В современном мире, где с каждым годом натуральное ценится все больше, эффективное использование лесных ресурсов приобретает стратегическое значение. Во многих сферах находит применение продукция деревообработки, а для конечного потребителя понятия "дерево" и "мебель" являются взаимосвязанными и ассоциативными. Не выходят из моды предметы интерьера из массивной древесины, отождествляясь с уютом, природным теплом и респектабельностью. О нынешней ситуации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности Беларуси и перспективах их развития в интервью БЕЛТА рассказал председатель белорусского торгово-производственного концерна "Беллесбумпром" Владимир Шульга.
- Недавно в Минске состоялась выставка"Мебель-2013", в проведении которой заинтересованы и производители, и покупатели. Насколько успешной для белорусских мебельщиков стала нынешняя экспозиция?
- Ежегодная специализированная мебельная выставка-ярмарка, которая организуется в октябре в Минске, является неким мерилом в работе предприятий концерна. Это мероприятие - действенный фактор обновления ассортимента продукции. Также это демонстрация технологических достижений предприятий и профессионального уровня их работников. На экспозицию заводы привозят не только образцы, планируемые для постановки на производство в ближайшее время, но и в перспективе. В выставке-ярмарке "Мебель-2013" приняли участие 18 мебельных организаций концерна. Они заключили около 6 тыс. договоров с 370 белорусскими предприятиями торговли на поставку мебели в 2013 году на Br950 млрд.
- В связи со вступлением России в ВТО появились ли сложности продажи продукции концерна на территории Единого экономического пространства? Как вы намерены их преодолевать, существует ли программа действий "Беллесбумпрома" в этих условиях?
- Анализируя итоги истекшего периода, надо отметить, что предприятия отрасли не испытывают серьезных проблем с доступом на рынки стран-участниц ЕЭП. Сейчас экспорт различных видов продукции регулируется соотношением спроса и предложения на каждом конкретном рынке, а также развитостью определенного ценового сегмента.
Работа в условиях ЕЭП открывает больше возможностей для участия в государственных закупках, в частности для строительного комплекса России и Казахстана. Производителям не нужно подстраиваться под требования каждого рынка в отдельности в связи с принятием единых правил технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, отсутствием таможенных пошлин и упразднением всех видов государственного контроля на внутренних границах ЕЭП.
Присоединение России к ВТО ведет к изменениям во внешнеторговом режиме и снижению тарифной защиты государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ожидается повышение конкуренции на едином рынке "тройки" со стороны товаров иностранного производства и возникновение риска снижения рентабельности экспортных поставок белорусской продукции на российский и казахстанский рынки.
Рост конкуренции на рынке стран ЕЭП для белорусских товаров является неизбежным в среднесрочной перспективе. Импортный таможенный тариф со временем перестанет играть роль основного механизма защиты рынка промышленной продукции на рынке ЕЭП. Вступление России в ВТО для Беларуси означает, что она в течение определенного времени понизит ввозные таможенные пошлины для внешних стран, в том числе и на многие виды товаров, которые мы сейчас беспошлинно продаем на российском рынке.
В ближайшее время будут решены основные задачи лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на среднесрочную перспективу, необходимые для эффективного развития отрасли в условиях вступления России в ВТО. В перечень таких задач, к примеру, входит повышение качества и технического уровня экспортируемой продукции за счет технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей. Также необходимо поднять эффективность внешней торговли за счет сокращения импортной составляющей в производстве. Нельзя упустить из внимания диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых рынков сбыта в странах вне Таможенного союза.
Одной из основных стратегий предприятий концерна в условиях ЕЭП должно стать проведение агрессивной экспортной политики повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет активизации инвестиционно-инновационной работы. Обобщая, могу сказать, что для достижения целей мы планируем закрепить позиции и расширить присутствие на рынках стран ЕЭП, а также развить новые формы сотрудничества в сложившихся условиях. Кроме того, мы намерены реализовать проекты, способствующие выпуску новых видов конкурентоспособной продукции, востребованной в странах ближнего и дальнего зарубежья.
- Как продвигается модернизация Добрушской бумажной фабрики "Герой труда", в результате которой будет организовано производство новых видов картона? Какие средства задействованы в реализации этого проекта и как они осваиваются?
- Нашей главной целью является перспективное развитие этого предприятия, направленное на техническое перевооружение производства и расширение ассортимента продукции. Также важно обеспечить получение прибыли и закрепить позиции фабрики на белорусском и зарубежном рынках.
Стратегия технического перевооружения включает в себя два инвестиционных проекта. Первый - это модернизация бумагоделательной машины №7 с использованием чешского оборудования. В результате качество выпускаемой бумаги для изготовления обоев будет улучшено. Также ожидается увеличение объема производства вдвое до 100 т в сутки. Выход на проектные мощности запланирован на май будущего года.
Второй инвестпроект касается создания производственного комплекса по выпуску мелованного и немелованного видов трехслойного картона мощностью 200 тыс.т в год. Освоение этой технологии позволит закрыть импорт аналогичного товара и обеспечить в полной мере потребности пищевой, легкой, медицинской и полиграфической промышленности Беларуси. Кроме того, инвестиционный проект будет иметь экспортоориентированную направленность.
Генеральным подрядчиком организованного строительства является китайская компания "Корпорация Сюань Юань", с которой в минувшем году заключен контракт на сумму $348,6 млн. Проект будет полностью профинансирован за счет средств кредита Государственного банка развития Китая. Предполагается, что новый комплекс введут в эксплуатацию в 2015 году.
- Насколько продуктивна работа Завода газетной бумаги в Шклове? Каковы финансовые итоги его работы за последний год и перспективы развития в 2013 году?
- Сегодня республиканское унитарное предприятие "Завод газетной бумаги" представляет собой высокотехнологический комплекс безотходного производства по переработке древесины. Завод изготавливает продукцию высокой добавленной стоимости. На всем цикле производства - современная автоматизированная система управления, которая контролирует технологический процесс по стадиям. В итоге мы имеем высококонкурентоспособную продукцию, которая пользуется повышенным спросом и у нас в стране, и за ее пределами.
Результаты деятельности завода в 2012 году характеризуются устойчивой тенденцией роста финансово-экономических показателей, связанной, прежде всего, с успешным освоением и превышением проектных мощностей по производству газетной бумаги. Так, за девять месяцев объем ее производства составил около 32,2 тыс.т, что на 10% больше проектной мощности. В том числе выпуск бумаги высшего качества марки "О" составил почти 88% от изготовленного.
Показателем успешности является то, что за девять месяцев текущего года выручка от реализации продукции завода превысила Br245,1 млрд. без учета НДС. Прибыль от продаж составила Br10,4 млрд. при чистой прибыли Br8,9 млрд. Около 40% продукции в январе-сентябре экспортировалось. Положительная динамика финансовых результатов связана с наращиванием объемов производства и реализации продукции, целенаправленным снижением ее себестоимости, в том числе расходов на энергоносители. Так, фактическое выполнение показателя по энергосбережению составило минус 20,9% при целевом показателе минус 5,5%. Основным направлением использования чистой прибыли предприятия является погашение кредитов, привлеченных на строительство завода и его текущую деятельность. Погашение процентов и основного долга производится ежемесячно и составляет Br1,5 млрд..
От потребителей продукции шкловского завода нареканий на качество нет. В Беларуси проведен мониторинг, согласно которому потребители отдали предпочтение товару белорусского завода, ставя ее на один уровень с газетной бумагой ведущих российских производителей, таких как ОАО "Кондопога" и ОАО "Волга".
Примечательно, что по результатам января-сентября нынешнего года незначительные объемы импорта, наряду с производством и реализацией импортозамещающей продукции, позволили обеспечить для экономики страны $9,5 млн. условной экономии валютных средств.
В дальнейшем повышение эффективности финансово-экономической деятельности Завода газетной бумаги в основном связано с реализацией нового инвестиционного проекта. Так, планируется создать производство бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов мощностью 30 тыс.т в год. Это будет импортозамещающее и экспортоориентированное производство, способное удовлетворить спрос на соответствующую продукцию белорусского рынка. Обращаю внимание, что этот спрос еще возрастет после ввода в эксплуатацию строящихся производств по выпуску древесных плитных материалов - ДСП и МДФ.
Планируемый ввод мощностей по выпуску бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов позволит предприятию обеспечить общий объем продаж на уровне 120,6 млн. евро в год, в том числе 69,4 млн. евро - за счет новой продукции.
- Как сегодня развиваются заводы по изготовлению обоев в Беларуси? Выдерживают ли они конкуренцию на внешнем рынке и какую долю продукции занимают внутри страны? Что предпринимается для расширения ассортимента обоев?
- Крупнейшим производителем обойной продукции как в республике, так и на территории СНГ является ОАО "Управляющая компания холдинга "Белорусские обои". В его состав входят два предприятия - "Белобои" и "Гомельобои". На долю холдинга приходится 85% от всего объема производства обоев в стране, а выпускаемая на его заводах продукция включает в себя почти все виды бумажных обоев и некоторые - виниловых. Эта продукция высокого качества, она отвечает международным требованиям и экологическим нормам безопасности.
Вообще на белорусском рынке доля обоев белорусских производителей в натуральном выражении составляет 60%, остальная часть - импортные, прежде всего, виниловые обои. Основываясь на анализе потребительских предпочтений в последние годы можно констатировать факт изменения покупательского спроса в сторону именно виниловой продукции. Она появилась сравнительно недавно и быстро завоевала популярность за счет своих потребительских качеств. Сейчас особенно популярен на мировом обойном рынке вспененный винил химического тиснения, трафаретной печати и горячего тиснения на флизелиновой основе. Об этом свидетельствует и то, что 85% ввозимых в республику обоев приходится на ассортимент виниловых.
С учетом всего сказанного, удержать конкурентоспособные позиции отечественного производителя обоев на внутреннем и внешнем рынках возможно только за счет организации производства виниловой продукции высочайшего качества у нас в стране. Для решения этой задачи завод "Гомельобои" заключил контракт с голландской фирмой на приобретение двух новых технологических линий стоимостью 9,95 млн. евро, проведен авансовый платеж. Оборудование будет поставлено во втором квартале 2013 года. Его производственная мощность составит 9,9 млн. условных кусков обоев в год. Применение новых технологических решений позволит производить разнообразные виниловые обои. По своим потребительским свойствам они будут аналогичны продукции широко известных зарубежных фирм, таких как Rash (Германия), BG, Crown & Shand Kydd (Великобритания), Murella (Италия), Venilia (Франция).
Я считаю, что реализация названного инвестиционного проекта с учетом предполагаемой программы продаж позволит сократить импорт высококачественной виниловой продукции в республику. В это же время доля белорусских обоев на рынке республики возрастет до 80%. Как ожидается, объем производства виниловых обоев холдингом "Белорусские обои" начиная с 2014 года достигнет 17 млн. условных кусков на сумму около $60 млн.
В настоящее время в структуре продаж ОАО "УКХ "Белорусские обои" наибольший удельный вес занимают поставки обоев на экспорт - 70% в объеме реализованной продукции. Обои отправляются в 19 стран. Основными рынками сбыта являются Россия, Украина, Казахстан, Молдова, а также Литва, Латвия, Польша, Болгария.
- Расскажите, пожалуйста, о развитии внешней торговли и товаропроводящей сети организаций концерна "Беллесбумпром".
- Эта работа постоянно продолжается. При этом концерн уделяет большое внимание деятельности товаропроводящей сети (ТПС) за рубежом с белорусскими инвестициями. В январе-сентябре 2012 года предприятия "Беллесбумпрома" поставили в адрес субъектов ТПС товаров на сумму около $15,5 млн.
Товаропроводящая сеть развивается с учетом особенностей регионов продаж и рыночной конъюнктуры. Концерн систематически анализирует внешнеторговую деятельность, определяя регионы, с которыми деловые отношения развиваются наиболее динамично. На основании этой работы готовится дальнейший план действий белорусских товаропроводящих сетей за пределами Беларуси. Одно из основных направлений в 2012 году - поиск новых партнеров и заключение контрактов на поставку продукции с возможным последующим предоставлением дилерских прав.
В целом развитие ТПС является наиболее действенным средством продвижения продукции за рубеж. В текущем году предприятия "Беллесбумпрома" поставляют продукцию в адрес почти 2 тыс. зарубежных партнеров, в том числе непосредственно потребителям, собственным субъектам с белорусскими инвестициями, в торговые сети, определенным в результате биржевых торгов организациям и дилерам.
За девять месяцев текущего года у предприятий концерна сложилось положительное внешнеторговое сальдо в $157,52 млн. при темпе роста к соответствующему периоду прошлого года в 169,8%. Показатель роста экспорта превысил те же отметки импорта на 23,2%. В 2012 году вырос экспорт спичек, пиломатериалов, ДСП, фанеры, дверей, окон, бумаги и картона, обоев, мебели.
Подведомственные концерну организации во внешней торговле имеют партнеров в 55 странах мира. Товары поставляются на рынки 46 государств, примерно из такого же количества стран импортируется продукция к нам. В общем объеме доля экспорта в страны СНГ составляет 79%, остальное реализуется в страны дальнего зарубежья. При этом замечу, что доля продаж в страны Содружества с начала 2012 года по сравнению с прошлым годом постоянно растет со смещением уклона с рынка России в сторону других стран СНГ, в первую очередь Казахстана.
В настоящее время продолжается работа по диверсификации экспортных поставок продукции и освоению новых рынков. Так, предприятие "Гомельобои" начало поставлять обои в Индию, филиал ОАО "Гомельдрев" Паркетный завод" - паркет в Испанию. ЗАО "Холдинговая компания "Пинскдрев" приступила к отгрузке мебели в Ливию и Швейцарию, ОАО "Стройдетали" - к поставке дверей на Кипр. ОАО "Мостовдрев", ОАО "Фандок", УП "Беллесбумпромэкспорт" начали экспортировать фанеру в Турцию.
- В деревообработке для повышения эффективности производства важно вести глубокую переработку сырья и материалов. Как поставлен этот процесс в отрасли, что производится из отходов древесного сырья? Какие новые виды продукции освоены в концерне в нынешнем году?
- Обеспечение углубленной переработки древесного сырья является основной задачей концерна и подведомственных ему предприятий для повышения эффективности производства. В настоящее время большая часть предприятий "Беллесбумпрома" реализуют инвестиционные проекты по модернизации и реконструкции действующих производств деревообработки, клееной фанеры и древесно-стружечных плит. Они ориентированы на использование местных ресурсов, основным из которых является древесина.
В период с 2012 по 2015 год планируется ввести целый ряд новых производств и модернизировать уже действующие. Из образовавшихся в процессе производства древесных отходов - опилок и стружки - на предприятиях концерна изготавливаются гранулы (пеллеты) и топливные брикеты. Кроме того, древесные отходы используются при выпуске древесно-стружечных (ДСтП) и древесно-волокнистых плит (ДВП).
Большинство предприятий концерна проводит замещение импортируемого газа местными видами топлива, к которому относятся древесные отходы деревообработки. В связи с этим вовлечение опилок и стружки в качестве котельно-печного топлива увеличивается и является востребованным с внедрением новых котлоагрегатов и сушильного оборудования. Доля местных видов топлива составляет около 50% в балансе котельно-печного топлива концерна.
Отвечая на вопрос о новых видах продукции, можно выделить освоение в этом году производства большеформатной фанеры повышенной водостойкости и большеформатной ламинированной фанеры для строительства в ОАО "Мостовдрев". С мая текущего года ОАО "Ивацевичдрев" на новом заводе мощностью 250 тыс.куб.м начало выпуск древесно-стружечных плит различных форматов и толщины, имеющих пониженные показатели плотности и более высокие - прочности по отношению к ныне выпускаемым. Это имеет существенное значение при изготовлении мебели.
- Среди новых задач экономики Беларуси - повышение уровня добавленной стоимости в производстве продукции, увеличение выработки на одного работающего. Какой уровень выработки есть сейчас и на какой показатель планируется выйти по итогам года?
- Развитие лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности связано с внедрением современного технологического оборудования, которое позволит вести глубокую переработку древесины с высокой добавленной стоимостью. В целом организации концерна планируют получить выработку по добавленной стоимости на одного занятого по итогам 2012 года на уровне $10,6 тыс. В 2011 году этот показатель составил $9,3 тыс. Мы рассчитываем, что в будущем году выработка по добавленной стоимости увеличится до $12,9 тыс.
В 2013 году в этой части наилучших результатов мы рассчитываем достичь в ОАО "Ивацевичдрев". Так, выработка по добавленной стоимости на одного занятого должна составить $36,4 тыс. (в 2011 году - $10,4 тыс.), выработка по выручке от реализации - $83,5 тыс. (в 2011 году - $29,1 тыс.).
Запланированное ежегодное увеличение валовой добавленной стоимости до 2015 года связано с повышением эффективности использования лесосырьевых ресурсов, основанной на более углубленной переработке древесины и производстве новой импортозамещающей и экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, рост производства и валовой добавленной стоимости планируется обеспечить за счет выполнения инвестиционных проектов. Одним из важнейших, к примеру, является открытие производств древесно-стружечных и ламинированных плит суммарной мощностью 480 тыс.куб.м в год в ОАО "Ивацевичдрев", "Речицадрев", "Фандок". На предприятиях "Витебскдрев", "Борисовдрев", "Гомельдрев", "Мостовдрев" планируется запустить производства древесно-волокнистых плит (МДФ/ХДФ) суммарной мощностью 550 тыс.куб.м в год. И других не менее важных проектов много.
В текущем году специалисты концерна разработали план модернизации действующих и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на 2012-2015 годы. В соответствии с этим планом выработка по добавленной стоимости в 2015 году должна вырасти в 3 раза по отношению к 2011 году и составить $27,9 тыс., выработка по выручке от реализации должна составить $62,2 тыс. (при $26,8 тыс. в 2011 году). В целлюлозно-бумажной отрасли стоит выделить ОАО "Светлогорский ЦКК", где выработка по добавленной стоимости на одного занятого в 2015 году должна вырасти в 4,5 раза по сравнению с 2011 годом и составить $58,7 тыс. (в 2011 году - $13,1 тыс.).
Белорусский торгово-производственный концерн лесной, деревообрабатывающий и целлюлозно-бумажной промышленности "Беллесбумпром" объединяет 50 организаций, где работают более 42,5 тыс. человек. Деятельность концерна подразделяется на три сектора: деревообработка и изготовление мебели, лесозаготовка, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупный годовой объем производства составляет около $900 млн. Более 50% продукции предприятий "Беллесбумпрома" экспортируется.
Татьяна ИВАНЮК