Справедливое отношение к людям - одно из основных требований Президента Беларуси Александра Лукашенко к руководителям всех уровней. Особое внимание в этой связи уделяется работе с обращениями граждан, каждое из которых необходимо рассматривать индивидуально, непременно помогая тем, кто в этом действительно нуждается. С этой целью в стране сформирована необходимая законодательная база, налажена системная работа, включающая не только изучение письменных обращений, но и выездные приемы граждан, комплексный анализ отдельных проблем, проводятся мониторинги. Разрешение наиболее острых и общественно значимых вопросов ставится на особый контроль, что помогает оперативно выявлять волокиту и формализм в работе местных властей. Тем не менее, поток писем в госорганы не иссякает. По статистике, только за 9 месяцев нынешнего года в Администрацию Президента поступило 19,4 тыс. обращений, в Совет Министров - более 4 тыс., в Комитет государственного контроля - около 3,6 тыс. О том, на что чаще всего жалуются, как ведется работа с гражданами, и не отправляют ли их чиновники на хождение по "замкнутому кругу" в решении жизненных вопросов, корреспондент БЕЛТА беседовал с начальником главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Станиславом Буко.
- Почему в принципе, на ваш взгляд, возникает необходимость для различных жалоб. Это элементарное незнание или непонимание правовых норм самими гражданами, пассивность чиновников на местах или, может, несовершенство законодательства?
- В определенной степени и одно, и другое, и третье. Причин появления жалоб множество. Как весомых, так и мелких. Все мы (чиновники и граждане) зависим друг от друга, от того, насколько качественно выполняем работу на своем рабочем месте, насколько внимательны при этом к проблемам обратившегося.
Злободневные вопросы, с которыми обращаются граждане, касаются разных сфер жизнедеятельности. Пятая часть от поступивших в этом году в Администрацию Президента обращений связана с жильем и жилищно-коммунальным хозяйством. Здесь и нарекания на работу коммунальных служб, проблемы улучшения жилищных условий, выделение кредитов на строительство жилья, предоставление земельных участков.
Много вопросов связано и с благоустройством территорий. Особенно это касается областных центров и столицы. Порой нарекания у граждан вызывают планы по уплотнению жилой застройки: где-то надо потесниться, где-то уже не так солнце будет светить…
В последнее время в Администрацию Президента, правительство в два раза увеличилось количество обращений по вопросам приватизации жилья: волокита в ходе оформления документов, оспаривание отрицательного решения о приватизации, оценка стоимости приватизируемых жилых помещений. В ряде случаев данные факты находили свое подтверждение.
Принимая во внимание остроту и актуальность для населения подобных вопросов, подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь "О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда", который глава государства подписал. В этом документе максимально учтены интересы людей.
Более 21% обращений связаны с деятельностью правоохранительной сферы, работой судов и органов юстиции.
Темы агропромышленного комплекса, землепользования и землеустройства затрагиваются почти в 5% случаев, чуть меньше проценты обращений по вопросам здравоохранения, образования и науки, культуры. В целом в поступающих письмах присутствует широкий спектр самых различных тем от государственного управления, бюджетно-финансовой политики до работы транспорта и бытового обслуживания населения.
- Указом "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" закреплен принцип первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах. Вместе с тем люди зачастую выбирают "путь наименьшего сопротивления" и идут со своими проблемами сразу на самый верх - пишут главе государства, в республиканские органы госуправления. Как это отражается на вашей работе?
- Безусловно, это усложняет нашу работу. Ведь примерно 70% от поступивших обращений должны были быть рассмотрены прежде всего на местном уровне.
Если бы все происходило четко по установленным правилам, и большинство обращений рассматривалось бы в соответствии с компетенцией на местах, то у нас было бы больше времени на рассмотрение обращений, которые требуют детального и всестороннего изучения той или иной проблемы. Сегодня каждое пятое обращение, поступившее в Администрацию Президента, находится на контроле. Это означает, что ход его рассмотрения находится в поле зрения до окончательного разрешения вопроса. В отдельных случаях при необходимости осуществляется выезд сотрудников на место, а также поддерживается контакт с заявителем. Осуществление контрольных функций позволяет выявлять нарушения местных органов власти (волокиту, формализм, пересылку вниз по подчиненности и тому подобное).
- Не секрет, что бывают случаи, когда граждан с их вопросами отправляют по "замкнутому кругу". То есть их обращение передается на рассмотрение в ту же нижестоящую инстанцию, на решение которой они и жаловались. Сохраняет ли эта проблема актуальность?
- Не буду оригинальничать, повторю простую, всем известную мысль: качество работы зависит от конкретного человека, от руководителя. Если провести анализ работы с обращениями на местах, то есть руководители, которые, по отзывам самих же граждан, очень внимательно относятся к решению проблем, всегда выслушают, постараются помочь. Для других главное - производственные показатели, а людские проблемы отходят на второй план, вот их и пускают по кругу. Но они забывают о том, что все эти показатели и проценты создаются именно трудом людей, и что человек должен быть на переднем плане.
Приходит человек в местный орган власти (он, может, до этого никогда там и не был), и от того, как его встретили, как поговорили, в конечном итоге зависит формирование общественного мнения. Когда мы проводим мониторинги, выезжаем на приемы граждан в различные регионы, мы обязательно обращаем внимание на вопросы качества работы с обращениями, спрашиваем простых людей, прощупываем их мнение на предмет отношения местных руководителей.
- Есть ли в вашей практике примеры, когда выявлялось, что за нерешением тех или иных вопросов стояла коррупция, какие-то личные интересы чиновников?
- Конечно, такие письма к нам идут. Мы их направляем в Комитет госконтроля, милицию, прокуратуру или КГБ. Бывает, что изложенные в обращениях факты подтверждаются.
- Скоро будет три года, как в Беларуси появилась возможность направлять обращения в электронной форме. Насколько эффективным оказалось это нововведение, и какой процент от общего числа теперь приходится именно на электронные обращения?
- Вообще эта форма очень своевременная и действенная. Сейчас от общего объема к нам поступает более 30% электронных обращений, и ежегодно отмечается тенденция к росту. К электронным обращениям, как правило, прибегает более молодое поколение, хотя и люди зрелого возраста тоже активно с помощью своих детей пользуются такой возможностью.
- Работа с обращениями граждан в Беларуси проводится на системной основе. Это и выездные приемы, непосредственный контроль над решением наиболее острых вопросов. В чем важность такого непосредственного контакта с людьми?
- Я очень высоко оцениваю роль и значимость личных приемов. Одно дело, когда написано на бумаге, а другое, когда непосредственно беседуешь с человеком, можешь задать уточняющие вопросы.
Руководителю, который работает с людьми, как правило, достаточно нескольких минут разговора, чтобы составить мнение о человеке. Практически сразу видно, действительно ли он пришел с проблемой или где-то лукавит. Поэтому личный прием - это очень хорошая форма работы с населением.
Сегодня в соответствии с законодательством установлен единый день приема для руководителей всей вертикали власти - среда. Если положено, например, с 14.00 до 20.00, то даже если нет людей, руководитель в это время находится на рабочем месте. Выработана стройная, а главное, действенная система приема граждан, которая принимается и поддерживается населением. Конечно, бывают где-то недочеты, но они не носят системный характер, а скорее являются исключениями.
Кроме того, во всех регионах есть практика проведения выездных приемов. Данная форма весьма актуальна и востребована в сельских регионах. Вместе с тем более пристальное изучение материалов показывает, что на местах решение любого вопроса чаще всего замыкается на первых лицах. Это свидетельствует о неготовности, а в некоторых случаях и неспособности должностных лиц, непосредственно отвечающих за конкретную сферу деятельности, решать проблемы граждан самостоятельно и стремлении переложить ответственность на вышестоящих руководителей.
Владимир МАТВЕЕВ