Эту скромную сельскую учительницу из полесской глубинки знала когда-то педагогическая общественность всего Союза, а на ее открытые уроки по русскому языку и литературе мечтали попасть даже далекие от школы люди. Сейчас заслуженный учитель БССР, Герой Социалистического Труда, почетный житель Столинского района Надежда Ковалец находится на заслуженном отдыхе, но, как и прежде, близко к сердцу принимает все, что происходит в современном образовании. 20 мая ей исполняется 90 лет. Накануне этой даты корреспондент БЕЛТА побеседовала с юбиляршей о проблемах и задачах современной школы, воспитании подрастающего поколения, роли и значении учителя в обществе, престиже педагогического труда.
- Надежда Ивановна, вы отдали школе 40 лет, воспитали не одно поколение учеников, многие из них тоже выбрали профессию педагога. Наверняка за это время школа пережила не одну реформу. Когда, на ваш взгляд, учителю было сложнее - сейчас или раньше?
- Быть учителем всегда нелегко. Труд его - изнурительный, длинный, многодневный. Учителю, чтобы увидеть плоды своего труда, нужны годы, а то и десятилетия. Безусловно, школа меняется - во время мощного информационного взрыва, развития технологий она не должна отставать от жизни. Сейчас применение классического типа урока сужается, шире внедряются мультимедийные технологии. Но использовать такие технологические возможности надо грамотно, чтобы не превратить урок в шоу, в педагогическую игру. В педагогику играть нельзя, ведь речь идет о процессе становления человека. Почему-то многие считают, что все дети сейчас вундеркинды. Я, например, не согласна с этим. Дети как дети. А программу все усложняют и усложняют. Ребенок иногда не успевает все осмыслить, ему некогда это сделать. А учебники какие? Как там все сложно написано! У нас проще было. Никто не нанимал репетиторов, и поступали наши сельские дети и в Москву, и в Ленинград в ведущие вузы.
Что может помешать школе работать с отдачей? Частые реформы. Изменения всегда переносятся болезненно. Вот сейчас обсуждают новую редакцию Кодекса об образовании. Школа ждет ясных, четких, прописанных в документе прав и обязанностей.
- На ваш взгляд, роль учителя в обществе, его авторитет, престиж учительского труда изменились в наше время?
- Слово "учитель" обязано звучать гордо. Во времена моего учительства так и было. Самым почитаемым, образованным на селе человеком был учитель. Теперь почти все родители имеют среднее образование, многие высшее, а то и по два. Некоторые из них смотрят на учителя свысока. Считают, что они тоже могут кого угодно и чему угодно научить. И дети современные отличаются от своих сверстников советского периода. Тогда нравственные нормы стеснительности, стыда редко преступались детьми. В этом была своя прелесть. Дети верили каждому слову учителя, были благодарными слушателями. А современные подростки чрезмерно раскованы, прагматичны. Они знают, чего хотят, умеют защищать свою точку зрения, постоять за себя, не все принимают на веру.
Современному учителю сложно завоевать и отстоять свой авторитет. Но и раньше, и сейчас к его моральному и профессиональному багажу предъявлялись высокие требования. Учитель, как бы ни складывалась его судьба, должен быть хоть немножко выше, идти на полшага впереди. Отрадно, что задача повышения престижа учительской профессии поставлена на высоком государственном уровне.
- Что бы вы из той, старой советской школы оставили в нынешней?
- Нельзя исключить из школьной жизни то, что проверено временем, что помогает решать сложные вопросы воспитания человека. Я долгожитель. За мой век все в жизни поменялось до неузнаваемости. У нас на Полесье были болота - стало поле. Появились новые города, космос осваивается, на Луну добрались. Телефоны, компьютеры связывают нас с любой точкой Земли. Все это создается для удобства, для радости жизни. К сожалению, люди так стремительно к лучшему не меняются. Процесс воспитания человека - архисложное дело, и значительное место в этом отводится школе. Призвание учителя любого школьного предмета - учить и воспитывать. Это как молния на одежде: обе стороны куртки нужно застегивать одновременно. Но проблема в том, что этот принцип не всегда срабатывает в школе и дома, в семье. Сейчас каждый родитель заинтересован, чтобы его чадо поступило в вуз, и мало кто беспокоится о том, чтобы дать ему какие-то нравственные устои, правила на всю жизнь. В комедии Фонвизина "Недоросль" один из положительных героев - Правдин - произносит: "Без души самая просвещенная умница - жалкая тварь". Во все времена и эпохи об этом задумывались. От качества души зависит качество труда в любой сфере. Это аксиома. Жизненный опыт подсказывает, что процесс воспитания души надо начинать с самого раннего детства. Опоздаешь в этом деле - вряд ли потом наверстаешь.
- Какими качествами должен обладать современный учитель?
- Нужен человек, безгранично преданный своему делу, который бы любил детей. Любить - это не значит целовать их в щечку или темечко. Дети всякие бывают. Иногда они могут обидеть учителя до слез, не понимая этого. И это надо прощать. Надо учителю уметь руководить своими чувствами. Меня обижали тоже. Всякое было. И обидно, и горько, и ночь можно не спать, и можно подумать, зачем мне это? Не у одного учителя бессонная ночь такая бывает.
Помню, был у меня в 50-е годы ученик. Они с матерью к нам из Могилевской области переехали. Война загнала. Детство трудное у него было. Неорганизованный такой мальчишка: вечно чернилами был перепачкан и на других учеников чернильницу выливал. Прошли годы, лет 20, может, и больше. Как-то на улице меня догнал мужчина приятной такой наружности, обращается ко мне по имени-отчеству, представился Виктором и говорит: "Надежда Ивановна, я был самый гадкий и мерзкий ученик. Я должен стать на колени и просить прощения за то, сколько вам неприятностей доставил". Я только тогда его узнала. Он рассказал, что отслужил в армии, женился, теперь сам воспитывает двух сыновей. А через какое-то время приходит от него телеграмма к какому-то празднику. В ней два слова: "Простите и спасибо".
Дети бывают разные - яркие, быстрые, сообразительные, тугодумы, ленивые. Ни одного похожего. Даже камней в природе нет похожих, а тут 30 человек сидит в классе, и все разные. Как подобрать ключик, подойти к ним? Сколько всего должен уметь учитель! Видеть всех, организатором быть хорошим. Он должен быть каким-то фокусником, иногда магом на уроке. За 40 минут целую историческую эпоху раскрыть. Готовиться надо очень хорошо к уроку: продумать, к кому ты идешь, чего хочешь добиться, что хочешь сказать детям, какая отдача будет.
- Расскажите о своей семье, как вы стали учителем.
- Я из простой крестьянской семьи. Мама моя неграмотная была совершенно. Это же до войны еще было. Я тогда, наверное, ходила в первый или во второй класс, а она ликбез посещала - такое было решение советской власти, чтобы ликвидировать безграмотность. Я, помню, ей помогала, как писать большую букву "Б". Наша фамилия Белко была. Маленькую букву - кружочек с хвостиком вверху - это она быстро научилась писать, а вот большая буква не получалась. Так она и в паспорте расписалась - с маленькой буквы.
Отца кто-то обучил грамоте на дому. Когда началась коллективизация, его как бедняка, умеющего читать и писать, избрали первым председателем колхоза. Мы в Гомельской области жили, на границе. А в 1938 году отца арестовали как врага народа, обвинили в шпионаже. Я не могла понять, что происходит. После войны мы долго пытались его найти, нам не говорили правды. И только в 1965 году получили свидетельство о смерти. Его расстреляли в Мозыре 20 июня в 1938 году. Посмертно отец был реабилитирован.
После войны я окончила учительский институт в Пинске, потом заочно - Брестский пединститут. С 1950 по 1987 годы учительствовала в Большемалешевской школе в Столинском районе.
- Почему вы выбрали русский язык и литературу?
- Литература - это учебник жизни. Давно родилось это мудрое изречение. Мне нравилось на уроках с помощью литературы решать нравственные вопросы. Мы с учениками разбирались в поведении героев, их судьбах, поступках, давали оценку, делали выводы. У нас одно время в школе было три девятых класса и одна книга "Война и мир". Мы четыре раза в неделю с детьми собирались в нашей старой школе с печным отоплением и читали роман. Могли ночь просидеть. Это очень нравилось детям.
Никакие электронные средства не смогут так тронуть человеческое сердце, как книга. Это как общение с умным, добрым другом. Уроки литературы формируют этические устои личности, развивают ее духовное и душевное богатство. О своем предмете я могу говорить долго. Литература о прошлом учит жить ныне, в настоящее время. Помните "что чувства добрые я лирой пробуждал"? Добрых слез стесняться не надо. Глухота эмоциональная - вот что страшно. Это опасный недуг нашего времени - когда ни радоваться, ни веселиться, ни плакать, ни сочувствовать человек не умеет. Отсюда и происходят все эти несчастья, преступления, которые шокируют всю Беларусь: один с бензопилой вышел, другой дедушку с бабушкой убил. Я не психолог, но считаю, что эти дети не напились в свое время ласки, доброты материнской, родительской. Надо вовремя разглядеть в ребенке и подавить вирус жестокости.
- А вы своих учителей помните?
- Конечно. У меня были очень хорошие учителя в школе. Я все до мелочей помню, даже очки каждого из них. У нас было много учителей-мужчин. Почему-то сейчас ребята неохотно идут в педагоги. Как школа теперь страдает от этого! Настоящий мужчина, интеллигент, эрудированный, высокой культуры школе нужен как воздух.
С глубоким уважением отношусь к учителям начальной школы. Они великие труженики. С привязанности и доверия к первому учителю начинается любовь к школе. Мало иметь профессиональные знания, умения. Надо быть человеком щедрой души, высокой культуры, тонким психологом. Он учит сразу всему: дружбе, доброте, аккуратности, учит видеть мир, учит думать, учит учиться. Малыши наблюдательны, они верят учителю и подражают ему. Он, учитель, для них - первооткрыватель, первопроходец. Создать из детей шести-семи лет коллектив - задача непростая. Первому учителю надо раскрыть детям мир во всей красе. Красота питает доброту, сердечность, любовь, вызывает положительные эмоции, без которых жизнь серая, неприглядная. Сложное и благородное дело - провести маленького человека от созерцания красоты к желанию создавать эту красоту. Начинать это надо в раннем детстве. В 14-16 лет об этом говорить бесполезно, поздно.
- Надежда Ивановна, как скромная сельская учительница из белорусской глубинки удостоилась высокого звания Героя Социалистического Труда?
- Я человек не публичный, никогда не стремилась выделиться. Не знаю, почему именно меня сочли достойной этого звания. Когда его дали, люди далекие от школы, наверное, думали: за что? Был такой случай. Как-то в Давид-Городке подходит женщина и говорит, что хотела бы попасть ко мне на урок. Я думала, что она учительница. "Нет, - говорит. - Я в больнице работаю, и мне интересно, что вы там делаете, что вам Героя дали?". Я ей объясняю: пишу, склоняю, спрягаю, ругаю, хвалю, стараюсь, чтобы дети были грамотные, умели излагать свои мысли. Такое внимание меня только смущало. Я и в Москве, на вручении награды, чуть в обморок не упала от страха. Но, конечно, теперь надо было уже соответствовать этому званию. Уроков много открытых давала. Ходили и приезжали ко мне все, кто хотел, отовсюду. Уроков я не боялась. Всегда в школу шла с радостью.
- Вы счастливый человек?
- Да, я счастливая. У меня десять правнуков - в третьем, четвертом, седьмом, восьмом, десятом классах. Старшая правнучка - Наденька (ее и назвали в мою честь) - учится в Бресте на логопеда. Она будет уже пятым педагогом в нашей семейной учительской династии. Я стараюсь быть в курсе событий - читаю газеты, смотрю телевизор. Мне все интересно. Часто школу вспоминаю. Другой раз не сплю и думаю: если бы выпало мне счастье снова войти в класс, интересно, как бы я это сделала теперь, с чего начала бы урок, что бы сказала детям…
Светлана ВЕЧОРКО,
БЕЛТА.-0-