Синод РПЦ назначил в Беларусь нового Патриаршего Экзарха - митрополита Павла. Этот архиерей успел послужить не только в пределах бывшего СССР, но и в США, Израиле, других странах. На белорусской земле митрополит находится немногим более трех недель, но уже достаточно активно вникает в жизнь белорусских приходов и попадает в фокус внимания СМИ. О том, как он относится к богослужениям на национальном языке, зачем стоять в очереди к Дарам волхвов, почему Христос - не мифическая личность, Патриарший Экзарх всея Беларуси рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.
- Вы уже делились своими первыми впечатлениями о Беларуси. Что вы можете сказать сейчас, через месяц после назначения сюда?
- Знаете, у меня такое впечатление, как будто я уже не первый год здесь. Такое обилие встреч, богослужений.
- Собираетесь ли вы вслед за митрополитом Филаретом поддерживать работу комиссии при Белорусском Экзархате, которая занимается переводом Священного Писания, а также богослужебных и других церковных текстов на белорусский язык? Каковы, на ваш взгляд, в целом перспективы развития богослужений на национальных языках в православных храмах?
- Не только буду поддерживать, а будет продолжаться все то, что владыка Филарет начинал и делал. Это и перевод Библии, и просветительская работа. Ничего сокращать или упразднять не будем. Что касается языка богослужения, то здесь должна быть предоставлена свобода выбора каждому приходу, каждой епархии. Никакого насилия не будет. По желанию приходов, монастырей и епархий мы будем приветствовать богослужения на национальном языке. Самое главное, чем мы должны руководствоваться, - это благо Церкви и благо народа. Будет у людей желание осуществлять перевод и богослужение на родном языке - мы это будем только приветствовать и поддерживать.
- Как вы знаете, есть критики, которые против богослужений на национальном языке и выступают только за церковно-славянский.
- Вопрос языка - один из древних вопросов в истории Церкви. Язык - это вообще живое явление в жизни человека, в жизни общества. Язык постоянно развивается. Если вы обратите внимание на наш основной богослужебный язык, то увидите, что это не древнеславянский. На древнеславянском языке я с трудом смогу что-то прочитать, а уже понять будет еще сложнее. Потому мы все сегодня понимаем, что совершаем богослужения именно на церковно-славянском языке. Фактически это язык конца XIX века. И за это время также прошло много изменений в нашем богослужебном языке. Значения многих слов ведь изменились. Например, откройте молитвослов 1950-х и 1960-х годов, там написано: "Напрасно судия приидет..." Здесь слово "напрасно" означает - внезапно. В более поздних молитвословах поэтому мы уже видим "Внезапно судия приидет", т.е. происходит трансформация языка.
- Не собираетесь ли вы вносить что-то новое в политику межконфессиональных отношений, а главным образом отношений с католическими епархиями Беларуси?
- Мой принцип - со всеми, кто будет созидать нормальную и благополучную жизнь в Беларуси, мы будем дружить. С теми, кто будет вести деятельность, которая деморализует и расшатывает нормальную жизнь в этой стране, мы дружить не собираемся.
- Тогда такой вопрос. В Беларуси достаточно благополучные отношения между православными, католиками, протестантами и многими другими конфессиями. Но есть вопросы по "Свидетелям Иеговы". Как нужно с ними себя вести? Что вы посоветуете людям?
- Мы живем в таком обществе, где на больших предприятиях и в крупных учреждениях трудятся люди разных вероисповеданий. Я обычно рекомендую так поступать: если сослуживец действительно из тоталитарной секты, то с ним нужно быть осторожным. Есть религии, которые лояльно относятся к другим вероисповеданиям, а есть те, которые очень агрессивны. Поэтому, если вы на работе встречаете людей другого вероисповедания, то трудитесь вместе, но вот на богословские темы не ведите никаких дискуссий. Сейчас есть очень агрессивные проповедники каких-то новых или псевдорелигиозных учений. Всем нужно говорить: "Друзья, мы с вами вместе работаем, давайте на богословские темы дискуссий не вести".
- Государство и БПЦ заключило договор о сотрудничестве уже более 10 лет назад. Насколько вы ознакомлены с опытом взаимодействия белорусских государственных и православных церковных структур? Как вы оцениваете уровень такого взаимодействия? Возможно, вы хотели бы привнести что-то новое в эту сферу?
- Думаю, что плохих договоров подписано не было, а то, что заключено, нужно продолжать. Мы не должны пересматривать договоры в связи с изменением руководящего состава. Сменился митрополит, но это не значит, что все достигнутое будет аннулировано. Мы будем продолжать работать в рамках того, что было подписано.
- Некоторые люди говорят, что такие договоры - это сращивание государства и Церкви.
- Есть, к сожалению, люди, которые протестуют против любого проявления, любого высказывания. Мы иногда говорим, что диссидент - не тот человек, который думает по-другому, а это образ жизни такой. Он хочет всегда протестовать. Не надо быть диссидентом. Критиковать можно все, а вот попытаться сделать самому что-то хорошее и доброе - это обычно сложнее. Работать языком легче. Поэтому мы призываем всех трудиться и созидать.
- Не так давно православные праздновали Рождество и Крещение. Каковы перспективы перехода на празднование этих дат 25 декабря и 6 января? Ведь это сделали уже многие поместные православные церкви мира, среди которых Элладская церковь, Кипрская церковь, Православная церковь в Америке и другие.
- Календарный вопрос - один из незначительных, но который в перспективе может нанести серьезный удар по единству Церкви. Мы все прекрасно понимаем, что недостатки имеет и юлианский, и григорианский календари. Невольно возникает вопрос: "А есть ли смысл с одного несовершенного календаря переходить на другой несовершенный?" Думаю, нужно дождаться, когда будет выработан новый более совершенный календарь. Вот тогда и нужно будет ставить вопрос о переходе, а сегодня переход для людей не даст ничего положительного, но однозначно привнесет раскол. Это сто процентов. А нужен ли нам раскол?..
- В Беларуси побывали Дары волхвов. Кто-то воспринял это событие с радостью, а кто-то совсем по-другому.
- Критики были всегда. Даже среди тех, кто ходил со Христом. Были и те, кто не афишировал свою веру, почитал Спасителя тайно. Господь благословлял таких людей. А есть люди, которые пытаются казаться верующими, потому что имеют от этого какие-то дивиденды.
Вы знаете, примечательно, что очень долго в атеистической среде Христос считался мифической личностью. В Советском Союзе только примерно в 1970-х годах впервые в научных кругах появилась одна книга, где указали, что Иисус Христос - все-таки историческая личность. Это было неслучайно. Напомню, что в XIX веке одним из начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме был архимандрит Антонин Капустин, который прекрасно знал археологию, Ветхий Завет, Новый Завет и так далее. Он изучал все места, которые были связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Если была возможность, он покупал эти земельные участки. Интересно, что к 1917 году примерно 40% святых мест в Палестине принадлежали именно Русской духовной миссии. Один из участков называется Порог Судных врат. Антонин Капустин произвел там раскопки, и было сделано очень большое открытие. Но никто и нигде об этом не заявляет громко. А ведь это действительно большое открытие, которое доказало, что Христос - историческая личность. Ведь почему считали Христа мифической личностью? Да потому что по законам Ветхого Завета в черте города могли хоронить только царей и пророков. Однако Голгофа и Гроб Господень находятся в черте старого города. Ну не могли допустить, чтобы Иисуса, который для синедриона был разбойником, похоронили в городе. Так вот архимандрит Антонин доказал, что фарисеи, законники и члены синедриона соблюли правило. Иерусалим трижды разрушался до основания, а потом восстанавливался. Те стены старого города, которые мы видим сегодня, - это постройки крестоносцев. Когда они их возводили, город был смещен, получилось так, что Голгофа оказалась в городской черте. Основания старых стен уже раскопаны археологами. Пока все это не было доказано, атеисты не считали Христа исторической личностью.
Что же касается непосредственно Даров, то это то же самое, что и почитание икон, мощей. Все мы прекрасно понимаем, что икона с Богородицей и Христом - не сам Спаситель и Матерь Божья, а только их образ. Смотря на него, мы мысленно обращаемся к первообразу. А к Дарам Христос и Дева Мария сами прикасались, своими руками. Здесь можно привести такое сравнение. Вот возьмем мы в руки магнит и прикоснемся к нему каким-то металлическим предметом, и этот предмет получит свой заряд магнетизма. Так вот Дары обладают своеобразным "магнетизмом".
Когда человек прикасается к ним с верой, то он же не просит: "Дар, ты мне помоги, исцели меня". Люди просят именно у Бога. Но вот этот внешний предмет является как бы связью с тем временем земной жизни Христа, прикосновением к истории.
- А как относиться к тому, что люди прикладывают к святыне платок, крестик или другой предмет, как будто он сразу же станет волшебным артефактом?
- Если люди подходят к святыне, то тут не может быть какого-то волшебства или колдовства. Но есть такая хорошая традиция: прикладывать к мощам или другим святыням какие-то предметы. Это не значит, что платок после этого стал волшебным. Совсем нет. Но для человека это память: "Вот я этим платочком прикоснулся к Дарам". Мы не идолопоклонники и не считаем такой платочек Богом. Повторюсь, это просто памятные вещи и ничего более.
- Дары волхвов верующие увидели, а какие дары они сами должны принести Богу?
- Многие из тех, кто стоял в очереди к Дарам, думаю, пережили духовное перерождение. Я знаю таких людей, которые были равнодушны ко всему тому, что связано с Богом. Но находясь в такой очереди, они переосмысливали многое в своей жизни. Люди дают обещание Богу, что будут стараться жить благочестиво. Если хотите, происходит преображение человеческих душ. Вот это дары Богу, и это чрезвычайно важно.
Думаю, что все прикоснувшиеся к Дарам вряд ли встанут на преступный путь. Да хотя бы один раз в очереди они сказали: "Господи, я хочу стать лучше, хочу, чтобы ты мне помог". Конечно, это не значит, что все прикоснувшиеся к святыне, станут святыми. Процесс духовного преображения занимает какое-то время.
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Всем желаю крепкого здоровья: и телесного, и духовного. Думаю, что событие - принесение Даров - очень важно. Еще и еще раз это должно всколыхнуть наше сознание и напомнить, что мы не одиноки, что было такое величайшее событие, как пришествие в мир Христа. Это должно привнести в наше сознание радость и вести нас по пути евангельского спасения, чтобы мы становились добрее, очищали наши души от скверны и нечистоты. Хотел бы пожелать, чтобы Господь всегда был в нашем сознании и в нашем сердце.
Василий Малашенков
- Вы уже делились своими первыми впечатлениями о Беларуси. Что вы можете сказать сейчас, через месяц после назначения сюда?
- Знаете, у меня такое впечатление, как будто я уже не первый год здесь. Такое обилие встреч, богослужений.
- Собираетесь ли вы вслед за митрополитом Филаретом поддерживать работу комиссии при Белорусском Экзархате, которая занимается переводом Священного Писания, а также богослужебных и других церковных текстов на белорусский язык? Каковы, на ваш взгляд, в целом перспективы развития богослужений на национальных языках в православных храмах?
- Не только буду поддерживать, а будет продолжаться все то, что владыка Филарет начинал и делал. Это и перевод Библии, и просветительская работа. Ничего сокращать или упразднять не будем. Что касается языка богослужения, то здесь должна быть предоставлена свобода выбора каждому приходу, каждой епархии. Никакого насилия не будет. По желанию приходов, монастырей и епархий мы будем приветствовать богослужения на национальном языке. Самое главное, чем мы должны руководствоваться, - это благо Церкви и благо народа. Будет у людей желание осуществлять перевод и богослужение на родном языке - мы это будем только приветствовать и поддерживать.
- Как вы знаете, есть критики, которые против богослужений на национальном языке и выступают только за церковно-славянский.
- Вопрос языка - один из древних вопросов в истории Церкви. Язык - это вообще живое явление в жизни человека, в жизни общества. Язык постоянно развивается. Если вы обратите внимание на наш основной богослужебный язык, то увидите, что это не древнеславянский. На древнеславянском языке я с трудом смогу что-то прочитать, а уже понять будет еще сложнее. Потому мы все сегодня понимаем, что совершаем богослужения именно на церковно-славянском языке. Фактически это язык конца XIX века. И за это время также прошло много изменений в нашем богослужебном языке. Значения многих слов ведь изменились. Например, откройте молитвослов 1950-х и 1960-х годов, там написано: "Напрасно судия приидет..." Здесь слово "напрасно" означает - внезапно. В более поздних молитвословах поэтому мы уже видим "Внезапно судия приидет", т.е. происходит трансформация языка.
- Не собираетесь ли вы вносить что-то новое в политику межконфессиональных отношений, а главным образом отношений с католическими епархиями Беларуси?
- Мой принцип - со всеми, кто будет созидать нормальную и благополучную жизнь в Беларуси, мы будем дружить. С теми, кто будет вести деятельность, которая деморализует и расшатывает нормальную жизнь в этой стране, мы дружить не собираемся.
- Тогда такой вопрос. В Беларуси достаточно благополучные отношения между православными, католиками, протестантами и многими другими конфессиями. Но есть вопросы по "Свидетелям Иеговы". Как нужно с ними себя вести? Что вы посоветуете людям?
- Мы живем в таком обществе, где на больших предприятиях и в крупных учреждениях трудятся люди разных вероисповеданий. Я обычно рекомендую так поступать: если сослуживец действительно из тоталитарной секты, то с ним нужно быть осторожным. Есть религии, которые лояльно относятся к другим вероисповеданиям, а есть те, которые очень агрессивны. Поэтому, если вы на работе встречаете людей другого вероисповедания, то трудитесь вместе, но вот на богословские темы не ведите никаких дискуссий. Сейчас есть очень агрессивные проповедники каких-то новых или псевдорелигиозных учений. Всем нужно говорить: "Друзья, мы с вами вместе работаем, давайте на богословские темы дискуссий не вести".
- Государство и БПЦ заключило договор о сотрудничестве уже более 10 лет назад. Насколько вы ознакомлены с опытом взаимодействия белорусских государственных и православных церковных структур? Как вы оцениваете уровень такого взаимодействия? Возможно, вы хотели бы привнести что-то новое в эту сферу?
- Думаю, что плохих договоров подписано не было, а то, что заключено, нужно продолжать. Мы не должны пересматривать договоры в связи с изменением руководящего состава. Сменился митрополит, но это не значит, что все достигнутое будет аннулировано. Мы будем продолжать работать в рамках того, что было подписано.
- Некоторые люди говорят, что такие договоры - это сращивание государства и Церкви.
- Есть, к сожалению, люди, которые протестуют против любого проявления, любого высказывания. Мы иногда говорим, что диссидент - не тот человек, который думает по-другому, а это образ жизни такой. Он хочет всегда протестовать. Не надо быть диссидентом. Критиковать можно все, а вот попытаться сделать самому что-то хорошее и доброе - это обычно сложнее. Работать языком легче. Поэтому мы призываем всех трудиться и созидать.
- Не так давно православные праздновали Рождество и Крещение. Каковы перспективы перехода на празднование этих дат 25 декабря и 6 января? Ведь это сделали уже многие поместные православные церкви мира, среди которых Элладская церковь, Кипрская церковь, Православная церковь в Америке и другие.
- Календарный вопрос - один из незначительных, но который в перспективе может нанести серьезный удар по единству Церкви. Мы все прекрасно понимаем, что недостатки имеет и юлианский, и григорианский календари. Невольно возникает вопрос: "А есть ли смысл с одного несовершенного календаря переходить на другой несовершенный?" Думаю, нужно дождаться, когда будет выработан новый более совершенный календарь. Вот тогда и нужно будет ставить вопрос о переходе, а сегодня переход для людей не даст ничего положительного, но однозначно привнесет раскол. Это сто процентов. А нужен ли нам раскол?..
- В Беларуси побывали Дары волхвов. Кто-то воспринял это событие с радостью, а кто-то совсем по-другому.
- Критики были всегда. Даже среди тех, кто ходил со Христом. Были и те, кто не афишировал свою веру, почитал Спасителя тайно. Господь благословлял таких людей. А есть люди, которые пытаются казаться верующими, потому что имеют от этого какие-то дивиденды.
Вы знаете, примечательно, что очень долго в атеистической среде Христос считался мифической личностью. В Советском Союзе только примерно в 1970-х годах впервые в научных кругах появилась одна книга, где указали, что Иисус Христос - все-таки историческая личность. Это было неслучайно. Напомню, что в XIX веке одним из начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме был архимандрит Антонин Капустин, который прекрасно знал археологию, Ветхий Завет, Новый Завет и так далее. Он изучал все места, которые были связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Если была возможность, он покупал эти земельные участки. Интересно, что к 1917 году примерно 40% святых мест в Палестине принадлежали именно Русской духовной миссии. Один из участков называется Порог Судных врат. Антонин Капустин произвел там раскопки, и было сделано очень большое открытие. Но никто и нигде об этом не заявляет громко. А ведь это действительно большое открытие, которое доказало, что Христос - историческая личность. Ведь почему считали Христа мифической личностью? Да потому что по законам Ветхого Завета в черте города могли хоронить только царей и пророков. Однако Голгофа и Гроб Господень находятся в черте старого города. Ну не могли допустить, чтобы Иисуса, который для синедриона был разбойником, похоронили в городе. Так вот архимандрит Антонин доказал, что фарисеи, законники и члены синедриона соблюли правило. Иерусалим трижды разрушался до основания, а потом восстанавливался. Те стены старого города, которые мы видим сегодня, - это постройки крестоносцев. Когда они их возводили, город был смещен, получилось так, что Голгофа оказалась в городской черте. Основания старых стен уже раскопаны археологами. Пока все это не было доказано, атеисты не считали Христа исторической личностью.
Что же касается непосредственно Даров, то это то же самое, что и почитание икон, мощей. Все мы прекрасно понимаем, что икона с Богородицей и Христом - не сам Спаситель и Матерь Божья, а только их образ. Смотря на него, мы мысленно обращаемся к первообразу. А к Дарам Христос и Дева Мария сами прикасались, своими руками. Здесь можно привести такое сравнение. Вот возьмем мы в руки магнит и прикоснемся к нему каким-то металлическим предметом, и этот предмет получит свой заряд магнетизма. Так вот Дары обладают своеобразным "магнетизмом".
Когда человек прикасается к ним с верой, то он же не просит: "Дар, ты мне помоги, исцели меня". Люди просят именно у Бога. Но вот этот внешний предмет является как бы связью с тем временем земной жизни Христа, прикосновением к истории.
- А как относиться к тому, что люди прикладывают к святыне платок, крестик или другой предмет, как будто он сразу же станет волшебным артефактом?
- Если люди подходят к святыне, то тут не может быть какого-то волшебства или колдовства. Но есть такая хорошая традиция: прикладывать к мощам или другим святыням какие-то предметы. Это не значит, что платок после этого стал волшебным. Совсем нет. Но для человека это память: "Вот я этим платочком прикоснулся к Дарам". Мы не идолопоклонники и не считаем такой платочек Богом. Повторюсь, это просто памятные вещи и ничего более.
- Дары волхвов верующие увидели, а какие дары они сами должны принести Богу?
- Многие из тех, кто стоял в очереди к Дарам, думаю, пережили духовное перерождение. Я знаю таких людей, которые были равнодушны ко всему тому, что связано с Богом. Но находясь в такой очереди, они переосмысливали многое в своей жизни. Люди дают обещание Богу, что будут стараться жить благочестиво. Если хотите, происходит преображение человеческих душ. Вот это дары Богу, и это чрезвычайно важно.
Думаю, что все прикоснувшиеся к Дарам вряд ли встанут на преступный путь. Да хотя бы один раз в очереди они сказали: "Господи, я хочу стать лучше, хочу, чтобы ты мне помог". Конечно, это не значит, что все прикоснувшиеся к святыне, станут святыми. Процесс духовного преображения занимает какое-то время.
- Что бы вы пожелали нашим читателям?
- Всем желаю крепкого здоровья: и телесного, и духовного. Думаю, что событие - принесение Даров - очень важно. Еще и еще раз это должно всколыхнуть наше сознание и напомнить, что мы не одиноки, что было такое величайшее событие, как пришествие в мир Христа. Это должно привнести в наше сознание радость и вести нас по пути евангельского спасения, чтобы мы становились добрее, очищали наши души от скверны и нечистоты. Хотел бы пожелать, чтобы Господь всегда был в нашем сознании и в нашем сердце.
Василий Малашенков