Избирательные участки по всей Беларуси открылись сегодня для досрочного голосования на выборах в Палату представителей. Продолжится оно до 10 сентября, а уже после основного дня голосования мы узнаем, кто из участников электоральной гонки сумел заручиться достаточной поддержкой избирателей, чтобы занять кресло в парламенте. Правда, чем ближе к 11 сентября, тем реже становятся ряды потенциальных депутатов. О снятии кандидатов с выборов, досрочном голосовании, развитии партийной системы и возможном составе будущего парламента корреспондент БЕЛТА побеседовала с научным сотрудником Центра социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Беларуси Петром Петровским.
- Петр Сергеевич, чем хороша для нас практика досрочного голосования и почему, учитывая международный опыт, не стоит упразднять его в Беларуси?
- Практика досрочного голосования существует не только в Беларуси, она есть и в других странах мира, в особенности западных. При этом в некоторых странах досрочное голосование производится по почте. У нас такого нет. Все-таки при голосовании по почте возникает множество вопросов о сохранности бюллетеней и о тайне волеизъявления. Мы же пошли по пути стационарного досрочного голосования, которое позволяет обходиться без этих недочетов, имеющих место у наших западных коллег.
Досрочное голосование дает возможность проголосовать большему числу граждан. При этом отсутствие практики каким-либо бюрократическим образом подтвердить свою невозможность прийти на участок в основной день выборов делает досрочное голосование очень популярным. Сказывается и то, что по традиции в Беларуси выборы проходят по воскресеньям и достаточно большая часть общества все же предпочитает в выходные отдыхать, а голосовать в рабочие дни.
Сейчас начало сентября, и люди хотят использовать собственные выходные для сбора урожая, а также для того, чтобы насладиться последними теплыми днями. Поэтому можно спрогнозировать процент досрочного голосования в коридоре 25-35%, что является нормальным.
- С предвыборной парламентской гонки снялись более 30 кандидатов. Чем можно объяснить это явление? Как оно сказывается на избирательной кампании в целом?
- Все экс-кандидаты, которые решили сняться, являются членами партий и выдвигались от партий. То, что так происходит, демонстрирует слабость партий как института. В них отсутствует дисциплина, имеет место кадровый голод. Такая ситуация с большим количеством снятий партийных кандидатов еще связана с изменением законодательства. Для партий сделали возможным выдвигать своих участников во всех 110 округах вне зависимости от наличия в них партийных представительств. Во-первых, ни одна партия не смогла выдвинуть 110 кандидатов. Это говорит об отсутствии в них нужного количества квалифицированных лиц. Во-вторых, часть выдвинутых кандидатов либо не донесла документы в территориальные избирательные комиссии, либо принесла неверно составленные документы. Это иллюстрирует отсутствие у большинства партий юридической службы, что является еще одним доказательством их слабости. И в-третьих, многие кандидаты от партий были выдвинуты для галочки. Именно они и снимаются с гонки.
Можно посоветовать партиям за этот электоральный цикл усиливать внутрипартийную работу, создавать свою юридическую службу, привлекать новых членов, а также использовать новые политические технологии по ведению выборов и партийному строительству.
- По сравнению с предыдущей парламентской кампанией насколько нынешняя проходит интересно? Чего не хватает кандидатам?
- В этой избирательной кампании партии проявили себя активнее, что связано с изменением избирательного законодательства. Как я говорил, теперь партии могут выдвигать кандидатов по всем 110 округам. Это оживило жизнь партий, дало стимул им дальше развиваться. С другой стороны, это показало, что партиям нужно трансформироваться, выходить из спячки. Мы видим, что запрос на политическую деятельность у граждан есть. Партии же не готовы этот запрос удовлетворить. Поэтому сегодня в стране нужно активизировать процесс партийного строительства.
На ближайший электоральный цикл (выборы в местные Советы пройдут в 2018 году, а следующие парламентские и президентские - в 2020 году) партии должны серьезно поработать. Государство стимулирует их развитие законодательными изменениями. Думаю, так будет и дальше.
Еще одной особенностью этой кампании можно назвать достаточно большое количество кандидатов, которые идут на выборы не для того, чтобы победить, а чтобы привлечь внимание к себе. Все эти выступления на телевидении в противогазах, "кулi", пропаганда легализации наркотиков, демонстрация моющих губок показывают, что без сильного партийного строительства политическое пространство будут засорять ненужными и бессмысленными действиями. Эти лица очень безответственные, их действия отрывают избирателей от реальных проблем и дискуссий.
Чтобы этого не было, в стране должна усиливаться роль конструктивных политических партий. Именно они ожили в последнее время. Как раз в их рядах большинство молодых кандидатов, что иллюстрирует к ним интерес молодежи.
Люди хотят реализовать себя в политике через конструктивные силы, предлагающие проекты обществу, а не через радикалов.
- Каким бы вам хотелось видеть будущий парламент? Возможно ли в нем формирование депутатских (парламентских) групп?
- Лично я хочу, чтобы у нас депутаты были не просто хорошими управленцами или авторитетными людьми, сегодня этого уже недостаточно. Новый депутат - это, прежде всего, общественный деятель с мощной командой. У депутата должна быть хорошая команда помощников. Про это почему-то у нас все забыли. Депутат должен качественно разделить между ними функции законотворчества, работы в округах и общественной деятельности.
При этом депутат, конечно, должен не прятаться от прессы и дискуссий, а быть активным их участником. Его должны узнавать в округе и знать, где находится общественная приемная. Именно депутат является проводником идей и настроений своих избирателей как в местные органы власти, так и в центральные.
Думаю, что и депутатские группы в парламенте должны появиться. У нас была в парламенте прошлого созыва первичная организация РОО "Белая Русь", состоящая из 67 депутатов. Это фактически и есть депутатская группа. В будущем парламенте подобные группы могли бы создать, например, и депутаты от КПБ, которые традиционно представлены в парламентах всех созывов. Если пройдут другие партийцы, то и они могли бы последовать этому примеру.
В перспективе у нас есть все предпосылки к формированию в Беларуси так называемой полуторапартийной системы, как в России и Казахстане, с сильной центристской партией во главе и небольшими конструктивными партиями как правого, так и левого толка. Но будущее зависит от работы и активности самих партий.
- Может ли в Беларуси когда-нибудь применяться голосование по спискам? Когда наши партии будут к этому готовы, в чем плюсы и минусы такого голосования? Партии не перестают обсуждать этот вопрос.
- Когда говорят про голосование по спискам, то имеют в виду стимулирование развития партийности. Мол, если введем партийное голосование, то людям де-факто придется выбирать из партий, тогда же и роль партий увеличится. На мой взгляд, это ошибочное суждение.
В странах, где партии присутствуют уже несколько сотен лет (Франция, Великобритания), выборы проходят как раз по мажоритарным округам, как и у нас. И это никоим образом не усложняет партиям существование. Наоборот, партийные структуры могут более грамотно организовать как избирательную кампанию в округе, так и работу в нем своего депутата. А это очень нужно в нашей ситуации. Депутаты должны создавать в своих округах общественные приемные, работать с гражданами. У нас же получается, что депутатскими (по факту) делами занимается исполнительная власть. И здесь нашим партиям просто нужно работать, а не ждать, что кто-то изменит законодательство и они сразу все пройдут в парламент.
С другой стороны, пример соседней России, где в середине 2000-х ввели только пропорциональную систему выборов (депутаты выбирались по спискам), произошло разочарование избирателя, резко начала снижаться явка. Ибо депутаты оказались оторваны от конкретного избирателя. Голосование за абстрактный список от партии приводит к тому, что депутаты существуют сами по себе, а избиратели сами по себе. Вот почему на выборах в Государственную думу, которые пройдут в России через неделю после наших, вернулись к практике смешанных выборов (50% по партийным спискам и 50% по мажоритарным округам), что оживило кампанию.
На мой взгляд, смешанная система в нашей реальности будет как раз актуальной. Но это, опять же, зависит от самих партий, как они смогут организовать свою работу.
- К сожалению, пока наши граждане не слишком хорошо знают названия и лидеров белорусских партий, за исключением лишь нескольких ярких личностей. На чем нужно сделать акцент партийцам в своей работе, как заинтересовать людей программами и привлечь в свои ряды новых членов?
- Первое, что партии должны начать делать, это работать в информационном плане. Сегодня для этого есть интернет. Можно создавать там группы, распространять контент и просто обсуждать важные для общества проблемы. Кстати, в местных выборах в ФРГ 4 сентября на второе место прошла партия "Альтернатива для Германии", которую многие называют чуть ли не "интернет-партией". Ибо эта партия как раз и начинала поднимать волнующие граждан вопросы через интернет, которые было не принято обсуждать на телевидении и в газетах. Именно так она добилась веса в обществе и прорвалась в политику.
Второе и, наверное, самое важное - наличие мощной программы. Любая партия, если она хочет пройти в парламент, должна представлять собой фабрику идей и законов. В ней должна кипеть внутрипартийная дискуссия по насущным проблемам в обществе и способам их решения. Я специально изучил программы западных партий, набирающих популярность. Так вот, партия "Левых" в ФРГ имеет программу в сто с лишним страниц. То же можно сказать и про другие партии. Наши же партии в основном прикрываются какими-то брошюрами, считая их реальными программами. Если ты идешь в парламент, где разрабатываются законы, то иди со своими предложениями и законопроектами, а не пиши манифесты на три страницы.
При этом в последнее время в нашем обществе, особенно среди молодежи, появляется запрос на активную политическую деятельность. Но молодежь не хочет просто махать флагами и раздавать листовки. Молодежь хочет участвовать в разработке проектов решений, организовывать на местах какие-то общественные мероприятия, повышать уровень образованности граждан, в том числе и в политическом плане. Это как раз и должны организовывать для своих членов партии.
И все же после нынешних выборов можно спрогнозировать увеличение количества партийных депутатов в парламенте. Сегодня про это говорит большинство экспертов.
Если объять взором больший отрезок времени, то можно увидеть тенденции пусть и слабого, но увеличения роли партий в обществе. Еще десять лет назад мы не видели и не слышали ни одного лидера партии. Само слово "партия" ассоциировалось у людей с лихими 90-ми и политическими радикалами. Сегодня же руководители партий стали активно участвовать в общественных дискуссиях в прессе, вести общественную деятельность. Одним словом, партии проснулись. Теперь уже нет разговоров, что они "диванные" или "фейковые". Все эти тенденции говорят про развитие партий, которое с каждым годом будет только усиливаться. Думаю, что некоторые общественные объединения могут в будущем стать политическими партиями. Учитывая, что эти объединения себя очень хорошо зарекомендовали при выдвижении кандидатов в депутаты и для них уже становится узким формат общественных объединений.
Татьяна АНТОНЧИКОВА,
БЕЛТА.-0-