ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
01 февраля 2012, 18:32

Рабочая сила: числом - побольше, качеством - повыше

Безработица к концу 2012 года в Беларуси не превысит 1,5%

Главным регулятором процессов на рынке труда нашей страны является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь. Новая госпрограмма, утвержденная постановлением Совета Министров 30 января 2012 года №96, закрепляет уже зарекомендовавшие себя меры по снижению "температуры" на рынке труда страны и вводит новые правила игры в условиях модернизации экономики. О том, каковы главные приоритеты данного документа, какие в нем содержатся новации и каков прогноз занятости на грядущий год, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Петр Грушник.

- Петр Петрович, уровень занятости в Беларуси сегодня довольно высокий. Но при этом темпы роста численности занятых в экономике замедлились. Кроме того, страна вступила в демографически обусловленный период снижения трудовых ресурсов. Какова ваша оценка занятости населения и какие здесь есть болевые точки, поддающиеся "лечению"?

- Действительно, для Беларуси характерен высокий уровень занятости - 76,8%. Кстати, самый высокий этот показатель в Исландии (78,2%) и Норвегии (75,3%). В России он равняется 62,7%, в Бельгии - 62%, в Польше и Латвии - 59,3%.

Что касается численности занятых в экономике, то она составила в 2011 году 4 млн. 632 тыс. человек (при прогнозе на 2011 год - 4 млн. 670 тыс. человек). Минская область обеспечила выход на нижний уровень прогнозных показателей. Следует подчеркнуть, что цифры по численности занятых предварительные. По итогам обработки отчетов по труду, представляемых один раз в год, Белстат рассчитает баланс трудовых ресурсов в июне 2012 года - тогда будет уточнена численность занятых.

На рынке труда республики с весны 2011 года наблюдается снижение численности работников - на 72,2 тыс. человек (с 3 млн. 478 тыс. человек в марте до 3 млн. 405,8 тыс. в декабре). При этом наиболее значительное снижение отмечается в строительстве - на 34,4 тыс. человек. В определенной степени это связано с оттоком работников (преимущественно в Россию). Основным мотивом выезда является более привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. Вместе с тем, поскольку прогнозируется в 2012 году уменьшение объемов строительства, то уменьшится и потребность отрасли в кадрах.

На 2012 год приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения экономически эффективной занятости. С учетом этого в качестве основной цели госпрограммы определено повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Госпрограммой на органы госуправления возложена обязанность по обеспечению принятия в подведомственных организациях дополнительных мер, направленных на предотвращение оттока квалифицированных кадров, в том числе и через внесение привилегий в коллективные договоры.

Вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан будет способствовать внедрение нанимателями гибких форм занятости (гибких графиков режима труда, развития надомного труда, в том числе с использованием персональных компьютеров). В этих целях в Трудовой кодекс вносится норма, предоставляющая гражданам право работать по совместительству полный рабочий день в дни, свободные от исполнения трудовых обязанностей по основному месту работы.

- Прежде чем перейти к содержанию программы-2012, хотелось бы узнать о выполнении задач в сфере занятости населения в 2011 году.

- Начну с того, что все регионы страны вышли на прогнозные показатели по уровню безработицы, который на 1 января 2012 года в целом по республике стабилизировался на отметке 0,6% (прогнозный показатель на конец 2011 года - 1,2-1,5%). Снизилась межрегиональная дифференциация регионов по уровню безработицы. Так, на 1 января нынешнего года в 118 из 130 регионов уровень безработицы был 1% и ниже, в 12 регионах - от 1,1% до 1,2%.

Меры, принимаемые правительством, позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, сохранить кадровый потенциал организаций.

На 1 января нынешнего года количество свободных рабочих мест (51,7 тыс. вакансий) в 1,8 раза превышало численность безработных (28,2 тыс.человек), а в Минске - в 6 раз.

- Какие документы стали базисными при подготовке госпрограммы содействия занятости населения?

- Программа разработана на основе параметров проекта прогноза социально-экономического развития на 2012 год и основных задач политики занятости и рынка труда, определенных в Программе социально-экономического развития страны до 2015 года. Были учтены предложения облисполкомов и Мингорисполкома, отраслевых министерств, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных организаций инвалидов.

Представленный Министерством экономики прогноз сценария развития экономики в 2012 году, итоги 2011 года и сегодняшние тенденции на рынке труда дают основания полагать, что резкого ухудшения ситуации на рынке труда республики в текущем году не будет.

Согласно расчетам, в 2012 году в органах по труду, занятости и соцзащите прогнозируется регистрация около 240 тыс. безработных. При этом около 60% составят уволенные по собственному желанию, в связи с окончанием срока контракта, по соглашению сторон, около 25% - длительно неработающие, впервые ищущие работу и другие категории. Около 5-8% от зарегистрированных безработных составят высвобожденные в результате модернизации производства, приватизации, банкротства предприятий и оптимизации численности. На мой взгляд, это серьезно не повлияет на безработицу, она не выйдет за параметры прогноза.

- На решение каких задач направлены мероприятия госпрограммы?

- Я бы назвал четыре основных. Это сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости населения.

Причем достижение этих задач будет осуществляться не только традиционными мерами, оправдавшими себя на практике (содействие нанимателям в создании рабочих мест, содействие безработным в самостоятельной занятости, профобучение безработных, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, переселение на новое место работы и жительства и т.д.), но и с учетом новых подходов. Хочу отметить, что эти новации базируются на превентивных мерах, заложенных и реализованных в программе 2011 года, а также на подготовленных законодательных актах.

Основные законодательные инициативы сконцентрированы в законопроекте "О внесении изменений в Закон о занятости населения", который уже рассмотрен Палатой представителей в первом чтении. Кроме того, предусмотрено увеличение субсидии на организацию предпринимательской деятельности по внедрению научно-технических разработок, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места для инвалидов и др.

- Каждая программа занятости имеет свои тактические и стратегические особенности. Под каким знаком, если так можно выразиться, разрабатывалась новая программа?

- Основной особенностью данной программы является переориентация на работу с нанимателями. Напомню, в предыдущих программах основной упор мы делали на сохранении любыми путями рабочих мест и трудовых коллективов. А сейчас видим свою задачу в содействии (совместно с органами госуправления) в разработке планов реструктуризации организаций, направленных на минимизацию социальных издержек, связанных с оптимизацией численности работников, и обеспечении перетока высвобождаемой рабочей силы на новые рабочие места, в иные виды экономической деятельности.

В числе приоритетов программы - совершенствование мониторинга состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке экономики.

- Насколько мне известно, НИИ экономики проводил по поручению правительства опрос руководителей организаций по уровню обеспечения кадрами. Его результаты легли в основу новой системы мониторинга рынка труда?

- Да. При этом предусматривается мониторинг по широкому спектру индикаторов рынка труда - как непосредственно у нанимателей (потери рабочего времени, текучесть кадров и др.), так и по территориям (состояние рынка труда по всем регионам, структура спроса и предложения рабочей силы, миграционные процессы и т.д.).

Опорным моментом системы мониторинга с 2012 года станет выборочное ежеквартальное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения на основе методологии Международной организации труда (МОТ). Это позволит объективно оценивать трудовые ресурсы и возможные резервы для включения в экономическую деятельность. Системный мониторинг состояния рынка труда также позволит своевременно и оперативно обеспечивать принятие превентивных мер по недопущению социальной напряженности.

Дальнейшее развитие в 2012 году получит работа с нанимателями. Речь идет о помощи в проведении кадровой диагностики организаций по выявлению потенциально избыточной численности персонала, в разработке планов реструктуризации организаций, реализации упреждающих мер (в том числе по профпереподготовке), создающих дополнительные гарантии работникам, находящимся под риском увольнения, для их дальнейшего трудоустройства. Это будет методическая и консультационная помощь. Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и соцзащиты готов участвовать в проведении кадровой диагностики непосредственно в организациях. На реализацию этих задач на местах нацелены все территориальные органы по труду, занятости и социальной защите. Кстати, в Беларуси на 1 января 2012 года 262 организации уже провели кадровую диагностику.

Программой предусматривается отработка (на базе конкретных предприятий) эффективного механизма социально ответственной реструктуризации предприятия в рамках реализации совместно с Программой развития ООН проекта международной технической помощи "Содействие социально ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь".   

На новый виток развития выходит информационное и профориентационное обеспечение занятости населения. Сегодня мы видим острую необходимость в предоставлении полной информации о наличии свободных рабочих мест по принципу одного окна и людям, ищущим работу, и нанимателям. Поэтому и первые, и вторые получат возможность предоставлять информацию в Общереспубликанский банк вакансий о наличии свободных рабочих мест в электронном виде, что позволит им оперативно заполнять свои вакансии. Кроме того, появится возможность через Интернет ознакомиться с профессиограммами по новым профессиям в интерактивной информационно-поисковой системе "Моя профессия".

Важно, что законодательно вводится новая норма, обязывающая нанимателя представлять такую информацию в течение трех рабочих дней (сейчас в течение двух недель).

- В каждой госпрограмме занятости особое внимание уделяется содействию в поиске рабочего места тем, кто по объективным причинам не может составить конкуренцию остальным соискателям. Нынешняя программа - не исключение?

- Безусловно, не оставлены без внимания целевые группы, в первую очередь молодежь, инвалиды, люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. Их трудоустройство является одним из приоритетов программы.

Хочу отметить, что в полном объеме обеспечены заявки общественных объединений инвалидов по выделению финансовых ресурсов на создание рабочих мест для инвалидов. На эти цели будет направлено почти Br18 млрд. Нанимателям установлена броня для приема на работу около 2 тыс. инвалидов (при необходимости броня будет увеличена). Усилится соцподдержка безработных инвалидов в период профобучения - предусматривается увеличить размер материальной помощи. Кроме того, будет снижена норма наполняемости учебных групп при обучении безработных инвалидов (с 12 до 6 человек).

В целях профилактики правонарушений через вовлечение в экономическую деятельность лиц, вернувшихся из МЛС, будет определен порядок стимулирования нанимателей, создающих рабочие места для их трудоустройства. В частности, планируется предоставление финансовых преференций из средств Фонда социальной защиты населения. Данная норма уже включена в законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "Об основах деятельности по профилактике правонарушений".

Предоставится возможность повысить свою конкурентоспособность гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет. Их будут направлять на профобучение на условиях, предусмотренных для безработных.

- Проблемы с занятостью, как известно, испытывают сельчане, жители малых и средних городов. Кстати, в 2006-2011 годах меры по обеспечению занятости в малых городах включались в госпрограмму...

- В новой госпрограмме, как и в предыдущих, предусмотрены меры по обеспечению занятости населения в сельской местности. Что касается малых городов, то в сфере занятости достигнуты уже значительные положительные результаты. Их нужно закрепить. Считаем целесообразным продолжить работу в нынешнем году в 11 проблемных малых городах и 2 районах. Но с 2012 года разработкой и реализацией комплексов мер по обеспечению занятости населения в этих и других регионах будут заниматься облисполкомы в рамках областных мероприятий содействия занятости.

Под особым контролем находятся еще 7 районов (в Брестской области - Лунинецкий, Столинский и Пинский районы, в Гомельской - Житковичский, Мозырский, Петриковский и Наровлянский районы), включенных в Программу развития Припятского Полесья на 2011-2015 годы.

Впервые не предусматривается увеличение средств из Фонда соцзащиты населения на создание рабочих мест с предоставлением бюджетных ссуд нанимателям. С учетом ранее выделенных бюджетных ссуд (они выдаются сроком до трех лет) в обороте находится почти Br90 млрд. Бюджетные ссуды будут предоставляться только из средств от возврата ранее выданных. Это будет способствовать повышению эффективности использования финансовых средств.

- А в целом какие средства предусматриваются на реализацию мероприятий госпрограммы содействия занятости населения в 2012 году? И какие результаты ожидаются?

- Планируется направить на эти цели почти Br226 млрд., в том числе из средств Фонда соцзащиты населения - Br192,5 млрд.

Реализация комплекса активных мер политики занятости, предусмотренных госпрограммой, позволит обеспечить трудоустройство на созданных и вакантных рабочих местах 190 тыс. человек, в том числе 127,1 тыс. безработных, из них 24,6 тыс. - в сельской  местности. Будет оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 3,1 тыс. безработных. Направление на профобучение получат около 20 тыс. человек. Предусматривается переселить на новое место жительства и работы 335 семей безработных. Будут организованы оплачиваемые общественные работы для 78,5 тыс. человек, в том числе для 40,5 тыс. безработных.

К концу 2012 года уровень регистрируемой безработицы в Беларуси не превысит 1,5% к численности экономически активного населения.

Елена ПРУС

Топ-новости
Свежие новости Беларуси