Всплеска безработицы в Беларуси не предвидится
Характеристики рынка труда Беларуси остаются прежними - ситуация стабильная, управляемая и контролируемая, не вызывающая серьезных опасений. Одним словом, всплеска безработицы нет и не предвидится. Но проблемы, безусловно, есть: сфера занятости, зависящая от многих факторов, чутко реагирует на происходящие в экономике и обществе процессы. О том, какие тенденции сформировались в первом квартале текущего года, какова "температура" рынка труда и какие меры предпринимаются для удержания ее в социальной норме, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник.
- Петр Петрович, в Беларуси проводится постоянный мониторинг состояния рынка труда. Не зафиксированы ли новые тенденции?
- Мониторинг отражает устойчивость прежних тенденций на рынке труда республики.
В первую очередь, по-прежнему растет спрос на рабочую силу. На 1 апреля наниматели заявили о наличии 56,9 тыс. вакантных рабочих мест - это на 0,7% больше, чем год назад. Причем увеличение спроса на рабочие руки отмечается во всех областях республики, за исключением Брестской и Минской.
Во-вторых, в целом по республике снижается численность обращений в органы по труду, занятости и соцзащите и соответственно регистрация безработных.
В-третьих, снижается численность зарегистрированных безработных. На 1 апреля текущего года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 31 тыс. безработных (92,3% к уровню прошлого года). Включая состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 114,3 тыс. человек (93% к уровню аналогичного периода прошлого года), в том числе 77,6 тыс. безработных (91,1%).
Уровень регистрируемой безработицы на 1 апреля нынешнего года составил 0,7% к численности экономически активного населения (год назад этот показатель был также 0,7%). Напомню, прогноз на конец 2012 года - до 1,5%.
При этом все регионы республики обеспечивают выполнение прогнозных показателей по уровню безработицы. Так, из 118 районов и 12 городов страны на 1 апреля в 108 регионах этот показатель был 1% и ниже, в 22 регионах - от 1,1% до 1,5%.
Коэффициент напряженности на рынке труда Беларуси снизился с 0,6 на 1 апреля 2011 года до 0,5 на 1 апреля 2012-го. Самая высокая напряженность отмечается на рынке труда Гомельской области (1,0), самая низкая - в Минске (0,2). При этом в столице на одного безработного условно приходится 6,5 свободных рабочих места.
В целом же в Беларуси на 1 апреля отмечается самая малая за пять лет численность безработных и самое большое количество вакансий.
- Изменилась ли структура спроса на рабочую силу?
- Нет, она не претерпела кардинальных изменений. Рынок труда республики традиционно ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 77,7% от общего количества заявленных нанимателями вакансий.
Практически повсеместно устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий, водители, слесари, швеи. Среди специалистов востребованы прорабы, инженеры, врачи. В сельской местности в дефиците механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники. Наименее востребованы на рынке труда бухгалтеры, учителя, экономисты, юристы.
В первом квартале госслужба занятости оказала содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 42,8 тыс. человек, из них 32,1 тыс. - безработных.
- А каков "градус" напряженности на рынке труда малых городов и деревень? Вакансий там всегда поменьше...
- Ситуация с занятостью населения в малых и средних городских поселениях, в сельской местности улучшается. Об этом свидетельствуют данные мониторинга.
Так, на 1 апреля нынешнего года в малых и средних городах на 6,2 тыс. безработных приходилось 10,1 тыс. свободных рабочих мест. Причем в трех населенных пунктах вообще нет безработных, в 113 - напряженность менее одного безработного на вакансию, в 29 - от 1 до 2 безработных на вакансию, в 14 - от 2 до 4, в 7 - от 4 и более. Самый высокий уровень напряженности отмечается в Барани (Витебская область) и Давид-Городке (Брестская область) - соответственно 38 и 14,5 безработных на одну вакансию.
Численность безработных с сельской пропиской уменьшилась с начала нынешнего года на 880 человек и составила на 1 апреля 5 тыс. человек.
- Одним из индикаторов, как известно, является объем вынужденной неполной занятости. В 2009 году, например, тысячи работников по инициативе нанимателей находились в простое.
- Те негативные явления были обусловлены влиянием на Беларусь мирового экономического кризиса. Конечно, сложности остались на ряде предприятий, не все они работают стабильно и с большой прибылью, есть к чему стремиться. Однако ситуация с использованием рабочего времени на производстве улучшается.
По данным Национального статистического комитета, вынужденная неполная занятость в январе-марте текущего года составила 60,7 тыс. человек, или 1,8% от списочной численности работников (в январе-марте 2011 года - 44,5 тыс. человек, или 1,3%). А вынужденная неполная занятость в марте уменьшилась по сравнению с январем 2012 года на 54% до 20,2 тыс. человек, или 0,6% от списочной численности работников.
Списочная численность работников в первом квартале составила 3 млн. 398,6 тыс. человек, или 97,8% от показателя за аналогичный период 2011 года. В январе-марте прием работников восполнил их выбытие лишь на 94,2%. Принято на работу 176 тыс. человек - на 10,8 тыс. меньше, чем уволено.
Численность занятых в экономике республики за январь-март составила 4 млн. 562,9 тыс. человек (при прогнозе на 2012 год - 4 млн. 580 тыс. человек). Темп роста численности занятых в марте к январю составил 100,2%.
Хочу напомнить, что Белстат начал обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда (МОТ). Его итоги будут представлены в 2013 году. Это позволит более объективно оценить ситуацию на рынке труда, динамику изменений, качественный состав экономически неактивных граждан, причины незанятости, намерения и готовность их к трудоустройству.
- Много говорится в последнее время о трудовой миграции. Мол, квалифицированные специалисты уезжают за рубеж, в первую очередь, в Россию. И Беларусь вынуждена все больше привлекать иностранную рабочую силу.
- Реальная ситуация далека от пессимистичных пересудов. Я уже привел цифры занятых в экономике страны - они отнюдь не свидетельствуют о массовом оттоке рабочей силы за рубеж. Но, безусловно, трудовая миграция существует (впрочем, она была и будет всегда - наиболее мобильные работники всегда ищут применение своим знаниям и опыту).
Конечно, Беларусь заинтересована в том, чтобы специалисты оставались работать в своей стране, но ограничивать трудовую миграцию никто не собирается. Каждый человек волен сделать выбор в отношении рабочего места - и принять на себя связанные с этим риски.
Что касается регулирования процессов внешней трудовой миграции, то оно направлено, как и в прежние годы, на обеспечение необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой. В первом квартале текущего года для содействия в трудоустройстве белорусов за рубежом департаментом по гражданству и миграции МВД выданы лицензии 11 организациям и в настоящее время содействие в заграничном трудоустройстве граждан Беларуси оказывают 65 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По согласованию с комитетами по труду, занятости и соцзащите облисполкомов и Мингорисполкома департаментом выдано 1 тыс. 769 специальных разрешений на привлечение в республику трудящихся-мигрантов.
По официальным данным, в первом квартале текущего года на основе подписанных договоров и контрактов за пределы республики выехали 1 тыс. 177 человек, приехали для работы в нашу страну 1 тыс. 593 трудящихся-мигранта.
- Какие задачи решает госслужба занятости в условиях структурной перестройки экономики?
- В условиях модернизации национальной экономики приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов - обеспечения не только полной, но и экономически эффективной занятости.
Нанимателям оказывается содействие в структурной перестройке экономики: проводится кадровая диагностика организаций для выявления потенциально избыточной численности персонала, предоставляются бюджетные ссуды для создания рабочих мест, осуществляется опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения и т.д.
В планах - включение в коллективные договоры положений о дополнительной социальной поддержке работников, находящихся под угрозой увольнения, в части сохранения за ними права возврата на прежнее место работы, сохранения очереди на получение жилья, места в общежитии, предоставления права пользования объектами социально-культурного назначения и др.
- Особое внимание в Беларуси уделяется содействию в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Этот приоритет сохранился?
- Безусловно. За первый квартал зарегистрировано в качестве безработных 10,2 тыс. граждан таких категорий (из них 1,2 тыс. инвалидов, 1,5 тыс. вернувшихся из мест лишения свободы, 2,2 тыс. молодых человек в возрасте до 21 года). Трудоустроено на постоянную работу 5,2 тыс. человек (соответственно 524, 734 и 1009 человек). На профобучение направлено 604 безработных в возрасте до 21 года, 137 инвалидов, более 100 освобожденных из МЛС.
Организована адаптация к трудовой деятельности 147 инвалидов, профинансированы и компенсированы по заявкам нанимателей затраты на создание и сохранение 15 рабочих мест для инвалидов.
- В Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год сделан акцент на мерах по трудоустройству граждан, находящихся в МЛС и вернувшихся из МЛС, ЛТП.
- Это верно. Данная категория считается особо нуждающейся в дополнительном содействии в обретении рабочего места.
В целях содействия в трудоустройстве граждан, освободившихся из МЛС, госслужба занятости во все учреждения уголовно-исполнительной системы МВД передает материалы об услугах по содействию занятости, наличии вакансий и свободного жилья в организациях республики. В текущем году с участием сотрудников исправительных учреждений и органов по труду, занятости и соцзащите проведены 43 встречи с осужденными. В целях совершенствования работы по трудоустройству освобожденных лиц разработана, а затем совместным постановлением Минтруда и соцзащиты и МВД в марте утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания населения, территориальных органов внутренних дел и администраций исправительных учреждений по трудовой и социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Организована профессиональная подготовка лиц, привлекаемых к труду администрациями учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД, в учреждениях Витебской, Могилевской и Минской областей. А в Минской области комплектуется учебная группа на базе ЛТП № 3.
- Петр Петрович, на ваш взгляд, госслужба занятости чаще дает безработным "рыбу" или "удочку"?
- И то, и другое. Предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных осуществляется в полном объеме.
Органы по труду, занятости и соцзащите предлагают незанятым гражданам, желающим работать, немало вариантов для обретения рабочего места. Главное - чтобы такое желание было действительно реальным, а не декларируемым.
Среди "удочек" я бы назвал в первую очередь выделение субсидий безработным для организации собственного дела. Речь идет о предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Такая финансовая поддержка оказана в первом квартале 717 безработным, из них треть - женщины. Кстати, ремесленную деятельность организовали 38 безработных, деятельность в сфере агроэкотуризма наладили 7 человек. Среди основных видов предпринимательской деятельности - оказание услуг населению в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, отделочные и ремонтные работы, перевозка пассажиров, розничная торговля, производство и реализация продуктов пчеловодства, цветоводство и реализация семян, грузоперевозки и др.
Из общего количества безработных, получивших финансовую поддержку, 125 - жители сельской местности и 182 - малых городах.
Следует отметить, что в январе-марте прошел обучение основам предпринимательской деятельности 231 человек (32,2% от числа получивших финансовую помощь), в том числе 79 женщин.
В целях перераспределения трудовых ресурсов в трудонедостаточные регионы, преимущественно в сельскую местность, на новое место жительства и работы при финансовой поддержке органов по труду, занятости и соцзащите переселена (с их согласия, естественно) в январе-марте текущего года 91 семья безработных. В составе переселенных семей - 193 человека, из них 73 ребенка в возрасте до 16 лет. Средний возраст переселенцев - 33 года. Эти люди получили крышу над головой и возможность работать, обеспечивать благосостояние своим трудом.
При содействии органов по труду, занятости и социальной защите организовано профобучение в январе-марте свыше 5 тыс. человек. В целом по республике в январе-марте количество безработных, направленных на обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства, достигло 1 тыс. 547 человек (практически каждый третий от всех получивших "путевку" на профобучение).
Нанимателям компенсированы расходы на профобучение 24 работников, из них в Минске - 11. По профессиям, востребованным в Вооруженных Силах и пользующихся спросом на рынке труда, направлено на обучение 33 безработных призывного возраста.
В целом на реализацию мер политики занятости за январь-март нынешнего года использовано Br34 млрд. 209,3 млн.
Елена Прус