Нет в Беларуси такого популярного исполнителя, который бы не мечтал выиграть "Евровидение" или хотя бы выйти в финал музыкального состязания. Каждый начинающий певец также периодически подумывает об участии в детском варианте конкурса - это хороший шанс как минимум заявить о себе. Координатор проектов Белтелерадиокомпании и Европейского вещательного союза Ольга Саламаха рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА об участии Беларуси в конкурсе и его рейтинге в нашей стране.
- Ольга, конкурс "Евровидение" - это бизнес?
- Для Европейского вещательного союза (ЕВС) это, конечно, бизнес. Во-первых, все, кто хочет участвовать в конкурсе и транслировать его в своей стране, должны внести определенный взнос. Во-вторых, к организации "Евровидения" также подключается большая сеть гостиниц и сопутствующих сервисов, которыми должны пользоваться делегации и на которых зарабатывают, в том числе организаторы.
Но это касается только взрослого конкурса. О детском проекте так говорить нельзя, он не такой коммерческий.
- Какого размера вступительные взносы?
- Взносы рассчитываются в зависимости от того, какую позицию занимает телекомпания, насколько она сильная, какого размера сама страна и по другим параметрам. Они пропорционально разделены между всеми странами. Каждый год они примерно одинаковые, но, например, на детском "Евровидении" члены наблюдательного совета ЕВС, в том числе и Белтелерадиокомпания, работают над тем, чтобы сумма уменьшалась. Хотя все равно она остается значительной.
Эти деньги идут на организацию мероприятия и частично покрывают расходы телекомпании, которая занимается организацией конкурса.
- И все-таки какие эти цифры?
- Могу только сказать, что суммы значительные. На взрослом конкурсе она рассчитывается в евро, на детском - в швейцарских франках, потому что штаб-квартира ЕВС находится в Женеве.
К взносам еще нужно добавить средства, которые были затрачены на постановку номера, пошив костюма, организацию поездки. Итоговая сумма - это цифра с пятью нулями. Причем взносы за участие составляют самую значительную затрату.
В соседних с нами странах на подготовку детей деньги выделяют их родители. У нас такого нет: Белтелерадиокомпания полностью берет на себе все расходы. Если ребенок не из обеспеченной семьи, это не значит, что у него не должно быть классного костюма и номера.
Кроме того, перед самим конкурсом мы проводим отбор - это тоже очень большая часть расходов.
- Но, наверняка, цель оправдывает средства. Рейтинги у проекта высокие?
- Само по себе "Евровидение" - это хороший развлекательный проект и очень рейтинговая программа. Особенно в странах западной Европы и Скандинавии. Посмотрите, на детском "Евровидении" уже два года подряд увеличивается количество стран, участвующих в конкурсе. Трансляция проекта у нас тоже бьет все рекорды, правда, цифры несравнимы с европейскими.
На Мальте доля Евровидения во время эфира - около 90%. Это значит, что если 100 человек включили телевизор, то 90 из них смотрят конкурс. Когда я была у них на отборе исполнителей на взрослое "Евровидение", в этот день как раз открывалась Олимпиада в Сочи - ее никто не смотрел в стране. Даже простой отбор оказался куда популярнее Олимпийских игр. То же самое и в Швеции.
У нас рейтинги значительно ниже, но все же считаются хорошими в Беларуси.
- Кстати, о Беларуси. Мы участвуем с первого детского конкурса "Евровидения" и, соответственно, имеем большой опыт. В каждой новой поездке получает ли белорусская команда новый багаж?
- Каждая страна по-своему организовывает конкурс. И в какой-то степени он все время становится совершенно другим брендом: меняется тема, логотип, идея, слоган, сценарий. У нас есть шанс общаться с коллегами, перенимать опыт, становиться более креативными.
В этом году мы, например, все сделали своими силами, даже привезли свою графику - раньше оформить номер нам помогали организаторы. Для нас это большой шаг вперед. И результат, я считаю, получился очень хорошим.
- Белорусы всегда готовы помочь. Например, в прошлом году другие команды обращались к нашему фониатру. В этот раз не было форс-мажорных ситуаций?
- К нашему фониатру обращаются на каждом конкурсе. Причем как на детском, так и на взрослом. В этом году мы помогали украинской участнице.
С нами часто советуются, как выглядит номер или костюм. Я бы не сказала, что здесь так принято, но нашим мнением периодически интересуются.
Но и нас тоже выручают. Например, мы не повезли с собой в этом году подиум, на котором выступает Руслан, потому что это было не очень целесообразно.
Организаторы построили декорацию для нас совершенно бесплатно, просто потому, что мы тоже когда-то им помогаем.
- Планирует ли Беларусь подавать еще заявку на проведение детского "Евровидения"?
- С недавнего времени правила выбора площадки немного изменились. Теперь проводить конкурс сперва предлагают той стране, которая победила. Если она отказывается, то рассматривают поступившие заявки. Например, Италия, которая одержала победу в прошлом году, отказалась проводить конкурс, и Болгария занимается им не потому, что заняла второе место, а потому что их заявка выиграла. Правда, она была единственная.
Поскольку мероприятие очень дорогостоящее, страны не выстраиваются в очередь в надежде стать его организаторами. Но в 2010 году, когда мы проводили "Евровидение" в Минске, несколько стран также хотели провести его у себя. Мы приезжали в штаб-квартиру ЕВС и показывали свои презентации. Тогда нас выбрали.
Вопрос, будем ли мы подавать заявку в будущем, пока не обсуждался. Хотя было бы здорово - это классный опыт.
Михаил МАТИЕВСКИЙ,
БЕЛТА.-0-