Грани будущего
30 октября - этот день в истории Беларуси можно по праву назвать днем рождения белорусской высшей школы. В этот день 90 лет назад в Минске был открыт Белорусский государственный университет. За эти годы вуз подготовил более 150 тыс. специалистов. В числе его выпускников - ученые, авторы открытий, академики, писатели и другие известные деятели, внесшие значительный вклад в экономику, образование и культуру страны. В состав университета входят 26 образовательных учреждений, в том числе 16 факультетов, лицей и колледж, 4 научно-исследовательских института, а также 9 научных центров, 41 научно-исследовательская лаборатория, 11 производственных предприятий, 176 кафедр, 3 учебно-опытные станции, 3 музея. О том, с какими надеждами и планами БГУ идет к своему следующему - 100-летнему - юбилею рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА ректор вуза академик НАН Беларуси Сергей Абламейко.
- Сергей Владимирович, во все времена и при любых обстоятельствах, будь то война или перестройка, в БГУ господствовал дух просветительства, науки и духовности. Не изменили традициям? С каким настроением БГУ встречает свой юбилей?
- Мы очень оптимистично смотрим в будущее. Причем это касается всех направлений развития вуза - как студенческого центра, альма-матер вузовской науки и островка культуры и традиций. По своему потенциалу БГУ - мощное учебное и научное заведение. Я это говорю совершенно ответственно, ведь сам посетил сотни вузов мира. Мы гордимся тем, что именно наш университет заложил основы высшего образования в Беларуси.
Сегодня БГУ - это крупное предприятие, выпускающее несколько видов "продукции": научные знания, специалистов, продуцирующих эти знания, и технологии, которые эти специалисты внедряют в практику. Но в тех условиях, в которых мы работаем, балансировать между классикой и наукой очень трудно. Приходится крутиться, осваивать новые технологии, учебные программы и даже рынки сбыта продукции.
Если взять, например, вузовскую науку, то сейчас она нормально развивается, у нее хорошее будущее. Но при этом мы должны понимать, что вузовская наука отличается от науки классической или производственной. Здесь есть свои законы, свои вопросы, которые приходится решать. Например, в последнее время возникла проблема малого присутствия в Интернете наших ученых и педагогов. В любом рейтинге этот фактор очень важен: современные педагоги и ученые должны не только знать иностранный язык со словарем, но и читать на нем лекции, вести практические, писать статьи. Имена белорусских педагогов должны быть в списках участников международных конференций. И это одна из первоочередных задач на ближайшие годы.
- В январе 2012 года планируется открыть долгожданное здание факультета международных отношений. Говорят, там будет создана уникальная образовательная среда?
- Надеюсь, наши планы по открытию нового здания осуществятся. А насчет уникальности образовательной среды - самое уникальное, что должно быть в любом вузе, это педагоги. В помощь им на факультете будет открыта, если можно так выразиться, "аудитория будущего". Здесь будут применяться современные средства мультимедиа и читаться лекции с использованием установки интерактивного мультимедиавидеопроектора. Эта установка не требует специальных экранов. Любое изображение лекции, презентации можно будет транслировать в сети БГУ, а также во внешних сетях и Интернете. Причем преподаватели смогут видеть студентов в различных аудиториях, отвечать на их вопросы. Аудитория также дает возможность трансляции лекций в Интернете, предусмотрен проводной и беспроводной Интернет. Любой студент сможет со своего мобильного или нетбука выйти во Всемирную сеть, и, если вдруг дома забыта, например, презентация, ее можно будет продемонстрировать преподавателю через Интернет.
- Вы заговорили о рейтингах вузов. А зачем нам стремиться в иностранные рейтинги? Может, настало время создать свой или, например, рейтинг вузов в масштабах СНГ?
- Как отметил глава государства, белорусская высшая школа получила мировое признание, ведущие вузы входят в престижные международные рейтинги, однако этот потенциал необходимо использовать в полную силу, постепенно расширяя экспорт образовательных услуг. Так что мы стремимся развивать предложения для иностранных студентов. И конечно, свой рейтинг на просторах СНГ было бы хорошо иметь. Мы предоставляем высокий уровень знаний: это доказано и именами известных ученых - выпускников БГУ, и теми, кто добился успеха за рубежом.
Споры о том, как оценивать работу вузов, шли давно. Предлагались различные параметры, критерии оценки. В 2004 году испанская исследовательская группа предложила оценивать вузы через присутствие во Всемирной сети, считая, что в Интернете вузы представлены лучше всего. Различные рейтинги проводят детальный анализ через анкетирование работодателей, абитуриентов, выпускников. Они оценивают учебные программы, наличие общежитий, мнения работодателей, наличие сайта вуза, представление в Интернете научных работ преподавателей и ученых, работающих в вузе, домашние страницы профессоров и руководящего состава вуза, мероприятия и события, происходящие в вузе, публикации на страницах научных сайтов студенческих работ. Получается, что хороший рейтинг - это самый полный анализ деятельности университетов независимо от их нахождения на географической карте.
Чтобы найти своего абитуриента, студента, ученого, нам необходимо принимать участие в рейтинговой гонке. Это своего рода реклама деятельности вуза, визитная карточка на многомиллионную аудиторию. Именно поэтому в последние годы мы стали уделять пристальное внимание публикациям наших ученых на иностранном, чаще всего английском, языке. И как только мы стали продвигать публикации, рейтинги стали расти.
Сегодня БГУ присутствует в четырех рейтингах. В том числе Webometrісs, в котором мы находимся на 1208-й позиции, продвинувшись вперед на 700 позиций. В мире более 20-25 тыс. вузов, и мы действительно занимаем высокие позиции.
Вузы - это международные организации, и чем больше о них знают, тем больше иностранцев хотят в них учиться. БГУ совершенствует механизм приглашения к нам на обучение иностранных студентов, а также педагогов других стран для чтения лекций.
Место в рейтинге для иностранцев очень важно. Белорусские преподаватели, которые посещают с лекциями другие страны, знают, что как только говоришь, что ты из БГУ, очень многие ответят: "А, да, мы знаем ваш вуз, у вас такое-то место в рейтинге". Именно по этому показателю чаще всего выбирают себе место обучения абитуриенты из Америки, Франции или Австралии. По нашим исследованиям, место в рейтинге - один из главных параметров для иностранного абитуриента или аспиранта.
- Получается, что информационная составляющая стала частью образовательного процесса в БГУ. Но не перекрывает ли она собой основную задачу, которая стоит перед любым вузом - учить студентов?
- Думаю, что нет. Наш университет призван решать несколько очень важных задач. Я бы выделил основные направления деятельности БГУ, которые и определяют его вклад в развитие информационного общества. Прежде всего, это формирование человеческого капитала. Сюда можно отнести подготовку кадров и формирование информационной культуры специалистов, а также систему повышения квалификации и переподготовки кадров и, конечно же, обучение широких слоев населения применению информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Кроме того, в вузе большое внимание уделяется развитию инновационных образовательных технологий. Наши специалисты работают над созданием системы электронных образовательных ресурсов, модернизируют традиционные и создают новые формы образовательного процесса. Мы проводим научные исследования, создаем научные и технологические основы построения информационного общества, разрабатываем и внедряем (в том числе на базе самого БГУ) современные ИКТ.
Думаю, что Беларуси повезло, у нас после распада СССР осталась мощная подушка - наука времен Союза. За последние 20 лет мы смогли проанализировать, в чем мы сильны теоретически, фундаментально и начали развивать именно эти направления. Поэтому некоторые темы у нас умерли сами по себе, а другие, наоборот, выросли до собственных школ. В стране не без помощи вузовских ученых появились теоретические школы с хорошими результатами мирового уровня и практические, которые нужны нашим предприятиям и ведомствам. Теперь мы ведем эти исследования, опираясь на собственные силы.
Думаю, что вскоре немного изменится стиль науки: больше практиков придут к нам в университеты. Например, уже сейчас с нами сотрудничают такие крупные предприятия, как ОАО "Интеграл", концерн "Белнефтехим", ОАО "Беларуськалий", ИТ-компании Парка высоких технологий. Конечно, где-то хочется большего. Но нужно понимать, что сейчас в Беларуси нет востребованности в таком количестве ученых, нужны и исполнители, те, кто никакого отношения к науке не имеет. Радует то, что большинство студентов-математиков, физиков, информатиков на 4-5 курсах работают как на белорусских предприятиях, так и в БГУ или на кафедрах Академии наук.
- БГУ - это классический вуз, наряду с гуманитариями тут обучаются будущие техники и инженеры. Но в связи с интенсивным развитием науки эти специальности стали очень сложны, и молодежь не так охотно идет в техническую науку. Как изменить положение, ведь стране очень нужны ученые-инженеры?
- Конечно, хотелось бы выпускать больше инженеров. Но, увы, это общемировая тенденция: где бы я ни был, проблема везде одна и та же. Абитуриенты с удовольствием идут на экономистов, юристов, международников. Вообще, современная молодежь не так хочет получать знания, учиться, как этого хотели мы. А ведь изучение математики или физики требует больших усилий.
И, что более важно, в нашей стране, где очень сильный промышленный сектор экономики, мы просто обязаны поднять престиж этих специальностей. И тут одним вузом недопонимание не разобьешь. Агитацию и пропаганду должны вести не только, например, БГУ или ПВТ, а все концерны и предприятия. Для молодого человека очень важно ответить самому себе на вопрос: "Кем я буду после вуза?" Сейчас молодого специалиста интересует и зарплата, и социальный пакет, и обязанности. Можно, конечно же, попробовать инженерам платить больше, чем специалистам-гуманитариям, но это будет искусственная, временная мера. Мне, например, деканы естественно-научных факультетов предложили выделять больше мест в общежитиях тем, кто к ним поступает. Но это же будет не очень справедливо по отношению к юристам, филологам и другим.
Министерство образования поставило задачу сократить социально-гуманитарный блок. Ее нужно решать очень аккуратно, ведь если сократить все гуманитарные дисциплины на технических факультетах, то классическое высшее образование наш специалист уже не получит, с другой стороны - может, какие-то предметы ему, действительно, не пригодятся в жизни. Думаю, что кардинального изменения в этом вопросе не будет. Хотя во многих вузах Европы такого блока просто нет. Но мы считаем, что его нельзя полностью убирать. Эти дисциплины просто необходимы для общего развития, интеллекта. Думаю, что к следующему учебному году все предложения вузов будут проанализированы в Министерстве образования.
- Есть ли в БГУ своя система грантов и поощрений для ученых и преподавателей, публикующихся в ведущих научных журналах, выступающих на международных конференциях, предлагающих и реализующих интересные научные проекты?
- Пока что грантов для занятий наукой БГУ не выдает. Конечно, мы охотно поощряем, например, студентов старших курсов, можем оформить договор на проект или пригласить на 0,5 ставки. Поощряем мы и преподавателей, которые читают лекции по-английски. За это предусмотрена сверхоплата. Но остается честно признаться: широкого распространения (как в Европе) система грантов у нас не получила. Чтобы тебе выдали средства на научную программу, нужно иметь полученные результаты и зарекомендовать себя.
Зато в БГУ много образовательных программ. Это такие, как Tempus, Erasmus Mundus. Активные ребята, которые занимаются научными исследованиями, участвуют в общественной жизни, становятся видны на факультете, на своих кафедрах, и тогда вместе с профессорами, руководителями факультетов они участвуют в программах. Каждая страна выделяет гранты для молодых ученых. Так что, не имея пока своих, БГУ подписал более 250 соглашений с университетами более 50 стран. И эти соглашения работают на все 100%.
- Когда-то БГУ проводил олимпиады для школьников. Не планируете ли вернуться к этой практике? Каких изменений ждать абитуриентам в 2012 году?
- Идеи о проведении собственных экзаменов или олимпиады, конечно, есть. Однако возникают некоторые вопросы. Например, если мы предложим выпускникам 11-х классов летом принять участие в олимпиаде, боюсь, они нас не поддержат. Весна - другое дело. Сейчас мы ведем переговоры с Министерством образования. О наших договоренностях в этом вопросе мы расскажем позже.
- Недавно увидела свет ваша книга "Кибернетика жизни: размышления академика". В книге описывается путь становления белорусской науки в последние два десятилетия. Какие планы еще предстоит осуществить ректору вуза академику Сергею Абламейко?
- Эта книга не только обо мне. Она рассказывает о белорусских ученых и их разработках в сфере информатики, об ученых, которые являются гордостью нашей страны. Я размышлял о дальнейших путях развития белорусской науки и образования, рассказал о встречах с известными людьми. Мне хотелось показать, что простой парень из белорусской глубинки может в нашей стране пройти все ступеньки и стать известным ученым.
Мечтаю, чтобы БГУ стал лучшим в мире, ну, хотя бы вошел в топ-100 вузов мира. Конечно, такие мечты осуществить непросто, но выполнимо. Например, совсем недавно мы организовали конкурс среди студентов на тему "Каким будет вуз к столетию?" Практически все студенты считают, что БГУ станет мощным научно-образовательным и культурным центром Беларуси. А когда мысли руководителя и студентов схожи, думаю, что это говорит о том, что у нас хорошее будущее и высокий потенциал.
А из материальных планов - при колоссальной поддержке со стороны государства мы планируем в начале будущего года открыть здание факультета международных отношений, а также осуществить капитальный ремонт главного корпуса и химфака, построить стадион в Щемыслице, начать подготовку специалистов в области социальной коммуникации, геодемографии, кризисной психологии.
У меня отличное настроение на следующие десять лет. Главное - это научить студентов учиться. Ведь объем информации увеличивается с каждым годом. Мы должны научить студента мыслить, думать, анализировать и систематизировать свои знания. Что же касается научной сферы, то вуз в этом отношении занимает одно из ведущих мест в республике. Наши разработки известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Необходимо развивать сотрудничество между различными предприятиями и научными центрами других стран, заниматься маркетингом нашей продукции, ее активным продвижением.
Юлия БОРОДУН
30 октября - этот день в истории Беларуси можно по праву назвать днем рождения белорусской высшей школы. В этот день 90 лет назад в Минске был открыт Белорусский государственный университет. За эти годы вуз подготовил более 150 тыс. специалистов. В числе его выпускников - ученые, авторы открытий, академики, писатели и другие известные деятели, внесшие значительный вклад в экономику, образование и культуру страны. В состав университета входят 26 образовательных учреждений, в том числе 16 факультетов, лицей и колледж, 4 научно-исследовательских института, а также 9 научных центров, 41 научно-исследовательская лаборатория, 11 производственных предприятий, 176 кафедр, 3 учебно-опытные станции, 3 музея. О том, с какими надеждами и планами БГУ идет к своему следующему - 100-летнему - юбилею рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА ректор вуза академик НАН Беларуси Сергей Абламейко.
- Сергей Владимирович, во все времена и при любых обстоятельствах, будь то война или перестройка, в БГУ господствовал дух просветительства, науки и духовности. Не изменили традициям? С каким настроением БГУ встречает свой юбилей?
- Мы очень оптимистично смотрим в будущее. Причем это касается всех направлений развития вуза - как студенческого центра, альма-матер вузовской науки и островка культуры и традиций. По своему потенциалу БГУ - мощное учебное и научное заведение. Я это говорю совершенно ответственно, ведь сам посетил сотни вузов мира. Мы гордимся тем, что именно наш университет заложил основы высшего образования в Беларуси.
Сегодня БГУ - это крупное предприятие, выпускающее несколько видов "продукции": научные знания, специалистов, продуцирующих эти знания, и технологии, которые эти специалисты внедряют в практику. Но в тех условиях, в которых мы работаем, балансировать между классикой и наукой очень трудно. Приходится крутиться, осваивать новые технологии, учебные программы и даже рынки сбыта продукции.
Если взять, например, вузовскую науку, то сейчас она нормально развивается, у нее хорошее будущее. Но при этом мы должны понимать, что вузовская наука отличается от науки классической или производственной. Здесь есть свои законы, свои вопросы, которые приходится решать. Например, в последнее время возникла проблема малого присутствия в Интернете наших ученых и педагогов. В любом рейтинге этот фактор очень важен: современные педагоги и ученые должны не только знать иностранный язык со словарем, но и читать на нем лекции, вести практические, писать статьи. Имена белорусских педагогов должны быть в списках участников международных конференций. И это одна из первоочередных задач на ближайшие годы.
- В январе 2012 года планируется открыть долгожданное здание факультета международных отношений. Говорят, там будет создана уникальная образовательная среда?
- Надеюсь, наши планы по открытию нового здания осуществятся. А насчет уникальности образовательной среды - самое уникальное, что должно быть в любом вузе, это педагоги. В помощь им на факультете будет открыта, если можно так выразиться, "аудитория будущего". Здесь будут применяться современные средства мультимедиа и читаться лекции с использованием установки интерактивного мультимедиавидеопроектора. Эта установка не требует специальных экранов. Любое изображение лекции, презентации можно будет транслировать в сети БГУ, а также во внешних сетях и Интернете. Причем преподаватели смогут видеть студентов в различных аудиториях, отвечать на их вопросы. Аудитория также дает возможность трансляции лекций в Интернете, предусмотрен проводной и беспроводной Интернет. Любой студент сможет со своего мобильного или нетбука выйти во Всемирную сеть, и, если вдруг дома забыта, например, презентация, ее можно будет продемонстрировать преподавателю через Интернет.
- Вы заговорили о рейтингах вузов. А зачем нам стремиться в иностранные рейтинги? Может, настало время создать свой или, например, рейтинг вузов в масштабах СНГ?
- Как отметил глава государства, белорусская высшая школа получила мировое признание, ведущие вузы входят в престижные международные рейтинги, однако этот потенциал необходимо использовать в полную силу, постепенно расширяя экспорт образовательных услуг. Так что мы стремимся развивать предложения для иностранных студентов. И конечно, свой рейтинг на просторах СНГ было бы хорошо иметь. Мы предоставляем высокий уровень знаний: это доказано и именами известных ученых - выпускников БГУ, и теми, кто добился успеха за рубежом.
Споры о том, как оценивать работу вузов, шли давно. Предлагались различные параметры, критерии оценки. В 2004 году испанская исследовательская группа предложила оценивать вузы через присутствие во Всемирной сети, считая, что в Интернете вузы представлены лучше всего. Различные рейтинги проводят детальный анализ через анкетирование работодателей, абитуриентов, выпускников. Они оценивают учебные программы, наличие общежитий, мнения работодателей, наличие сайта вуза, представление в Интернете научных работ преподавателей и ученых, работающих в вузе, домашние страницы профессоров и руководящего состава вуза, мероприятия и события, происходящие в вузе, публикации на страницах научных сайтов студенческих работ. Получается, что хороший рейтинг - это самый полный анализ деятельности университетов независимо от их нахождения на географической карте.
Чтобы найти своего абитуриента, студента, ученого, нам необходимо принимать участие в рейтинговой гонке. Это своего рода реклама деятельности вуза, визитная карточка на многомиллионную аудиторию. Именно поэтому в последние годы мы стали уделять пристальное внимание публикациям наших ученых на иностранном, чаще всего английском, языке. И как только мы стали продвигать публикации, рейтинги стали расти.
Сегодня БГУ присутствует в четырех рейтингах. В том числе Webometrісs, в котором мы находимся на 1208-й позиции, продвинувшись вперед на 700 позиций. В мире более 20-25 тыс. вузов, и мы действительно занимаем высокие позиции.
Вузы - это международные организации, и чем больше о них знают, тем больше иностранцев хотят в них учиться. БГУ совершенствует механизм приглашения к нам на обучение иностранных студентов, а также педагогов других стран для чтения лекций.
Место в рейтинге для иностранцев очень важно. Белорусские преподаватели, которые посещают с лекциями другие страны, знают, что как только говоришь, что ты из БГУ, очень многие ответят: "А, да, мы знаем ваш вуз, у вас такое-то место в рейтинге". Именно по этому показателю чаще всего выбирают себе место обучения абитуриенты из Америки, Франции или Австралии. По нашим исследованиям, место в рейтинге - один из главных параметров для иностранного абитуриента или аспиранта.
- Получается, что информационная составляющая стала частью образовательного процесса в БГУ. Но не перекрывает ли она собой основную задачу, которая стоит перед любым вузом - учить студентов?
- Думаю, что нет. Наш университет призван решать несколько очень важных задач. Я бы выделил основные направления деятельности БГУ, которые и определяют его вклад в развитие информационного общества. Прежде всего, это формирование человеческого капитала. Сюда можно отнести подготовку кадров и формирование информационной культуры специалистов, а также систему повышения квалификации и переподготовки кадров и, конечно же, обучение широких слоев населения применению информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Кроме того, в вузе большое внимание уделяется развитию инновационных образовательных технологий. Наши специалисты работают над созданием системы электронных образовательных ресурсов, модернизируют традиционные и создают новые формы образовательного процесса. Мы проводим научные исследования, создаем научные и технологические основы построения информационного общества, разрабатываем и внедряем (в том числе на базе самого БГУ) современные ИКТ.
Думаю, что Беларуси повезло, у нас после распада СССР осталась мощная подушка - наука времен Союза. За последние 20 лет мы смогли проанализировать, в чем мы сильны теоретически, фундаментально и начали развивать именно эти направления. Поэтому некоторые темы у нас умерли сами по себе, а другие, наоборот, выросли до собственных школ. В стране не без помощи вузовских ученых появились теоретические школы с хорошими результатами мирового уровня и практические, которые нужны нашим предприятиям и ведомствам. Теперь мы ведем эти исследования, опираясь на собственные силы.
Думаю, что вскоре немного изменится стиль науки: больше практиков придут к нам в университеты. Например, уже сейчас с нами сотрудничают такие крупные предприятия, как ОАО "Интеграл", концерн "Белнефтехим", ОАО "Беларуськалий", ИТ-компании Парка высоких технологий. Конечно, где-то хочется большего. Но нужно понимать, что сейчас в Беларуси нет востребованности в таком количестве ученых, нужны и исполнители, те, кто никакого отношения к науке не имеет. Радует то, что большинство студентов-математиков, физиков, информатиков на 4-5 курсах работают как на белорусских предприятиях, так и в БГУ или на кафедрах Академии наук.
- БГУ - это классический вуз, наряду с гуманитариями тут обучаются будущие техники и инженеры. Но в связи с интенсивным развитием науки эти специальности стали очень сложны, и молодежь не так охотно идет в техническую науку. Как изменить положение, ведь стране очень нужны ученые-инженеры?
- Конечно, хотелось бы выпускать больше инженеров. Но, увы, это общемировая тенденция: где бы я ни был, проблема везде одна и та же. Абитуриенты с удовольствием идут на экономистов, юристов, международников. Вообще, современная молодежь не так хочет получать знания, учиться, как этого хотели мы. А ведь изучение математики или физики требует больших усилий.
И, что более важно, в нашей стране, где очень сильный промышленный сектор экономики, мы просто обязаны поднять престиж этих специальностей. И тут одним вузом недопонимание не разобьешь. Агитацию и пропаганду должны вести не только, например, БГУ или ПВТ, а все концерны и предприятия. Для молодого человека очень важно ответить самому себе на вопрос: "Кем я буду после вуза?" Сейчас молодого специалиста интересует и зарплата, и социальный пакет, и обязанности. Можно, конечно же, попробовать инженерам платить больше, чем специалистам-гуманитариям, но это будет искусственная, временная мера. Мне, например, деканы естественно-научных факультетов предложили выделять больше мест в общежитиях тем, кто к ним поступает. Но это же будет не очень справедливо по отношению к юристам, филологам и другим.
Министерство образования поставило задачу сократить социально-гуманитарный блок. Ее нужно решать очень аккуратно, ведь если сократить все гуманитарные дисциплины на технических факультетах, то классическое высшее образование наш специалист уже не получит, с другой стороны - может, какие-то предметы ему, действительно, не пригодятся в жизни. Думаю, что кардинального изменения в этом вопросе не будет. Хотя во многих вузах Европы такого блока просто нет. Но мы считаем, что его нельзя полностью убирать. Эти дисциплины просто необходимы для общего развития, интеллекта. Думаю, что к следующему учебному году все предложения вузов будут проанализированы в Министерстве образования.
- Есть ли в БГУ своя система грантов и поощрений для ученых и преподавателей, публикующихся в ведущих научных журналах, выступающих на международных конференциях, предлагающих и реализующих интересные научные проекты?
- Пока что грантов для занятий наукой БГУ не выдает. Конечно, мы охотно поощряем, например, студентов старших курсов, можем оформить договор на проект или пригласить на 0,5 ставки. Поощряем мы и преподавателей, которые читают лекции по-английски. За это предусмотрена сверхоплата. Но остается честно признаться: широкого распространения (как в Европе) система грантов у нас не получила. Чтобы тебе выдали средства на научную программу, нужно иметь полученные результаты и зарекомендовать себя.
Зато в БГУ много образовательных программ. Это такие, как Tempus, Erasmus Mundus. Активные ребята, которые занимаются научными исследованиями, участвуют в общественной жизни, становятся видны на факультете, на своих кафедрах, и тогда вместе с профессорами, руководителями факультетов они участвуют в программах. Каждая страна выделяет гранты для молодых ученых. Так что, не имея пока своих, БГУ подписал более 250 соглашений с университетами более 50 стран. И эти соглашения работают на все 100%.
- Когда-то БГУ проводил олимпиады для школьников. Не планируете ли вернуться к этой практике? Каких изменений ждать абитуриентам в 2012 году?
- Идеи о проведении собственных экзаменов или олимпиады, конечно, есть. Однако возникают некоторые вопросы. Например, если мы предложим выпускникам 11-х классов летом принять участие в олимпиаде, боюсь, они нас не поддержат. Весна - другое дело. Сейчас мы ведем переговоры с Министерством образования. О наших договоренностях в этом вопросе мы расскажем позже.
- Недавно увидела свет ваша книга "Кибернетика жизни: размышления академика". В книге описывается путь становления белорусской науки в последние два десятилетия. Какие планы еще предстоит осуществить ректору вуза академику Сергею Абламейко?
- Эта книга не только обо мне. Она рассказывает о белорусских ученых и их разработках в сфере информатики, об ученых, которые являются гордостью нашей страны. Я размышлял о дальнейших путях развития белорусской науки и образования, рассказал о встречах с известными людьми. Мне хотелось показать, что простой парень из белорусской глубинки может в нашей стране пройти все ступеньки и стать известным ученым.
Мечтаю, чтобы БГУ стал лучшим в мире, ну, хотя бы вошел в топ-100 вузов мира. Конечно, такие мечты осуществить непросто, но выполнимо. Например, совсем недавно мы организовали конкурс среди студентов на тему "Каким будет вуз к столетию?" Практически все студенты считают, что БГУ станет мощным научно-образовательным и культурным центром Беларуси. А когда мысли руководителя и студентов схожи, думаю, что это говорит о том, что у нас хорошее будущее и высокий потенциал.
А из материальных планов - при колоссальной поддержке со стороны государства мы планируем в начале будущего года открыть здание факультета международных отношений, а также осуществить капитальный ремонт главного корпуса и химфака, построить стадион в Щемыслице, начать подготовку специалистов в области социальной коммуникации, геодемографии, кризисной психологии.
У меня отличное настроение на следующие десять лет. Главное - это научить студентов учиться. Ведь объем информации увеличивается с каждым годом. Мы должны научить студента мыслить, думать, анализировать и систематизировать свои знания. Что же касается научной сферы, то вуз в этом отношении занимает одно из ведущих мест в республике. Наши разработки известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Необходимо развивать сотрудничество между различными предприятиями и научными центрами других стран, заниматься маркетингом нашей продукции, ее активным продвижением.
Юлия БОРОДУН