Анатолий Маркевич
Министр культуры - о том, что такое национальное культурное
пространство, как наполнить его более глубоким содержанием и выйти на
новый уровень, включая продуктивное взаимодействие с международным
сообществом.
- Идея создания Концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы принадлежит главе государства. В своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию он подчеркнул, что вопросы защиты национального наследия - это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры. Президент, в частности, сказал следующее: "Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном "импортозамещении". Иными словами, глава государства говорил о том, о чем говорят и думают многие неравнодушные люди. Пришло время уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. В центре внимания должно быть более активное продвижение своих традиций и символов, артистов и художников… Тем более мы четко видим, что спрос на отечественное есть и стабильно растет.
Да, совершенно очевидно, что в эпоху развитых цифровых технологий, когда на нашу молодежь обрушивается огромный поток информации, мы все должны прилагать еще больше усилий, чтобы сохранять, поддерживать свое культурное наследие, а не подменять его тем, что нам чуждо. У нас есть близкие, понятные каждому белорусу образы, смыслы, символы, традиции, ценности. Все то, что делает нас нацией: с одной стороны, объединяет как народ, с другой - выделяет среди других народов планеты, делает жизнь разнообразной.
Концепция развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы выходит далеко за пределы привычного нам поля художественной культуры и действительно охватывает все сферы нашей жизни. Потому что конечная цель реализации концепции - обеспечение культурной безопасности страны, сохранение и продвижение традиционных ценностей белорусского народа, формирование патриотических убеждений и гражданской ответственности каждого из нас. Оно ведь и правда: разве наше, родное, белорусское, не должно быть в приоритете везде и во всем?
При этом стоит подчеркнуть еще один важный момент. Концепция ни в коем случае не предполагает "культуру отмены", отказ от признания либо запрет на обращение к достижениям зарубежной и мировой культуры. Мы воспринимаем духовные богатства всего человечества, но отдаем приоритет созданию и продвижению отечественного культурного продукта.
2024 год. Гала-концерт "Віцебская батлейка" республиканского фестиваля "Беларусь - моя песня"
- Министерство культуры разработало план мероприятий, который включает более двухсот позиций. Среди самых значимых проектов - создание электронной базы данных "Пантеон национальных героев", электронного информационного ресурса Культура.by для размещения классических образцов белорусского искусства, Национальной электронной библиотеки. Планируется также реализовать проект "Культурная карта", который предполагает организацию выступлений ведущих театров страны во всех 118 районах Беларуси, издать методический комплекс, включающий календарь традиционных и современных гражданских праздников Республики Беларусь с приложением образцов сценарных планов по их проведению, и так далее.
- Каким вам видится культурное пространство нашей страны, к чему стоит стремиться?
- Оно мне видится единым, не разделяемым на центр и периферию, год от года расширяющим возможности доступа к культурным богатствам для жителей всех регионов, в том числе благодаря использованию информационных технологий. При этом, опять же, культурное пространство любой страны должно быть основано на традициях и духовном опыте своего народа. Наконец, оно не должно застывать - необходимо всячески поддерживать открытость для творчества, креатива и новаций. Надо стремиться к тому, чтобы культурный продукт, который мы производим, был действительно современным, качественным, востребованным.
"Разве наше, родное, белорусское, не должно быть в приоритете везде и во всем?"
- В плане мероприятий по реализации концепции есть целый раздел, посвященный культурному развитию регионов. Да и в каждом разделе плана есть позиции, которые позволят всем учреждениям культуры внести свой вклад.
Для театрально-зрелищных организаций речь идет о ежегодном пополнении репертуара новыми спектаклями и концертными программами о современной жизни Беларуси, для художников - о создании произведений по социально-творческому заказу, для музеев - об оцифровке не менее 25 % музейного фонда и организации благодаря этому виртуальных выставок. Сельские и районные клубы и дома культуры будут продолжать работу по сохранению уникальных местных традиций, обрядов, ремесел. Главным результатом должны стать повышение интереса наших граждан к белорусскому искусству, литературе, истории страны, национальному историко-культурному наследию и их удовлетворенность работой учреждений культуры.
- Важнейшим приоритетом, на который направлена государственная политика, является сохранение культурного наследия. Как ведется учет и поддерживается сохранность историко-культурных объектов?
- Учет объектов, охраняемых государством, ведется в нашей стране на основе Государственного списка историко-культурных ценностей. Сегодня там насчитывается 5683 объекта. Это памятники архитектуры, градостроительства, искусства, истории, движимые объекты и нематериальные проявления творчества человека. Охрана памятников архитектуры предусмотрена целым рядом государственных программ. Важным новшеством в системе законодательства стал региональный комплекс мероприятий по вовлечению в туристический и хозяйственный оборот объектов, наделенных статусом историко-культурной ценности.
В неудовлетворительном и руинированном состоянии находятся на данный момент 280 памятников архитектуры. По каждому из них разработан пошаговый план мероприятий, по которому облисполкомы работают до 2025 года. В итоге все памятники архитектуры должны быть вовлечены в туристический и хозяйственный оборот. Принимаемые меры позволили за два года вовлечь 37.
На Купалье в Археологическом музее под открытым небом
- Какие возможности для популяризации культурного наследия у нас есть на международной арене?
- Представление в списке международной организации ЮНЕСКО - это оценка международным сообществом нашего наследия. Сегодня в нем четыре объекта культурного наследия и пять элементов нематериального культурного наследия Беларуси. В числе последних в список ЮНЕСКО в прошлом году включено соломоплетение, широко распространенное на всей территории нашей страны, поэтому его вполне можно считать самым настоящим брендом.
В 2023 году мы также внесли на рассмотрение в организацию еще двух номинантов - Неглюбскую текстильную традицию, которой славится наша Гомельщина, и белорусское искусство вытинанки.
Тем временем 14 новых элементов включены в Государственный список историко-культурных ценностей. Среди них - белорусская дуда. Профессионально на ней играет приблизительно 30 музыкантов и около 100 любителей в Витебской, Брестской, Минской, Могилевской областях и Минске. В наших планах внести в ЮНЕСКО досье по элементу "Культура белорусской дуды" в этом году.
Надо сказать, сфера охраны культурного наследия также представлена конкретными людьми, в первую очередь теми, кто работает в наших домах культуры, домах ремесел, музеях, методических центрах. В регионах этой темой занимаются 137 специалистов. Мы уделяем особое внимание повышению их квалификации, проводим для них обучающие семинары и конференции.
- Как вы оцениваете возможности для реализации творческого потенциала белорусов?
- Реализация творческого потенциала личности имеет большое значение не только для конкретного человека, но и для общества, которое заинтересовано в людях, обладающих гибким, креативным и нешаблонным мышлением.
Государство предоставляет много возможностей, начиная от качественного образования на всех уровнях - от детской школы искусств, учреждения среднего специального и высшего образования до подтверждения полученных знаний на практике, непосредственно на местах. Можно пробовать свои силы и в театральном, и в музыкальном, и в хореографическом направлениях - в театрах, филармониях, домах культуры, на киностудии, в преподавательской деятельности в учреждениях сферы культуры, участвовать в конкурсах, писать сценарии и направлять заявки на организацию культурных мероприятий.
"Спрос на отечественное есть и стабильно растет"
- Рассказать о каждом событии, происходящем в сфере культуры, в рамках одного интервью, безусловно, невозможно, однако назовите, пожалуйста, наиболее яркие примеры участия молодежи, студентов в различных проектах.
- Белорусская государственная академия музыки уже более 90 лет готовит кадры для абсолютно всех творческих коллективов по всем специальностям музыкального образования. Помимо творческой и научной подготовки наших будущих специалистов, уже многие годы академия реализует крупные международные проекты, например международный "Пасхальный фестиваль", международный фестиваль "Белорусские фортепианные ассамблеи", Международный форум этнокультур… Наш национальный пласт прекрасно вписывается таким образом в международный контекст: зарубежные студенты имеют возможность оценить белорусский музыкальный колорит в живом звучании.
h3, выравнивание по центру "Культурное пространство любой страны должно быть основано на традициях и духовном опыте своего народа".
Академия музыки подписала почти сотню договоров о международном сотрудничестве, в рамках которых также проводятся любопытные мероприятия. Вот пример. После того как Посольство Республики Казахстан подарило академии семь национальных инструментов, студенты решили учредить День домбры и продемонстрировать коллегам свои навыки игры на этом инструменте. Проект, кстати, продолжается. И таких примеров немало. Разностороннее обучение позволяет нашим выпускникам отлично вписаться в культурный контекст Беларуси.
Министерство активно поддерживает Международный фестиваль современной хореографии в Витебске. В нем участвуют и коллективы из разных регионов Беларуси, и представители других стран. При этом мы, конечно, стремимся, чтобы как можно больше подобных мероприятий проходило под эгидой государства на базе госучреждений.
Во
время республиканской акции "Белыничи - культурная столица Беларуси -
2024". В художественном музее имени В.К. Бялыницкого-Бирули
Студия анимации работает над фильмами о национальной символике и государственных праздниках, о кресте Евфросинии Полоцкой, над полнометражным 3D-фильмом "Песня Сирин" на основе славянской мифологии.
Студия "Летопись" готовит фильмы, посвященные 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 100-летию белорусского кино. Снимаются социально значимые ролики.
К 100-летию белорусского кино приурочен и республиканский кинофестиваль "Киновек", во время которого кто-то с наслаждением погружается в воспоминания, а кто-то открывает для себя целую вселенную нашего кино.
- Что ж, вернемся к тому, что Беларусь по-прежнему остается открытой для международного сотрудничества в сфере культуры. Поэтому давайте уточним, с кем и как мы продолжим поддерживать тесные связи?
- Развитие международных культурных связей является одним из приоритетов нашей работы. Благодаря достижениям нашей сферы мы прокладываем путь для укрепления всестороннего сотрудничества с государствами-партнерами. В 2023 году наибольшее количество проектов реализовано с Российской Федерацией. В Беларуси прошли Дни культуры России, Татарстана, Ростовской области, выступления коллективов из Новосибирска, Ульяновска, Дагестана, Мордовии.
Активное сотрудничество налажено с Китайской Народной Республикой. Возобновились гастроли Большого театра, Государственного академического ансамбля танца Беларуси и других коллективов на китайской земле. Принято решение о создании совместного кинопроекта.
h3, выравнивание по центру "Надо стремиться к тому, чтобы культурный продукт, который мы производим, был востребованным".
География нашего сотрудничества охватывает уже и государства Азии, Африки. Интерес у коллег из Вьетнама, Кыргызстана, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Узбекистана, Экваториальной Гвинеи вызвал наш опыт по сохранению культурного наследия и построению системы образования.
В 2024 году запланированы Дни культуры Беларуси в Индии, Иране, Таджикистане, России. В данный момент творческая делегация готовится к проведению Дней культуры в Азербайджане, которые состоятся с 1 по 4 апреля.
Наша страна примет Дни культуры Армении, Китая, Новосибирской области Российской Федерации. В рамках Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" пройдет день национальных культур государств - членов Шанхайской Организации Сотрудничества.
- Реализация концепции предполагает активное вовлечение самых разных учреждений и организаций страны, простых граждан…
- Это будут учреждения образовательные, научные, а также средства массовой информации, общественные объединения, промышленные предприятия и организации торговли, Белорусская православная церковь. Надеюсь, что результатом наших совместных усилий станет еще большее сплочение общества.
- Спасибо за интересный разговор!
Наше досье: МАРКЕВИЧ Анатолий Мечиславович
Родился в 1971 году в деревне Громки Щучинского района Гродненской области. Окончил Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина, Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
Работал школьным учителем, директором Прудянской, Бакштовской базовых школ Щучинского района, СШ № 1 г.п. Кореличи.
Трудился заместителем председателя, председателем Кореличского и Новогрудского районных исполнительных комитетов. С февраля 2019 по ноябрь 2020 года - помощник Президента Республики Беларусь - инспектор по Брестской области.
19 ноября 2020 года назначен министром культуры Беларуси.
| Беседовала Светлана ПРОТАС, журнал "Беларуская думка". Фото Николая ПЕТРОВА
Читайте также:
Тот самый Знак качества. Какие белорусские товары получали заветную красную звезду?
Война и мир Евгения Тикоцкого. Что на самом деле известно о знаменитом композиторе?