Центр белорусской драматургии предложил для постановки на сцене Республиканского театра белорусской драматургии режиссеру Монике Добровлянской из Германии несколько пьес молодых белорусских авторов. Моника выбрала текст Андрея Иванова "Это все она", премьера состоялась на днях. История актуальная: героиня пытается наладить отношения с сыном-подростком, погруженным в виртуальное пространство, для чего создает фейковую страничку в социальной сети. По признанию Моники, тема ее "зацепила". Почему, режиссер рассказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА.
- Когда постановщик берется за подобные вещи, подспудно возникает предположение, что тема его касается непосредственно. Если вы подобное ставите, вам это близко?
- Я не считаю театр психотерапией. Меня занимает какая-то тема не потому, что она моя, а потому что она мне интересна с определенной точки зрения. В этом случае мне интересна невозможность коммуникации матери и ребенка. Я мать двух дочерей, и проблема коммуникаций с детьми мне не чужда.
Но в спектакле проигрывается экстремальная ситуация. Если посмотреть на Европу, сейчас несколько странное время. Мы наблюдаем радикализацию разных слоев общества, отдельно - молодежи, проявление национализма. У меня впечатление, что одна часть социума движется вперед, прогрессирует, а у другой части некий регресс. Эта тема меня занимает, потому что я думаю, что в XXI веке люди должны двигаться только вперед. Как получается, что происходит движение в обратном направлении, мне непонятно.
Наверное, это можно проанализировать в таком микрокосме, как семья, на примере семейных отношений. Где эта грань, отделяющая человека, постоянно погруженного в виртуальное пространство, играющего в странные компьютерные игры с присутствием насилия, от реальности? Человек в игре может перейти эту грань, и потом ему уже намного легче преступить ее и в жизни. Этот феномен очень интересен. Я думаю, что почти все родители, у кого дети были или сейчас находятся в подростковом возрасте, знают, что этот период небезопасный. Трудно родителям - да, но это еще не так страшно. А вот когда дети теряют чувство реальности, когда небезопасно для детей... Это касается всех семей: как благополучных, так и не очень. И даже те, кто делают вид, что все хорошо, чаще всего на самом деле скрывают настоящее положение вещей. Почему так получается, что одни проходят этот сложный период и получают развитие, а другие нет - это объект анализа в постановке.
- Уверена, многие, посмотрев спектакль "Это все она", увидят себя и своего ребенка. Уж очень стандартная ситуация: приходишь домой, обращаешься к ребенку, а он в наушниках! Ожидаешь в конце просмотра рецепта, как наладить отношения со своим чадом.
- Нет, рецепта зритель не получит. Это - спектакль-призыв, обращение к родителям быть более внимательными к детям, заниматься проблемой, причем задолго до ее появления. Мне кажется, что в переходный период родители с детьми, будто на корабле во время шторма. И можно все сделать, лавировать, но ты все равно не знаешь, выплывет корабль или разобьется о скалы. Можно приложить максимум усилий, но не все у нас под контролем. Есть еще общество, есть друзья. С точки зрения матери все возможное нужно сделать перед тем периодом, когда ребенок начинает взрослеть. Дать принципы, которые могут остановить его, помогут избежать самой большой глупости еще до того, как он отдалится от родителей.
- Моника, на ваш взгляд, верный ли это способ - создать страничку в соцсетях, чтобы узнать о виртуальной жизни своего ребенка?
- У меня был разговор со школьным психологом о существовании такого феномена. Родители часто заводят страничку, чтобы проверить, все ли в порядке у ребенка. Но на этом все и заканчивается. В этом же случае мы видим проблему мамы, которая идет дальше. С другой стороны, это нужно рассматривать метафорически. Героиня не останавливается, переходит черту в интернет-общении, и сын влюбляется в созданный ею персонаж. Сколько таких матерей, которые не раскрывают себя, но ревнуют сына к женщине, жене? Ведь это тоже проблема - где нужно остановиться?
- Как думаете, эта пьеса может появиться на подмостках Европы и быть востребованной?
- Пьеса Андрея Иванова "Это все она", думаю, очень актуальна. И, может быть, в Западной Европе больше, чем в Беларуси или России, в которых, кстати, ее поставили. Спектакли по этой пьесе, знаю, также идут в Украине, Латвии, Чехии. Она универсальна, потому что во всем современном мире происходит отдаление родителей и детей, близких людей друг от друга, виртуализация общества, рождаются террористические проблемы. Это история из белорусской реальности, но на универсальную тему. И она может найти отклик у зрителей в разных странах.
- Минимум декораций на сцене - ваш принцип?
- Это школа Ежи Гротовского, Питера Брука, Юрия Васильева. В моих постановках на сцене есть ровно то, что нужно, что играет. Все дополнительные элементы, с моей точки зрения, излишество. Даже некая ложь. Полагаю, что интересная редукция высвобождает большую энергию, потому что начинаешь думать, как один и тот же реквизит заиграет сначала в одном значении, потом в другом. Все, что находится на сцене, задействовано. Это как у Станиславского: если есть ружье, оно должно выстрелить в конце спектакля.
- Версию Республиканского театра белорусской драматургии, которая обрела немало поклонников, как, впрочем, и тех, кто нашел спектакль спорным, сыграли заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Сидоркевич и Дмитрий Давидович. Не поскупитесь на комплименты в адрес РТБД.
- В театре хорошая энергетика, очень комфортно работать. Нет впечатления, что кому-то что-то трудно. Это может быть в Германии, Польше, здесь же нет. Актеры мотивированы, я всегда чувствую их поддержку, в результате получается коллективная работа. С белорусскими артистами я работала уже несколько раз и всегда делаю это охотно, потому что ваша актерская школа совпадет с моим мышлением. Надо сказать, что у меня не было ни одного плохого опыта с белорусскими актерами, и эта работа вписывается в данный сложившийся позитивный тренд. Я рада, что белорусские артисты открыты к моим идеям и, может быть, к другой школе мышления, потому что режиссерское мышление и эстетика складываются из того, откуда вы, какой опыт, школа. У них есть большая открытость, восприимчивость.
Добавлю, что в спектакле в виртуозном исполнении пианиста Константина Горячего звучит прекрасная музыка. Я благодарна хореографу спектакля Валерии Хрипач, художнику-постановщику Андрею Жигуру. Мы работали на одной волне.
- Вы не в первый раз обращаетесь к белорусской драматургии. Находите ее интересной?
- Да, белорусская драматургия мне интересна. Первая работа была на "Панораме" на проекте Оn-line по пьесе Павла Пряжко "Подари мне билет…". Нужно было поставить спектакль за пять дней. Не было сложно, потому что решение приходит на интеллектуальном уровне: когда заряжает тема, получаешь приток энергии. Были еще постановки, а два года назад на фестивале "ТЕАРТ" ставила "Перемещенные лица" об истории женщин времен Второй мировой войны по текстам Светланы Алексиевич. Думаю, у меня не раз еще сложится с белорусской драматургией.
- Моника, будучи полькой, вы работаете в Германии...
- ...и считаю себя европейским режиссером. Родилась в Польше, училась и живу в Германии, но регулярно сотрудничаю с польскими театрами. В моей биографии учеба в московском ГИТИСе. В кругу моих друзей люди из разных стран. И я работаю для различных аудиторий, соединяя элементы традиций польского, немецкого и русского театров. В моих постановках важное место занимают актерские эмоции. Приглашений поступает много, но мне неинтересно работать, как станок, штамповать. Нужно себе позволить не брать много одновременно. Иногда так получается, что готовлю сразу несколько проектов. Но всегда нужно время, чтобы почерпнуть новую творческую энергию.
Помимо постановок в театрах разных стран ставлю в своем проектном театре, который появился три года назад. Проектный театр - возможность иметь больше художественной свободы, решать, какие темы разрабатывать. В основном там я занимаюсь документальными проектами. Собираю команду под каждый. В июне этого года состоялась премьера, в начале ноября готовится еще одна. Главный толчок в выборе темы - она "цепляет". И я начинаю ее исследовать, анализировать персонажи, ведь мне всегда была интересна психология.
Жанна КОТЛЯРОВА