Уровень развития демократии в Беларуси ничем не уступает уровню развития демократических процессов в других странах. Разумеется, если под демократией понимать защиту интересов большинства граждан, а не только меньшинства. В республике существуют политический плюрализм, многопартийность, всевозможные неправительственные организации, оппозиционные средства массовой информации, свобода слова и собраний. Неприятие белорусским обществом навязываемой ему извне политической модели имеет глубокие исторические и культурологические корни, считает кандидат философских наук, доцент Николай Щёкин.
- Основной линией атаки оппозиции является тезис о нелегитимности парламента, проистекающей из нелегитимности выборов. Дает ли отечественная политическая практика хоть какие-то основания для таких утверждений?
- Когда некоторые западные СМИ и политические деятели заявляют о нелегитимности белорусского парламента, такие заявления следует квалифицировать как несерьезные. Нельзя находиться в плену стереотипов пятнадцатилетней давности. Полная несостоятельность оппозиционеров в Беларуси в том и выражается, что в своей политической эволюции они остаются на уровне митинговой трескотни начала 90-х годов.
Что касается состоявшихся парламентских выборов, то здесь также все прошло демократично, в соответствии с национальным законодательством и белорусской ментальностью. Никаких препятствий кандидатам в депутаты, в том числе и оппозиционным, власть не устраивала. Никаких политических пристрастий не было и в работе избирательных комиссий при регистрации кандидатов в депутаты. Всем кандидатам в депутаты были предоставлены равные условия для выступлений на телевидении и радио, в теледебатах, а также для публикации своих предвыборных программ в печати. Другой вопрос - что мы увидели и услышали от некоторых кандидатов в депутаты? Пустословие, не имеющее ничего общего с реальными заботами белорусов.
В настоящее время можно утверждать, что в Беларуси найдена своя форма парламентаризма, соответствующая особенностям белорусской политической культуры. Свидетельство этому - проведение уже пятых выборов в белорусский парламент в условиях стабильности, спокойствия, отсутствия войны компроматов, "сливов" и других негативных явлений, характерных для квазидемократических стран.
- Прежде чем говорить о совместимости или несовместимости отечественной политической традиции с западными политическими стандартами, важно понять, что характеризует эту традицию.
- Феномен коллективного управления и соборности у восточнославянских народов привлекал к себе внимание исследователей еще с конца XVIII века. Однако следует отметить очень важное отличие восточнославянского вече от аналогичных форм управления в других странах Европы. В Западной Европе эти структуры носили во многом косный, строго формализованный характер. В восточнославянском ареале процессы развития парламентаризма были теснейшим образом связаны с текущими задачами и проблемами людей. Отвлеченные схоластические дискуссии абсолютно были не характерны для нашего народа. Принцип "идти от жизни", пронизывающий всю ментальность белорусов, был характерен и для первых форм парламентаризма на наших землях.
В идеале наши предки стремились к такой форме парламента, который представлял бы собой не институт политических разборок, а орган принятия оптимальных государственных решений и выработки механизма их реализации в повседневной жизни людей. Естественно, что предполагалось участие в этом процессе умудренных жизненным опытом людей, а не амбициозных выскочек.
В этой связи очень поучителен опыт переноса западноевропейского понимания парламента как ярмарки политического тщеславия на славянскую почву. Имеется в виду печально знаменитый "парламентаризм" Речи Посполитой. Историки солидарны во мнении, что именно разгульная "шляхетская демократия" и стала причиной краха этого государства.
Вот почему нельзя подходить к проблеме парламента и парламентским выборам путем апелляции, скажем, к работе английского парламента. Английский парламент формировался исходя из исторических традиций, национальных ценностей и представлений. Взять, к примеру, палату лордов английского парламента, которая символизирует собой принцип монархизма, а палата общин - принцип республиканизма. Можно ли перенести структуру английского парламента, его деятельность на белорусскую действительность? Тот, кто попробовал бы это делать, вызвал бы только гомерический хохот. Аналогично обстоит дело и с парламентами других стран. Все они в первую очередь продукт не каких-то универсальных принципов демократии, а своего национального пути развития.
- Но мы не стесняемся заимствовать у мира передовые технологические достижения. Почему бы не перенять и современные политические конструкты - такие как многопартийный и разноголосый парламент?
- Не имея тех исторических, экономических, финансовых, торговых условий, благодаря которым и сложился современный тип западной экономической и политической жизни, мы никогда не создадим подобного социально-экономического и политического устройства. А простой перенос на нашу почву западных институтов будет вести не к демократии и процветанию, а к олигархии и деградации.
Еще великие мыслители древности сомневались, что обычаи и традиции, политическую культуру одного народа можно запросто распространить на другой. Аристотель категорически утверждал о невозможности создания государственного устройства по типу древнегреческого полиса у других народов. Зависимость политических институтов данной страны от традиций и ментальности нации есть уже политологическая аксиома.
Парламент в формате политического театра противоречит самой ментальности белорусов. Данный тезис можно проиллюстрировать на примере института парламента в современной Беларуси. Все эти годы в центре внимания парламента прежде всего были гарантии и механизмы реализации базовых прав наших граждан, а именно: права на труд, жилье, охрану здоровья, получение образования, защиту материнства и детства, поддержку малообеспеченных слоев населения. Наши депутаты чувствуют пульс жизни страны и не понаслышке знают проблемы, которые волнуют белорусов.
Игорь ФИЛИПЕНКО