ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
18 ноября 2014, 12:31

Приватизация жилья: все проблемные вопросы сняты

В Беларуси около 10% жилищного фонда до сих пор находится в государственной собственности. Другими словами, определенное количество граждан по разным причинам пока не приватизировали квартиры или дома, в которых проживают. Однако принятие указа №563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений" подтолкнуло сомневающихся к принятию конкретного решения, ведь, согласно документу, с 1 июля 2016 года весь неприватизированный жилищный фонд перейдет в разряд коммерческого. Для того чтобы граждане, желающие приватизировать жилье, смогли реализовать свое право без проволочек, принят указ №524 "О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда". Его основные положения в интервью корреспонденту БЕЛТА прокомментировал консультант управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Константин Куликов.

- Константин Викторович, почему возникла необходимость дополнительно регулировать процедуру приватизации жилья?

- Необходимость возникла в результате наличия объективных причин, которые действительно являлись препятствием для некоторых граждан, желающих приватизировать жилые помещения.

Одна из них заключалась в том, что до сего момента решения о приватизации изолированного жилого помещения, расположенного в многоквартирном или блокированном жилом доме, не могли приниматься без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию создания и возникновения права госсобственности на них. Другими словами, организации, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находились указанные жилые помещения, должны были иметь правообладающие документы. Но имели не все, причем по вполне объективной причине: для получения таких документов необходимо было затратить большие денежные средства. Например, дом на 300 квартир. Даже если 10% от этих квартир не являются приватизированными, то на получение правообладающих документов на 30 квартир потребовались бы значительные финансовые вливания. Юридические лица за эту процедуру платят гораздо больше, чем физлица. Приватизация жилья приостанавливалась по причине того, что эксплуатирующим организациям нужно было затратить огромные средства на оформление правоустанавливающих документов на жилые помещения, передаваемые, например, по их фактическому состоянию из военных городков, сельскохозяйственных и других организаций в коммунальную собственность. Вместе с тем, эти средства в первую очередь требовалось направлять на работы, связанные с эксплуатацией и ремонтом указанного жилищного фонда. Чтобы такие ситуации не возникали, указом №524 предусмотрено, что решения о приватизации изолированных жилых помещений, расположенных в многоквартирном или блокированном жилом доме, могут приниматься без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания и возникновения права госсобственности на них, но только при условии наличия соответствующих сведений в отношении капитального строения, в котором они расположены.

- А что касается одноквартирных жилых домов?

- Здесь принцип, по сути, тот же: документы, удостоверяющие госрегистрацию создания и возникновения права госсобственности на такие помещения, для приватизации отныне не требуются.

- Но это не единственное нововведение…

- Еще один пункт указа касается корректировки оценочной стоимости жилых помещений для цели приватизации. Напомню: основной принцип приватизации жилья - это не извлечение прибыли, а возмещение государству затрат на его  строительство за вычетом стоимости износа. Оценка идет по ценам на момент обращения. И было в стране несколько случаев, когда оценочная стоимость идентичных квартир в некоторых домах значительно превышала среднюю по региону. Например, в среднем квартира стоит Br300 млн, а некоторым гражданам насчитали Br1 млрд. Но подчеркну, что речь идет только о тех помещениях, стоимость которых была определена на законных основаниях, - об ошибках сейчас не будем. Так получалось оттого, что государство на строительство этих домов действительно затратило такую сумму. Чаще всего это экспериментальные дома, строительство которых потребовало значительных финансовых вливаний, но в дальнейшем было принято решение о нецелесообразности таких затрат. Дома строить перестали, но уже построенный многоквартирник сдан в эксплуатацию, люди там живут, хотят приватизировать жилье, а стоимость оказывается неподъемной. Чтобы поставить всех в равные условия, пришли к такому решению, закрепленному подписанным указом: в случае, если оценочная стоимость 1 кв.м приватизируемого жилого помещения, определенная в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, на 30% и более превышает определенную в том же порядке оценочную стоимость "квадрата" двух или более аналогичных жилых помещений, допускается проведение независимой оценки рыночной стоимости. Решение о приватизации будет приниматься по меньшей стоимости. Такой же принцип используется в настоящее время при продаже незаселенного жилья.

- Документом также урегулирован вопрос о приватизации жилых помещений, построенных за счет средств организаций с частичным привлечением средств своих работников. Какой установлен порядок?

- К нам поступали жалобы граждан на то, что денежные средства, которыми они участвовали в строительстве, не учитываются при приватизации помещений. Речь идет о домах, построенных в 1994-1995 годах, когда инфляция зашкаливала, все обесценивалось буквально на глазах, строительство в республике фактически остановилось. Тогда предприятиям разрешили привлекать денежные средства граждан. Министерство жилищно-коммунального хозяйства издало приказ о порядке зачета денежных средств граждан при долевом строительстве. Но в 2002 году вступил в силу закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", согласно которому из компетенции министерства исключили вопросы регистрации, инвентаризации и оценки и передали эти вопросы Государственному комитету по имуществу. Наш документ о порядке зачета денежных средств граждан при долевом строительстве был признан утратившим силу, а Госкомимущество аналогичный документ не воспроизвело, учитывая, что это был 2002 год и так уже не строили. И чтобы потраченные на строительство средства граждан все же были засчитаны, им приходилось обращаться в суд. Чтобы не гонять людей по судам, указом №524 установлено, что денежные средства, внесенные работниками государственных организаций в счет оплаты стоимости строительства жилых помещений, построенных госорганизациями с частичным привлечением средств своих работников, засчитываются в счет оплаты стоимости жилья при его приватизации при наличии заключенных договоров о совместном строительстве жилых помещений и (или) документов, подтверждающих сумму внесенных этими работниками денежных средств. Они будут засчитаны в счет оплаты стоимости жилых помещений при их приватизации пропорционально части площади жилых помещений, которая была построена за счет привлеченных денежных средств этих работников. Сейчас при приватизации гражданин оплатит только ту часть, которою оплатило государство при строительстве.

- Кто в республике отвечает за оценку жилых помещений для цели приватизации жилья?


- Единую политику по оценочной деятельности в Беларуси и ранее, и сейчас определяет Государственный комитет по имуществу. Однако раньше речь шла обо всем имуществе, за исключением жилищного фонда. Но указом №524 жилищный фонд также попал под влияние Госкомимущества, в подчинении которого, кстати, находятся РУП "Институт недвижимости и оценки" с филиалами в областях, территориальные организации по госрегистрации недвижимого имущества с аттестованным штатом оценщиков, "БелНИИЦзем" со специалистами по оценке и др. Теперь организации, в хозяйственном ведении которых находятся жилые помещения, смогут заключать договоры с агентствами по государственной регистрации и земельному кадастру на осуществление оценки жилых помещений для последующего принятия управленческих решений в процедуре приватизации жилья.

Юлия ДЫЛЕНОК,
БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси