В Евразийском экономическом союзе планируется создать единую систему идентификации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории ЕАЭС (ЕСИТС). Для ее формирования решением глав государств Союза образована специальная рабочая группа. Накануне первого заседания группы начальник отдела интеграции информационных систем таможенных органов Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Владимир БАДЕЙНОВ рассказал корреспонденту БЕЛТА, в чем суть разрабатываемой системы и какой экономический эффект для стран евразийской "пятерки" она принесет.
- Владимир Станиславович, для чего разрабатывается ЕСИТС?
- В настоящее время в государствах - членах ЕАЭС используются различные национальные системы регистрации и идентификации физических и юридических лиц. В Армении присваивается УНН (учетный номер налогоплательщика), в Беларуси - УНП (учетный номер плательщика), в Казахстане - ИН/БИН (идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер), в Кыргызстане - ИНН (идентификационный налоговый номер) и ОКПО (общереспубликанский код предприятий и организаций), в России - ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). При этом в национальных системах используются различные правила присвоения идентификационных номеров, и эти номера имеют разную размерность. Кроме того, в различных государствах - членах ЕАЭС один и тот же субъект внешнеэкономической деятельности может быть зарегистрирован под разными идентификационными номерами, что существенно усложняет, а порой и делает невозможной однозначную идентификацию данного субъекта. Как следствие, проблематичным становится отслеживание и анализ всей цепочки перемещения и поставки товаров. В целях уникальной идентификации лиц (как физических, так и юридических) и будет создаваться единая система идентификации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Евразийского экономического союза.
- Существуют ли аналоги ЕСИТС в других интеграционных объединениях?
- Во время предварительного изучения целесообразности и возможности создания ЕСИТС Евразийской экономической комиссией проанализирован опыт Европейского союза по созданию системы регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов (так называемой системы EORI - Economic Operator's Registration and Indentification) на основе использования единого идентификационного номера (кода EORI). Система EORI создавалась для обеспечения безопасности цепочек поставок, а также упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенные границы.
Эта система функционирует с 1 июля 2010 года. Все субъекты предпринимательской деятельности (хозяйствующие субъекты) из любой страны (в том числе из государств - членов ЕАЭС) для совершения таможенных операций на территории Евросоюза обязаны зарегистрироваться в названной системе для получения единого 17-значного идентификационного кода EORI. Этот код используется при проведении всех таможенных и иных формальностей на территории Евросоюза, в частности, указывается в соответствующих графах таможенных деклараций и в книжке международных дорожных перевозок. Код EORI применяется также в системе NCTS (новая общеевропейская компьютеризированная транзитная система). Без использования в предоставляемых документах кода EORI ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Евросоюза запрещен.
Регистрация в системе EORI не заменяет другие виды госрегистрации, а дополняет их соответствующим идентификатором, используемым при совершении таможенных операций. Внедрение в Евросоюзе системы EORI способствовало повышению уровня таможенного контроля с одновременным существенным упрощением процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
- Какую пользу принесет создание ЕСИТС в Евразийском экономическом союзе?
- Создание ЕСИТС на таможенной территории ЕАЭС в первую очередь позволит обеспечить уникальную идентификацию заинтересованных лиц (в том числе из государств, не входящих в ЕАЭС) не только в рамках одного государства, но и в ЕАЭС в целом. Это будет способствовать повышению эффективности анализа прозрачности и безопасности всех цепочек поставок за счет возможности в любой момент времени однозначно сказать, каким участником внешнеэкономической деятельности какие действия выполнялись.
Кроме того, создание ЕСИТС позволит оптимизировать алгоритмы и повысить эффективность системы управления рисками за счет создания возможности анализа всей цепочки поставки, упростить формы документов, используемых в таможенных целях, структуры и форматы их электронных копий, повысить достоверность содержащихся в них сведений. Внедрение ЕСИТС уменьшит объемы данных, необходимых для сбора, хранения и обработки в электронном виде документов, используемых в таможенных целях, а также существенно упростит электронное взаимодействие между таможенными службами государств - членов ЕАЭС.
Создание ЕСИТС будет способствовать и решению актуальной задачи, поставленной президентами государств - членов ЕАЭС, по сопряжению информационных систем таможенных служб и иных органов власти государств - членов ЕАЭС в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю. И, наконец, в перспективе появится возможность обеспечить согласованный обмен данными с Евросоюзом в отношении заинтересованных лиц, на основе взаимного признания номера EORI и номера, присвоенного в ЕСИТС, что в свою очередь позволит упростить для наших предпринимателей ведение внешнеэкономической деятельности таможенные формальности со странами Евросоюза.
- Какие сферы государственного регулирования охватит ЕСИТС?
- В ходе предварительной работы были выработаны два основных возможных подхода к созданию ЕСИТС: создание ЕСИТС исключительно в таможенных целях и создание ЕСИТС не только в таможенных целях, но и для валютного, налогового и иных видов государственного регулирования в рамках ЕАЭС. Подход, предусматривающий создание ЕСИТС в таможенных целях, предложен Евразийской экономической комиссией. Этот подход основан на использовании уникального идентификационного таможенного номера (УИТН), включающего в свой состав национальный государственный регистрационный номер. При этом присвоение УИТН не предполагает замену других видов государственной регистрации.
- Каковы позиции сторон по данному вопросу?
По мнению Государственного таможенного комитета Беларуси, ЕСИТС должна заменить существующие в настоящее время в государствах - членах ЕАЭС национальные системы государственной регистрации субъектов хозяйствования.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана на начальном этапе считает возможным создание ЕСИТС на основе использования УИТН только для таможенных целей.
Позиция российской стороны заключается в том, что применение ЕСИТС целесообразно не только для целей таможенного регулирования, но создаваемая система не должна заменять национальные системы регистрации. При таком подходе предлагается в рамках ЕСИТС присваивать участникам внешнеэкономической деятельности уникальный идентификационный номер, вести единый общесоюзный реестр участников внешнеэкономической деятельности и обеспечить обмен данными между этим единым реестром и национальными реестрами субъектов хозяйствования (при необходимости расширив состав документов и сведений, включаемых в национальные реестры).
Для дальнейшей всесторонней проработки и формирования согласованных предложений по созданию ЕСИТС признано целесообразным создать рабочую группу при Евразийской экономической комиссии с привлечением представителей государств - членов ЕАЭС.
По мнению ЕЭК, на данном этапе развития ЕАЭС нецелесообразно менять существующие национальные системы регистрации (для этого потребуется изменение национального законодательства в части систем регистрации и идентификации физических и юридических лиц, перерегистрация всех физических и юридических лиц и т.п.). Подход к созданию ЕСИТС только для таможенных целей на начальном этапе потребует минимальных затрат и может быть реализован в кратчайшие сроки. В дальнейшем, при необходимости, будет обеспечена возможность использования УИТН всеми заинтересованными уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС.
- Если резюмировать, какие принципы будут положены в основу создания ЕСИТС?
- Созданная рабочая группа как раз и призвана определить предпочтительный подход к созданию ЕСИТС и конкретизировать принципы ее создания. Предварительно в качестве основных принципов мы предлагаем определить следующее. Первое: создание ЕСИТС не должно изменить системы регистрации физических и юридических лиц, действующие в государствах - членах ЕАЭС. Второе: для резидентов государств - членов ЕАЭС уникальный идентификационный таможенный номер присваивается по единым правилам автоматически на основании номеров, присвоенных в национальных системах регистрации, а для иностранных лиц УИТН присваивается по единым правилам однократно при первой таможенной формальности или на основании обращения в уполномоченный орган одного из государств - членов ЕАЭС. Для резидентов стран Евросоюза и для нерезидентов стран Евросоюза, которые уже получили номер EORI, в качестве УИТН может использоваться номер EORI. Третье: в таможенных органах государств - членов ЕАЭС ведутся национальные реестры лиц, которым присвоен УИТН. В ЕЭК ведется общий реестр лиц, которым присвоен УИТН, являющийся логически объединенной совокупностью национальных реестров УИТН. Уполномоченные органы государств - членов ЕАЭС могут обмениваться информацией из национальных реестров УИТН. Четвертое: УИТН используется при проведении всех таможенных формальностей на территории государств - членов ЕАЭС, в частности, указывается в соответствующих графах таможенных деклараций.
Кроме того, при создании ЕСИТС должен быть предусмотрен переходный период к обязательному использованию УИТН как по времени, так и по составу таможенных операций и документов и видам деятельности в таможенной сфере (подача декларации на товары, подача транзитной декларации, прибытие/убытие и т.д.).
И наконец, должна быть обеспечена возможность последующей интеграции с системой EORI (взаимное признание УИТН и номера EORI).
Таким образом, окончательное решение по принципам и подходам к созданию ЕСИТС будет принято по итогам работы рабочей группы, но в настоящий момент предпочтительным представляется создание системы только в таможенных целях на основе использования УИТН.
- Вы упомянули о возможности обеспечить обмен данных с Европейским союзом. Какие шаги делаются в этом направлении?
Да, безусловно, существует идея: обеспечить согласованный обмен данными с Евросоюзом в отношении заинтересованных лиц на основе взаимного признания номера EORI и номера, присвоенного в ЕСИТС (УИТН). Но это задача на перспективу, сначала необходимо определиться с тем путем, по которому будет создаваться ЕСИТС, и дальше уже прорабатывать вопросы интеграции с другими системами.
Конечно, рабочая группа обязательно будет учитывать эту перспективу, чтобы решения по созданию ЕСИТС предусматривали возможность такой интеграции.
- Как будет формироваться этот номер (УИТН)? Что у него общего с номерами, присваиваемыми в национальных системах регистрации?
- Предполагается, что УИТН будет формироваться на основе номера, присвоенного субъекту в национальных системах регистрации юридических и физических лиц.
Структурно УИТН будет представлять собой 17-значный буквенно-цифровой код, включающий код страны государственной регистрации субъекта, код страны, в которой осуществляется регистрации субъекта в ЕСИТС (в которой присваивается УИТН), уникальный идентификатор, и контрольную сумму. Для субъектов - резидентов ЕАЭС уникальный идентификатор будет в явном виде включать национальный регистрационный номер, который будет использоваться для однозначной идентификации субъекта в национальных системах регистрации.
При этом использование УИТН в таможенных целях не предполагает замену национальных систем регистрации и идентификации юридических и физических лиц, действующих в государствах - членах ЕАЭС, и внесение изменений в эти системы.
УИТН будет использоваться в таможенных целях в таможенных документах, в системах управления рисками таможенных органов и при информационном взаимодействии между таможенными органами и заинтересованными лицами. Национальный регистрационный номер, входящий в состав УИТН, будет использоваться при взаимодействии таможенных органов с иными органами государственной власти одного государства - члена ЕАЭС.
- Как будет организована деятельность рабочей группы и каких результатов по итогам ее работы планируется достичь?
- Распоряжением Коллегии ЕЭК сформирован состав рабочей группы, в который вошли представители органов исполнительной власти и уполномоченных организаций государств - членов ЕАЭС, а также сотрудники ЕЭК.
Основной результат, который планируется достигнуть по итогам работы - проект международного договора о ЕСИТС. Предстоит еще выработать консолидированную позицию государств - членов ЕАЭС по форме договора: самостоятельный договор, или протокол о внесении изменений в договор о ЕАЭС, или иные правовые акты органов союза.
Эдуард ПИВОВАР,
Москва