ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 февраля 2014, 11:47

Регулировать рынок лизинга в Беларуси с 1 сентября будет Национальный банк

Подписан указ "О вопросах регулирования лизинговой деятельности". Анонсированный более года назад, широко обсуждаемый среди лизингодателей документ, по сути, является первым практическим шагом к наделению Национального банка функциями регулятора небанковского сектора финансового рынка. Также своего принятия ожидают нормативные документы, касающиеся микрофинансирования, форфейтинга, рынка Форекс. Но это пока еще перспективы. А о ближайшем будущем и изменениях, которые предстоят рынку лизинга уже через полгода, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник отдела регулирования лизинговой деятельности управления регулирования небанковских операций Национального банка Александр Дедков.

- Александр Сергеевич, чем была обусловлена необходимость подготовки указа?

- Сразу целым комплексом обстоятельств. Фундаментальные исследования показывают, что высокий уровень развития финансового рынка положительно воздействует на долгосрочное макроэкономическое развитие страны за счет ускорения темпов экономического роста, способствует накоплению капитала, повышает эффективность общественного производства.

Вместе с тем в настоящее время в Беларуси финансовый рынок характеризуется неравномерностью развития. Его небанковский сектор развит в меньшей степени, чем банковский. Для ряда финансовых посредников, действующих в небанковском сегменте финансового рынка, не определен государственный орган, осуществляющий регулирование соответствующих экономических отношений и контроль за деятельностью указанных посредников.

Такая ситуация до недавнего времени была характерна и для регулирования деятельности лизинговых организаций. До принятия указа отдельные вопросы в данной сфере решались Министерством экономики, Министерством промышленности, Министерством финансов и Национальным банком, однако комплексное регулирование лизинговой деятельности и ее контроль отсутствовали.

Отсутствие до принятия указа единого регулятора лизинговых организаций не позволяло в полной мере использовать потенциал лизинговой деятельности для развития экономики республики. Вместе с тем международный опыт свидетельствует, что при должном регулировании лизинговая деятельность может оказать существенное положительное влияние на экономику.

Хочу обратить внимание, что регулирование лизинговой деятельности в рамках указа будет осуществляться не "на пустом месте". В настоящее время лизинг в нашей стране регламентируется Гражданским кодексом, Положением о лизинге, указом "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь", а также иными указами, определяющими объемы и источники финансирования закупки современной сельскохозяйственной техники и оборудования. По оценке Всемирного банка, Гражданский кодекс Беларуси в части лизинга соответствует международным стандартам передовой практики.

Законотворческая деятельность по лизинговой отрасли осуществляется с учетом Конвенции о международном финансовом лизинге и Конвенции о межгосударственном лизинге, подписантами которых Беларусь является.

- Почему регулировать рынок лизинга поручили Национальному банку?

- Сущность лизинговой деятельности имеет много схожего с целевым кредитом банка на приобретение предприятием имущества - основных средств. Лизинговые организации, как и банки, являются финансовыми посредниками.

По итогам 2012 года отчетность по лизингу представили 166 компаний, из которых, правда, профессионально лизинговой деятельностью занимались лишь 40. Суммарный объем лизингового портфеля на 31 декабря 2012 года превысил Br16 трлн.

При этом рынок лизинга в Беларуси развивается в значительной степени за счет присутствия на нем банков, которые принимают участие в создании лизинговых компаний, их кредитовании, а также сами выступают лизингодателями.

В целом на белорусском рынке лизинговой деятельностью занимаются 20 банков, в том числе вложения в уставные фонды лизинговых компаний имеют 8 из них. На долю лизинговых компаний, учрежденных банками, в настоящее время приходится около 50% объема лизингового портфеля. В структуре источников финансирования лизинга 60% занимают заемные средства, 40% - собственные.

Консолидация банковского и лизингового бизнесов также обусловливает необходимость единого регулятора для этих сегментов финансового рынка.

Действия Национального банка в качестве регулятора рынка лизинга будут направлены в первую очередь на содействие за счет расширения использования инструмента лизинга развитию экономики страны, продвижению продукции белорусского производства на внешних рынках, улучшению условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию для приобретения основных средств.

Нашими целями являются координация разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга в Беларуси, повышение экономической эффективности использования инструментов лизинга и снижение рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех участников лизинговой деятельности. Развитие рынка лизинговых услуг при этом будет происходить на основе наилучшей международной практики.

- Одной из наиболее интересных новаций является то, что физическим лицам будет предоставлено право приобретать имущество в лизинг в личных целях. Иными словами, у населения может появиться еще одна возможность для решения того же жилищного вопроса. Расскажите, пожалуйста, более детально об этом нововведении.

- Действительно, указом предусмотрена существенная новация в регулировании лизинга – допускается предоставление предмета в лизинг физическим лицам не для предпринимательских целей. Согласно определению лизинговой деятельности, изложенному в указе, приобретенное в собственность лизинговой организацией имущество передается юридическому или физическому лицу на условиях лизинга без указания на обязательность использования этого имущества в предпринимательских целях.

Расширение сферы применения лизинга представляется перспективным для реализации социально значимых потребностей физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это, например, приобретение жилья, автомобилей, бытовой техники. Снятие ограничения актуально в условиях планируемого развития лизинга жилья и реализации в Беларуси программ доступа населения к финансам.

К слову, таких ограничений нет и во многих зарубежных странах. Так, во Франции разрешается использование движимого имущества, переданного в лизинг, не только для предпринимательских целей. В Германии допускается предоставление услуг лизинга гражданам в связи с профессиональными и личными нуждами. В США и Великобритании возможен коммерческий и потребительский лизинг. Также требование об использовании предмета лизинга исключительно в предпринимательских целях несколько лет назад отменили в России.

Следует, правда, отметить, что эффективная реализация в Беларуси этой новации потребует решения некоторых вопросов, в частности, об освобождении от уплаты НДС при передаче в лизинг физическому лицу жилья, объектов недвижимости, других предметов длительного пользования. Включение в расчет лизинговых платежей суммы этого налога будет приводить к существенному удорожанию стоимости предмета лизинга для пользователя.

Исключение НДС из стоимости предмета лизинга, передаваемого физическим лицам, обеспечит конкурентоспособность этого инструмента долгосрочного финансирования по сравнению с кредитованием. Данная мера существенно повысит для физических лиц доступность долгосрочного финансирования приобретения социально значимых предметов пользования, жилья, иной недвижимости.

- После вступления в силу указа заниматься лизинговой деятельностью смогут лишь компании, включенные в специальный реестр Национального банка. Всех ли коснется это требование?

- Со вступлением в силу указа произойдет определенная конкретизация рынка лизинга. Включение лизинговых организаций в реестр позволит осуществлять мониторинг состояния лизингового рынка, определять методы и степень регулирования лизинговой деятельности, оптимальные для стабильного развития отрасли, а также обеспечит эффективное взаимодействие Национального банка с лизинговыми организациями. Организации при этом обязаны будут представлять в Национальный банк отчетность, а также раскрывать информацию о своей деятельности в общедоступных местах, по примеру банков.

При этом указом предусматривается, что физические и юридические лица вправе осуществлять лизинговую деятельность без включения в реестр при условии заключения ими в качестве лизингодателя не более трех договоров лизинга в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых в одном календарном году, менее 10 тыс. базовых величин. С учетом этого, если такое лицо намерено заниматься лизингом в качестве основного вида деятельности, оно обязано подать заявление о включении юридического лица в реестр лизинговых организаций.

Кроме того, без включения в реестр лизинговую деятельность вправе осуществлять иностранные организации, действующие в Беларуси через постоянное представительство, а также юридические лица, имеющие право предоставлять имущество на условиях лизинга в соответствии с решениями Президента. Здесь имеются в виду различные фонды, наделенные таким правом в соответствии с указами главы государства.

Также нет необходимости включать в лизинговый реестр банки и небанковские кредитно-финансовые организации, регистрируемые Национальным банком, поскольку они наделены правом на лизинговую деятельность в соответствии с Банковским кодексом.

Хочу отметить, что указом предусмотрен весьма упрощенный, к примеру, по сравнению с порядком регистрации банков, порядок включения юридических лиц в реестр лизинговых организаций, а также установлены минимальные требования к таким юридическим лицам. Кроме того, предусмотрено право действующих лизинговых организаций в течение полугода после вступления в силу указа - до 1 марта 2015 года - функционировать без включения в реестр.

- Одной из наиболее резонансных среди лизингодателей норм указа является определение минимального размера уставного фонда лизинговой организации в сумме 50 тыс. евро. Почему возникло такое требование и не скажется ли оно негативно на работе рынка?

- Это необходимо для обеспечения финансовой надежности лизинговых организаций, эффективного регулирования рынка лизинговых услуг, создания равных условий для конкуренции лизинговых организаций, повышения доверия к ним со стороны инвесторов.

Указом предусматривается, что юридические лица, намеренные осуществлять лизинговую деятельность в качестве основного вида деятельности, к моменту подачи заявления о включении в реестр лизинговых организаций обязаны сформировать уставный фонд в сумме, эквивалентной не менее 50 тыс. евро.

Следует обратить внимание, что данное требование распространяется на юридических лиц, которые будут созданы после вступления в силу указа. При этом действующие лизинговые организации обязаны довести размер своего уставного фонда до требуемого минимального значения поэтапно: до половины указанного минимального значения не позднее 1 июля 2015 года и до размера не менее 50 тыс. евро в эквиваленте – к 1 июля 2016 года.

Предусмотренный указом минимальный размер уставного фонда обсуждался с Ассоциацией лизингодателей и согласно полученной информации его размер и сроки формирования являются обоснованными и приемлемыми для основных участников рынка лизинга.

- Какие еще важные нововведения ожидают рынок лизинга с 1 сентября 2014 года?

- Указом прописаны существенные условия договоров, заключаемых в рамках лизинговой деятельности. Определяются права и обязанности участников отношений лизинга.

В частности, за лизинговой организацией закрепляется право использовать предмет лизинга в качестве предмета залога в целях обеспечения исполнения обязательств только по кредитному договору, заключенному для оплаты предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Эта норма позволяет защитить интересы лизингополучателя, который оплачивает лизинговые платежи с целью выкупа данного предмета лизинга, и исключить спорные ситуации с его возможной реализацией как предмета залога по иным договорам другим субъектам.

Указом предусмотрена обязанность лизингополучателя нести все расходы, связанные с возвратом предмета лизинга лизинговой организации, в том числе расходы на демонтаж и транспортировку, если иное не установлено договором лизинга.

Также предусматривается право лизингодателя осуществлять контроль сохранности предмета лизинга и поддержания его в рабочем состоянии, соблюдения установленных им ограничений на использование предмета лизинга, в том числе переданного сублизингополучателю во временное владение и пользование по договору сублизинга.

Согласно указу имущество, ранее приобретенное лизинговой организацией для передачи в лизинг и возвращенное лизингополучателем по прекратившим свое действие договорам лизинга, не завершенным выкупом предмета лизинга, может повторно передаваться лизинговой организацией в аренду.

Предусмотрены также определенные полномочия Национального банка по контролю за деятельностью лизинговых организаций.

- Насколько известно, подготовка указа проходила в тесном сотрудничестве с Ассоциацией лизингодателей Беларуси. Планируете ли продолжить эту практику в дальнейшем?

- С приобретением полномочий по регулированию лизинговой деятельности Национальный банк намерен еще более расширить и углубить взаимодействие, сотрудничество с Ассоциацией лизингодателей и лизинговыми организациями. Планируется, что основные нормативные правовые акты Национального банка по вопросам регулирования лизинговой деятельности будут направляться на рассмотрение и согласование Ассоциации лизингодателей.

Предложения по принятию программ, концепций, стратегий развития лизинга и конкретные меры, направленные на стимулирование лизинга, будут инициироваться Национальным банком перед Президентом и Советом Министров на основании предложений лизинг-сообщества. Национальным банком будут рассматриваться и решаться либо направляться в компетентные органы государственного управления для принятия соответствующих решений обращения лизинговых организаций относительно проблем и трудностей, которые возникают у них в рамках их деятельности.
 
Планируется также, что для обеспечения эффективного сотрудничества лизинговых организаций, регулятора и банков при Ассоциации лизингодателей будет создан комитет по взаимодействию с Национальным банком и Ассоциацией белорусских банков, в состав которого будет входить представитель Национального банка. Кроме того, предполагается создание при Ассоциации лизингодателей третейского суда для рассмотрения споров, возникающих при осуществлении лизинговой деятельности.

Следует отметить, что подобная схема взаимодействия уже отработана Национальным банком с Ассоциацией белорусских банков и доказала свою эффективность.

Также, по существующей практике, важнейшие проекты нормативных правовых актов Национального банка и законодательных актов по вопросам лизинга будут размещаться на официальной странице Национального банка в Интернете для общественного обсуждения.

Пользуясь возможностью, Национальный банк предлагает лизинговым организациям самостоятельно или через Ассоциацию лизингодателей направлять в Национальный банк свои предложения по регулированию рынка лизинга, мерах, необходимых для повышения эффективности работы лизинговых организаций, устранению имеющихся недостатков в законодательстве, регулирующем лизинговую деятельность, а также активно участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов, государственной политики и необходимых мер поддержки в сфере лизинга.

- Указ вступает в силу через шесть месяцев. Что предстоит сделать за это время для беспроблемного перевода рынка лизинга на новые рельсы? Ожидают ли лизингодателей в ближайшем будущем еще какие-то законодательные изменения?

- Национальному банку как регулятору лизинговой деятельности необходимо принять к 1 сентября 2014 года пакет нормативных правовых актов по вопросам лизинга, обеспечить внесение необходимых изменений в законодательные акты, осуществить иные меры по реализации указа. Шесть месяцев – небольшой срок для решения всех названных задач.

Для обеспечения качественной и оперативной разработки нормативных правовых актов Национальный банк рассчитывает на содействие со стороны Ассоциации лизингодателей и лизинговых организаций.

В связи с передачей Национальному банку полномочий по регулированию лизинга, помимо прочего, потребуется признать утратившим силу Положение о лизинге, утвержденное Советом Министров, и Национальному банку принять новое положение о лизинге. В этом положении будут учтены все эффективно работающие нормы действующего Положения о лизинге, лучшая международная практика регулирования лизинга.

Кроме того, в свете интеграционных процессов в рамках ЕЭП и создания Евразийского экономического союза лизинговое законодательство Беларуси будет разрабатываться с учетом необходимости гармонизации его с законодательством России и Казахстана в этой сфере.

К слову, в настоящее время на глобальном уровне активно обсуждается проект новой редакции международных стандартов финансовой отчетности, определяющих порядок учета лизинговых операций. Формирование законодательства Беларуси в этой сфере целесообразно производить с учетом названных тенденций и подходов к регулированию учета лизинга.

Для реализации полномочий, предусмотренных указом, в Национальном банке в рамках управления регулирования небанковских операций создан отдел регулирования лизинговой деятельности. Специалисты отдела на первом этапе будут разрабатывать проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления лизинговой деятельности, а в последующем - осуществлять непосредственное регулирование лизинговой деятельности в рамках полномочий, определенных указом, в том числе вести реестр, собирать и анализировать отчетность, контролировать соблюдение лизинговыми организациями законодательства о лизинге.

Если говорить в целом, то принятие указа знаменует новый этап в существовании белорусского рынка лизинга, и хотелось бы надеяться, что это будет этап развития.

Анна КОТ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси