ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
25 июня 2014, 11:08

Угрозы, исходящие извне, заставляют ОДКБ укреплять силовой потенциал

События в мире, в том числе в Украине, показали, что вопросы укрепления безопасности государств стали не просто актуальными: они вышли на первый план. О том, что сейчас происходит в Организации Договора о коллективной безопасности, корреспондент БЕЛТА побеседовал с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей.

- В последнее время повышенное внимание уделяется силовой составляющей ОДКБ. С чем это связано и в каких случаях могут быть использованы подразделения ОДКБ?

- В условиях, когда вокруг государств - членов ОДКБ огромное количество горячих точек, а также незаконных вооруженных формирований, часть из которых декларируют свои враждебные задачи на территории наших стран, необходимо иметь силовой потенциал, который, если понадобится, сможет им противостоять. Потенциал, который может использоваться в случае, если возникнет конкретная угроза территориальной целостности и суверенитету какого-либо входящего в организацию государства.

ОДКБ ориентирована на противодействие угрозам, исходящим извне. В связи с этим весь силовой потенциал, прежде всего Коллективные силы оперативного реагирования, должен быть задействован в случае необходимости отражения внешней агрессии, локализации каких-либо пограничных конфликтов. Силовой потенциал ОДКБ создан именно для этого, хотя у нас есть и миротворческие силы. Причем, обращаю внимание, что, в соответствии с действующим в ОДКБ соглашением, использование миротворческих сил возможно только для поддержания достигнутого мира между сторонами конфликта. Не для боевых операций по принуждению к миру тех или иных противоборствующих сторон, а именно для поддержания мира.

- Миротворческие силы могут быть использованы только внутри ОДКБ?

- Нет, соглашение, ратифицированное всеми государствами, дает право задействовать миротворческие силы как на территории государств - членов ОДКБ, так и за их пределами. Но это может быть сделано лишь в соответствии с мандатом и по просьбе Совета безопасности ООН, а также только после принятия соответствующего решения Советом коллективной безопасности ОДКБ.

- Сейчас в ОДКБ создаются новые силовые подразделения, в частности авиационные. Какие задачи они будут выполнять и когда планируется завершить их создание?

- Это продолжение работы по совершенствованию силовой составляющей организации. Мы поняли, что для сил, которые сформированы в ОДКБ и которые интегрируются в войска (а это двусторонние группировки, Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, Миротворческие силы), нужны средства их доставки в точку проведения операции. Поэтому и признано целесообразным создать Коллективные авиационные силы ОДКБ. Думаю, что в течение этого года мы завершим их формирование и представим в конце года президентам соответствующие документы. Главы государств должны утвердить принципы функционирования Коллективных авиационных сил и, самое главное, их боевой и численный состав.

Кроме того, в ОДКБ формируются Силы специальных операций. Это подразделения, которые призваны обеспечить специальными формами и методами поддержку деятельности тех или иных вооруженных формирований в ОДКБ. Мера абсолютно необходимая в условиях современной войны. Такие спецподразделения могут противодействовать кибератакам, с использованием специальных средств перехватывать те или иные сигналы, информационные сообщения и так далее. Планируется, что это будет целый набор подразделений, например, таких как подразделения информационно-психологических операций.

- То есть это будет такой высоко обученный спецназ?

- Да. Это очень важное подразделение, которое особенно необходимо при проведении различных миротворческих операций. Я думаю, что этот компонент крайне востребован сегодня в условиях современных методов ведения вооруженной борьбы.

- Все три государства, заявившие о создании Евразийского экономического союза - Беларусь, Россия и Казахстан, а также намеревающиеся к нему присоединиться - Армения и Кыргызстан, одновременно являются и членами ОДКБ. Как, на ваш взгляд, будут развиваться взаимоотношения этих двух интеграционных структур и возможно ли в дальнейшем слияние ЕАЭС и ОДКБ в одну военно-политическую и экономическую организацию?

- Есть две модели работы в данном направлении. Первая модель, которая используется сегодня, например, в Европе - НАТО и Евросоюз: ни одно государство не принимается в Евросоюз, пока оно не вступит в Северо-Атлантический альянс. НАТО занимается безопасностью, Евросоюз - политикой, экономикой и так далее. Такую же схему предполагается пока применить и во взаимоотношениях Евразийского экономического союза и ОДКБ. То есть союз будет решать вопросы экономики, а ОДКБ - политики и безопасности. Я думаю, что мы будем работать именно в таком ключе.

Но я не исключаю, что на каком-то этапе, когда и ОДКБ, и, особенно, Евразийский экономический союз станут более совершенными, когда будут отлажены все механизмы взаимодействия, возникнет потребность в их слиянии. Хотя лично я как эксперт, который всю жизнь занимается вопросами безопасности, считаю, что объединять две структуры в один союз, во всяком случае в ближайшей перспективе, было бы ошибочным. Потому что этот союз станет громоздким, сложно управляемым. Лучше, если бы две организации взаимодействовали, четко определив сферы ведения и разграничив полномочия. Я думаю, что мы к этому в ближайшее время подойдем.

- Как бы вы оценили вклад Беларуси в обеспечение коллективной безопасности?

- Как один из самых значительных. Беларусь очень активна в ОДКБ. Во-первых, четко работает государственный аппарат. Пожалуй, самая дисциплинированная, самая четкая работа аппарата в структурах, с которыми мы взаимодействуем, это белорусские структуры: всегда вовремя очень глубокая проработка тех или иных вопросов. Во-вторых, большое количество различных инициатив. Все инициативы конструктивны, ориентированы прежде всего на решение тех или иных конкретных проблем в сфере обеспечения коллективной безопасности. В-третьих, большое количество мероприятий, которые проводятся на территории Республики Беларусь под флагом ОДКБ. Это и инфофорумы, и различные встречи с экспертами, и проведение учений, и многое другое, не буду перечислять. И, наконец, очень конструктивная и креативная позиция руководства, прежде всего Президента Беларуси, а также его команды - это министр обороны, государственный секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, которые в ходе работы на уровне уставных органов ОДКБ всегда очень активны и ориентированы на поиск конструктивных решений проблем, связанных с обеспечением коллективной безопасности. Поэтому эти четыре фактора дают мне основания абсолютно честно и обоснованно говорить о том, что Беларусь исключительно активна в деятельности ОДКБ.

Эдуард ПИВОВАР

Топ-новости
Свежие новости Беларуси