Стратегия "Здоровье населения государств - участников Содружества Независимых Государств" была принята Советом глав правительств в июне 2016 года. Документ призван скоординировать усилия заинтересованных стран и повысить согласованность их действий в области здравоохранения. Акцент при этом делается на профилактике неинфекционных заболеваний. В настоящее время специалисты разрабатывают проект плана по реализации стратегии. О подготовке документа в интервью БЕЛТА рассказала советник отдела по сотрудничеству в социальной сфере департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполкома СНГ Елена Шамаль.
- Елена Владимировна, что представляет собой стратегия, и почему она важна для наших стран?
- Основным посылом для разработки стратегии явилась демографическая проблема во всем мире, в том числе в странах Содружества. К сожалению, происходит устойчивое старение и сокращение численности населения, растет количество преждевременных случаев смерти от неинфекционных заболеваний (НИЗ), в то время как рождаемость находится на относительно невысоком уровне.
Среди всех неинфекционных заболеваний существуют четыре группы, которые являются наиболее частой причиной смерти и инвалидности. Это сердечно-сосудистые, онкологические, хронические респираторные заболевания и сахарный диабет. По данным ВОЗ, ежегодно в общей смертности населения более 80% занимают НИЗ. Причем в странах СНГ за последние 20 лет смертность по их причине увеличилась на 10%. Однако большинство этих случаев можно предотвратить путем сокращения воздействия факторов риска. А факторы риска всем известны. Это нездоровое питание, недостаточная физическая активность, воздействие табачного дыма или злоупотребление алкоголем, психологическое состояние, экология и некоторые другие. Дети, взрослые и пожилые люди - все уязвимы перед факторами риска.
Опыт многих стран показывает, что вклад в развитие профилактических мероприятий может привести к снижению смертности от НИЗ от 40% до 70%. И стратегия ставит задачу перед государствами - участниками СНГ объединить усилия и разработать комплекс мер, направленных на профилактику и борьбу с НИЗ.
- Понятно, что проект плана мероприятий по реализации стратегии готовится, но, вероятно, уже можно говорить о каких-то ключевых моментах, над которыми предстоит работать?
- Проект плана, разработанный Российской Федерацией, одобрен на заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения в апреле 2017 года. И уже 24-25 августа в Минске состоится первое заседание экспертной группы, где представители государств - участников СНГ будут работать над этим документом более детально.
В проекте плана сделан акцент на реализации комплекса мер, направленных на популяризацию здорового образа жизни, сокращение употребления табака, упреждение злоупотребления алкоголем, нездорового питания и недостаточной физической активности. Безусловно, для уменьшения воздействия НИЗ на людей и общество необходим всесторонний общегосударственный подход, требующий совместной работы всех ведомств, включая здравоохранение, финансы, транспорт, образование и другие, что и отражено в документе. Также предлагается некоторые моменты реализовать через усовершенствование национального законодательства.
В свою очередь, для обеспечения равнозначной ведомственной ответственности предлагается введение оценочных показателей индикаторов деятельности, которые отражают влияние на продолжительность жизни населения. Эти индикаторы дифференцированы по направлениям: питание, физическая активность, экология, условия жизни и труда и др. Всего вводится 29 индикаторов. Учитывая, что государства - участники СНГ имеют различные стартовые позиции, находятся в различных условиях и обладают различными потенциальными возможностями, целевые уровни индикаторов государства рассчитывают самостоятельно.
Для анализа достигнутых результатов, проведения научных исследований и изучения передового опыта по профилактике НИЗ, а также ведению здорового образа жизни предлагается создание базовой организации.
- На какой период рассчитаны стратегия и проект плана?
- Стратегия рассчитана на долгосрочный период. Хотя в международной практике чаще всего программы разрабатываются на пять лет. В нашем случае это связано с долгосрочными документами Всемирной организации здравоохранения, на которые опирается стратегия. Что касается проекта плана, то в настоящее время предлагается разработать его на трехлетний период. Однако необходимо отметить, что работа над проектом плана только начинается, и конечный вариант документа будет зависеть от решения экспертов. Конечно, работа будет вестись в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и предложениями государств Содружества.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.-0-