Новые павильоны "Беларусьфильма" не простаивают практически ни дня: площадки арендуют главным образом российские кинематографисты, график их использования расписан на весь будущий год. Более того, киностудия имеет возможность порой выбирать, кому предоставить площадку на более выгодных условиях для себя. Попутно на территорию "вклинивается" своя творческая группа, когда у киностудии есть в этом необходимость. Генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Игорь Поршнев рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА о заботах дня нынешнего и проектах дня будущего.
- Игорь Валентинович, говоря о белорусском кино, невозможно обойти тему реконструкции "Беларусьфильма". Почему дата ее завершения перенесена на 2017 год?
- Это связано с финансовыми вопросами. Вы же видите, что экономическая ситуация, не только в Беларуси, но и в других странах, требует решения определенных важных задач. Очевидно, есть такие пробелы, которые необходимо финансово закрыть, и, наверное, поэтому не получилось в уходящем году выделить деньги в нужном объеме на выполнение планов. Реконструкция не останавливается, хотя темпы ее снижены, и этим объясним перенос ее завершения на 2017 год.
- Но в новом павильоне работа кипит: там снимают приезжие кинематографисты. "Беларусьфильм" создает привлекательные условия?
- С весны прошлого года и до лета будущего у нас арендует павильонные площади российская кинокомпания, которая снимает телесериал про сотрудников милиции и четвероного помощника Мухтара. Этот павильон полностью застроен декорациями, российские коллеги здесь надолго. Только что освободился второй павильон, как мы называем "тысячник" (площадью 1 тыс. кв.м). Здесь снимали три российских сериала. Потом еще клипы. Сегодня идут съемки для нашей известной фирмы "Гейм Стрим". Студия сейчас продолжает работу над MMO-проектом World of Tanks. Не так давно голливудская звезда Стивен Сигал был приглашен для участия в проекте, приезжал известный американский актер Дольф Лундгрен. Компания держит работу над своими проектами в строжайшем секрете, о том, чтобы ее что-то не устраивало, не знаю. Я был на их территории, менеджеры лишь положительно отзываются о предоставленных условиях и возможностях.
График аренды павильона расписан до конца следующего года. Число заявок таково, что из них мы можем выбирать, с кем сотрудничать. Нам выгоднее, чтобы покупатель приобрел комплексные услуги. Например, работала российская компания. Мы им построили декорации. Высокую культуру строительства декораций с применением фундусных блоков, которую предлагают на "Беларусьфильме", ценят продюсеры. Компания арендовала у нас осветительное оборудование, практически все, что у нас есть из антикварной мебели, реквизит, костюмы, оружие. Сотрудничаем с постоянными партнерами, в которых уверены. Три павильона сейчас находятся на реконструкции, и пока мы не можем их использовать, в двух всегда идет рабочий процесс.
Средств от аренды хватает на оплату электричества. Киностудия - огромная машина, хозяйство большое. Если говорить о творческих проектах киностудии, средства на их реализацию мы получаем из бюджета. Но это не прямые вложения. "Беларусьфильм" участвует на равных условиях с другими компаниями со своими предложениями в конкурсе. Осенью был объявлен конкурс кинопроектов с реализацией в 2017 году. Проекты "Беларусьфильма" выиграли четыре лота игрового кино, несколько проектов анимационных и неигровых.
Отдельная тема - создание молодежного альманаха. Такую идею я озвучил в сентябре прошлого года, когда только принял руководство киностудией. Хочется найти новую кровь, молодых талантов, ведь учебные заведения выпускают режиссеров, сценаристов, операторов, а реализовать они себя не всегда могут. Как узнать, кто из них на что способен в творческом плане? В этом году состоялся конкурс дебютных работ начинающих авторов, и я рад, что через год, как мы планируем, предоставим возможность белорусскому зрителю познакомиться с новыми именами в кино.
- Конкуренция на конкурсе дебютных фильмов была высокой?
- Всего комиссия рассматривала 12 работ. Выбор остановили на девяти. В итоге из-за ограниченности хронометража (около 100 минут) принято решение об участии пяти проектов разной продолжительности. Сценарии предлагали белорусские начинающие кинематографисты. Кто-то из ребят учился на Высших режиссерских курсах у Фокина, Ахадова в Москве, кто-то в мастерских во ВГИКе. Одна претендентка в Нью-Йорке училась. Если ребятам хочется реализоваться на родине - в Беларуси, то почему не дать им такой возможности. В альманах войдут короткометражки от 7 до 30 минут - продолжительность работ разная, но и не ставилась задача одинаковых отрезков. Главное, чтобы сюжет вызывал эмоцию, можно и за 3 минуты расплакаться, а можно за 20 минут не проникнуться. Все от таланта зависит. Некоторые работы вошли в сценарный портфель "Беларусьфильма", хотя сегодня гарантий съемки мы дать не можем.
Я рад, что у нас сейчас снимают свои учебные работы студенты Белорусской государственной академии искусств. Они могут снимать на профессиональной студии с профессиональной съемочной группой. Директор картины, гример, художник - это представители киностудии. А режиссер, оператор - начинающие. Это очень важно, ведь молодые люди сразу окунутся в профессиональную среду.
- В нынешнем году "Беларусьфильм" планировал выпустить два игровых сериала: "Следы на воде" и "Держись за облака" с киноверсиями. Если первая работа уже готовится к показу, то вторая не завершена. В чем причина?
- Многосерийный фильм "Держись за облака" расскажет об обычных людях, монтажниках-высотниках, об их работе. Там по сценарию много трюковых съемок, и летом мы не успели снять по различным причинам некоторые сцены. В частности, есть сцена, когда действие происходит на 40-метровой высоте, люди должны падать. Речь идет о безопасности. Кроме того, произошла замена актера, и должна быть зимняя пересъемка. Поэтому работа пока законсервирована. Осталось 12 съемочных дней.
Работа над картиной "Следы на воде" завершена, скоро в кинотеатрах и не телеэкраны выйдет видеоролик об этом фильме к 100-летию органов правопорядка. В марте-феврале запланирована премьера картины.
- Какие конкурсные предложения киностудии показались интересными комиссии в этот раз?
- "Беларусьфильм" представил синопсис сериала "Ой, мамочки! - 2". Режиссер Иван Павлов снял первый сезон, он же будет работать и над вторым. Этот сериал с высоким рейтингом прошел в России и практически окупился. Российские сопродюсеры вышли с предложением сделать франшизу, и мы подали заявку на конкурс. Сейчас авторы дорабатывают сценарий. Увидим ли мы Игоря Сигова и Веру Полякову? Кастинга пока не было, но наверняка можно сказать, что в картине будут заняты белорусские актеры. Режиссер тот же, это продолжение, традиции какие-то будут соблюдены.
Еще один фильм - "Черный пес". Это - патриотический боевик о защитниках родины. Сценарий пишется по книге Николая Чергинца. Наш партнер по этому фильму Глеб Шпригов. Для белорусов это не новое имя, он много работал у нас, в частности, снял несколько картин с Александром Ефремовым. Глеб уже заявляет о востребованности будущего фильм на центральных телеканалах России. Мы планируем снять телевариант и кино для экрана, как и фильм "Жизнь после жизни". У нас есть хороший опыт с фильмом "Государственная граница", когда из телевизионной версии мы сделали киновариант и выпустили в прокат по республике. Результат получился очень хороший. Зритель соскучился по белорусскому кино, это чувствуется, поэтому приняли такое решение относительно этих двух картин.
А мелодрама "Жизнь после жизни" - первый опыт работы киностудии с известным российским режиссером Дмитрием Астраханом. Он предложил фильм по сценарию своего давнего сценариста Олега Данилова. Я не знаю ни одной неуспешной работы этого творческого тандема. Они могут быть спорными, но всегда заметные. Я был на нескольких последних премьерах, зал никогда не оставался равнодушным к его работе. Олег Данилов - исследователь человеческих душ и чувств. Там есть загадка и отгадка. Он пишет пьесы, которые экранизируются, и получается "народное кино", оно очень востребовано. "Ты у меня одна", "Подари мне лунный свет", "Перекресток" - эти картины по 15 раз в год на телеэкране.
Сейчас идет доработка сценария, Олег Данилов дописывает с учетом пожеланий. Дмитрий Астрахан очень серьезно относится к делу, это его первый опыт работы с бюджетными средствами, потому что он всегда искал деньги сам и был в самостоятельном плавании, ему никто не диктовал, как снимать. Сейчас условия сотрудничества иные, он полностью идет на контакт, и, ожидаю, это будет хороший опыт.
- Министерства культуры Беларуси и России обсуждают идею съемок проекта о легендарном белорусе - дипломате Андрее Громыко. Возможность появления такого фильма под рабочим названием "Господин "Нет" воспринята с большой заинтересованностью…
- Это мое предложение, и вместе с министром культуры мы осенью прошлого года озвучили его госсекретарю Союзного государства Григорию Рапоте. Он благосклонно встретил инициативу. Затем мы обращались в МИД Беларуси и МИД России, где также предложение вызвало интерес. Игорь Угольников, который работал на проекте "Брестская крепость", взял на себя некоторые функции продвижения этого проекта. Год велась работа над сценарным материалом параллельно, сейчас есть две группы авторов. Сегодня новая концепция реализации этого проекта. Планируется, что это будет проект Союзного государства. Речь идет о выделении средств "Ленфильму", который тоже на реконструкции, и "Беларусьфильму". Думаю, проект случится, и это будет большое полотно о значимой фигуре в истории двух государств.
Это работа не одного года. Когда я прочитал первый сценарий Владислава Романова, у меня возникли определенные ассоциации, представлялась картина "Вся королевская рать". Это фильм 1960-х годов, он снимался в Беларуси. Теперь что-то подобное представляется, но в современных условиях, с другими возможностями. Это должна быть высокого уровня литература и картина.
- Игорь Валентинович, есть такой фильм-мечта, который бы вы хотели воплотить на "Беларусьфильме"? Появление какого фильма вы бы считали для себя знаком качества?
- Желание есть снять такой фильм, который был бы популярен у славянских народов, чтобы его смотрели и в России, и в Украине, и в Казахстане. Чтобы фильм был высокохудожественный, чтобы у него был зритель, и чтобы проект был коммерчески успешным.
Нечто приближенное есть. Наш известный автор Валентин Залужный написал заявку, где по сценарию действия проходят в наше время в некоем государстве в пустыне, в экстремальных условиях. Суть истории в том, что разные силы объединяются в борьбе против террористов. Идея очень интересная. Я предложил ее партнерам в Арабских Эмиратах, им понравилось. Здесь можно было бы наши МАЗы показать, показать, чем гордимся. Партнеры ищут варианты.
В портфеле лежит много сценарного материала. Есть предложение сделать ремейк "Дикой охоты короля Стаха". Вот проект "Моисей Коля" о подвиге нашего соотечественника, который через линию фронта вывел более 200 евреев. Приезжал продюсер из России. Его устраивают условия на "Беларусьфильме", но остановка за средствами, нужно найти еще 40% бюджета.
- Сколько времени нужно, чтобы вложенные средства вернулись?
- Как раз таки премьерные показы дают основной сбор. И везде так. Сейчас очень сложная обстановка на кинорынке. Я разговаривал с коллегами, которые были на кинорынке в Москве. Процветают подделки, если мы предлагаем серию от $100 до $500, то есть предложения по $25. Смотря какую цель преследовать - забить эфир или дать качественную работу. Сегодня профессиональные производители одновременно снимают не один проект. Из трех пилотов два откладывают, и не выходит ничего - такие сейчас идут затраты. Ситуация сложная с прокатом готового продукта. Угадать предпочтения зрителя сложно. То хоррор популярен, то мелодрама, то медицинская мелодрама.
- Киностудия работает над любопытным проектом - мультипликационным мюзиклом…
- Снята первая серия анимированного мюзикла "Звезды седьмого неба" по книге Геннадия Давыдько. Две серии запущены. Надеюсь, что работа будет иметь зрительский успех. Елена Турова - талантливый режиссер, и она нашла такую концепцию - мюзикл. Это будет полнометражный мультипликационный фильм продолжительностью около 100 минут.
- Игорь Валентинович, а как вы относитесь к кино, снятому на мобильный телефон?
- Никак не отношусь. Я присутствовал на первом фестивале мобильного кино в Москве в 2002 году. Такие работы не составят конкуренции. Есть профессиональное кино, есть такое. Талантливая работа всегда найдет свою нишу. Вуди Аллен всю жизнь снимает свои фильмы, и его не тревожит, что рядом есть Спилберг и Коппола. Он снимает свое маленькое кино и имеет успех. Почему нет? Почему человеку надо запрещать снимать, если ему хочется? А может, он выдаст что-то талантливое? И если он сможет завоевать этим рынок, пусть снимает.
Анна ЗОЛОТКО,
БЕЛТА.-0-