ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
30 мая 2014, 18:55

Реализация предложений рабочей группы по изучению проблем в ЖКХ позволит на 15% сократить затраты на оказание услуг

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства удерживает печальное лидерство в Беларуси по количеству обращений населения, большей частью обоснованных. Проблемы в ЖКХ накапливались годами: и несовершенство структуры управления, и изъяны в системе ценообразования, и нерациональное использование бюджетных средств, и отсутствие должного порядка формирования себестоимости ЖКУ, и низкое качество предоставляемых услуг, и медленные темпы капитального ремонта жилфонда. Сложившееся положение дел свидетельствует о неэффективности деятельности ЖКХ. Поэтому в феврале текущего года распоряжением Президента Беларуси была создана рабочая группа для решения проблемных вопросов. Поставлена задача выработать предложения по дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства. Результаты деятельности рабочей группы легли в основу проекта указа, подготовка которого находится на завершающей стадии. О наиболее значимых предложениях в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал член рабочей группы, начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета государственного контроля Сергей Ровнейко.

- Сергей Васильевич, какие вопросы были в центре внимания рабочей группы?

- План работы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве включал около 30 вопросов. Первый блок предполагал изучение структуры управления отраслью на всех уровнях, обоснованности численности персонала, уровня подготовки кадров. Второй блок - порядок и источники финансирования деятельности организаций ЖКХ, привлечение инвестиций. Третий блок - система формирования тарифов на ЖКУ, упорядочение нормативов затрат, относимых на себестоимость. Четвертый блок - особенности функционирования подотраслей сферы ЖКХ (водоснабжение и водоотведение, тепло -, электро- и газоснабжение, эксплуатация жилищного фонда, благоустройство, обращение твердых бытовых отходов, лифтовое хозяйство). Пятый блок вопросов - рассмотрение ситуации в каждой области и Минске. Шестой блок - правоохранительной и антикоррупционной направленности (вопросы закупок, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в сфере ЖКХ, реагирование на обращения граждан).

- За последние три года в результате объединения, слияния, поглощения организаций ЖКХ их количество уменьшилось почти на 10%. Однако оптимизация не привела к кардинальным переменам в структуре управления отраслью. Сохраняются надстройки в виде городских организаций, продолжаются отчисления на их содержание. Это влечет дублирование функций, двойное подчинение, рост затрат на содержание дополнительного аппарата и т.д. Парадокс: во всех областях небольшой страны сложилась своя структура управления ЖКХ.

- И поскольку в системе ЖКХ нет единой схемы структуры управления, функционирующей по единым правилам, то, соответственно, нет и единых правил игры. По мнению членов рабочей группы, должна быть создана жесткая схема управления отраслью. Это одна из приоритетных задач.

Причем речь идет не только о простом сокращении численности работников (в первую очередь непроизводственной сферы) - следует убрать ненужные звенья и создать новые структуры.

В настоящее время нет четких функций Министерства жилищно-коммунального хозяйства по определению политики жилищно-коммунальных отношений в стране. Кроме того, Минжилкомхозу необходимо иметь отработанные механизмы получения достоверной информации и осуществлять контроль за состоянием дел.

Целесообразно, чтобы в структуре аппарата облисполкомов, райгорисполкомов отдельное управление отвечало за реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунальных отношений региона. Оно же, как предполагается, будет выполнять функции государственного заказчика.

А для отраслевого управления государственными организациями ЖКХ предполагается создать государственное учреждение ЖКХ, финансируемое из бюджета. Очень важно, что это учреждение не будет в прямом "карманном" подчинении у низового исполкома и, значит, любые работы (например, по благоустройству, уборке и т.д.) должны будут оплачиваться деньгами, а не выполняться "в долг" по приказу сверху.

- Какова перспектива создания жилищной инспекции?

- Есть предложение создать отдельный специализированный орган по контролю за содержанием жилищного фонда на базе Госстройнадзора, переименовав его в Департамент по контролю за строительством и техническим состоянием жилищного фонда.

Главный плюс от нововведения - будет повышен уровень сохранности жилых зданий, а также ответственности организаций, занимающихся их обслуживанием.

- В ходе работы группы были вскрыты многочисленные факты передачи непрофильных объектов в систему ЖКХ. Эти по большей части бросовые объекты содержатся за счет прибыли организаций ЖКХ, что усугубляет их и без того слабое финансовое состояние.

- Действительно, как показали проверки, в некоторых регионах в систему ЖКХ передают убыточные организации, предприятия-банкроты, даже бытовку - все подряд. Например, в РУП "Мядельское ЖКХ" в составе основных средств числится 25 таких объектов, включая магазины стройматериалов и хозтоваров, дом охотника, кафе, автомойку, шиномонтаж, убытки по их содержанию в прошлом году превысили Br1,8 млрд.

В проекте указа содержится норма о том, что исполнительным и распорядительным органам необходимо обеспечить финансирование из средств местных бюджетов затрат на содержание и обслуживание зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, иных объектов, назначение которых не связано с деятельностью по оказанию ЖКУ. Принятые на баланс непрофильные объекты должны содержаться на договорной основе до тех пор, пока они не будут вовлечены в хозяйственный оборот.

- А что касается непрофильных функций?

- Уже стало обычной практикой, когда работники коммунального хозяйства вместо выполнения своих прямых обязанностей по обслуживанию жилфонда направляются на уборку территорий, в том числе около предприятий, магазинов, остановок. Мастерам ЖЭСов вменено в обязанности обучение населения правилам пожарной безопасности и т.д. В итоге основную часть рабочего дня работники ЖЭСов вынуждены заниматься отнюдь не выполнением своих прямых обязанностей. Как результат, страдает качество обслуживания населения.

Несвойственные функции должны рассматриваться как услуги и оплачиваться из бюджета, а не перекладываться опосредованно на население через жировки. Если местной власти требуется провести, например, работы по благоустройству, то коммунальщики, конечно, это могут сделать, но только за дополнительную плату. Если работник организации ЖКХ разносит повестки жильцам, то и это должно быть оплачено соответствующим органом.

- Особое внимание участники рабочей группы уделили действующим в ЖКХ нормам и нормативам. В идеале они должны быть стимулом к эффективной работе, а на деле зачастую служат прикрытием безалаберности, бездействия, а то и откровенных злоупотреблений. Нормы рабочего времени завышены, нормативы далеки от реальности...

- Следует признать, что работа по совершенствованию нормирования труда в отрасли ЖКХ проводится, но недостаточными темпами, есть еще много резервов для сокращения нормативов.

В конце апреля по пяти направлениям пересмотрены нормативы - снижение составило от 14% до 37%. Это значит, что если раньше по нормативу на выполнение определенной операции требовался час, то теперь времени отводится на 10-20 минут меньше. А это не только позитивно повлияет на производительность труда коммунальщиков, но и повлечет снижение себестоимости ЖКУ.

Нормирование труда - основа для определения фактической себестоимости жилищно-коммунальных услуг для правильного расчета цен и тарифов. Особую актуальность разработка обоснованных норм и нормативов приобретает в условиях перехода на планово-расчетные цены (ПРЦ) в ЖКХ.

- Механизм планово-расчетных цен на основные жилищно-коммунальные услуги начал действовать в текущем году. Фактически начался уход от финансирования по затратному принципу, при котором организации не были заинтересованы в снижении затрат. Как вы оцениваете перспективы ПРЦ?

- За ними - будущее. Причем на 2015 год планово-расчетные цены будут формироваться в более жестких условиях, с учетом пересмотренных норм и нормативов затрат, относимых на себестоимость основных видов ЖКУ.

Очень важным является предложение о введении нормативов минимального бюджетного финансирования по основным статьям ЖКХ (в частности, норматив бюджетного субсидирования затрат оказания услуг населению, норматив финансирования капитального ремонта, норматив по благоустройству). Таким образом, все государственные обязательства по ЖКХ будут занорматированы.

 - Какова судьба пресловутых $5 (предел повышения за год стоимости ЖКУ)?

- Этот предел не будет превышен.

- Дифференциация тарифов применяется во многих странах мира. Да и нормативы потребления значительно отличаются от принятых в Беларуси. Например, у нас норматив потребления воды составляет 140 л в сутки, а в Литве и Латвии - 90 л. Каковы перспективы в отношении дифференциации тарифов на ЖКУ?

- Этот вопрос традиционно находится в центре общественного внимания. Он вызвал полемику и среди членов рабочей группы. Притом что никто не оспаривает необходимость совершенствования механизма дифференциации, прозвучали разные мнения в отношении отдельных тарифов на ЖКУ.

Нормативы потребления, безусловно, будут ужесточаться. Это и газ, и электроэнергия, и водоснабжение. Предлагается введение дополнительной градации в оплате за услуги в зависимости от объема потребления.

Что касается теплоснабжения и подогрева воды, то дифференциация этих тарифов отнесена на более отдаленную перспективу. Это связано с тем, что в республике слишком мало жилых домов, оборудованных индивидуальными приборами учета. Поэтому закладывается норма об обязательной установке этих приборов при строительстве и капитальном ремонте жилья.

- Как известно, капремонт жилищного фонда - одна из самых болезненных для населения проблем. Сроки его проведения на многие дома истекли, качество ремонта зачастую вызывает возмущение жильцов.

- Будет принято отдельное положение, в котором найдут отражение порядок финансирования, процедура организации капитального ремонта, обязательные виды работ при капремонте, требования к его качеству. Планируется включить норму об обязательном применении типовых узлов при проектировании, чтобы сократить денежные и временные затраты на проектирование.

Еще одно предложение касается введения норматива финансирования капитальных ремонтов.

Кстати, с 2014 года все объекты капитального ремонта, финансируемого за счет бюджета и средств граждан, необходимо регистрировать в органах Госстройнадзора.

- Жилищно-коммунальное хозяйство Брестской области с января текущего года работает в новых условиях - этот регион первым в стране отказался от перекрестного субсидирования в коммунальных платежах для юридических лиц. Планово-расчетная цена для населения формируется исходя из себестоимости услуг и 15-20-процентной рентабельности. Когда уход от перекрестного субсидирования планируется в масштабах страны?

- Опыт Брестской области был изучен в рамках работы группы, отмечено немало положительных моментов.

Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что первоначально звучало кардинальное предложение уйти от перекрестного субсидирования с 2015 года. Возможно, срок будет скорректирован - на 2016 год. Вопрос находится в стадии обсуждения.

- C 2008 года в Беларуси (кстати, единственной из стран СНГ) действует закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг". Он был принят в целях регулирования отношений между потребителями и поставщиками этих услуг. Однако действует закон только на бумаге, о его положениях не осведомлены ни жильцы, ни организации ЖКХ. Каким образом предполагается "оживить" закон и на деле обеспечить защиту интересов потребителей ЖКУ?

- Функциями контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей наделено Министерство торговли, есть уполномоченные в каждом районе. Нормативная правовая база существует, нужно добиться ее исполнения. В этих целях предлагается ввести административную ответственность за нарушение закона "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" - и руководителей организаций всех форм собственности, и должностных лиц местных органов власти.

В системе ЖКХ должна быть отлажена система работы с населением, чтобы исключить формальный подход к исполнению заявок и обращений граждан.

- По предварительной оценке, к какой экономии средств приведет реализация предложений рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве?

- Предложения представлены по 11 направлениям, в том числе по упорядочению структуры управления, оплате непрофильных активов и несвойственных функций, экономии топливно-энергетических ресурсов, пересмотру удельных норм расходов, сокращению нормативов и т.д. Экономия от внедрения предложенных мероприятий, ликвидации бесхозяйственности в отрасли составит около 15% от суммы затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг в целом по стране.

Елена ПРУС,
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси