ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 июня 2012, 15:17

Работать с современными школьниками одновременно и трудно, и интересно

Образовательная среда Минска соответствует запросам минчан, учитывает интересы, способности и особенности развития детей. Ребенок может получать образование, развиваться в творческом плане в учебных заведениях по месту жительства, районных центрах творчества и т.д. Сегодня Беларусь делает ставку на инновационное развитие во всех отраслях экономики, которое невозможно без использования интеллектуального и творческого капитала, создаваемого в сфере образования. О необходимости повышения качества образования говорил 8 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. О том, какие методы, технологии обучения и воспитания используют столичные педагоги, как развивается инфраструктура отрасли, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо.

- Владимир Константинович, целесообразно начать разговор с темы дошкольного воспитания. Сколько в столице функционирует детских садов? Все ли малыши их посещают?


- В настоящее время в системе дошкольного образования города 434 учреждения, из которых 405 - в ведении управлений образования, 22 - ведомственной принадлежности, 7 - республиканской собственности. Также функционирует 8 частных садов.

Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием в Минске один из самых высоких в республике - 98,6%. Для сравнения: в среднем по республике детсады посещают 96,4% детей.

- Насколько активно развивают в городе новые формы организации дошкольного образования? Слышала, что в Минске есть детсады с инфракрасной сауной, адаптационные, оздоровительные группы. Востребованы ли новые формы?

- Для удовлетворения потребностей родителей, чьи дети не посещают детские сады, в городе активно развивают новые формы организации дошкольного образования. Если в прошлом году таких групп было 169, то в этом - уже 220. В их числе 116 адаптационных групп, в которых занимаются 1,4 тыс. детей, 47 "Материнских школ" (550 детей), 11 групп выходного дня (107 детей), 5 вечерних групп (38 детей), 14 групп по подготовке к школе (197 детей) и другие.

В детских садах прежде всего культивируются здоровьесберегающие технологии. Среди оздоровительных мероприятий - ароматерапия, игровой массаж, употребление фиточаев, кислородных коктейлей, использование натуральных фитонцидов, воздушные ванны, занятия плаванием, сауна, сон при открытых окнах, хождение босиком и многое другое. И сауна инфракрасная в некоторых санаторных садах тоже есть. Если в дошкольных учреждениях "со стажем" такую среду педагоги создают, то в садах-новостройках изначально есть все необходимые условия для проведения полного комплекса мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. Как результат, в течение последних лет в городе наблюдается устойчивая положительная динамика снижения заболеваемости воспитанников дошкольных учреждений. Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, снизилось за 5 лет с 15,3 до 10,6 в год.

- Многие родители, особенно проживающие в микрорайонах-новостройках, записывают своего ребенка на очередь в сад чуть ли не с момента его рождения. Значит, проблема обеспеченности местами в детских садах города все еще актуальна, несмотря на то, что власти города принимают меры?

- Позволю с вами не согласиться. В целом по городу потребность в местах в учреждениях дошкольного образования удовлетворяется. Главное - знать о проблемах и принимать меры. В системе дошкольного образования мы их решаем несколькими путями.

Во-первых, выводим из детсадов первые классы школ и гимназий. В 2010/2011 учебном году это позволило открыть дополнительно 75 групп для детей дошкольного возраста, в нынешнем - 84 группы, к началу нового учебного года планируем получить для дошколят еще 50 групп.

В Минске активно строятся новые дошкольные учреждения. За три последних года их построено 13. До конца этого года будут сданы в эксплуатацию еще 2 сада. И даже при таких темпах строительства в новых микрорайонах Михалово, Брилевичи, Каменная горка, Масюковщина, Кунцевщина, поселке Восточный сохраняется переукомплектованность детских садов. Но хочу обратить внимание, что речь идет о предоставлении мест в дошкольных учреждениях шаговой доступности. В детсадах города 87 795 мест, а количество детей в возрасте от 1 года до 6 лет - 85 386 человек. То есть мест хватает всем. Свою задачу видим в том, чтобы разумно, рационально и удобно для родителей распределить потоки детей.

Кроме того, сегодня в городе организована работа двух специальных детских маршрутов. Автобусы подвозят родителей с детьми в утреннее и вечернее время из микрорайонов-новостроек к дошкольным учреждениям и обратно. Так, в микрорайоне Восточный (Первомайский район) такой автобус курсирует с февраля нынешнего года, в Каменной горке (Фрунзенский район) - с апреля. Маршруты востребованы среди населения, и мы такую практику продолжим. К началу учебного года планируем организовать работу еще четырех аналогичных маршрутов: в микрорайонах Дружба и Михалово (Московский район), Сокол (Октябрьский район) и Каменная горка (Фрунзенский район).

- О современных школьниках говорят очень противоречивую информацию. Одни педагоги жалуются, что уровень развития детей снизился, при поступлении в школу они не знают элементарных вещей, невоспитанны и т.п. Другие педагоги не успевают восхищаться, насколько современная молодежь многосторонне развита и одарена. Как вы считаете, какие они, современные школьники, если рассматривать поколение в целом? Какие у них сильные стороны и слабые?

- Безусловно, более близка к реальности точка зрения педагогов, которые считают, что нынешние дети по уровню и физического, и интеллектуального развития опережают своих сверстников 90-х годов прошлого столетия. Современные школьники - это дети двадцать первого века. У них другие, качественно новые условия и возможности для развития и дома, и в школе: современные средства коммуникации, телевидение, Интернет и многое другое. Они быстро и хорошо овладевают информационными технологиями, обладают широким кругозором, более коммуникабельны. Работать с ними одновременно и труднее, и интереснее.

- Закончился учебный год. Для педагогов наступает период межсезонья - время, когда можно скорректировать учебные планы на новый образовательный год. Ожидают ли минских школьников новые дисциплины, курсы, факультативы?

- В новом 2012-2013 учебном году образовательный процесс будет организован по тем же учебным планам, как и в только что завершившемся. Изменения вноситься не будут. Вместе с тем, в течение года реализуются положения Кодекса об образовании, согласно которому изменился порядок организации изучения предметов музыкальной, художественной, театральной, хореографической направленности. Обучение по этим направленностям будет осуществляться в основном за счет часов, предусмотренных на проведение факультативных занятий, причем на безотметочной основе. На этой же основе в третьих и четвертых классах будут изучаться предметы "изобразительное искусство", "музыка", " физическая культура и здоровье", "трудовое обучение".

- Сколько учащихся в прошедшем учебном году посещали факультативы? Какие наработки в этом направлении у столичных педагогов?

- В учреждениях общего среднего образования создана система факультативных занятий, которая позволила сохранить условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом запросов родителей и учащихся. Факультативные группы открыты по всем рекомендованным Министерством образования 13 направлениям.

В среднем факультативные занятия посещает до 90% школьников. Такие количественные показатели позволяют сделать вывод, что свою задачу по удовлетворению индивидуальных образовательных запросов учащихся система факультативов выполняет. Прочно зарекомендовали себя межшкольные факультативы, которые организованы на базе ресурсных центров. Занятия там проводят не только учителя, но и преподаватели вузов.

В городе накоплен опыт проведения факультативных занятий. Он широко транслируется и в столице, и в республике на методических объединениях, на методическом портале Минского городского института развития образования, на страницах газет и журналов, через сетевое взаимодействие. Интересные материалы можно найти в личных методических блогах учителей. Кроме программ, предлагаемых Министерством образования, педагоги города разработали более 200 своих, авторских. Все они утверждены президиумом научно-методического совета при Министерстве образования.

- Гимназии становятся все более востребованными в столице, ведь не секрет, что качество преподавания в них выше. В городе каждый год открывают новые гимназии. В прошедшем учебном году такой статус получили 4 средние школы. Что представляют собою столичные гимназии города сегодня?

- Гимназическое образование - одна из сильных сторон системы столичного образования. Это учебные заведения, в которых накоплен значительный, порой уникальный опыт организации образовательного процесса. Гимназии занимают лидирующие позиции в вопросах качества образовательной среды, результативности и эффективности обучения и воспитания, находятся в авангарде всех инновационных процессов. Именно поэтому гимназическое образование становится все более востребованным со стороны социума.

Сеть гимназий развивалась в соответствии с увеличением запросов населения. Только за последних 5 лет в Минске открыто 14 гимназий. В настоящее время их в городе 50. Из них четыре начнут функционировать с первого сентября: №№ 38, 39, 40, 41. Они открыты на базе общеобразовательных школ №184 Первомайского, №193 Фрунзенского, №222 Ленинского и №41 Московского районов.

- Во всех ли районах созданы равные условия для получения гимназического образования? Насколько оно доступно?

- Сеть гимназий в городе достаточно развита и вполне удовлетворяет запросы населения в гимназическом образовании. Гимназическое образование для детей, имеющих хорошие знания за курс начальной школы, вполне доступно. В последние 2-3 года обучение в гимназиях в среднем получала пятая часть учащихся.

Гимназии открываются как в микрорайонах, расположенных в центре города, так и в достаточно удаленных. В этом году гимназии появились в тех районах, где их уже давно ждали родители и учащиеся, - в Лошице и Уручье. Будет рассматриваться вопрос об открытии гимназии в Заводском районе, так как трех явно недостаточно для такого большого района.

Чтобы развивать условия для обучения школьников на белорусском языке, мы расширяем сеть белорусскоязычных гимназий. В настоящее время их в городе 5.

- Как происходит реорганизация школ в гимназии?

- Основными критериями при открытии гимназий является востребованность этого вида учреждений среди населения, результативность работы, возможность сохранения языкового образования.

Согласно новому Положению об учреждении общего среднего образования, утвержденному Министерством образования в 2011 году, изменение статуса общеобразовательной школы на гимназию возможно при соблюдении ряда обязательных условий. В их числе - наличие развитой учебной и материально-технической базы, высокое качество педагогических кадров, стабильно высокие результаты образовательной деятельности и другие.

- Новым для города типом учреждения образования стали кадетские училища. Их в Минске уже 2. В перспективе будут ли открываться новые кадетские училища?

- Кадетские училища за достаточно короткое время существования прекрасно себя зарекомендовали, востребованы как со стороны детей, так и родителей. И тех, и других можно понять, так как кроме обучения по программе общеобразовательной школы дети получают возможность всестороннего развития: заниматься спортом, хореографией, изучать специальные дисциплины, готовиться к поступлению в военные училища, в Академию МВД, к службе в армии или правоохранительных органах. Со временем в городе количество кадетских училищ будет увеличиваться.

- В свое время реализация госпрограммы "Информатизация системы образования" дала свои положительные результаты: на первом этапе школы оснастили компьютерной техникой. С 2004 года в учреждениях образования столицы создается единое информационное пространство. Несколько лет назад минская гимназия №2 в порядке эксперимента внедрила систему программ под названием "Перспективная школа", в частности, программные комплексы "Электронная проходная" (система автоматизированного контроля прихода и ухода из гимназии учащихся и педагогов), "Электронный буфет" (система перевода на безналичную форму расчета за питание и родительского контроля использования денег) и другие. Получил ли такой опыт распространение?

- Эти направления использования информационных систем являются важными для наших учреждений, но отнюдь не стратегическими. Главная задача - эффективное использование информационного образовательного пространства для повышения качества образования. В 23 школах и гимназиях Минска созданы 88 предметных ресурсных центров, 12 - по информатизации. Именно здесь наиболее полно представлены компоненты высокотехнологичной образовательной среды и практика ее использования для повышения качества образования.

Что касается программ "Перспективная школа", "Электронная проходная", "Электронный буфет", то это был городской пилотный проект по их апробации. Проект завершен, свою задачу - показать возможности программ для обеспечения безопасности школьников, улучшения организации питания детей - он выполнил. Массового их внедрения во все учреждения образования города за средства бюджета не предусматривается.

- В последние годы учреждения профессионально-технического и среднего специального образования благодаря укреплению материально-технической базы, открытию новых, востребованных на рынке труда специальностей все увереннее заявляют о себе как о достойной альтернативе вузам. Что делается для поднятия престижа рабочих профессий?

- Сегодня можно с уверенностью утверждать, что профтехобразование у нас не является тупиком в профессиональном развитии. Вопрос о престиже рабочих профессий весьма злободневный. Все газеты заполнены объявлениями о вакансиях. Ищут каменщиков, монтажников, водителей. И очень мало кому нужны юристы и экономисты. Кстати, именно престижные, по ошибочному мнению родителей и выпускников, но мало востребованные на рынке труда юристы и экономисты обычно пополняют группы в профессионально-технических учебных заведениях в середине учебного года.

Главная наша проблема - отсутствие объективной, мощной, грамотной рекламы в СМИ. Сегодня это уже не те ПТУ, которые были в 80-90-х годах. Все поменялось коренным образом. В настоящее время учебные заведения профтехобразования имеют современную, а некоторые - ультрасовременную материально-техническую базу. Теоретические и практические занятия с учащимися проводятся на базе учебно-производственных комплексов, оснащенных современным оборудованием и средствами обучения. Наши учреждения выходят на уровень сотрудничества с известными европейскими компаниями в вопросах подготовки рабочих новых строительных специальностей. Нынешний выпускник учреждений системы ПТО И ССО - это не человек в грязной масляной робе, а специалист, управляющий станками и оборудованием с помощью компьютера. Конечно, имеются и профессии, требующие тяжелого ручного труда, но их не так уж и много.

- Подведите, пожалуйста, итоги прошедшего учебного года и поделитесь планами на новый учебный год?

- В 2011 году в десятку наиболее востребованных профессий вошли такие, как проводник пассажирского вагона, билетный кассир, помощник машиниста, парикмахер, визажист, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, повар, кулинар мучных изделий. Популярны были также профессии в сфере обслуживания, машиностроения, электроники и, в частности, новая специальность - "мехатроника". Средний балл поступающих в прошлом году в учреждения профтехобразования города варьировался от 3,1 до 9 в зависимости от престижности профессии.

Недобор в прошлом году был по таким профессиям, как каменщик, монтажник строительных конструкций, мостовщик, электросварщик, бетонщик, обвальщик мяса, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, кровельщик по металлическим кровлям и др. Проблемными оказались специальности строительного профиля, перерабатывающей промышленности, где используется тяжелый ручной труд.

Новые профессии открываются ежегодно в соответствии с запросами рынка труда и социально-экономического комплекса города. С нового учебного года в Минске будут открыты профессии по специальности "техническая эксплуатация оборудования" по квалификации "слесарь-сборщик бытовой техники 4 разряда" (Минский государственный профессиональный лицей №6 приборостроения) и по специальности "гостиничное хозяйство" по квалификации "горничная" (Минский государственный профессионально-технический колледж торговли).

Как правило, конкурс при поступлении на новые профессии бывает достаточно большой. К примеру, в прошлом году в Минском государственном профессионально-техническом колледже монтажных и подъемно-транспортных работ при комплектовании группы по новой профессии "слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля категории "С" (международные перевозки)" конкурс составил более чем 2 человека на место.

- В Беларуси и Минске, в частности, существуют банки данных одаренной молодежи. Таких юношей и девушек мотивируют и поощряют за высокие достижения: к примеру, в столице награждают премиями и грантами Мингорисполкома. Ведь работа с юными гениями, в первую очередь, ориентирована на увеличение интеллектуального потенциала страны. Но в этом вопросе есть и другая сторона медали: нередки случаи, когда одаренная молодежь после завершения образования уезжает за пределы страны, и город не получает ожидаемой отдачи. На ваш взгляд, в какой плоскости следует рассматривать решение проблемы?

- Один из путей решения этой проблемы - в установлении преемственных связей школ и вузов в вопросах работы с одаренными. А еще - в воспитании у учащихся и студентов гражданской ответственности перед учителем, перед школой, перед вузом, перед городом и страной за реализацию своего интеллектуального потенциала. Сегодня стало очевидным, что на всех уровнях уже наступило осознание необходимости не только взращивать гениев, но и создавать условия, в том числе материальные, для их профессиональной и личностной самореализации.

- Известно, что руководство города не только отмечает премиями результативную работу педагогов, но и поддерживает их творческую и инновационную деятельность. В частности, через выделение грантов. Расскажите, сколько проектов разработано в учреждениях образования в 2011-2012 учебном году? Какие из них наиболее значимы?

- На городской конкурс в прошедшем учебном году было представлено 129 образовательных проектов из 126 учреждений образования. Авторами были 238 педагогов. Ежегодно по результатам конкурса на реализацию образовательных проектов Мингорисполком выделяет 100 грантов. Все они являются по-своему значимыми для развития различных направлений образовательной деятельности.

Прорывом в проектной деятельности стала разработка в прошлом году региональных проектов по актуальным для города проблемам: "Создание модели института освобожденного классного руководителя", "Воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности как стратегических ориентиров идеологии современного образования". Продолжалась реализация региональных проектов: "Создание модели профессионального самоопределения учащейся молодежи через сетевое методическое взаимодействие", "Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях высокотехнологичной образовательной среды", "Мониторинг, аудит, консалтинг во внутрисистемном управлении качеством образования столичного региона".

Значительная роль в этой деятельности у Минского городского института развития образования, который осуществляет организационную, научно-методическую поддержку педагогов в разработке проектов, а также сопровождает их реализацию.

- Среди факторов, существенно влияющих на качество образования, одним из главных является уровень развития инфраструктуры учреждений. Поделитесь планами относительно нового строительства, капитального и текущего ремонтов школ и дошкольных учреждений на 2012 и 2013 годы.

- На строительство объектов образования, включая реконструкцию, в столице в 2012 году направлено Br225,2 млрд. В этом году в городе откроются две общеобразовательные школы: в микрорайонах Каменная горка-5 и Каменная горка-2. Первая будет сдана совсем скоро. А вторая - в декабре, причем только первый пусковой комплекс (блок для младших классов). Школа будет большая и с бассейном. Также дошколят примут два новых детсада в микрорайонах Каменная горка-2 и Дружба-2. Оба с бассейнами и будут сданы в эксплуатацию этим летом.

Особенно богатым на новоселья учреждений образования станет следующий год. Так, в 2013 году предусматривается ввести в эксплуатацию 4 общеобразовательные школы в микрорайонах Каменная горка-3, Каменная горка-4, Лошица-4, а также экспериментальную школу с улучшенной планировкой и углубленной функциональной структурой на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского. Шесть детских садов распахнут двери для малышей. Сады-новостройки появятся, в частности, в микрорайонах Каменная горка-3, Каменная горка-4, Дружба-1, в поселке Восточный, на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского, а также детсад с начальной школой в районе комплексной застройки территории Парка высоких технологий.

Масштабные работы кипят и на объектах реконструкции. В текущем году после реконструкции введено в эксплуатацию здание специализированного физкультурно-оздоровительного назначения гимназии №14. Городской инвестиционной программой предусмотрено реконструировать 7 объектов. Среди них - здания дошкольных учреждений, центра внешкольной работы "Контакт" Центрального района, здания плавательного бассейна по улице Уральской под спорткомплекс, Минского профессионально-технического колледжа электроники, колледжа кулинарии.

Программой капитального ремонта запланировано ввести в эксплуатацию 23 объекта образования. Среди них - 12 общеобразовательных школ, 10 дошкольных учреждений и профессионально-технический лицей №12.

По программе текущего ремонта отремонтируют более 10 тыс.кв.м кровельных покрытий, 161 санитарный узел, 37 пищеблоков, спортивных залов в 26 учреждениях, в 40 учреждениях отремонтируют асфальтовое и плиточное покрытия, обновят фасады 47 зданий. Все работы идут в соответствии с графиком.

- Личный пример учителя, преподавателя, воспитателя порой может быть более показательным для учащихся, чем семейное воспитание. Насколько актуальна для отрасли проблема кадрового обеспечения? Охарактеризуйте, пожалуйста, возрастную структуру педагогов столицы? Сколько придет в школы города молодых специалистов в новом учебном году?

- В Минске обучают, воспитывают, всесторонне развивают детей более 31 тыс. педработников. Из них 78% имеют высшее образование, 58% - высшую и первую квалификационные категории. Свыше 10 лет работают почти 66% учителей и воспитателей. В течение ряда лет город принимает примерно по 700 молодых педагогов.

Педагогический корпус столицы способен профессионально решать любые образовательные задачи на всех ступенях, мобильно реагировать на новые образовательные ситуации. В том числе и на стремительно развивающиеся процессы информатизации. Речь уже давно не идет о примитивном владении компьютером. В городе проводится сертификация педагогических работников как пользователей информационно-коммуникационных технологий. Ее прошли 334 педагога. К слову, с сентября этого года в столице вводится обязательное наличие сертификата квалифицированного пользователя информационных технологий при аттестации учителей и методистов на высшую категорию.

Сегодня многие учителя имеют свои предметные сайты, общаются с учащимися и коллегами в блогах.

В городе созданы все условия для повышения профессионального мастерства учителей, воспитателей, руководителей. В первую очередь - посредством курсовой подготовки в городском институте развития образования, который в прошлом году получил сертификат соответствия системы менеджмента качества реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых. Это наше первое подведомственное учреждение, прошедшее сертификационный аудит на соответствие стандарту Республики Беларусь ISO 9001-2009 "Система менеджмента качества".

Оксана ШИКУТЬ
Топ-новости
Свежие новости Беларуси