КАК ВЫВОДЯТ ОЦЕНКУ ЗА НАЛОГИ
Беларусь в рейтинге Всемирного банка "Doing business-12" по показателю "Налогообложение" в нынешнем году продвинулась вперед на 27 позиций и заняла 156-e место. Впервые за несколько лет международные эксперты оценили реформы в сфере налогообложения как способствующие улучшению условий ведения бизнеса. Что повлияло на их решение? Все ли резервы исчерпаны для улучшения этого результата, или это только первый шаг на пути повышения позиции страны по профильному показателю? Результаты международного рейтинга прокомментировал в интервью корреспонденту БЕЛТА министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.
Владимир Николаевич, как эксперты Всемирного банка выводят оценку по показателю "Налогообложение"?
- Оценку системы налогообложения в любой стране мира, которую, как вы говорите, выводят международные эксперты, формируют показатели трех индикаторов - "Количество платежей", "Налоговая нагрузка" и "Количество затрачиваемого времени". При этом в Беларуси оценивались реформы в сфере налогообложения, осуществленные по законодательству 2010 года. Могу сказать, что в отношении всех трех индикаторов оценки экспертов Всемирного банка по сравнению с прошлогодними повысились. Все это привело к тому, что позиция страны в рейтинге по показателю "Налогообложение" поднялась до 156-го места.
- Одинаково ли важны для оценки экспертов все три индикатора?
- Я бы несколько иначе расставил акценты в вопросе о важности индикаторов для оценки. Все три индикатора одинаково важны для нас - Министерства по налогам и сборам и специалистов, в нем работающих. Обратите внимание, как называется рейтинг - "Ведение бизнеса". Оцениваются не реформы сами по себе, это не ярмарка идей, а изменение в лучшую сторону условий осуществления предпринимательской деятельности. Именно на это направлена работа налоговой службы в последние годы: создать в стране такой климат для деловой активности и, в первую очередь, для малого и среднего бизнеса, коль скоро мы говорим об оценке налогообложения в международном рейтинге, чтобы отечественный предприниматель чувствовал себя здесь комфортно и стремился развиваться. В этом случае и оценка не замедлит измениться.
Выскажу уверенность в том, что ситуация в стране с налогообложением лучше той, которую мы видим в рейтинге. Ведь не стоит забывать, что несколько искаженную картину создает механизм оценки экспертами реформ, при котором в текущем году учитываются нормативные изменения, произошедшие в предыдущем периоде. Как я уже говорил, речь идет о законодательстве 2010 года.
- Как именно изменились эти индикаторы в рейтинге "Doing business-2012"?
- По индикатору "Количество платежей" показатель сокращен с 82 до 18 платежей. По второму индикатору "Налоговая нагрузка" отмена оборотного налога с 2010 года повлекла сокращение налоговой нагрузки на 17,7% до уровня 62,8%. Что касается "Количества затрачиваемого времени", то расчетный показатель этого индикатора определяется на основании анкетного опроса плательщиков о количестве времени, затрачиваемого на исчисление и уплату налогов, включая отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Этот показатель у нас изменился с 798 до 654 часов. Уже можно говорить о том, что на это уменьшение повлиял комплекс мер, направленных на упрощение расчета налогов, сокращение объема, количества и периодичности представления налоговых деклараций (расчетов), внедрение электронного декларирования.
- Цифры, отражающие, по мнению международных экспертов, ситуацию со временем, затрачиваемым на администрирование налогов, всегда были достаточно спорными. Не пробовало ли Министерство по налогам и сборам самостоятельно получить некую альтернативную информацию о том, сколько часов затрачивает плательщик на исчисление и уплату налогов?
- Безусловно, мы провели и собственное исследование. С целью получения информации о временных затратах на расчет НДС, налога на прибыль и отчислений в Фонд соцзащиты наше министерство в текущем году уже организовало анонимный опрос плательщиков. Были охвачены организации с численностью работающих до 100 человек. И по результатам этого анкетирования показатель времени расчета названных налогов составил в среднем по республике 282 часа в год. В столице, где деятельность субъектов хозяйствования традиционно имеет более широкий спектр, показатель составил около 340 часов в год. Но здесь возникает одно "но".
Анализ результатов анкетирования выявил некоторую разрозненность в показателях времени, затрачиваемого на одну и ту же операцию организациями с максимально схожими характеристиками. Можно сказать, что эти расчеты являются субъективными и зависят от качества организации работы бухгалтера на каждом отдельно взятом предприятии.
А работа, о которой вы сказали, носит постоянный, системный характер. Министерство использует любую возможность для налаживания диалога с плательщиками и получения объективной информации о резервах улучшения показателя индикатора "Количество затрачиваемого времени". У нас работает постоянная телефонная линия, по которой предложения принимаются в любой удобной для плательщиков форме - как письменной (по факсу), так и устной. Вопрос обсуждается с заинтересованными государственными органами, а также на деловых встречах с представителями общественных предпринимательских организаций.
- Уточните, пожалуйста, что конкретно за взятый экспертами для анализа период повлияло на улучшение показателя по этому индикатору?
- Просто перечислю. В связи с отменой обязательных платежей в бюджет, объединением деклараций по налогам за рассматриваемый период отменено 10 форм налоговых деклараций (расчетов). Сокращен объем справочных сведений в налоговых декларациях (расчетах) с необходимостью отражения только тех показателей, обязанность по представлению которых прямо предусмотрена Общей частью Налогового кодекса Беларуси. Например, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль количество таких показателей снижено до 5 по сравнению с 15, подлежавшими отражению ранее. С 2009 года введено электронное декларирование, а именно подача налоговых деклараций в электронном виде.
- Об электронном декларировании расскажите, пожалуйста, подробнее. Оправдан ли переход к обязательному электронному декларированию в нашей стране?
- Знаете, уход от бумажного документооборота является в настоящее время общемировой тенденцией. Это уже практически конкурентное преимущество систем налогообложения многих стран. Почему Беларусь должна оставаться на обочине этих тенденций? Такой шаг позволяет ускорить и упростить для налогоплательщиков процесс подачи налоговой отчетности, а также снизить затраты на налоговое администрирование, которые покрываются за счет бюджета. Уже во многих государствах - Венгрии, Ирландии, Великобритании, Корее, Латвии, России - законодательно закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям, представлять налоговую отчетность в электронном виде. К таким налогоплательщикам, как правило, относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.
- В чем заключаются конкурентные преимущества электронного декларирования?
- Зарубежный опыт показывает, что электронное декларирование позволяет снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в налоговые органы лично. Кроме того, программное обеспечение, используемое для электронного декларирования, исключает возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве.
Эффективность обязательного электронного налогового декларирования подтверждает не только практика, но и теоретические исследования. Сравнительный анализ 10 налоговых администраций, проведенный в 2009 году международной консалтинговой компанией McKinsey, выявил, что существует прямая зависимость между электронным декларированием и снижением затрат на налоговое администрирование как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Но выгода в полном объеме достигается только при приближении к стопроцентному электронному декларированию. Потому что при частичном использовании электронного декларирования сохраняется необходимость содержать ресурсы для ведения бумажного документооборота, что значительно уменьшает эффект, достигаемый за счет электронного декларирования.
- Сейчас в Беларуси много субъектов хозяйствования пользуются системой электронного декларирования?
По состоянию на 1 октября 2011 года в системе электронного декларирования зарегистрировано уже 46015 юридических лиц и 14537 индивидуальных предпринимателей. Поэтому переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде будет единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, обязательное электронное декларирование станет логическим продолжением развития новых форм электронного обслуживания налогоплательщиков.
- Владимир Николаевич, давайте вернемся к другим индикаторам рейтинга. Вы уже сказали, что количество платежей в Беларуси уменьшилось с 82 до 18…
- Совершенно верно. В то же время необоснованно, на наш взгляд, в отчете международных экспертов указание на 12 платежей по отчислениям на страхование несчастных случаев. Экспертами не учтены нормы постановления Совета Министров Беларуси от 26 декабря 2009 года №1710, которым внесены дополнения и изменения в постановление от 10 октября 2003 года №1297. В соответствии с новым документом в 2010 году вместо ежемесячной была установлена ежеквартальная уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В развитие этого документа постановлениями Национального статистического комитета Беларуси утверждены формы отчетности о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. И такая отчетность представляется ежеквартально, не ежемесячно. Если бы указанные акты были учтены, то общее количество платежей не превысило бы 10, что, на наш взгляд, позволило бы Беларуси подняться в рейтинге еще выше.
Также отмечу, что для закрепления позиции республики по определению количества налоговых платежей в Министерство финансов направлено предложение о дополнении Общей части Налогового кодекса Беларуси положением, обязывающим организации, среднесписочная численность которых превышает 50 человек, представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. Но этот шаг, как мы ожидаем, будет оцениваться международными экспертами в будущем.
- И о налоговой нагрузке. Насколько существенно она изменилась?
- Всемирный банк учел отмену в Беларуси с 2010 года оборотного налога. Это повлекло сокращение налоговой нагрузки на 17,7% и соответственно снизило значение индикатора "Налоговая нагрузка" до уровня 62,8% (в 2009 году он составлял 80,4%). Из 62,8% общей ставки к прибыли организации 38,4% относится к отчислениям в Фонд социальной защиты, что составляет более 50% общего показателя.
Следует признать, что без уменьшения уровня отчислений в Фонд соцзащиты снижение налоговой нагрузки на предприятия и, как следствие, существенное изменение рейтинговой оценки республики по показателю "Налогообложение" представляется затруднительным.
- Заканчивается 2011 год, а в начале нового года, как обычно, происходят все значительные изменения в законодательстве, в том числе налоговом. Можете ли вы уже сейчас сказать, какие основные изменения ждут налогоплательщиков в 2012 году?
- На 2012 год запланирована реализация некоторых норм, инициаторами которых в том числе выступали предприниматели. Например, для снижения налоговой нагрузки субъектам хозяйствования будет предоставлено право переноса убытков на будущие периоды. Для сокращения количества времени, затрачиваемого на исчисление и уплату налогов, предусматривается исключение обязанности по уплате экологического налога по месту нахождения объекта налогообложения. Уплата будет производиться единым платежом по месту постановки на учет организации. Также будет расширена сфера электронного документооборота между плательщиками и налоговыми органами. Это, в частности, электронное консультирование плательщиков, осуществление процедур налогового администрирования в электронном виде.
И конечно, хочу еще раз напомнить всем налогоплательщикам о том, что все они могут принять самое непосредственное участие в подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию системы налогообложения. Сегодня для этого нужно как никогда мало - направить свои предложения на официальный сайт Министерства по налогам и сборам либо сообщить о них иным образом. Мы рассмотрим все предложения.
Лилия Крапивина
Беларусь в рейтинге Всемирного банка "Doing business-12" по показателю "Налогообложение" в нынешнем году продвинулась вперед на 27 позиций и заняла 156-e место. Впервые за несколько лет международные эксперты оценили реформы в сфере налогообложения как способствующие улучшению условий ведения бизнеса. Что повлияло на их решение? Все ли резервы исчерпаны для улучшения этого результата, или это только первый шаг на пути повышения позиции страны по профильному показателю? Результаты международного рейтинга прокомментировал в интервью корреспонденту БЕЛТА министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.
Владимир Николаевич, как эксперты Всемирного банка выводят оценку по показателю "Налогообложение"?
- Оценку системы налогообложения в любой стране мира, которую, как вы говорите, выводят международные эксперты, формируют показатели трех индикаторов - "Количество платежей", "Налоговая нагрузка" и "Количество затрачиваемого времени". При этом в Беларуси оценивались реформы в сфере налогообложения, осуществленные по законодательству 2010 года. Могу сказать, что в отношении всех трех индикаторов оценки экспертов Всемирного банка по сравнению с прошлогодними повысились. Все это привело к тому, что позиция страны в рейтинге по показателю "Налогообложение" поднялась до 156-го места.
- Одинаково ли важны для оценки экспертов все три индикатора?
- Я бы несколько иначе расставил акценты в вопросе о важности индикаторов для оценки. Все три индикатора одинаково важны для нас - Министерства по налогам и сборам и специалистов, в нем работающих. Обратите внимание, как называется рейтинг - "Ведение бизнеса". Оцениваются не реформы сами по себе, это не ярмарка идей, а изменение в лучшую сторону условий осуществления предпринимательской деятельности. Именно на это направлена работа налоговой службы в последние годы: создать в стране такой климат для деловой активности и, в первую очередь, для малого и среднего бизнеса, коль скоро мы говорим об оценке налогообложения в международном рейтинге, чтобы отечественный предприниматель чувствовал себя здесь комфортно и стремился развиваться. В этом случае и оценка не замедлит измениться.
Выскажу уверенность в том, что ситуация в стране с налогообложением лучше той, которую мы видим в рейтинге. Ведь не стоит забывать, что несколько искаженную картину создает механизм оценки экспертами реформ, при котором в текущем году учитываются нормативные изменения, произошедшие в предыдущем периоде. Как я уже говорил, речь идет о законодательстве 2010 года.
- Как именно изменились эти индикаторы в рейтинге "Doing business-2012"?
- По индикатору "Количество платежей" показатель сокращен с 82 до 18 платежей. По второму индикатору "Налоговая нагрузка" отмена оборотного налога с 2010 года повлекла сокращение налоговой нагрузки на 17,7% до уровня 62,8%. Что касается "Количества затрачиваемого времени", то расчетный показатель этого индикатора определяется на основании анкетного опроса плательщиков о количестве времени, затрачиваемого на исчисление и уплату налогов, включая отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Этот показатель у нас изменился с 798 до 654 часов. Уже можно говорить о том, что на это уменьшение повлиял комплекс мер, направленных на упрощение расчета налогов, сокращение объема, количества и периодичности представления налоговых деклараций (расчетов), внедрение электронного декларирования.
- Цифры, отражающие, по мнению международных экспертов, ситуацию со временем, затрачиваемым на администрирование налогов, всегда были достаточно спорными. Не пробовало ли Министерство по налогам и сборам самостоятельно получить некую альтернативную информацию о том, сколько часов затрачивает плательщик на исчисление и уплату налогов?
- Безусловно, мы провели и собственное исследование. С целью получения информации о временных затратах на расчет НДС, налога на прибыль и отчислений в Фонд соцзащиты наше министерство в текущем году уже организовало анонимный опрос плательщиков. Были охвачены организации с численностью работающих до 100 человек. И по результатам этого анкетирования показатель времени расчета названных налогов составил в среднем по республике 282 часа в год. В столице, где деятельность субъектов хозяйствования традиционно имеет более широкий спектр, показатель составил около 340 часов в год. Но здесь возникает одно "но".
Анализ результатов анкетирования выявил некоторую разрозненность в показателях времени, затрачиваемого на одну и ту же операцию организациями с максимально схожими характеристиками. Можно сказать, что эти расчеты являются субъективными и зависят от качества организации работы бухгалтера на каждом отдельно взятом предприятии.
А работа, о которой вы сказали, носит постоянный, системный характер. Министерство использует любую возможность для налаживания диалога с плательщиками и получения объективной информации о резервах улучшения показателя индикатора "Количество затрачиваемого времени". У нас работает постоянная телефонная линия, по которой предложения принимаются в любой удобной для плательщиков форме - как письменной (по факсу), так и устной. Вопрос обсуждается с заинтересованными государственными органами, а также на деловых встречах с представителями общественных предпринимательских организаций.
- Уточните, пожалуйста, что конкретно за взятый экспертами для анализа период повлияло на улучшение показателя по этому индикатору?
- Просто перечислю. В связи с отменой обязательных платежей в бюджет, объединением деклараций по налогам за рассматриваемый период отменено 10 форм налоговых деклараций (расчетов). Сокращен объем справочных сведений в налоговых декларациях (расчетах) с необходимостью отражения только тех показателей, обязанность по представлению которых прямо предусмотрена Общей частью Налогового кодекса Беларуси. Например, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль количество таких показателей снижено до 5 по сравнению с 15, подлежавшими отражению ранее. С 2009 года введено электронное декларирование, а именно подача налоговых деклараций в электронном виде.
- Об электронном декларировании расскажите, пожалуйста, подробнее. Оправдан ли переход к обязательному электронному декларированию в нашей стране?
- Знаете, уход от бумажного документооборота является в настоящее время общемировой тенденцией. Это уже практически конкурентное преимущество систем налогообложения многих стран. Почему Беларусь должна оставаться на обочине этих тенденций? Такой шаг позволяет ускорить и упростить для налогоплательщиков процесс подачи налоговой отчетности, а также снизить затраты на налоговое администрирование, которые покрываются за счет бюджета. Уже во многих государствах - Венгрии, Ирландии, Великобритании, Корее, Латвии, России - законодательно закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям, представлять налоговую отчетность в электронном виде. К таким налогоплательщикам, как правило, относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.
- В чем заключаются конкурентные преимущества электронного декларирования?
- Зарубежный опыт показывает, что электронное декларирование позволяет снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в налоговые органы лично. Кроме того, программное обеспечение, используемое для электронного декларирования, исключает возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве.
Эффективность обязательного электронного налогового декларирования подтверждает не только практика, но и теоретические исследования. Сравнительный анализ 10 налоговых администраций, проведенный в 2009 году международной консалтинговой компанией McKinsey, выявил, что существует прямая зависимость между электронным декларированием и снижением затрат на налоговое администрирование как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Но выгода в полном объеме достигается только при приближении к стопроцентному электронному декларированию. Потому что при частичном использовании электронного декларирования сохраняется необходимость содержать ресурсы для ведения бумажного документооборота, что значительно уменьшает эффект, достигаемый за счет электронного декларирования.
- Сейчас в Беларуси много субъектов хозяйствования пользуются системой электронного декларирования?
По состоянию на 1 октября 2011 года в системе электронного декларирования зарегистрировано уже 46015 юридических лиц и 14537 индивидуальных предпринимателей. Поэтому переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде будет единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, обязательное электронное декларирование станет логическим продолжением развития новых форм электронного обслуживания налогоплательщиков.
- Владимир Николаевич, давайте вернемся к другим индикаторам рейтинга. Вы уже сказали, что количество платежей в Беларуси уменьшилось с 82 до 18…
- Совершенно верно. В то же время необоснованно, на наш взгляд, в отчете международных экспертов указание на 12 платежей по отчислениям на страхование несчастных случаев. Экспертами не учтены нормы постановления Совета Министров Беларуси от 26 декабря 2009 года №1710, которым внесены дополнения и изменения в постановление от 10 октября 2003 года №1297. В соответствии с новым документом в 2010 году вместо ежемесячной была установлена ежеквартальная уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В развитие этого документа постановлениями Национального статистического комитета Беларуси утверждены формы отчетности о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. И такая отчетность представляется ежеквартально, не ежемесячно. Если бы указанные акты были учтены, то общее количество платежей не превысило бы 10, что, на наш взгляд, позволило бы Беларуси подняться в рейтинге еще выше.
Также отмечу, что для закрепления позиции республики по определению количества налоговых платежей в Министерство финансов направлено предложение о дополнении Общей части Налогового кодекса Беларуси положением, обязывающим организации, среднесписочная численность которых превышает 50 человек, представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. Но этот шаг, как мы ожидаем, будет оцениваться международными экспертами в будущем.
- И о налоговой нагрузке. Насколько существенно она изменилась?
- Всемирный банк учел отмену в Беларуси с 2010 года оборотного налога. Это повлекло сокращение налоговой нагрузки на 17,7% и соответственно снизило значение индикатора "Налоговая нагрузка" до уровня 62,8% (в 2009 году он составлял 80,4%). Из 62,8% общей ставки к прибыли организации 38,4% относится к отчислениям в Фонд социальной защиты, что составляет более 50% общего показателя.
Следует признать, что без уменьшения уровня отчислений в Фонд соцзащиты снижение налоговой нагрузки на предприятия и, как следствие, существенное изменение рейтинговой оценки республики по показателю "Налогообложение" представляется затруднительным.
- Заканчивается 2011 год, а в начале нового года, как обычно, происходят все значительные изменения в законодательстве, в том числе налоговом. Можете ли вы уже сейчас сказать, какие основные изменения ждут налогоплательщиков в 2012 году?
- На 2012 год запланирована реализация некоторых норм, инициаторами которых в том числе выступали предприниматели. Например, для снижения налоговой нагрузки субъектам хозяйствования будет предоставлено право переноса убытков на будущие периоды. Для сокращения количества времени, затрачиваемого на исчисление и уплату налогов, предусматривается исключение обязанности по уплате экологического налога по месту нахождения объекта налогообложения. Уплата будет производиться единым платежом по месту постановки на учет организации. Также будет расширена сфера электронного документооборота между плательщиками и налоговыми органами. Это, в частности, электронное консультирование плательщиков, осуществление процедур налогового администрирования в электронном виде.
И конечно, хочу еще раз напомнить всем налогоплательщикам о том, что все они могут принять самое непосредственное участие в подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию системы налогообложения. Сегодня для этого нужно как никогда мало - направить свои предложения на официальный сайт Министерства по налогам и сборам либо сообщить о них иным образом. Мы рассмотрим все предложения.
Лилия Крапивина