процент поступающих в высшие учебные заведения. Кстати, в этом году довольно быстро укомплектовались педагогические вузы. Среди подавших документы много медалистов, ребят с хорошими оценками. Это свидетельствует о том, что престиж учительского труда повышается. В том числе благодаря тому вниманию, которое оказывается этой сфере на уровне Президента и правительства.
- В нескольких белорусских вузах "недосчитались" заявлений, ожидается дополнительный набор на бюджетные места. Будет ли понижена нижняя планка отрицательных отметок при проведении дополнительного набора? И стоит ли изменить план набора на вступительную кампанию 2016 года?
- В настоящее время остаются вакантными более 350 бюджетных мест в 11 вузах. Наибольшее количество незаполненных бюджетных мест в Витебском государственном технологическом университете, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Белорусско-Российском университете, Гомельском государственном техническом университете имени П.О.Сухого. В конкурсе при проведении дополнительного набора смогут принять участие абитуриенты, сдавшие необходимые вступительные испытания на удовлетворительные оценки. Планка отметок, приравниваемых к неудовлетворительным, понижаться не будет.
План набора в следующем году будет скорректирован не только исходя из результатов нынешней вступительной кампании, но и потребностей отраслей экономики. В частности, в перспективе потребуются кадры по высокотехнологичным специальностям, например, с учетом создания производств в Китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень".
- Сколько зарегистрировано обращений в госкомиссию по контролю за вступительными испытаниями? Были ли обоснованные жалобы?
- С момента создания госкомиссии поступило 43 письменных и устных обращения. Рассматриваем их оперативно, действуя в соответствии с законодательством, и при этом максимально учитываем интересы абитуриентов. Приведу пример. Поступило обращение от женщины, которая никак не могла поверить, что ее сын заслуженно получил низкий балл теста, и просила предъявить оригинал выполненного им задания. Пошли навстречу - в Республиканском институте контроля знаний ей и сыну показали работу. Вопрос отпал сам собой - тестовые задания были выполнены действительно плохо, баллы тестирования были объективны.
К слову, повторных обращений не было.
- Когда будут подведены окончательные итоги вступительной кампании?
- В конце августа после зачисления на все формы обучения в вузы и ссузы. Хочу заверить, что они будут столь же доступны широкой публике, как и результаты ЦТ.
- Наталья Ивановна, вы впервые стали председателем государственной комиссии по контролю за вступительными испытаниями. На ваш взгляд, какие изменения нужно внести в работу комиссии?
- Председатель и члены государственной комиссии традиционно по итогам работы готовят отчет, в котором найдут отражение предложения по ее деятельности и который будет представлен главе государства.
- Поступить в вуз или ссуз - очень важно. Но станет ли диплом об окончании учреждения образования для молодых людей безусловным пропуском в трудовую деятельность?
- К сожалению, на рынке труда республики наблюдается дефицит одних кадров и переизбыток других. Решение этой проблемы требует комплексного подхода. Необходимо создание оптимальной системы подготовки кадров различных профессий и специальностей с учетом перспективных потребностей экономики и развития демографической ситуации.
Нужно улучшить профориентационную работу, чтобы ребята в старших классах знали, какие предприятия, учреждения, организации есть в стране, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда. В этом поможет и профильное образование, которое предусматривает изучение отдельных предметов с 10 класса на повышенном уровне и проведение профессионально-ориентированных факультативных занятий, а также конкурсный отбор учащихся. В то же время сохранится возможность обучения учащихся в 10-х классах на базовом уровне.
- И еще об одной новации. В СМИ промелькнула информация о том, что якобы с сентября текущего года должность ректоров вузов будет выборной. Так ли это?
- Претенденты на должность ректора должны будут представить совету вуза свою программу действий. По итогам рассмотрения представленных программ совет направит предложения в Министерство образования, которое проведет оценку кандидатур по ряду критериев для их назначения в соответствии с законодательством. Поэтому речь идет об отборе кандидатов исходя из программы их действий.
- Наталья Ивановна, очень волнует студентов и их родителей вопрос стоимости обучения. Какие перспективы на следующий учебный год?
- Хочу подчеркнуть: стоимость обучения по ранее заключенным договорам (для студентов второго-пятого курса) не изменится. Она не изменялась и в течение всего 2014/2015 учебного года. Что касается стоимости обучения первокурсников, то она определяется исходя из затрат на подготовку специалиста по конкретной специальности - в диапазоне Br12-26 млн. При зачислении студентов заключаются договоры на обучение, в которых будет указана стоимость.
Этот вопрос находится на постоянном контроле, руководители учреждений образования несут персональную ответственность за необоснованное повышение стоимости обучения.
Елена ПРУС