ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 февраля 2011, 15:39

Упрощенный механизм экспертизы нормативных правовых актов вводится в Беларуси

СИСТЕМА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

В Беларуси каждый год на различных уровнях принимается значительное число документов. Они затрагивают любые сферы жизни: от цен на лекарства до систем безопасности в метро. И практически ни один правовой акт не может вступить в силу без прохождения контроля качества - экспертизы нормативных правовых актов. От того, насколько профессионально она проводится, зависит многое. Теперь этот механизм выводится на новый качественный уровень. Подробнее об этом корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель министра юстиции Беларуси Алла БОДАК.

- Алла Николаевна, сколько нормативных правовых актов принимают в Беларуси каждый год?

- В последние годы - около 12 тыс., примерно 9 тыс. проходят экспертизу непосредственно в нашем министерстве и в региональных органах юстиции. Причем нагрузка все время растет. Большую часть этих документов принимают местные органы власти. На уровне республиканских ведомств количество актов также растет, хотя и незначительно. В любом случае, наибольшее количество правовых актов в республике проходит через органы юстиции.

- По инициативе вашего министерства механизм экспертизы совсем скоро будет упрощен. Не скажется ли это на качестве?

- Качество, конечно, не должно ухудшаться. Мы все сделаем для того, чтобы экспертиза проходила быстрее, но на хорошем уровне. Качество правовых актов за последние пять лет улучшилось. Тем не менее 15-20% правовых актов либо не соответствуют документам более высокой юридической силы, либо вообще несовместимы с законодательством (Прим. БЕЛТА - до экспертизы). Бывает даже, что министерства принимают акты, которые не относятся к их компетенции. Это неправильно и может привести к несогласованности правовых норм, нарушению системности в законодательстве. Правовые акты в Беларуси - это система с четкой иерархией. В ней каждый акт должен соответствовать акту более высокой юридической силы. Акт наивысшей юридической силы - это Конституция.

Понятно, что нарушения в иерархии могут привести к отрицательным последствиям. Будут нарушены права и свободы граждан, организаций и т.д. Но это мы ведем речь, образно говоря, о вертикали в системе законодательства. По горизонтали тоже не должно быть проблем. Плохо, когда акт дублирует какой-то документ и на этом уровне возникают нестыковки и коллизии. Мы как раз и призваны это контролировать.

- Что происходит, когда выявляются недостатки, о которых вы упомянули?

- Мы даем отрицательное заключение, и такой правовой акт не действует, его нельзя включить в Национальный реестр правовых актов. Министерство также проводит проверки. Иногда мы выявляем документы, которые действуют, но на самом деле по ним было дано отрицательное заключение или они вообще не проходили экспертизу.

Указ №711, который был подписан не так давно - 30 декабря 2010 года, очень четко описывает последствия использования таких актов. Указ дает нам право внести представление, и тогда документ должен отправиться к нам на редактирование либо просто отменяется. Кстати, сам факт, что на уровне Президента принят документ, который регулирует эту сферу, говорит сам за себя. От экспертизы зависит качество законодательства. Этот институт - гарантия защиты прав и свобод граждан. В указе есть новые нормы, которые восполнили некоторые пробелы. Например, раньше не существовало четкого разграничения, какие акты направляются к нам на экспертизу, а какие нет.

- Почему некоторые документы можно не отправлять на экспертизу?

- Потому что они локальные, то есть распространяются на какой-то конкретный круг организаций и не выходят за рамки этой системы. Например, есть инструкция МВД о порядке обеспечения военнослужащих внутренних войск предметами вещевого имущества. Это же касается только их ведомства, а к остальным гражданам никакого отношения не имеет. Другое дело, если МВД принимает документ, который регулирует вопросы, связанные с выдачей водительских удостоверений. Вот это уже касается не только сотрудников органов МВД, а любого человека, который захочет получить права на вождение транспортным средством.

Более четкое разграничение этого вопроса в указе улучшит организацию подготовки актов в самих госорганах. Это позволит также снизить документооборот.
- В чем еще упрощение?

- Мы предложили новый механизм, и он был принят постановлением Совмина №161 от 8 февраля текущего года. Это развитие того, что было в указе №711. Теперь у нас появился упрощенный механизм доработки правового акта. Дело в том, что все документы к нам приходят как готовые решения, а не проекты. Они подписаны, стоит номер, дата.

На экспертизе мы также проверяем, не нарушены ли в документе «Правила написания» правового акта. Это не грубые нарушения, но если их игнорировать, то получится уже роман, а не документ. Так вот, когда эти нарушения или даже грамматические ошибки выявлялись раньше, мы должны были выносить отрицательное заключение, а ведомство должно заново все делать. Если это министерство - нужно собирать коллегию, то есть затрачивается дополнительное количество времени. А теперь мы будем здесь, в Минюсте, дорабатывать акты. Подчеркиваю, этот механизм не касается грубых нарушений. В таком подходе заинтересованы все стороны. И для нас это не новый подход, потому что мы уже знаем, как его применять. Его подсказала сама жизнь.

- Насколько сокращаются сроки экспертизы?

- В два раза. Было десять рабочих дней, а сейчас будет пять. Среди стран СНГ это наиболее оперативный механизм. Могут быть исключения, например, когда нам нужно затребовать мнение другого органа, но все равно сроки уже не те. И нужно обратить внимание, что сокращено не только время, но и количество документов, которые нам предоставляются для проведения экспертизы, причем существенно.

Хочу еще вернуться к указу №711. В нем четко прописано, за что именно мы отвечаем при экспертизе. Например, экономическую оценку мы не даем. Но мы проверяем, чтобы к правовому акту было представлено обоснование, в том числе финансово-экономическое, прогноз последствий принятия акта. Это требование закона. Если этого нет либо представлено не в установленной форме, мы такое решение возвращаем. За все социальные и экономические последствия ответственность несет орган, который принимает документ.

- Помогут ли новые подходы, о которых вы говорите, бороться с бюрократией?

- Безусловно, бюрократии становится меньше. Более того, все это делается в развитие Директивы №4. Более совершенный механизм экспертизы будет направлен на стимулирование деловой активности. Повышение роли предпринимательства требует от госорганов принятия комплекса мер, в том числе правовых актов, оперативного реагирования на экономическую ситуацию. Тем более что 2011-й объявлен Годом предприимчивости. У населения должен быть стимул заниматься бизнесом. И вообще мы должны успевать за изменениями в нашем обществе. Не будем забывать и о Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве и т.д.

Более совершенный механизм экспертизы отвечает в целом стратегии развития страны, снятию бюрократических препон для принятия оперативных правовых решений и более действенному механизму защиты прав и свобод наших граждан.

Василий Малашенков,
БЕЛТА.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси