Принятый в Беларуси указ №69 "Об использовании векселей" призван повысить экспортную конкурентоспособность отечественных товаров. Меры по повышению их качества и снижению себестоимости усилены финансовым механизмом поддержки экспорта - форфейтингом. Суть в том, что теперь экспортеры могут, не теряя выручки, предоставлять своим покупателям-нерезидентам длительные отсрочки по оплате за поставленные товары, а деньги за них получать сразу. Как будет работать новый механизм стимулирования экспорта и других новациях, ожидающих финансовый рынок Беларуси, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления регулирования небанковских операций Национального банка Дмитрий Набздоров.
- Дмитрий Валерьевич, указ по форфейтингу в Беларуси ждали давно. Предприятия смогут оперативно получать выручку от экспорта, снимая при этом с себя все риски по неоплате векселя нерезидентом. Насколько сократится время от поставки товара до момента поступления средств предприятию?
- Ожидается, что после отладки механизма взаимодействия всех заинтересованных сторон сроки поступления денежных средств после отгрузки товаров могут исчисляться несколькими банковскими днями.
Но не менее важно, что благодаря принятым мерам усилится неценовая конкурентоспособность наших товаров. Ведь экспортеры смогут предоставлять своим покупателям-нерезидентам отсрочку по оплате сверх установленных сроков завершения внешнеторговых операций (сегодня это 90 календарных дней, а по отдельным видам внешнеторговых договоров до 720 дней). После вступления в силу указа предоставляемая отсрочка сможет быть любой, но деньги от экспорта поступят на счет экспортера оперативно.
- Форфейтинг широко используется в расчетах между компаниями за рубежом. Как он будет работать в Беларуси?
- Механизм действия четко прописан в указе. Экспортер заключает с нерезидентом договор поставки товара с условием его оплаты, например, через 1 год. Покупатель, руководствуясь законодательством своей страны, выписывает вексель на сумму задолженности перед белорусским экспортером. При этом срок платежа по векселю должен совпадать с окончанием периода отсрочки за товар. Далее вексель должен быть авалирован банком-нерезидентом, чтобы снизить риски неоплаты векселя при наступлении срока платежа по нему. Аваль векселя означает, что если не заплатит по векселю покупатель-нерезидент, это сделает авалирующий банк-нерезидент. Указом предусмотрено право Национального банка установить критерии в отношении таких банков-нерезидентов. Предполагается, что критерием будет выступать рейтинг по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте, присвоенный международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings, Standard&Poor’s или Moody’s Investors Service.
Далее вексель передается экспортеру, после чего он отгружает товар покупателю.
Полученный вексель экспортер до истечения срока платежа продает белорусскому банку либо специализированному юридическому лицу (форфейтеру) и получает деньги на свой счет. Учет векселя осуществляется с дисконтом. Такой же подход, кстати, используется в настоящее время при факторинге.
После этого все риски неоплаты векселя переходят от экспортера к банку либо форфейтеру. Аналогично указ допускает работу и с векселями, выпущенными непосредственно банками-нерезидентами.
- Указом определено, что помимо банков и небанковских кредитно-финансовых организаций учет векселей вправе осуществлять юридические лица, зарегистрированные в Беларуси. О каких юрлицах идет речь и как будет контролироваться их деятельность?
- Имеются в виду юридические лица, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 тыс. евро на дату учета векселя. При этом если юридическое лицо намерено заниматься учетом векселей регулярно, то до проведения второй такой операции ему нужно письменно уведомить об этом Национальный банк. Регулятор включит этого субъекта в специальный реестр.
Включенные в реестр юридические лица смогут рассчитываться с экспортерами в иностранной валюте при учете векселя.
Информация о юридических лицах, включенных либо исключенных из реестра, будет размещаться на официальном сайте Нацбанка. Основанием для последнего может послужить непредставление в Национальный банк информации об учете векселей.
- Допустим, сделка состоялась, экспортер передал вексель банку или юридическому лицу. Что дальше?
- Дальнейшие действия держателя векселя (банка либо форфейтера) указом не определяются и не ограничиваются. Он может либо ожидать оплаты, либо передать право получения денег по векселю другому банку или форфейтеру. Есть и третий, наиболее приемлемый с макроэкономической точки зрения вариант, когда вексель передается банку-нерезиденту до наступления срока платежа по нему. В этом случае экспортер получил выручку от экспорта сразу, сняв с себя риски, связанные с неоплатой отгруженного товара. А сделку фактически профинансировал банк-нерезидент, у которого возникло право получения платежа по векселю.
- Какие изменения потребуется внести в законодательство в связи принятием указа?
- Дополнения вносятся в указ о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций. Там появляется норма, что завершением внешнеторговой операции в данном случае будет являться поступление средств экспортеру от продажи векселя. Дополнится также указ об обязательной продаже иностранной валюты. Поступающая при продаже векселя на счет экспортера выручка (за вычетом дисконта) будет признаваться объектом обязательной продажи в установленном законодательством порядке.
Хотелось бы обратить внимание, что указ освобождает экспортеров, банки и форфейтеров от уплаты гербового сбора за осуществление операций с векселями, выполняющими функцию расчетных документов по внешнеторговым экспортным договорам. Ставка гербового сбора при получении от иностранных организаций (передаче иностранным организациям) векселей составляла 15%.
Нацбанку с принятием указа нужно в трехмесячный срок определить критерии в отношении банков-нерезидентов, выпускающих либо авалирующих векселя. Регулятору предстоит также прописать порядок ведения реестра юридических лиц, осуществляющих операции по учету векселей, проработать другие технические моменты, связанные с его ведением. Определить объем и содержание информации, которую форфейтеры будут обязаны представлять в Нацбанк.
Светлана САВКО