Недавно в Республиканском институте контроля знаний сменилось руководство. В должность директора учреждения вступил Юрий Миксюк. Он сменил Николая Феськова, который руководил РИКЗ с 2002 года. Прежде чем возглавить институт, Юрий Иванович был ректором Частного института управления и предпринимательства. До этого - начальником управления высшего и среднего специального образования Министерства образования. Юрий Миксюк рассказал корреспонденту БЕЛТА, для кого вводится еще один вид репетиционного тестирования, зачем нужна новая методика обработки результатов ЦТ, а также о перспективах введения общенационального экзамена.
- Юрий Иванович, прошло совсем немного времени с момента вашего вступления в должность, но очевидно, уже успели определиться с первоочередными задачами. Какие шаги на новом посту планируете принимать в ближайшее время?
- Ряд задач в этой сфере возник давно. Они возникли не потому, что я перешел на новое место работы, а потому, что эти задачи просто назрели. Жизнь не стоит на месте. Мы сейчас работаем в первую очередь над тем, чтобы расширить возможности для самостоятельной подготовки абитуриентов к централизованному тестированию, главное - дать возможность всем поступающим, независимо от материального состояния, пройти репетиционное тестирование. Для этого с 1 февраля на сайте РИКЗ будут в дистанционной форме доступны задания в одном варианте репетиционного тестирования по всем 15 предметам. С ними смогут работать все желающие абитуриенты либо с домашних компьютеров, либо со школьных. Не нужно будет никуда ехать и записываться.
- Из чего будет состоять процедура прохождения дистанционного репетиционного тестирования?
- Для прохождения дистанционного репетиционного тестирования абитуриенту нужно будет просто зайти на сайт Республиканского института контроля знаний в соответствующий раздел. У каждого из 15 предметов будет по одному варианту теста, это значит, что все абитуриенты страны увидят одинаковые задания. Обновляться они в течение года не будут, так как задача дистанционного репетиционного тестирования заключается в том, чтобы абитуриенты смогли познакомиться со структурой тестов, методикой работы с ними, технологией заполнения бланка ответов, сделать шаг по пути определения и устранения пробелов в своих знаниях. Встретить эти задания на ЦТ, конечно же, не удастся, как и любые задания, которые появились в открытом доступе.
Для приближения к реальным условиям сдачи ЦТ на сайте РИКЗ во время выполнения теста можно будет руководствоваться временем, которое отводится на данный предмет. Те, кто захотят просто отработать технологию выполнения, могут себя не ограничивать временными рамками. Кроме этого, электронный бланк ответа можно будет распечатать, заполнить, а после занести все позиции с бумажного носителя в электронную версию. Эти тесты можно будет выполнять много раз, постоянно совершенствуясь, приближаясь в итоге к реальной ситуации сдачи централизованного тестирования.
Результаты тестов абитуриенты получат сразу после их выполнения, не покидая сайта РИКЗ. Задания будут подробно разобраны, программа предоставит поступающим соответствующие ссылки на учебники и параграфы, в которых содержится необходимый материал. Как я уже отметил, у абитуриента появится возможность познакомиться с тестами и отработать технологию их выполнения. Это поможет поступающему во время централизованного тестирования сосредоточиться на сути заданий, а не на технологии выполнения.
Для тех, кто готовится к ЦТ на системной основе, предоставляется возможность других этапов репетиционного тестирования, где абитуриенты каждый раз получают новые тесты с подробнейшим разбором заданий. Таким образом они по ходу подготовки могут контролировать уровень своих знаний.
- Юрий Иванович, а выдержит ли система наплыв желающих пройти дистанционное репетиционное тестирование, особенно в первые дни?
- Наши специалисты оценивали возможности сервера. По их заключению он имеет определенный запас прочности, который дает уверенность, что все пройдет в штатном режиме.
- Вы уже анонсировали новую методику обработки результатов ЦТ, которая будет использоваться с 2019 года. Расскажите подробнее, в чем она будет заключаться?
- Действующая методика обработки результатов ЦТ зарекомендовала себя хорошо. Она очень эффективно ранжирует абитуриентов по знаниям, сравнивая их между собой. Однако сегодня возникает новая задача, требующая не просто ранжирования, но и максимально точного, насколько это возможно, оценивания знаний выпускников школ. Это требует совершенствования методики.
Мы изучаем мировой опыт. Одной какой-то общепризнанной и принятой методики в мире не существует. Кто-то использует простые методики, кто-то очень сложные. Важно, чтобы выбранная методика нашла понимание в обществе, для этого она должна быть простой и эффективной в выполнении обеих функций - оценивания и ранжирования. Какая именно будет выбрана у нас, говорить еще рано. Нужно всесторонне оценить методику, отработать ее. Только после этого можно внедрять. Стоит задача на этапе репетиционного тестирования 2019 года отработать выбранную методику. После этого она сможет быть использована уже и в централизованном тестировании.
В любом случае сами тестовые задания вряд ли серьезно изменятся. Сегодня они имеют пять уровней сложности и позволяют достаточно хорошо оценивать знания абитуриентов любого уровня подготовки. Вполне возможно, что в 2019 году весовые коэффициенты сложности заданий будут уже заранее установлены (сейчас они зависят от количества выполнивших их абитуриентов относительно общего числа тестируемых и высчитываются уже после прохождения ЦТ). Абитуриент, выполняя то или иное задание, сможет спрогнозировать количество баллов, которое он получит. Но это будут так называемые первичные баллы. Для ранжирования результатов тестов и их выражения в нормированной шкале оценок будет реализовываться методика расчета тестового балла на основании первичного.
- Во время Республиканского педагогического совета обсуждались перспективы введения независимой аттестации выпускников базовой школы. Речь шла также о том, чтобы заменить комплексным общеобразовательным тестом выпускные экзамены за курс средней школы. Как вы оцениваете эту перспективу?
- Если мы говорим конкретно о девятиклассниках, то сейчас определяются, оцениваются и прорабатывается все необходимые мероприятия для организации и проведения такого тестирования. Необходимо определиться со всеми материальными, техническими, кадровыми и организационными потребностями, временными затратами, необходимо наработать банк заданий, провести их апробацию.
Стоит задача также рассмотреть возможность проведения так называемого объединенного национального экзамена для выпускников 11-х классов. Такая форма экзамена существует в мире, например, ЕГЭ в России. Здесь опять возникают две задачи: оценить - нужно выставить баллы в аттестат и ранжировать. При этом нужно учитывать, что не все из выпускников будут поступать в вузы. Поэтому можно предположить, что объединенный национальный экзамен (тест) будет состоять из двух частей. Первая станет обязательной для всех, по итогам ее выполнения балл будет выставляться в аттестат. Вторая будет предназначена для поступающих в вузы.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-