ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости

Олег Быковский: Возможности расширились. Председатель Белорусского союза архитекторов о влиянии ИИ и облике городов 

Опубликовано:

Логотип БелТА
Интервью
05 ноября 2025, 13:02
Олег Быковский

Возможности расширились. Председатель Белорусского союза архитекторов о влиянии ИИ и облике городов 

Олег Быковский
Олег Быковский
Председатель ОО "Белорусский союз архитекторов", профессор Международной академии архитектуры
В октябре завершился XVI Национальный фестиваль архитектуры, объединяющий несколько тематических мероприятий и конкурсов. Форум стал площадкой, где эксперты обсуждают современные тенденции и подводят итоги работы. Архитекторы создают не только здания, но и атмосферу, формируют уникальный облик городов. Чем отличается белорусская архитектура, заменит ли искусственный интеллект творческие профессии и как привлечь молодежь в профессиональную сферу, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель общественного объединения "Белорусский союз архитекторов", профессор Международной академии архитектуры Олег Быковский. 

- Олег Михайлович, Национальный фестиваль архитектуры стал доброй традицией, прошел в 16-й раз. Как он изменился за эти годы, и каковы дальнейшие перспективы?


- Умение успешно конкурировать - одна из ключевых движущих сил профессии. Наш фестиваль предоставляет участникам возможность сравнить свое творчество с работами других, получить высокую оценку жюри и приобрести ценный опыт. Он завоевал свою аудиторию, интерес множится.
Изначально программа включала только смотр-конкурс лучших проектов. Со временем формат значительно расширился. Сегодня мы организуем круглые столы, выставки и мастер-классы. Важной платформой для обмена идеями стал Минский международный биеннале молодых архитекторов "Леонардо". Фестиваль развивается как значимое, не имеющее аналогов событие в архитектурной жизни страны.
- Этот год для Белорусского союза архитекторов особый - проходит под знаком 90-летия. Какие актуальные задачи предстоит решать?

- Я вступал в союз в конце 70-х годов - в пору его расцвета. Тогда в стране было 48 проектных организаций разной величины и ведомственной подчиненности. Первичные ячейки в институтах насчитывали десятки, а то и сотни архитекторов. Быть в союзе значило достижение определенного уровня, позволяющего стать причастным к творческому сообществу. Направления развития архитектурного творчества, архитектурная политика на ближайший период становились поводом для всестороннего обсуждения. Существовала целая система финансовой и организационной поддержки творческого союза, стимулировалось пополнение его рядов.

Сейчас работаем в других условиях. Значительно изменилась структура проектных предприятий. Появились многочисленные мини- и микропроектные фирмы, куда уходит молодежь, попадая в среду, фактически лишенную корпоративной профессиональной мотивации. Видим свою миссию в сохранении потенциала, вовлечении в нашу деятельность молодого поколения - студенческой молодежи, школьников. Выстраиваем взаимодействие с ними таким образом, чтобы продвигать смыслы нашего профессионального сообщества. Надеемся, что возрастание роли творческого союза в формировании архитектурной и градостроительной деятельности способно существенно повлиять на "переоценку ценностей" и включение дополнительных механизмов заинтересованности.

- Какие еще проекты кроме Национального фестиваля архитектуры удалось реализовать?


- Летом у Дворца Республики в Минске представили экспозицию к юбилею союза. Это совместный проект с Белорусским общественным объединением фотографов - фоторетроспектива развития архитектуры столицы, охватывающая довоенный и военный периоды, а также этапы восстановления и современного строительства. Материалов было собрано значительно больше, чем требовалось для формата данной выставки. Остальные, посвященные в основном архитектуре областей продемонстрировали в сентябре в Минском международном выставочном центре "БелЭкспо" на BUDEXPO-2025. Сейчас эти экспонаты хранятся в Республиканском доме архитекторов.
Кроме того, в этом году состоялся первый международный проект, посвященный памяти выдающегося зодчего Ле Корбюзье, - новая и достаточно интересная для нас тема, реализованная во взаимодействии с дипломатическими миссиями Франции и Швейцарии. На выставке, размещенной во дворе художественной галереи Михаила Савицкого, были представлены объекты архитектора в Европе и подобраны похожие по стилистике примеры застройки белорусской столицы. Сейчас экспозиция путешествует по областным центрам и отражает влияние идей Ле Корбюзье на эти города. Надеемся на дальнейшее укрепление международных культурных связей.
- Все большее влияние на разные сферы оказывает искусственный интеллект. Ваше мнение: смогут нейросети заменить архитекторов? Например, мультфильмы, картины, видеоролики уже создаются без участия мутипликатора, художника, видеооператора. Ученые и практики рассуждают о перечнях профессий, которые останутся в прошлом...

- Думаю, что искусственный интеллект способен быть лишь дополнительным инструментом. Он вряд ли сравнится с творческой способностью человека. Алгоритм его действий достаточно прост: исходя из объема имеющейся информации, выносить свой вердикт на задаваемый вопрос. Такое возможно было и ранее, просто база данных увеличилась в тысячи, а то и в миллионы раз. А вот предложить что-то совершенно новое, что не заложено в программу, нейросети, уверен, не способны. Творчество же само по себе безгранично.

Хотя, наверное, определенные потери неизбежны. Несколько лет назад я был на выставке, где показали работы художников и портреты, выполненные искусственным интеллектом. На бытовом уровне, казалось бы, потрясающее, высочайшее мастерство. Но в этом нет индивидуальности, творческого произведения - скорее иллюстрация. И опасность замены подлинника на подделку, видимо, существует, но у меня есть тайная надежда, что все-таки мы сможем отличать настоящее искусство. А когда окончательно определится место этой технологии в нашей деятельности, то все станет на свои места, поскольку человеческий разум и творчество незаменимы. 

- Какие основные тенденции в архитектуре сейчас превалируют? Как изменилась сфера?

- Технические возможности расширились до невероятных размеров. Мы говорим не только об инструментарии, но и о материалах, которые применяются. Например, технологии 3D-проектирования позволяют решать целый спектр задач: создавать масштабные объекты, где отсутствуют повторяющиеся элементы. Без компьютерного моделирования такие сложные решения невозможны.
- Если говорить об архитектуре в Беларуси, что бы Вы выделили в первую очередь?

- Одна из наших отличительных особенностей в том, что сохранено понятие ансамблевости. Пример - проспект Независимости в Минске. В отличие от многих стран, где концепция ансамбля зачастую утрачена, в Беларуси она остается ключевым принципом. Вместе с тем ощущается необходимость развития городской среды, превращающей пешеходные зоны в привлекательные и насыщенные жизнью территории. В стране уже есть примеры таких преобразований. Их нужно масштабировать.

- Как Вы относитесь к современным проектам, которые представляют собой сплав архитектурных стилей различных периодов? Звучат противоречивые отзывы.

- Я бы назвал такой феномен "архитектурным диснейлендом". С учетом моего предыдущего высказывания по поводу архитектурных ансамблей это представляется действительно нелогичным. Одно дело, когда мы восстанавливаем утраченный архитектурный объект, параллельно воссоздавая формируемую им городскую среду. Но проектировать новый объект в исторической среде, заигрывая с аутентичными стилями, я считаю неверным. Современная архитектура должна отражать время создания, соответствуя окружению по целому ряду признаков - пропорциям, масштабности и так далее.

- Как лучше поступать с кварталами старой жилой застройки? Многие города пошли по пути реновации. Сносить нельзя оставить - где поставить запятую?


- Единого подхода нет. Например, в Германии реализуются проекты глубокой реконструкции панельных домов, построенных в 1960-1970-е годы. Вместо массового сноса жилфонд перестраивают. Но, на мой взгляд, бывают проблемы, не позволяющие продолжать жизнь таких объектов, поскольку они устарели не только технически, но и, прежде всего, морально. А окружающая их среда не соответствует сегодняшним критериям и не может быть модернизирована. Такие объекты необходимо сносить, хотя это и достаточно затратно. Впрочем, и не все подходы к реконструкции у нас приживаются. В свое время активно продвигалась тема надстройки мансардных этажей, но не получила развития. Многие жильцы против таких решений. Кроме того, в случае зданий выше пяти этажей возникала необходимость строительства отдельно лифтовой шахты, что существенно увеличивало капиталовложения.

- Какие белорусские города вы бы назвали образцовыми с точки зрения архитектурного единства и гармоничного развития? Как сделать их более привлекательными для туристов?

- Если говорить о регионах, то у каждого областного центра есть свои уникальные черты с архитектурной точки зрения. Особенно выделяются Гродно и Брест, где удалось создать пешеходные зоны в районах с сохранившейся исторической застройкой. Я люблю Беларусь и считаю ее очень уютной, самобытной, со своим, в том числе, и архитектурным лицом. Чтобы привлечь больше туристов, важно развивать городские пространства - места, где люди захотят гулять, сидеть в кафе и общаться. Создание комфортной и привлекательной среды делает города интересными для посещения, а это уже прямая обязанность архитекторов, несмотря на все происки искусственного интеллекта!

На XVI Национальном фестивале архитектуры определили победителей в трех категориях: "Лучший проект", "Лучшая постройка" и "Лучшая публикация". Лучшей постройкой жюри признало здание инженерно-технического центра "Алютех", лучшим проектом - проект реконструкции зданий бывших царских казарм под многоквартирные жилые дома в Гродно (жилой квартал "Александровский"). Награды также получили авторы тематических публикаций. 

Главные призы XI Минского международного биеннале молодых архитекторов "Леонардо-2025" вручены за объект "Экспериментальный многофункциональный комплекс "Северный Берег" (1-я очередь строительства), Минский международный выставочный центр" (номинация "Постройка") и проект жилого комплекса "Театральный" в Ижевске. 

На XIХ Республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь отмечена архитектурно-дизайнерская концепция санаторно-оздоровительного комплекса на озере Белое под Белоозерском. Нашел своего обладателя и почетный приз "Зодчий Республики Беларусь". Награду получил брестский архитектор Алексей Андреюк, долгое время возглавлявший региональную областную организацию Белорусского союза архитекторов.

Надежда МАТВЕЕВА,
БЕЛТА.-0- 

Фото Белорусского союза архитекторов, БЕЛТА
Топ-новости
Свежие новости Беларуси