ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 мая 2013, 17:34

Сербия является ключевым партнером Беларуси на Балканах

Сейчас в белорусско-сербских отношениях новый этап взаимовыгодного сотрудничества. Так, в 2012 году товарооборот между двумя странами вырос практически в три раза по сравнению с 2009 годом и достиг рекордного уровня, превысив $149 млн. За последние четыре года белорусский экспорт в Сербию также увеличился почти в три раза и составил $72,9 млн. Интенсивно ведется и политический диалог, который возобновили главы двух государств в ходе визита президента Сербии Томислава Николича в марте 2013 года в Беларусь. Согласно их договоренностям 16-18 мая состоялся рабочий визит заместителя премьер-министра Беларуси Петра Прокоповича во главе белорусской делегации в Сербию, где стороны обсудили ряд стратегически важных для обеих стран совместных проектов. О том, какие дальнейшие шаги будут предприняты для укрепления взаимодействия Беларуси и Сербии, каковы перспективы намеченных в ходе визита планов и как Беларусь примерит на себя роль инвестора, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Сербии Владимир ЧУШЕВ.

- Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Сербии в настоящее время активно набирает обороты, взаимодействие осуществляется в различных сферах экономики. В каких направлениях, по вашему мнению, стоит копнуть глубже?

- Для углубления взаимодействия всегда есть резервы, которые необходимо использовать по максимуму. И пока я не вижу таких участков в белорусско-сербских отношениях, которые нужно было бы ослабить. В любом сотрудничестве всегда нужно привлекать новые силы, реализовывать свежие идеи.

Сербия для Беларуси еще открывающийся регион, но вместе с тем является ключевым партнером на Балканах, поэтому нашей стране необходимо проявлять себя в совершенно разных направлениях. Так, в Сербии уже созданы и действуют два сборочных производства белорусской техники: автобусов с газовыми двигателями Минского автомобильного завода и тракторов МТЗ. Сейчас в планах расширять мощности этих производств, в том числе за счет сборки грузовиков МАЗ с газовым двигателем. Кроме того, "Беларус-Агропанонка" совместно с "Бобруйскагромашем" намерены освоить в Сербии сборку тракторов малой мощности для эксплуатации в фермерских хозяйствах. Это новое слово в нашем двустороннем сотрудничестве и достаточно перспективное направление. Прорабатываются также и другие проекты: по поставке и сборке белорусских лифтов, прицепов и полуприцепов МАЗ, экспорту продукции стеклозавода "Неман", совместному производству мебели и обуви.

Посольство уделяет особое внимание и межрегиональному сотрудничеству. В последнее время побратимами и партнерами стали Гомель и Нови Сад, Гродно и Кралево, Заславль и Топола, Могилев и Крагуевац, Несвиж и Земун, готовятся подписать договоры о сотрудничестве Барановичи и Чачак, Борисов и Пожаревац, Брест и Суботица, Солигорск и Ягодина.

- "Белкоммунмаш" также не раз заявлял о намечающемся интересном проекте с сербскими партнерами, говорилось даже о создании сборочного производства троллейбусов в городе Белград на базе государственного транспортного предприятия Сербии. На какой стадии находится проект?

- Он пока на уровне идеи "Белкоммунмаша", но посольство всегда приветствует все позитивные устремления отечественных предприятий и готово содействовать и оказывать поддержку.

ОАО "Белкоммунмаш" в 2010 году совершило своеобразный прорыв, продав столице Сербии 83 троллейбуса, а это фактически 90% всего троллейбусного парка города Белграда. Что касается дальнейших перспектив этого направления, то они, конечно же, существуют. Правда, троллейбусное движение сегодня есть только в сербской столице, в отличие от Беларуси, поэтому речь пока может идти только о замене троллейбусного парка города, который устаревает.

По трамвайному движению картина аналогичная: ранее оно существовало в трех городах Сербии, сегодня трамваи курсируют только по столице. Но трамвайный парк Белграда еще более старый, чем троллейбусный, что тоже является возможностью проявить себя нашему белорусскому предприятию "Белкоммунмаш". К тому же белорусские трамваи в полтора раза дешевле, чем испанские, которые были закуплены городом несколько лет назад.

Я всегда говорю сербским коллегам и партнерам, что белорусская техника является хорошим сочетанием цены и качества, и они это признают. Так что для "Белкоммунмаша" здесь действительно существуют интересные перспективы, и его идею можно воплотить в ближайшие годы на практике.

- Одним из важнейших стратегических направлений развития реального сектора экономики Беларуси является активизация притока прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем в ходе визита белорусской делегации в Сербию стороны договорились о реализации ряда важных совместных проектов с привлечением финансовых средств Беларуси. Неужели нашей стране выгодно вкладывать эти деньги в сербские предприятия, будет ли реальная отдача от этих инвестиций?

- Словосочетание "белорусские инвесторы в Сербии" звучит для нас пока ново, но мы к нему начинаем привыкать благодаря тому, что уже несколько белорусских предприятий активно работают в Сербии, причем это не только государственные, но и представители частного сектора экономики Беларуси.

Например, пионером в этом направлении является машиностроительный холдинг "Амкодор", планирующий развивать свою международную сеть, в которую наряду с другими странами предприятие намерено включить и Сербию, для создания международного холдинга по производству гидравлики. Это возможно путем приватизации четырех сербских предприятий. Задача сама по себе амбициозная, но решаемая. Этим же путем начинает идти еще одно белорусское негосударственное предприятие - ЗАО "Белавтогаз", которое прорабатывает совместный проект по производству в Сербии двигателей и деталей к ним.

Выгодно ли это? Несомненно, причем и для Беларуси, и для Сербии. К тому же главы наших государств поставили задачу сделать так, чтобы белорусско-сербское сотрудничество было улицей с двусторонним движением.

- Представители белорусской делегации в Сербии договорились о создании совместного предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники, планируется расширение мощностей уже действующих в этой стране сборочных производств МТЗ и МАЗ. Но, как известно, для того чтобы поставлять отечественные специальные машины на рынки стран Евросоюза, они должны соответствовать европейским стандартам и иметь соответствующие сертификаты, получить которые не так просто. А будет ли техника, собранная в Сербии, вхожа на рынок ЕС?

- Мы работаем над вопросом сертификации производимой техники. Сегодня к дорожно-строительным машинам требования пока не столь жесткие, как к автомобильной технике, но есть тенденции к их ужесточению. Обе стороны осознают угрозы для своих экономических перспектив и работают над решением поставленных задач.

Стоит отметить, что соглашение о свободной торговле, которое существует между нашими странами, позволяет Сербии через Беларусь выходить на рынок Таможенного союза, а нам - на весь Балканский регион и южные страны ЕС. Однако, чтобы регионально развернуться и строить планы о выходе в страны Евросоюза, нужно не забывать о наращивании степени локализации, то есть нам необходимо, чтобы доля Сербии в совместно созданной продукции составляла от 51% и выше. Это непростая задача, поскольку сегодня промышленные мощности Сербии пока не позволяют ей внести свой соответствующий вклад в достижение этого показателя степени локализации.

Но вместе с тем мы можем использовать емкость сербского рынка и его возможности. Когда он уже будет насыщен, что само по себе тоже задача непростая, будем активнее осваивать Балканский регион - работа над этим уже ведется. Так, предприятие по сборке техники МАЗ осуществляет выпуск автобусов с газовыми двигателями, которые в Минске в такой модификации не производятся. Сейчас предприятие прорабатывает вопросы поставки этой техники в Болгарию, Боснию и Герцеговину, Литву, Польшу, Россию, Турцию и Эстонию. Это ново для наших отношений, но таким образом сотрудничество не замыкается на Сербии, а имеет уже более широкую перспективу.

Екатерина МАРКОВИЧ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси