ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 февраля 2015, 09:12

Все ветви и структуры власти должны ориентироваться на интересы и потребности людей

Одним из основных направлений практической деятельности Совета Республики, как палаты территориального представительства, является сотрудничество с местными органами власти, работа в регионах и с населением. На внеочередной сессии верхней палаты белорусского парламента при избрании Михаила Мясниковича председателем Президент Беларуси отметил, что наша страна - это государство для народа, и внимательное отношение к человеку на всех уровнях управления является приоритетной задачей для народных избранников. О том, как сенаторы и депутатский корпус справляются с решением этих задач, каких нововведений следует ожидать в работе с гражданами, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Светлана Герасимович.

- Светлана Михайловна, как вы оцениваете работу с гражданами в нашей стране, как ее можно сделать еще более эффективной?

- Система работы с населением выстроена в Беларуси четко, но это не значит, что мы будем использовать только накопленный ранее опыт. Время идет вперед, ситуация в стране и за ее пределами меняется, различные процессы происходят в сфере экономики, и это не может не учитываться в работе с гражданами. К тому же глава государства в свое время указал на недостатки в работе с жалобами, в частности, на переадресовку обращений по инстанциям и порой нежелание глубоко вникать в проблемные вопросы, с которыми обращаются граждане, на случаи формализма и неуважительного отношения к людям со стороны отдельных руководителей.

В связи с этим, по моему мнению, сенаторы, местные Советы депутатов должны работать в более тесном контакте с исполнительной властью. Тем более, существуют проблемы, которые решить самостоятельно местным Советам без активизации отношений и усиления взаимодействия с органами исполнительной власти порой невозможно. Важно также выстроить работу с БРСМ, "Белой Русью" и другими общественными организациями. Ведь все мы делаем одно дело.

Надо серьезнее работать и над решением вопросов экономики. В этом плане депутаты должны быть настоящими помощниками руководителей регионов и предприятий, обеспечивать эффективное использование производственных мощностей, сырья и материалов. Для этого им надо вникать в процессы, которые происходят на предприятиях, интересоваться, как, в каких условиях и даже с каким настроением работают люди. Важно понимать, что результаты предприятия зависят не только от экономической ситуации в стране и в мире, но и от отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей. Депутат должен собственным примером демонстрировать добросовестное отношение к делу, не оставлять незамеченными факты бесхозяйственности.

- Значит ли это, что депутаты не полностью используют имеющийся потенциал?

- Депутатский корпус республики составляет почти 19 тыс. человек, в том числе более 14 тыс. первичного уровня. Это огромная сила и потенциал ее действительно велик. Но далеко не всегда ощущается их роль и влияние при решении проблем местной жизни, а предоставленные законом права и полномочия используются робко. А ведь депутаты, работая в тесном контакте с органами исполнительной власти на местах, могли бы снимать многие проблемы, вызывающие негативный резонанс у людей.

Кстати, одной из основных задач депутата является организационно-массовая и разъяснительная работа с населением по вопросам реализации государственной политики на местах. Эффективность местного управления и самоуправления во многом зависит не только от наличия необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и обязанностей. Роль депутата - организовать людей, разъяснить им обязанности, так как, к сожалению, многие привыкли к иждивенчеству и считают, что местная власть должна решать их бытовые вопросы. Депутат же должен уметь говорить, слушать, убеждать избирателей, то есть должна быть налажена обратная связь. Это позволит своевременно реагировать и решать острые вопросы, а главное - позитивно скажется на уровне и качестве жизни людей.

- Какие меры следует предпринять, чтобы все это заработало в полную силу?

- Повторюсь: жизнь постоянно вносит свои коррективы, и то, что еще вчера было первоочередным, сегодня требует определения новых подходов. Но в работе с населением нельзя выработать единый сценарий для решения проблем, ведь каждый человек индивидуален и требует особого подхода, мы это понимаем и учитываем в своей работе.

В январе-феврале этого года в регионах страны прошли сессии местных Советов депутатов, где рассмотрены вопросы, касающиеся работы с обращениями граждан и выполнения директивы №2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата". Члены Совета Республики приняли участие в 33 сессиях Советов депутатов областного и базового территориальных уровней. И там были приняты конкретные решения. Например, решено разработать и реализовать комплекс дополнительных мер, направленных на усиление контроля со стороны депутатов местных Советов за работой с обращениями граждан на территории своих избирательных округов, налаживание более эффективной работы с населением, используя для этого Дни депутата, Дни информирования и другие формы работы. Исполнительным и распорядительным органам власти при этом рекомендовано привлекать депутатов всех уровней для участия в рабочих группах по рассмотрению обращений.

Кроме того, намечено более активно приобщать депутатский корпус к решению задач экономического и социального развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. В связи этим на заседаниях президиума и в ходе сессий местных Советов депутатов планируется на регулярной основе заслушивать отчеты руководителей организаций, допустивших снижение показателей финансово-экономической деятельности и не обеспечивших безубыточную работу. При необходимости будут создаваться рабочие депутатские группы для мониторинга и выработки мер по стабилизации финансово-экономического положения предприятий и организаций и работать депутатские общественные приемные на предприятиях, особенно находящихся в сложной финансовой ситуации, а также более активно привлекаться молодые депутаты к решению экономических и социальных вопросов организаций.

Необходимо также расширять практику общественных обсуждений важнейших решений, вовлекая тем самым граждан в управление государством. Нужно наладить более тесное взаимодействие депутатов всех уровней со СМИ, проводить встречи с избирателями по месту жительства и в трудовых коллективах. Форм и методов этой работы, на самом деле, очень много.

Что касается эффективности решения проблемных вопросов людей, то депутаты вправе привлекать должностных лиц соответствующих исполкомов, иных организаций к участию в рассмотрении обращений и личном приеме граждан и представителей юридических лиц. Необходимо более полно задействовать эти права и возможности. Кроме того, в закон Беларуси "О статусе депутата местного Совета депутатов" внесены дополнения, согласно которым им будет предоставляться один свободный день в месяц с сохранением заработной платы для осуществления своих полномочий и реализации основных форм деятельности в избирательном округе. Это предложение инициировано Советом по взаимодействию органов местного самоуправления и в скором времени вступит в силу. По моему мнению, эффективнее всего использовать это время для работы с гражданами. Почему бы депутату в этот день не посидеть у телефона в сельском или районном Совете, на предприятии или в организации? Будет возможность выслушать всех, кто захочет к нему обратиться.

Руководители местных органов власти, предприятий и организаций, а также депутатский корпус должны сообща держать руку на пульсе жизни, знать и оперативно решать все имеющиеся проблемы, работать на опережение. Только твердая команда единомышленников, на мой взгляд, может обеспечить реализацию поставленных задач.

- В Палате представителей рассматривается законопроект, которым предполагается внести поправки в закон об обращениях граждан и юрлиц. Документ уже был принят депутатами в первом чтении, но его доработка продолжается с учетом предложений всех заинтересованных сторон. Может быть, и у вас назрели свои предложения?

- По моему мнению, суть этих поправок должна заключаться в том, чтобы обращений в принципе стало как можно меньше. Для этого нужно больше работать на местах. Законопроект предусматривает сокращение бюрократических проволочек, чтобы как можно меньше было формализма и перенаправления обращений из одной госструктуры в другую. Поступила жалоба или обращение - рассмотрели на месте без пересылки в другие инстанции и дали человеку ответ. Таким образом рассмотрение не будет затягиваться, а ответственность будет нести как тот, кто задает вопрос, так и тот, кто на него отвечает. И еще, главное - работать на опережение, решать проблемы на начальном этапе, чтобы они не перерастали в обращения или жалобы. Важно понимать, что в своей повседневной деятельности все ветви и структуры власти должны исходить прежде всего из интересов, насущных забот и потребностей простого человека. В таком случае люди будут нормально воспринимать происходящие вокруг них процессы и всегда поддерживать государство и его политику.

- Какие меры и методы применимы в борьбе с таким недугом общества, как  иждивенчество?

- С иждивенчеством следует бороться решительно, чтобы все понимали: благосостояние каждого в его руках. Знаете, когда я бываю в регионах или принимаю граждан и вижу явных тунеядцев, которые в очередной раз пытаются доказать, что государство им чем-то обязано и должно что-то делать для них, я задаю вопрос: "А что вы сделали хотя бы для собственной семьи, не говоря об обществе и государстве?" Ответ можно услышать не всегда.

В стране разрабатывается комплекс мер, направленных против социального иждивенчества. Соответствующие изменения в законодательстве могут появиться в ближайшее время. Необходимо вывести из тени тех, кто не трудится или зарабатывает деньги за пределами страны, не несет никакой нагрузки с точки зрения пополнения бюджета и в то же время пользуется льготами и социальными гарантиями, которые предоставляет государство. Проблема идентификации таких граждан проблематична, но в правительстве и не скрывают: важно выработать понятный и прозрачный механизм выявления лиц, которые должны компенсировать государственные расходы на социальную сферу. Депутатам нельзя оставаться в стороне от этой проблемы. Я понимаю, что не каждому хочется вникать в чужие проблемы, но равнодушие в этом вопросе недопустимо.

- Наверное, тут важна и работа с молодежью, ведь на этапе становления человеку проще объяснить, что лучше добиваться всего самому.

- Эта работа в принципе важна, в Год молодежи мы должны этой тематике уделить особое внимание. Несмотря на то, что в настоящее время в стране работает 35 молодежных парламентов различных уровней, а у молодежной палаты при Минском городском Совете депутатов уже есть очень интересный опыт, это направление требует совершенствования. 27 февраля состоится очередное заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики, где на примере Минска проанализируем реализацию основных направлений государственной молодежной политики, создание молодежных инкубаторов, оказание социальной помощи молодым людям, обсудим применение идей молодежи для развития в стране предпринимательства, а также развитие молодежного парламентаризма. Детально изучим работу депутатских групп по рассмотрению обращений.

В свое время Советом по взаимодействию органов местного самоуправления были выработаны конкретные предложения по совершенствованию практики приема в сельскохозяйственные учебные заведения, подготовки и закрепления кадров в сельской местности, которые впоследствии нашли свое отражение в указе о правилах приема в вузы. Работа с молодежью очень важна, ведь это не только наш кадровый резерв, но и будущее страны.

Екатерина МАРКОВИЧ,
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси