ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 июля 2013, 12:10
Марианна Щеткина

Совершенствование условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций диктуется требованиями экономики

Марианна Щеткина
Марианна Щеткина
Руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске

Вопросы оплаты труда всегда актуальны - и в масштабах всей страны, и для конкретного трудового коллектива, и для каждого человека в отдельности. Безусловно, особый предмет для обсуждения - заработная плата руководителей. Среди рядовых граждан бытует мнение о том, что она просто-таки заоблачная, а сами руководители зачастую называют ее неадекватной своим усилиям, уровню профессионализма и нервным издержкам. О том, какова же система оплаты труда менеджеров высшего звена и какие в ней грядут изменения, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина.

- Марианна Акиндиновна, постановлением правительства №597 усовершенствованы условия оплаты труда руководителей коммерческих организаций. В очередной раз предприняты шаги по усилению зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Какие основные новации содержит документ?

- Следует отметить, что совершенствование норм законодательства - процесс непрерывный, он должен быть коррелирован с требованиями экономики. Что касается постановления Совета Министров от 8 июля 2013 года №597 "О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности" (вступает в силу с 1 сентября текущего года), то я бы назвала его своевременным реагированием на те изменения, которые происходят в экономике.

Этим постановлением, прежде всего, расширены права органов, заключающих с руководителями организаций контракты, по установлению более гибкой системы стимулирующих выплат. Теперь у них появился выбор: премии, краткосрочные бонусы, годовой бонус, вознаграждение по итогам работы за год, вознаграждение в процентном отношении от выручки или от суммы внешнеэкономической сделки. При этом общая сумма выплат стимулирующего характера (премии, краткосрочные бонусы) не должна превышать трех окладов в расчете на месяц. В год это получается 36 окладов. Но, заметьте, они не выплачиваются автоматически - их надо заработать, обеспечив выполнение прогнозных показателей.

Изменен размер и порядок выплаты годового бонуса. Он будет выплачиваться руководителю организации в размере до 1% от полученной по итогам отчетного года чистой прибыли организации, но не более 12 окладов при условии выполнения всех доведенных прогнозных показателей.

Очень важно, что на период модернизации предприятий их руководителям могут устанавливаться фиксированные оклады. Это позволит в непростой период поддержать руководителей предприятий, установив им определенный уровень оплаты труда.

Кроме того, утвержден перечень выплат, не учитываемых при исчислении коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом, который будет применяться организациями всех форм собственности. Кстати, раньше он утверждался только для государственных организаций. Этой нормой все организации поставлены в равные условия.

- Чем обусловлено ограничение коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации и средней заработной платы по организации (8,0)? Считается, что опытного квалифицированного управленца довольно сложно найти - менеджеры высшего звена и высокого класса, можно сказать, в дефиците. Не повлечет ли введенный постановлением СМ ограничитель зарплаты кадровую проблему?

- Постановка вопроса - неправильная и некорректная.

Принятое постановление не ввело никакой новой нормы по соотношению средней заработной платы руководителя коммерческой организации и средней заработной платы по организации. Эта норма действует в республике с 1999 года (постановление Совета Министров от 31 мая 1999 года №822) - начинали тогда с коэффициента 3,5. С 2009 года и по настоящее время коэффициент соотношения может устанавливаться до 8,0 включительно. Причем механизм его установления либерализирован. Так, если в 2009 году коэффициент соотношения свыше 5,0 устанавливался постановлением правительства, то теперь - коэффициент соотношения свыше 6,0 до 8,0 устанавливается органом, заключающим контракт с руководителем, по согласованию с премьер-министром. А в отношении руководителей частных организаций - только органом, заключающим с ними контракт. При этом хочу обратить внимание на то, что фактический коэффициент соотношения исчисляется нарастающим итогом с начала года, а не за месяц, и особого влияния на кадровую политику в отношении менеджеров высшего звена не оказывает.

- Как коэффициент 8,0 соотносится с мировой практикой?

- По мнению международных экспертов, такое соотношение средних заработных плат топ-менеджеров организации и работников является наиболее оптимальным.

Приведу для сравнения несколько показательных, на мой взгляд, данных международной консалтинговой компании Hay Group: разрыв между размером заработной платы менеджеров среднего и высшего уровней и рядовыми сотрудниками составляет в Украине 9,4 раза, в России - 8,3, в Венгрии - 6,6, в Чехии - 6,4, в Италии - 3,9, в США - 3,8, во Франции - 3,7, в Австрии - 3,6, в Японии, Великобритании - 3,4 раза.

- Есть ли оценочные данные, какое количество белорусских руководителей в настоящее время получает зарплату с применением более высокого коэффициента?

- Такой статистики нет. Да она и не нужна, поскольку коэффициент соотношения устанавливается персонально в контрактах с руководителем организации.

- А в среднем каково это соотношение?

- Приведу статистические данные о фактическом соотношении среднемесячной заработной платы руководителей и работников организаций по основным видам экономической деятельности за январь-март текущего года. Итак, строительство - 2,6, транспорт и связь - 2,8, торговля - 3,0, обрабатывающая промышленность - 3,2, производство машин и оборудования - 3,4.

- Тема необходимости изменения условий оплаты труда руководителей давно находится на гребне внимания. Свои предложения озвучивали и профсоюзы, и наниматели. Учитывалось ли их мнение при подготовке проекта постановления?

- При совершенствовании нормативной правовой базы, конечно же, учитывается ее правоприменительная практика. А это значит, что рассматриваются предложения не только отраслевых министерств и концернов, бизнес-союзов, ассоциаций, профсоюзов, но и отдельных руководителей и специалистов организаций.

- В соответствии с постановлением, персональная ответственность за обоснованность установления коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации возлагается на руководителей государственных органов и организаций, уполномоченных на заключение контрактов с руководителями госорганизаций. Каков здесь механизм контроля?

- Какого-либо специального механизма контроля за коэффициентом соотношения не предусмотрено. На мой взгляд, он и не нужен. Нужно мотивировать деятельность, а не контролировать чужие зарплаты. Но хочу обратить внимание на то, что возложение ответственности за обоснованность установленного размера коэффициента соотношения на органы, заключающие с руководителями организаций контракты, говорит о том, что он должен устанавливаться ими с учетом эффективности деятельности организации.

- Какие выплаты стимулирующего характера предусмотрены в Беларуси для руководителей коммерческих организаций? Планируется ли расширение (или сужение) их спектра?

- Перечень выплат стимулирующего характера для государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их уставном фонде более 50% установлен в новом положении, утвержденном постановлением №597. Причем при разработке таких мер изучается международный опыт. Взять, например, годовой и краткосрочные бонусы - они широко распространены в мировой практике (в Аргентине, Венесуэле, Германии, Италии, Китае, Корее, Польше, Чехии, Швеции и других странах).

Выплаты стимулирующего характера руководителям организаций частной формы собственности и организаций с долей собственности государства 50% и менее устанавливаются органом, заключившим контракт, в самом контракте. Для этих руководителей перечень стимулирующих выплат централизованно не устанавливается. Следовательно, сужать или расширять их спектр - компетенция органов, заключающих контракт.

- Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в том числе организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, рекомендовано устанавливать условия оплаты труда руководителей в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе. А планируется ли эту рекомендацию впоследствии сделать обязательной к выполнению?

- Государство, являясь основным собственником организаций, в уставном фонде которых госдоля собственности составляет более 50%, устанавливает и регулирует общие условия оплаты труда их руководителей. В частных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50% и менее, условия оплаты труда их руководителей устанавливаются органом, заключающим с ними контракты. При этом государство рекомендует им придерживаться тех норм, которые изложены в новом положении. И не предполагает делать их обязательными (Директиву №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" никто не отменял).

- Какие дальнейшие шаги по усовершенствованию условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций планируется предпринять?

- Совершенствование условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций, как правило, производится с учетом изменений, происходящих в экономике и государственной политике, а также правоприменительной практики. На данном этапе - это стимулирование внешнеэкономической деятельности, модернизации, выполнения прогнозных показателей.

При корректировке задач, стоящих перед организациями реального сектора экономики, а также при появлении конструктивных предложений будут меняться и условия оплаты труда их руководителей. Но при этом нельзя забывать, что результаты деятельности организации - это заслуга не только руководителя организации, но и всего трудового коллектива.

- Рассматривается ли возможность изменения порядка пенсионирования руководителей крупных предприятий стратегического значения?

- Пенсионная система располагает ограниченным объемом средств. И любые предложения об изменении правил определения пенсий в сторону повышения должны опираться на дополнительный источник финансирования. Увеличение же страховых взносов неприемлемо.

При этом следует отметить, что многие руководители крупных предприятий, внесшие значительный вклад в развитие экономики республики, имеют государственные награды. И им могут устанавливаться пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

С другой стороны, существует общемировая практика: более высокий уровень материального обеспечения в старости формируется из нескольких источников. Государственные пенсии существенно дополняются корпоративными пенсиями и личным пенсионным страхованием. Очевидно, что в большей степени это доступно высокооплачиваемым работникам.

Безусловно, такие подходы находят применение и в нашей стране. С учетом уровня оплаты труда руководителей формирование ими дополнительных пенсий в рамках добровольного пенсионного страхования (в том числе через корпоративные, предприятийные системы) является реальным. И эта практика должна развиваться.

Елена ПРУС

Топ-новости
Свежие новости Беларуси