Здоровье - первое в списке наших пожеланий в адрес любого человека. Потому что без этого богатства очень трудно познать другие радости жизни. Казалось бы, очевидные вещи, а значит, и заботиться об этом мы должны сами. Но почему тогда во всем мире развернуты кампании по профилактике неинфекционных заболеваний, открываются школы здоровья, курсы правильного питания и появляются прочие инициативы? Оказывается, кому-то надо постоянно напоминать, что следует заботиться о здоровье смолоду, кого-то - учить правилам здорового поведения, кому-то - составлять в этом компанию и придавать смысл жизни, делая ее более радостной и полноценной. И для всего этого нужно еще и научное обоснование, методическое сопровождение. О различных аспектах здоровьесбережения, работы с пациентами после стационара корреспондент БЕЛТА беседовала с заведующей кафедрой медицинской реабилитации Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Оленской.
- Вы еще являетесь деканом факультета "Здоровьесбережение". Что это за подразделение, чем занимается?
- Этот факультет был создан по инициативе ректора медуниверситета Анатолия Щастного 1 марта 2016 года как структурная единица вуза, которая работает на общественных началах. Он увидел возможность расширения нашей деятельности по формированию навыков здорового образа жизни у населения. Реализуем самые разные проекты с учреждениями культуры, социальной защиты, общественными организациями: это площадки здоровья во время городских массовых мероприятий с измерением давления, экспресс-диагностикой и консультациями врачей-терапевтов и специалистов, диетологов, фитнес-тренеров; применение арт-терапии, пет-терапии, других немедикаментозных направлений и прочее. Если говорить об учебном процессе, то, например, в этом году вместе с областной организацией ОО "БелТИЗ" мы стали обучать студентов-медиков правилам общения с незрячими пациентами. Председатель организации Константин Ламчановский проводит занятия - показывает тифлосредства и на практике демонстрирует, как работать с такими людьми. Например, он просит кого-нибудь из присутствующих студентов: доведите меня до двери, покажите, где лестница, вообще, обратитесь ко мне, я же не вижу, что вы именно со мной говорите. Даже студенты 6-го курса открывают для себя много нового. Такие врачи в будущем внесут большой вклад в построение инклюзивного общества.
- С кем еще вы сотрудничаете?
- Больше всего совместных инициатив у нас с территориальным центром социального обслуживания населения Первомайского района Витебска. В 2006 году, когда началось наше сотрудничество, его возглавляла Татьяна Старинская, которая в прошлом году была избрана депутатом Палаты представителей. Работа была не только в рамках социальной реабилитации, но и в формате народного социального университета при центре, который на деле воплощает девиз "образование через всю жизнь". Ходим со студентами в ТЦСОН и знакомим их с основами социальной и медико-социальной реабилитации, рассказываем о льготах для разных категорий граждан, психологической поддержке и помощи для людей, находящихся на надомном обслуживании. Работаем и с целевой аудиторией - через социальную службу. Также с 2015 года обучаем директоров и работников домов-интернатов, территориальных центров и их отделений: проводили семинары по работе с человеком после инсульта, организовывали курсы по профилактике деменции и многое другое. Благодаря этому сейчас для подопечных отделений создана комплексная терапевтическая среда, которая способствует долголетию пожилых и инклюзии людей с инвалидностью в общество. Работаем с Витебским домом-интернатом для престарелых и инвалидов, областным филиалом Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра. Таким образом и студенты, и сами участники процессов многогранной медицинской реабилитации начинают осознавать, что это междисциплинарное направление, в котором работает принцип мультибригадности.
- Как я понимаю, студенческое волонтерство в сфере медицинской реабилитации - тоже ваше направление?
- Верно, но оно основано в первую очередь на желании самих студентов ВГМУ и поддержке их инициативы на уровне руководства университета. Даже организован Совет студентов-волонтеров. Благодаря сотрудничеству с ТЦСОН Первомайского района создано научно-методическое сопровождение для этой работы, а конкретно - для совместного проекта "Санаторий на дому". В своей научной деятельности я прежде уже уделяла внимание проблемам пожилых людей: что с ними происходит после выписки из стационара, как и кем оценивается их уровень настроения, приверженности к соблюдению назначений врача, какая самооценка их здоровья? Мы обучили несколько социальных работников и волонтеров, провели обследование их подопечных. Также изучили, как организована работа санаториев и как можно немедикаментозные методы поддержания здоровья перенести на людей с ограничением мобильности и социального общения. Причем так, чтобы эти услуги совершенно безопасно и эффективно мог оказывать человек без медицинского образования. И чтобы сами студенты-волонтеры понимали, как общаться с человеком старшего возраста, как его активизировать. Это был важный момент обучения. Многие из ребят, участвовавших в проекте, поначалу приходили и спрашивали: а почему моя подопечная вот так отреагировала на мои действия, почему именно в этот момент произошло то-то или то-то? И мне приходилось объяснять им особенности пожилого возраста. Зато сейчас мы, пожалуй, единственные, кто на додипломной подготовке внедрил дисциплину по выбору для студентов лечебного факультета по основам гериатрической медико-социальной реабилитации.
- И давно услуга "Санатория на дому" территориального центра доступна для населения?
- Проект работает уже второй год. Пока он в этом научном сопровождении отработан в условиях Витебска. Наш следующий шаг продумать, как организовать научно-методическое сопровождение в других условиях. Ведь подобная услуга оказывается во всех территориальных центрах области, однако я понимаю, что именно "Санаторий на дому", подкрепленный научной базой, там будет выглядеть уже по-другому. Возникают вопросы, кто может в сельской местности быть волонтером, то есть кого там надо будет обучать этой работе. А основные направления реабилитации мы сможем применить те же.
- Что конкретно включает в себя программа реабилитации "Санатория на дому"?
- Для начала это психологическое обследование, в которое мы совместно с психологами включили ряд методик определения когнитивной составляющей. Что, кстати, тесно переплетается с работой по профилактике развития деменции. Применяется шкала самооценки здоровья пациента, психогеометрическое тестирование, которое позволяет быстро определить, какой перед нами человек: коммуникабельный, со своей точкой зрения, любящий порядок и т.д. У пожилых, как правило, есть собственное мнение на основе жизненного опыта. Люди с высшим образованием более педантичны и требуют информацию о каждом действии волонтера. А люди со средним образованием часто менее соблюдают назначения врача, в частности, снижен контроль за измерением уровня артериального давления. Благодаря тестированию студенту-волонтеру проще понять, как работать с таким человеком, какую линию поведения выстраивать.
Курс включает 10 дней. Программа построена в основном на физических средствах реабилитации: это момент эрготерапии (массаж и самомассаж) и основы терренкура (дозированной ходьбы по конкретной территории с режимами отдыха). Но упор мы делаем на эрготерапевтических процедурах. Слышали о Су-джок терапии? Большое внимание в ней уделено рукам, которые тесно связаны с мозгом и на которые проецируются все внутренние органы. Поэтому так важна подвижность рук, мелкая моторика. Нейрофизиологи, кстати, не случайно бьют тревогу из-за того, что молодежь много времени сидит за компьютером, выполняя однотипные движения. Мы сделали акцент на пальчиковые упражнения. Некоторые элементы потом пациенты и сами могут выполнять дома, уже без нашего участия. И это безопасно, не приводит к значительной физической нагрузке - в реабилитации это называется упражнения для малых групп мышц.
- Как находят друг друга пациент и волонтер?
- Координатором выступает отделение надомного обслуживания территориального центра. Они принимают заказ, есть даже лист ожидания. Первая встреча всегда происходит с участием социального работника, который знакомит пациента со студентом-волонтером. У него, кстати, обязательно есть бейдж. Все для того, чтобы клиент понимал, что это не какой-то посторонний человек или, тем более, мошенник. И поскольку не исключается психологическая нестыковка, сначала смотрим, принимают ли друг друга пациент и волонтер. Если нет, ищем другого студента.
- Что нужно, чтобы быть волонтером?
- Искренний интерес к этому делу и желание. И, конечно, работа над собой. Хочу отметить здесь старосту нашего научного кружка, руководителя данного проекта студентку 5-го курса лечебного факультета Светлану Наджафову. В декабре 2016 года впервые прошел республиканский конкурс среди студентов-волонтеров на базе университета им. М.Танка, и мы представили сразу два проекта, оба из которых курирует эта девушка. В итоге представленный ею проект "Санаторий на дому" был признан лучшим в направлении "Волонтерство в ЗОЖ".
- А какие еще совместные проекты осуществляете?
- Танцы на колясках. Главный "герой" этого проекта - руководитель одного из кружков ТЦСОН все того же Первомайского района Василий Руденко. Несколько лет назад его интерес привел его к чемпионке мира и Европы по спортивным танцам на колясках Анне Горчаковой. Занимался сам в Минске, стал сертифицированным тренером и нашел единомышленников в Витебске, готовых заниматься этим красивым спортом. Примечательно, что вместе с сотрудницей центра Анной Павлович он образовал уникальный дуэт, потому что чаще в паре здоровый партнер, а партнерша - в кресле. Летом прошлого года на республиканском конкурсе они заняли второе место. Сейчас группа, которая занимается в Витебске, небольшая, но этот успех окрылил ребят.
- ВГМУ получил золотую медаль в профессиональном конкурсе "Бренд года" в 2016 году: вуз отмечен в номинации "Социально ответственный бренд" за работу с локальными сообществами. Но за какие конкретно заслуги?
- Как раз за наше междисциплинарное взаимопонимание. Здесь и создание факультета "Здоровьесбережение", и работа студентов-волонтеров, и участие в мероприятиях по здоровому образу жизни, в проекте по профилактике деменции, который реализуем при взаимодействии с Белорусским республиканским геронтологическим объединением и комитетом по труду, занятости и социальной защите. Участвующие в этих инициативах профессора, выходцы из ВГМУ Кирилл Прощаев и Андрей Ильницкий, как и я, очень любим белорусскую культуру и язык. И мы не могли обойти их вниманием особенно в Год культуры, реализуя инициативы по здоровому образу жизни. На базе областной библиотеки имени Ленина провели акцию "Як правільна не старэць па-беларуску", где прочли лекцию на белорусском языке и организовали мастер-классы. Потом поучаствовали в форуме неформального образования в Минске. А затем была III Международная выставка-ярмарка "Здорово живешь!" в Орше, которая была организована Витебским отделением Белорусской торгово-промышленной палаты. Во время форума мы воплотили большой междисциплинарный проект. В нем участвовал факультет "Здоровьесбережение", главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома и комитет по труду, геронтологическое объединение. Этот проект и был отмечен золотой медалью.
- А какая взаимосвязь между культурой и медициной?
- Объясню на примерах. Мы провели на выставке-ярмарке мастер-классы по этнореабилитации. Разработали программу, с помощью которой показали, что белорусский народный танец, соломоплетение, белорусские народные игры могут быть одной из форм реабилитации для профилактики когнитивных нарушений. Движение вперед и назад - вот вам и упражнение на баланс. Полуоборот налево-направо, чтобы переглянуться с соседом, - взаимодействие между двумя полушариями мозга. Да и сама музыка - это тоже терапия, тем более что наша народная музыка ритмичная, активизирующая. Также полезны белорусские игры, которые мы предложили посетителям выставки. Например, есть танец-игра с перепрыгиванием по квадрату через две кочерги, уложенные крест-накрест. В этнографии это танец-игра, для меня же - тренировка на координацию. В работе ярмарки участвовал и Смоленский государственный медицинский университет, поэтому мы добавили в программу элемент единения культур двух стран. В один из дней состоялась встреча мастеров по соломо- и лозоплетению Оршанского региона и Гнездово (под Смоленском). Каждый показывал свои таланты, которые, по сути, есть тренировка мелкой моторики. И сами ремесленники говорили, что во время этого занятия им не до скуки, их мозг в работе, они полны творческих идей.
- То есть все те виды активностей, которые сейчас набирают популярность среди разных групп населения, от детей до самых пожилых, - это все работает на здоровьесбережение? Различные виды ремесел и хендмейд, скандинавская ходьба и уличные тренажеры, танец в различных его проявлениях...
- Именно! Давая этому научную основу, мы, медики, сотрудничаем с общественными организациями и учреждениями, проводим мероприятия для всех групп населения. Чтобы ненавязчиво внести позитивные изменения в их образ жизни. Поэтому я хочу поблагодарить руководителей перечисленных организаций, коллектив кафедры медицинской реабилитации и всех замечательных людей, с которыми мы сотрудничали, за взаимопонимание, трудолюбие и высокий профессионализм в своей области. Говоря образно, каждый из них вносит свой депозит в банк здоровья всей нации.
Екатерина КНЯЗЕВА,
БЕЛТА.-0-