ДЕЛОВАЯ МОЛОДЕЖЬ
В Беларуси 2011 год прошел под знаком предприимчивости и инициативы. В Минской области акцент сделали на развитии предпринимательства в молодежной среде. При школах созданы бизнес-компании, где молодые люди на практике знакомятся с основами ведения бизнеса и получают за свою работу пусть небольшую, но зарплату. Подобного опыта в республике еще не было. Сама идея родилась на традиционной августовской педагогической конференции и спустя полгода воплотилась в жизнь. О том, каких успехов удалось достичь юным предпринимателям и с какими проблемами пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, корреспондент БЕЛТА беседует с начальником управления образования Миноблисполкома Таисой Данилевич.
- Таиса Ивановна, в столичном регионе с нынешнего года открылись школьные компании. Скольким ребятам уже удалось заработать?
- В Год предприимчивости губернатором области Борисом Батурой для областной системы образования был выдвинут ряд важных инициатив по развитию экономического образования учащихся, в том числе и идея создания школьных бизнес-компаний. Проект стартовал в четырех школах. Так, в Житьковской средней школе Борисовского района появилась компания "Гаспадар", в Боровлянской гимназии Минского района - "Школьная компания "10+", в гимназиях Несвижа и Солигорска - "Собственное дело" и Gimmi. Бизнес-компания "Гаспадар" специализируется на производстве закладок для книг, поздравительных открыток и другой печатной продукции, а также на выращивании рассады цветочных и овощных культур. Школьники из Боровлянской гимназии продают сделанные своими руками подарки и сувениры. Сфера деятельности несвижской компании "Собственное дело" - создание видеороликов, мультимедийных презентаций, дизайнерское оформление печатной рекламной продукции, организация праздников для детей с выездом на дом к заказчику. Сувенирные прихватки для горячего и декоративные разделочные доски продвигают учащиеся из Солигорска.
Сегодня юные предприниматели, а их 49 человек, уже заработали около Br10 млн. Но это не главная цель деятельности школьных бизнес-компаний. Наша задача - формирование у учащихся основ потребительской культуры и предпринимательства, получение учащимися экономических знаний и применение их на практике, содействие профессиональному самоопределению учащихся. Все это в будущем детям пригодится.
- Так как это первый такой опыт в республике по внедрению основ предпринимательской деятельности уже на этапе среднего образования, какие сложности возникали в процессе работы?
- Да, на первом этапе мы столкнулись с некоторыми трудностями. Было непросто, но совместными усилиями проблемы снять удалось. Привлекались специалисты комитетов экономики и по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома, инспекции Министерства по налогам и сборам по Минской области, руководители учебно-практического центра "Школьная компания" и инкубатора малого предпринимательства. Возникали вопросы по реализации произведенного товара, по уплате подоходного налога, выплате заработной платы, трудоустройству несовершеннолетних, налогообложению, бухучету. Все-таки школьные бизнес-компании - не обычные предприятия, они являются структурными подразделениями учреждений образования. Но все сложности удалось преодолеть. Можно сказать, механизм отработан.
- Знакомились ли с зарубежным опытом?
- Да, изучали опыт наших коллег из России и Германии, в которых подобные объединения учащихся уже существуют. Но в этих странах они действуют в другом нормативно-правовом поле, поэтому мы в общем-то идеи, подходы приняли, но работали в рамках белорусского законодательства.
- Какие перспективы у данного проекта? Будут ли у него последователи?
- Детям понравилась идея. Заинтересовались проектом и другие школы области, поэтому с 1 сентября школьные бизнес-компании появятся во всех районах столичного региона. У нас много талантливых ребят, обладающих пытливым умом и смекалкой, созданы достойные условия для личностного роста учащейся молодежи, поддержания творческой и общественной активности, развития способностей и инициативы каждого. Те учреждения образования, где уже действуют бизнес-объединения, планируется сделать экспериментальными республиканскими площадками, чтобы этот опыт могли потом перенять и другие области. Так, в экспертный совет Национального института образования отправлена заявка на участие Житьковской средней школы Борисовского района и Боровлянской гимназии в 2012 - 2014 годах в экспериментальной деятельности по теме "Апробация модели формирования экономической культуры учащихся в учреждении общего среднего образования". Гимназия №1 Солигорска подала заявку в экспертный совет Академии последипломного образования на реализацию в 2012-2015 годах инновационного проекта "Внедрение модели продуктивного обучения учащихся на основе их личностного самоопределения".
- Таиса Ивановна, расскажите подробнее, какова структура управления школьными компаниями. Кто является директором, как осуществляется бизнес-планирование, какую роль играют в этом учителя и учреждения образования?
- Деятельность школьных бизнес-компаний строится в соответствии с утвержденными Положением о порядке создания и функционирования школьных бизнес-компаний в учреждениях образования Минской области и Примерным положением о школьной бизнес-компании. Документы согласованы с Советом по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме. Это добровольные объединения ребят, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают интересные практико-ориентированные проекты. Их основой стали предметные секции (по физике, математике, географии, геологии, астрономии и др.). Разработаны бизнес-планы, в которых прописана организационная структура каждого конкретного школьного предприятия, определены "роли", прошли учебу педагоги. Руководителем является педагог, а его заместителями (финансовым, техническим директором, директором по продажам) - школьники. Зарплата учащимся выплачивается согласно актам выполненных работ.
- Не мешает ли участие в школьных компаниях учебе?
- Участие в школьных компаниях сказывается только положительно. Ребята становятся более ответственными и дисциплинированными. Они стремятся узнать больше, чтобы быть компетентными в бизнесе, а для этого им нужны новые знания. Занятость не мешает учебе. Например, в Боровлянской гимназии школьники работают по субботам, в других - по окончанию занятий.
- Хотелось бы затронуть тему внедрения инновационных молодежных идей в производство. Есть примеры, когда предложения молодежи воплотились в жизнь?
- Все бизнес-идеи, предлагаемые молодежью, являются интересными и в будущем вполне могут быть осуществлены. Есть и примеры практического применения инновационных идей. Так, школьник из Дзержинска Дмитрий Карницкий, победитель международных конкурсов и конференций, стипендиат Совета молодых ученых НАН Беларуси 2012 года, разработал интерактивное анимационное пособие для обучения младших школьников грамотному поведению на дорогах. Исследование заинтересовало Госавтоинспекцию Минской области, планируется издание совместного электронного пособия. А Тимофей Малаховский из Солигорска собрал и систематизировал около 800 белорусских пословиц, среди которых 305 малоизвестных. Все они вошли в сборник "Асабісты фонд беларускіх прыказак", изданный в Минском областном институте развития образования. Его презентацию провели на открытии научно-практической конференции международного форума студенческой и учащейся молодежи "Первый шаг в науку-2012". Книга издана тиражом 500 экземпляров и адресована учителям, филологам, фольклористам, журналистам и всем тем, кто не равнодушен к белорусскому слову. Юноша вместе со своим учителем более двух лет собирал народный фольклор. Большую помощь ему оказала жительница деревни Гоцк Солигорского района Ульяна Пилиповна Лихтар. Пословицы размещены на 58 страницах формата А-5 в алфавитном порядке. Кроме того, есть разделение по тематике (юмористические, сатирические, малоизвестные, поучительные, духовно-религиозные, лирические, социально-бытовые и др.). В конце сборника - небольшой толковый словарь, поскольку отдельные слова уже вышли из широкого употребления.
Интересные исследования провели в Воложине. Ребята изучили структуру и динамику земельного фонда сельхозпредприятия "Бобровичи", оценили пригодность ландшафтов для туристской деятельности и разработали экологические маршруты, создали топонимический словарь и цифровой атлас топонимов. Все эти проекты внедрены в различных структурных подразделениях Воложинского райисполкома.
О том, что у молодых людей есть интересные практико-ориентированные предложения, показал и финал конкурса инновационных идей учащейся молодежи Минской области, который прошел в конце апреля на базе ОАО "Август-Бел". Участие в нем приняли 14 проектов, каждый из которых по-своему интересен. Ученики Крупской гимназии представили выполненный из дерева законченный макет гидроэлектростанции, которую они предлагают построить на Крупском водохранилище. Учащиеся Борисовского государственного колледжа посчитали целесообразным организовать производство принципиально нового, безопасного для жизни пчел устройства для сбора пчелиного яда. По-настоящему инновационной и востребованной идеей жюри признало аксессуар для женщин, управляющих автомобилем, - "автопятка". На втором месте – воспитанники гимназии №1 Воложина (бизнес-проект касался организации туристско-экскурсионных услуг). Негорельская СШ №1 Дзержинского района получит беспроцентную ссуду для организации мини-пекарни, ученикам Житьковской школы поступил заказ на изготовление партии сувенирных открыток.
- Идеи, безусловно, интересные, но не может случиться так, что из-за неопытности авторов ими воспользуется кто-то другой?
- Чтобы защитить свои идеи, учащиеся, конечно, стараются запатентовать их. Так уже поступили в Копыльском государственном профессионально-техническом колледже. Они отдали на патент свои изделия - комплект домашней одежды юноши для работ на кухне, уборки помещений и автопятку. Для координации действий учреждений профтехобразования, средних специальных учебных заведений, кружков технического творчества и первичных организаций Белорусского общества изобретателей и рационализаторов по патентной деятельности в регионе избран областной совет по техническому творчеству.
- В целом, популярны ли среди молодежи Минской области идеи предпринимательства? Сколько человек посещают курсы по основам ведения бизнеса?
- Учащиеся Минской области активно предлагают свои идеи на различных конкурсах. Впервые в 2011 году на конкурсе исследовательских работ учащихся Минской области в секции "Экономика и бизнес-планирование" работало бизнес-жюри. В конкурсе инновационных бизнес-идей приняли участие более 50 учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В нынешнем учебном году более 4 тыс. старшеклассников посещали факультативные занятия по основам экономики и предпринимательства. Также школьники обучаются в Школе менеджмента и предпринимательства для молодежи при Центре системных исследований проблем молодежи БГУ, 18 учащихся из восьми регионов области уже защитили свои бизнес-проекты.
- Один из успешных, на мой взгляд, проектов - открытие интернет-магазина учреждений профтехобразования Минской области. Сколько удалось заработать на продажах через Интернет? Проект реализуется уже достаточно давно. На первых этапах были ли проблемы? Какие еще новации в развитии предпринимательства можно ожидать в будущем учебном году?
- Учреждения образования столичного региона открыли онлайн-торговлю своей продукцией и услугами в начале апреля 2011 года. Ассортимент виртуального магазина - около 250 наименований товаров и услуг. Через специальный сайт можно приобрести сувениры, разделочные доски, мебель, двери, окна, беседки, заборы, спецодежду, панно, рамки, сельхозпродукцию и инструменты, кондитерские изделия, семена, рассаду, саженцы. Также профтехучилища оказывают транспортные, образовательные, сельскохозяйственные услуги, помощь в подготовке водителей, распиловке древесины, ремонте бензопил и мотокос, осуществляют техобслуживание автомобилей, ремонт швейных изделий, сварочные работы, изготавливают тротуарную плитку. В проекте участвует более 20 учебных заведений, в основном профессионально-технического профиля, но есть и несколько центров дополнительного образования детей и молодежи и обучения. Через интернет-магазин уже заработано около Br7 млрд. Часть заработанных средств направляется на закупку оборудования для производственных мастерских и лабораторий.
Большое внимание уделяется поддержке молодежных инициатив, предприимчивости. Завадатор в этом - Вилейский профессионально-технический колледж. Здесь в учебном бизнес-инкубаторе занимаются более 100 учащихся, работает центр поддержки предпринимательства. Успешно функционирует гостиница, уже год действует станция технического обслуживания населения, открыта современная, выполненная в национальном стиле парикмахерская "Лада".
В планах - открытие в Борисовском государственном лесоагротехническом профессиональном колледже ученической парикмахерской, швейного ателье, в Молодечненском государственном профессионально-техническом колледже - Центра дополнительного образования. Кроме занятости учащихся в кружках будут работать мастерские: токарные, фрезерные, швейные, по производству обуви по заказам ООО "Рэйлит". Идей много, осталось только воплотить их в жизнь.
Надежда РАДИВОН
В Беларуси 2011 год прошел под знаком предприимчивости и инициативы. В Минской области акцент сделали на развитии предпринимательства в молодежной среде. При школах созданы бизнес-компании, где молодые люди на практике знакомятся с основами ведения бизнеса и получают за свою работу пусть небольшую, но зарплату. Подобного опыта в республике еще не было. Сама идея родилась на традиционной августовской педагогической конференции и спустя полгода воплотилась в жизнь. О том, каких успехов удалось достичь юным предпринимателям и с какими проблемами пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, корреспондент БЕЛТА беседует с начальником управления образования Миноблисполкома Таисой Данилевич.
- Таиса Ивановна, в столичном регионе с нынешнего года открылись школьные компании. Скольким ребятам уже удалось заработать?
- В Год предприимчивости губернатором области Борисом Батурой для областной системы образования был выдвинут ряд важных инициатив по развитию экономического образования учащихся, в том числе и идея создания школьных бизнес-компаний. Проект стартовал в четырех школах. Так, в Житьковской средней школе Борисовского района появилась компания "Гаспадар", в Боровлянской гимназии Минского района - "Школьная компания "10+", в гимназиях Несвижа и Солигорска - "Собственное дело" и Gimmi. Бизнес-компания "Гаспадар" специализируется на производстве закладок для книг, поздравительных открыток и другой печатной продукции, а также на выращивании рассады цветочных и овощных культур. Школьники из Боровлянской гимназии продают сделанные своими руками подарки и сувениры. Сфера деятельности несвижской компании "Собственное дело" - создание видеороликов, мультимедийных презентаций, дизайнерское оформление печатной рекламной продукции, организация праздников для детей с выездом на дом к заказчику. Сувенирные прихватки для горячего и декоративные разделочные доски продвигают учащиеся из Солигорска.
Сегодня юные предприниматели, а их 49 человек, уже заработали около Br10 млн. Но это не главная цель деятельности школьных бизнес-компаний. Наша задача - формирование у учащихся основ потребительской культуры и предпринимательства, получение учащимися экономических знаний и применение их на практике, содействие профессиональному самоопределению учащихся. Все это в будущем детям пригодится.
- Так как это первый такой опыт в республике по внедрению основ предпринимательской деятельности уже на этапе среднего образования, какие сложности возникали в процессе работы?
- Да, на первом этапе мы столкнулись с некоторыми трудностями. Было непросто, но совместными усилиями проблемы снять удалось. Привлекались специалисты комитетов экономики и по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома, инспекции Министерства по налогам и сборам по Минской области, руководители учебно-практического центра "Школьная компания" и инкубатора малого предпринимательства. Возникали вопросы по реализации произведенного товара, по уплате подоходного налога, выплате заработной платы, трудоустройству несовершеннолетних, налогообложению, бухучету. Все-таки школьные бизнес-компании - не обычные предприятия, они являются структурными подразделениями учреждений образования. Но все сложности удалось преодолеть. Можно сказать, механизм отработан.
- Знакомились ли с зарубежным опытом?
- Да, изучали опыт наших коллег из России и Германии, в которых подобные объединения учащихся уже существуют. Но в этих странах они действуют в другом нормативно-правовом поле, поэтому мы в общем-то идеи, подходы приняли, но работали в рамках белорусского законодательства.
- Какие перспективы у данного проекта? Будут ли у него последователи?
- Детям понравилась идея. Заинтересовались проектом и другие школы области, поэтому с 1 сентября школьные бизнес-компании появятся во всех районах столичного региона. У нас много талантливых ребят, обладающих пытливым умом и смекалкой, созданы достойные условия для личностного роста учащейся молодежи, поддержания творческой и общественной активности, развития способностей и инициативы каждого. Те учреждения образования, где уже действуют бизнес-объединения, планируется сделать экспериментальными республиканскими площадками, чтобы этот опыт могли потом перенять и другие области. Так, в экспертный совет Национального института образования отправлена заявка на участие Житьковской средней школы Борисовского района и Боровлянской гимназии в 2012 - 2014 годах в экспериментальной деятельности по теме "Апробация модели формирования экономической культуры учащихся в учреждении общего среднего образования". Гимназия №1 Солигорска подала заявку в экспертный совет Академии последипломного образования на реализацию в 2012-2015 годах инновационного проекта "Внедрение модели продуктивного обучения учащихся на основе их личностного самоопределения".
- Таиса Ивановна, расскажите подробнее, какова структура управления школьными компаниями. Кто является директором, как осуществляется бизнес-планирование, какую роль играют в этом учителя и учреждения образования?
- Деятельность школьных бизнес-компаний строится в соответствии с утвержденными Положением о порядке создания и функционирования школьных бизнес-компаний в учреждениях образования Минской области и Примерным положением о школьной бизнес-компании. Документы согласованы с Советом по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме. Это добровольные объединения ребят, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают интересные практико-ориентированные проекты. Их основой стали предметные секции (по физике, математике, географии, геологии, астрономии и др.). Разработаны бизнес-планы, в которых прописана организационная структура каждого конкретного школьного предприятия, определены "роли", прошли учебу педагоги. Руководителем является педагог, а его заместителями (финансовым, техническим директором, директором по продажам) - школьники. Зарплата учащимся выплачивается согласно актам выполненных работ.
- Не мешает ли участие в школьных компаниях учебе?
- Участие в школьных компаниях сказывается только положительно. Ребята становятся более ответственными и дисциплинированными. Они стремятся узнать больше, чтобы быть компетентными в бизнесе, а для этого им нужны новые знания. Занятость не мешает учебе. Например, в Боровлянской гимназии школьники работают по субботам, в других - по окончанию занятий.
- Хотелось бы затронуть тему внедрения инновационных молодежных идей в производство. Есть примеры, когда предложения молодежи воплотились в жизнь?
- Все бизнес-идеи, предлагаемые молодежью, являются интересными и в будущем вполне могут быть осуществлены. Есть и примеры практического применения инновационных идей. Так, школьник из Дзержинска Дмитрий Карницкий, победитель международных конкурсов и конференций, стипендиат Совета молодых ученых НАН Беларуси 2012 года, разработал интерактивное анимационное пособие для обучения младших школьников грамотному поведению на дорогах. Исследование заинтересовало Госавтоинспекцию Минской области, планируется издание совместного электронного пособия. А Тимофей Малаховский из Солигорска собрал и систематизировал около 800 белорусских пословиц, среди которых 305 малоизвестных. Все они вошли в сборник "Асабісты фонд беларускіх прыказак", изданный в Минском областном институте развития образования. Его презентацию провели на открытии научно-практической конференции международного форума студенческой и учащейся молодежи "Первый шаг в науку-2012". Книга издана тиражом 500 экземпляров и адресована учителям, филологам, фольклористам, журналистам и всем тем, кто не равнодушен к белорусскому слову. Юноша вместе со своим учителем более двух лет собирал народный фольклор. Большую помощь ему оказала жительница деревни Гоцк Солигорского района Ульяна Пилиповна Лихтар. Пословицы размещены на 58 страницах формата А-5 в алфавитном порядке. Кроме того, есть разделение по тематике (юмористические, сатирические, малоизвестные, поучительные, духовно-религиозные, лирические, социально-бытовые и др.). В конце сборника - небольшой толковый словарь, поскольку отдельные слова уже вышли из широкого употребления.
Интересные исследования провели в Воложине. Ребята изучили структуру и динамику земельного фонда сельхозпредприятия "Бобровичи", оценили пригодность ландшафтов для туристской деятельности и разработали экологические маршруты, создали топонимический словарь и цифровой атлас топонимов. Все эти проекты внедрены в различных структурных подразделениях Воложинского райисполкома.
О том, что у молодых людей есть интересные практико-ориентированные предложения, показал и финал конкурса инновационных идей учащейся молодежи Минской области, который прошел в конце апреля на базе ОАО "Август-Бел". Участие в нем приняли 14 проектов, каждый из которых по-своему интересен. Ученики Крупской гимназии представили выполненный из дерева законченный макет гидроэлектростанции, которую они предлагают построить на Крупском водохранилище. Учащиеся Борисовского государственного колледжа посчитали целесообразным организовать производство принципиально нового, безопасного для жизни пчел устройства для сбора пчелиного яда. По-настоящему инновационной и востребованной идеей жюри признало аксессуар для женщин, управляющих автомобилем, - "автопятка". На втором месте – воспитанники гимназии №1 Воложина (бизнес-проект касался организации туристско-экскурсионных услуг). Негорельская СШ №1 Дзержинского района получит беспроцентную ссуду для организации мини-пекарни, ученикам Житьковской школы поступил заказ на изготовление партии сувенирных открыток.
- Идеи, безусловно, интересные, но не может случиться так, что из-за неопытности авторов ими воспользуется кто-то другой?
- Чтобы защитить свои идеи, учащиеся, конечно, стараются запатентовать их. Так уже поступили в Копыльском государственном профессионально-техническом колледже. Они отдали на патент свои изделия - комплект домашней одежды юноши для работ на кухне, уборки помещений и автопятку. Для координации действий учреждений профтехобразования, средних специальных учебных заведений, кружков технического творчества и первичных организаций Белорусского общества изобретателей и рационализаторов по патентной деятельности в регионе избран областной совет по техническому творчеству.
- В целом, популярны ли среди молодежи Минской области идеи предпринимательства? Сколько человек посещают курсы по основам ведения бизнеса?
- Учащиеся Минской области активно предлагают свои идеи на различных конкурсах. Впервые в 2011 году на конкурсе исследовательских работ учащихся Минской области в секции "Экономика и бизнес-планирование" работало бизнес-жюри. В конкурсе инновационных бизнес-идей приняли участие более 50 учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В нынешнем учебном году более 4 тыс. старшеклассников посещали факультативные занятия по основам экономики и предпринимательства. Также школьники обучаются в Школе менеджмента и предпринимательства для молодежи при Центре системных исследований проблем молодежи БГУ, 18 учащихся из восьми регионов области уже защитили свои бизнес-проекты.
- Один из успешных, на мой взгляд, проектов - открытие интернет-магазина учреждений профтехобразования Минской области. Сколько удалось заработать на продажах через Интернет? Проект реализуется уже достаточно давно. На первых этапах были ли проблемы? Какие еще новации в развитии предпринимательства можно ожидать в будущем учебном году?
- Учреждения образования столичного региона открыли онлайн-торговлю своей продукцией и услугами в начале апреля 2011 года. Ассортимент виртуального магазина - около 250 наименований товаров и услуг. Через специальный сайт можно приобрести сувениры, разделочные доски, мебель, двери, окна, беседки, заборы, спецодежду, панно, рамки, сельхозпродукцию и инструменты, кондитерские изделия, семена, рассаду, саженцы. Также профтехучилища оказывают транспортные, образовательные, сельскохозяйственные услуги, помощь в подготовке водителей, распиловке древесины, ремонте бензопил и мотокос, осуществляют техобслуживание автомобилей, ремонт швейных изделий, сварочные работы, изготавливают тротуарную плитку. В проекте участвует более 20 учебных заведений, в основном профессионально-технического профиля, но есть и несколько центров дополнительного образования детей и молодежи и обучения. Через интернет-магазин уже заработано около Br7 млрд. Часть заработанных средств направляется на закупку оборудования для производственных мастерских и лабораторий.
Большое внимание уделяется поддержке молодежных инициатив, предприимчивости. Завадатор в этом - Вилейский профессионально-технический колледж. Здесь в учебном бизнес-инкубаторе занимаются более 100 учащихся, работает центр поддержки предпринимательства. Успешно функционирует гостиница, уже год действует станция технического обслуживания населения, открыта современная, выполненная в национальном стиле парикмахерская "Лада".
В планах - открытие в Борисовском государственном лесоагротехническом профессиональном колледже ученической парикмахерской, швейного ателье, в Молодечненском государственном профессионально-техническом колледже - Центра дополнительного образования. Кроме занятости учащихся в кружках будут работать мастерские: токарные, фрезерные, швейные, по производству обуви по заказам ООО "Рэйлит". Идей много, осталось только воплотить их в жизнь.
Надежда РАДИВОН