ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
30 ноября 2022, 16:35
Елизавета Хмель

Студентам предложат новые специальности и профили. Что изменится в учебной программе журфака БГУ

Елизавета Хмель
Елизавета Хмель
Исполняющая обязанности декана факультета журналистики БГУ

Факультет журналистики БГУ с нового учебного года изменит подходы к обучению студентов. Какие нововведения появятся в учебной программе будущих журналистов, корреспонденту БЕЛТА рассказала исполняющая обязанности декана факультета журналистики Елизавета Хмель.

- Елизавета Романовна, со следующего года на факультете журналистики изменится подход к обучению студентов. Чего ждать и чем обусловлены нововведения?

- Действительно, со следующего учебного года факультет меняет некоторые правила обучения при подготовке специалистов. Ранее на факультете журналистики БГУ предлагались три специальности: "журналистика по направлениям", включающая три специализации (веб-журналистика, печатные СМИ и аудиовизуальные СМИ), "информация и коммуникация", по которой готовили рекламщиков и пиарщиков, и "международная журналистика". Со следующего года у нас планируется переход на две специальности вместо трех - "журналистика" и "информация и коммуникация", то есть либо журналист, либо специалист по связям с общественностью. Это две схожие, но тем не менее разные специальности.

Раньше, обучаясь по специальности "журналистика", студент мог выбрать направление, в котором планировал дальше работать. Сейчас мы пришли к унификации образования, и абитуриент просто поступает на общую специальность. У готового специалиста в итоге поставлена речь, он умеет и написать статью в газету, и сверстать эту газету, сделать репортаж, вести соцсети, снимать сторис и многое другое.

СМИ нужны универсальные журналисты. Журфак идет в ногу со временем, поэтому мы предлагаем обучать специалистов, которые нужны стране, профессионалов, соответствующих нынешним требованиям медийной сферы. Поэтому основное новшество - универсализация. При этом факультет не прекращает готовить печатных журналистов. С точки зрения взаимодействия с заказчиками кадров ничего не изменилось: всех как готовили для государственных СМИ, так и готовят. Просто теперь на факультете расширяется спектр дисциплин, компетенций журналиста на выходе, чтобы он умел все. Студенты, поступая на специальность со следующего года, два первых года будут обучаться универсальным дисциплинам. Это, например, стилистика, технология медиапроизводства, технологии СММ, компьютерный монтаж, компьютерная верстка, техника речи, верификация информации от журналистики (как работать с фейками). Это универсальные дисциплины, которые будущие журналисты изучают два года, а после, перед третьим курсом, студенты выберут себе профили для углубления профессиональных навыков.

- Какие профили будут предложены студентам?

- По специальности "журналистика" будут введены три новых профиля. Один из них - "авторская журналистика и блогинг". Мы приняли решение готовить блогеров, поскольку это актуальное и востребованное направление среди молодежи. Сейчас много студентов, желающих быть видеоблогерами, просто блогерами, и мы решили (поскольку блогер тот же самый журналист, только работающий не в рамках правового профиля) все-таки обучить их основам медиапроизводства, создания контента, основам правового поля и журналистской этики, поскольку работают они все равно на медиасферу. Создано это для того, чтобы каждый блогер мог иметь диплом БГУ, ведущего вуза страны, с квалификацией "журналист" и работать как самостоятельно, так и в СМИ. Это первый профиль. Второй профиль - "цифровые платформы", все, что касается взаимодействия в цифровом поле. И третье направление - "журналистика и информационная безопасность". Это умение работать с фейками, верификацией информации, знание всех политпроцессов и политтехнологий, которые в том числе применяются в журналистике.

По специальности "информация и коммуникация" тоже предлагаем три профиля. Первый - "политическая коммуникация", чтобы выпускники умели работать в PR-компаниях, знали, какие политтехнологии применяются журналистами, в том числе для поддержания повестки дня и обеспечения государственных интересов. Второй профиль - "PR и реклама" - тоже востребованный у молодежи. И третий - "маркетинговые коммуникации". Это продвижение брендов любых организаций. В соответствии с этими профилизациями на третьем и четвертом курсах студентам будет предложено углубление в определенные направления.

- Студенты смогут выбрать профилизацию после второго курса самостоятельно?

- Студенты, успешно окончившие второй курс, смогут выбирать себе направление первыми. Если баллы невысоки, то работает остаточный принцип: студент идет туда, где остались места. Таким образом, мы решили еще и стимулировать ребят хорошо учиться, повысить успеваемость, чтобы у них была возможность выбирать.

- Коснутся ли перемены в программе обучения тех студентов, которые сейчас обучаются на первом и втором курсах, продолжат они обучение по прежней программе или их тоже ждут изменения?

- Тех, кто поступал на определенные специальности и специализации и сейчас уже обучается, изменения не коснутся никак. Все, кто поступал на "международную журналистику", будут выпускаться по этой специальности. Новая программа предусмотрена уже для новых студентов.

- Елизавета Романовна, не секрет, что со стороны работодателей в адрес пришедших на работу выпускников журфака иногда можно слышать такие претензии, как недостаток практических навыков. Как решается этот вопрос?

- Наши студенты стажируются каждый год. Журфак, к слову, один из немногих факультетов, где студенты проходят практику с первого курса. Ни один факультет не дает такого количества практики. Вопрос в том, что за время учебы студенты имеют возможность проходить практику в различных СМИ: на первом курсе ты можешь работать в редакции газеты, на втором - пойти на телеканал, на третьем - на радиостанцию и потом определиться, что больше импонирует. И на понравившуюся платформу потом уже можно идти стажироваться с возможностью последующего распределения. Безусловно, когда есть возможность изменять место практики, это хорошо, ты имеешь возможность понять, что представляют собой различные платформы, но с другой стороны, ты меняешь направление деятельности и не успеваешь показать себя с лучшей стороны и набраться опыта. Да, бывает, что студенты не успевают приобрести должный опыт к моменту трудоустройства, но если это твое призвание и рядом опытные коллеги - все решаемо. Для этого и существуют два года распределения, за которые набираешься опыта и показываешь какие-то результаты. Надо понимать, что журналистика - профессия практическая, в ней стажироваться нужно всю жизнь. Скажу, что максимально документально запланированных часов по практике мы студентам предоставляем, кроме того, многие студенты параллельно работают в штате или подрабатывают по договору.

- Как известно, форматы подачи и, соответственно, тренды потребления информации постоянно меняются. Насколько дисциплины факультета отвечают современным требованиям медиарынка и как часто пересматривается учебная программа?

- Мы планируем со следующего года ввести такие дисциплины, как фото- и видеоблогинг, аудиоподкастинг, программирование веб-сайтов, дата-журналистика (сбор данных в сфере журналистики), тизерные рекламные сети, аспекты политкоммуникации, политтехнологии, редактирование, правовые основы журналистики, верификация информации. Журфак идет в ногу со временем, и мы применяем дисциплины, востребованные здесь и сейчас, отвечающие требованиям, необходимым для медиасферы. И речь не только о медиаполе нашей страны, мы пристально следим за глобальными медийными тенденциями. Мы работаем с молодежью в современных форматах, а потому (и это важно отметить) уделяем внимание педагогам: на факультете много молодых преподавателей, которые знакомят студентов с актуальными направлениями и являются для них примером. В то же время у нас остаются и классические дисциплины - стилистика, язык СМИ, русский, белорусский, иностранные языки, комплекс литератур, ведь, согласитесь, это база - журналист должен быть начитанным и грамотным.

- Можно слышать разговоры, что в 2023 году на факультет журналистики будет проводиться набор только на бюджетную форму обучения. Можно ли рассказать об этом подробнее?

- Это не совсем так. Дело в том, что уже с этого учебного года принято решение набирать студентов на специальность "журналистика" только на бюджетную форму обучения. Это связано с тем, что журфак имеет очень большое количество заявок от работодателей. Поскольку в этом есть потребность, мы решили всем студентам предоставлять рабочие места. После окончания обучения они все идут по распределению в средства массовой информации, мы пополняем рынок молодыми специалистами. По специальности "информация и коммуникация" у нас остались и бюджетные, и платные места. И в следующем учебном году по этой специальности оба эти варианта обучения останутся.

- Что касается целевого направления, то какие плюсы есть в этом формате подготовки специалистов?

- Прежде всего ты сразу, с первого курса, знаешь, на какую организацию будешь работать. И делаешь упор на специфику того СМИ, с которым в дальнейшем будешь сотрудничать. Студент проходит там практику, знакомится со всем коллективом и понимает, что ему предстоит. Выпускник уже становится готовым специалистом. Это очень удобно. Теоретические навыки ты получаешь на журфаке, а практические отрабатываешь в своей редакции на протяжении всего периода обучения.

Мария КУРАШ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси