ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
27 апреля 2011, 13:28

Повысить статус педагога в обществе можно только с принятием комплекса мер

УЧИТЕЛЬ, ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

В наше время современных технологий все чаще можно слышать споры по поводу роли учителя. Многим кажется, что его спокойно могут заменить Интернет, электронные книги или даже роботы. В силу различных причин профессия учителя теряет свой общественный статус. И это уже становится проблемой… А ведь именно учитель и школа по-прежнему воспитывают будущее поколение. Свои инициативы по поводу того, как повысить значимость профессии учителя, корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

- Владимир Матвеевич, в современном мире учителям стало значительно сложнее работать - нет того уважения к этой профессии, которое было раньше. Как вы считаете, почему?

- Статус учителя следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, как сам учитель оценивает свою работу, а во-вторых, как общество относится к учителю и чего ждет от него. Некоторые считают, что каждому учителю следует в первую очередь самому позаботиться о своем добром имени. И это отчасти справедливо, ведь значимость педагога в глазах учеников и родителей формируется на каждом уроке начиная с самого первого: по отношению к ученикам, знанию предмета и уровню преподавания, по подготовке к урокам, умению находить достойный выход из ежедневно возникающих сложных педагогических ситуаций и даже по внешнему виду.

Конечно, в последнее время учителям стало значительно сложнее работать. Причина в том, что не так давно они были наиболее образованными людьми в обществе. Сейчас же родители даже сельских учеников могут быть и кандидатами, и докторами наук, иметь несколько высших образований. Именно поэтому учителю необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро исчезнет. И еще: надо в любой ситуации с любовью относиться к своему труду. Человека, который умеет уважать себя сам, уважают и другие. Согласитесь, что тот, кто стыдится своей профессии, невольно сам провоцирует негативное отношение и к себе, и к работе, которую выполняет.

На мой взгляд, усиленно декларируемые в последние годы положения о том, что образование является сферой услуг, продаваемым товаром, наносят непоправимый вред и школе, и государству. Считается, то, что хорошо для предприятий в рыночной экономике, должно быть хорошо и для образования. Но не в том его предназначение. Школа - не служба быта, не общепит и не сауна, чтобы основным видом ее деятельности стало оказание платных услуг. Школа даже не место, где только учат детей, она еще и своеобразный духовный центр. И образование - не товар, а составная часть прав человека, общественное благо в интересах государства, инструмент, связывающий поколения.

Именно поэтому задачи учительской профессии более возвышенны и сложны - проводить моральные ценности в общество. Теоретически купить за деньги знания, в крайнем случае документ об образовании, можно, но попробуйте купить нравственность, уважение к старшим, патриотизм, любовь к Родине… А ведь выработка этих качеств у молодежи - одно из основных слагаемых работы школьного учителя. Ни в бане, ни в ресторане этому не научат…

- Что, по вашему мнению, нужно сделать для того, чтобы в педагоги шли хорошие специалисты?

- Жизнь показывает, что сейчас место учителя может занять почти каждый, но быть настоящим учителем способны далеко не все. К сожалению, низкий уровень абитуриентов - будущих педагогов, качество учебного процесса в педагогических вузах не способствуют приходу в школы настоящих учителей.

Не могу понять, почему до сих пор в правила приема в вузы не добавлен пункт о профессионально-психологическом собеседовании с будущими учителями и о подготовке специалистов в основном за счет бюджетных средств. Этот шаг позволил бы определять абитуриентов, которые выбирают профессию педагога действительно по призванию, а не по принципу "хоть куда, лишь бы поступить".

К тому же одновременно нужно разработать комплекс мер по повышению престижа учительской профессии, исходя из того, что если у педагога и будут некоторые привилегии, то они послужат интересам государства в целом. Для этого не нужны ни кодексы, ни законы, достаточно актов на уровне правительства и отдельных министерств. Тем более что школьных учителей у нас не так уж и много - всего 108 тыс., и из года в год их число уменьшается.

- Расскажите, какие меры вы предлагаете для повышения статуса учителя?

- Первым пунктом - материальное, моральное и иное стимулирование труда. Вот уж действительно, не так хорошо с деньгами, как плохо без них! Материальных средств, получаемых учителем, должно хватать ему не только на духовную пищу. Поэтому размер начальных ставок заработной платы и должностных окладов необходимо ориентировать на уровень средней зарплаты по стране, а само изменение заработной платы учителя нужно привязывать к ежемесячным инфляционным процессам.

Система оплаты учительского труда, к сожалению, не учитывает многое. Размер зарплаты зависит напрямую от полученного учителем образования, количества протарифицированных часов, категории, условий труда (городская и сельская местность) и косвенно - от результатов работы (надбавки к заработной плате). Но ведь такая система не учитывает, что один "горит" на работе, а другой - "тлеет". При одной и той же категории и количестве часов, если директор школы не заметит старание, зарплата будет одинаковая. Мы, депутаты, считаем, что количество ступеней профессионального роста учителя очень малое (без категории, первая, вторая и высшая). Если разработали 10-балльную шкалу оценивания труда школьника, то почему бы не разработать хотя бы такую же и для учителей (к примеру, по тому же принципу, что и для госслужащих)?

Да и современные средние общеобразовательные учреждения отличаются друг от друга. Есть элитные, с высоким уровнем дисциплины и мотивированности к учебе. Есть школы, где контингент учащихся значительно сложнее (например, в районах новостроек, в поселках, куда съехались жители из разных уголков республики). О них знают в управлениях образования. В таких "особых образовательных зонах" зарплату учителя следовало бы увеличить.

Еще одна проблема (учителя-предметники это подтвердят) заключается в том, что внутри школы можно вести уроки в параллели классов (например, в четырех 10-х классах), а можно в вертикали (с 6-го по 11-й класс). Во сколько раз больше времени уйдет на подготовку к уроку во втором случае? В 6 раз. В классе может быть и 30 учеников, и 16, а оплата труда за проверку тетрадей одинаковая.

Что касается льгот, то отношение к ним неоднозначное. Мы сторонники того, чтобы человек за свою зарплату мог приобрести себе все необходимое сам, без всяких преимуществ. И все же очевидно, что в обозримом будущем коммунальные платежи и платежи за землю будут расти. А учителю, в отличие от работников почти всех других профессий, приходится продолжать работу в домашних условиях, в основном в вечернее время (написание планов, проверка тетрадей, пользование компьютерной и множительной техникой и др.), поэтому наличие льготы по оплате коммунальных услуг будет влиять на выбор молодежью именно этой работы. Также есть предложение по молодым специалистам, получившим педагогическое образование по системе государственного образовательного кредитования и отработавших в школе не менее пяти лет. Мы считаем, что их следовало бы освобождать от оплаты этих кредитов.

Есть проблема с молодыми кадрами - мы хотим привлечь молодых в школу, задержать их там надолго, но не ценим стаж работы. Формы морального стимулирования продолжительного труда учителя следует развивать. По крайней мере перечень наград Министерства образования и иных органов управления образованием должен быть более разнообразным, учитывающим стаж работы и ее особенности (например, медали математика, физика или химика, за преданность школе и т.п. соответствующих степеней в зависимости от продолжительности работы и достижений).

Усилить кадровый потенциал отрасли могло бы создание отдельной очереди на строительство жилья и его льготное кредитование для учителей. Банки должны обратить внимание на то, что учителя относятся к наиболее законопослушной категории граждан и особых проблем с погашением взятого кредита у них не будет. А в сельской местности и поселках городского типа семейным учителям выделение "президентского домика" должно стать нормой. Тем более что в некоторых СПК такие здания пустуют.

- Многие учителя жалуются на перегрузку, моральное старение и на различные внерабочие обязанности. Есть ли предложения по уменьшению нагрузки учителя?

- Нужно радикально уменьшить дополнительную нагрузку на учителей, исключить выполнение ими несвойственных функций, предоставление излишней бумажной отчетности. Сейчас в Министерстве образования идет разработка единой минимальной системы отчетности по всей управленческой вертикали в образовании. Это хорошее начало. Оно может послужить разгрузке учителя, но эффективность его будет невысокая, если не сократится поток запросов в школы и от иных государственных органов управления.

Мы считаем, что нужно исключить из обязанностей школы такой архаизм, как всеобуч. В ЖЭСах и сельских исполкомах содержится вся информация о детях, подлежащих обучению в школе. Причем гораздо более полная, чем устанавливаемая учителем при обходе квартир. Так, в одной из школ Минска по информации, собранной учителями в мае, в школе должно было открыться 2 первых класса. В августе родители привели детей на 6 первых классов. Причины не в недобросовестности учителей, а в переездах семей, заселении новых жилых домов микрорайона молодыми, в том числе многодетными семьями.

Не нужно принуждать учителей вести курсы, в том числе факультативные, по которым они не имеют должной подготовки. Например, недавно была попытка внедрения курса "Основы православной культуры", сейчас в планах обучение всех учащихся вопросам экономики и предпринимательства. Если эти и иные обязательные курсы будут вести не вполне компетентные учителя, то это также отразится на статусе учительства в обществе.

Не следует увлекаться организацией постоянных учительских рейдов по семьям социально неблагополучных детей. Почему-то не принимается во внимание, что у учителя тоже может быть семья, собственные дети, которые требуют не меньшего внимания и заботы со стороны родителей и государства.

- Предлагают ли депутаты изменение подходов к соцпакету учителя?

- В Российской Федерации, например, законодательство предусматривает предоставление учителям не реже чем через каждые 10 лет непрерывной работы отпуска сроком не менее одного года. В разговоре с нашими белорусскими педагогами выяснилось, что для восстановления сил им вполне достаточно летних отпусков. Они просят лишь об одном: ни при каких условиях не сокращать их. Но нам кажется, что для повышения социального статуса учителя правительству все же нужно рассмотреть вопрос о возможности организации для учителей санаторно-курортного лечения, отдыха в пансионатах и на туристических базах на льготных условиях. Для этих целей возможно введение "оздоровительных" выплат. Ежегодное медицинское обследование и вакцинирование учителей должны проводиться в обязательном порядке, но бесплатно.

Что касается пенсий, то в первую очередь вернуть учителям, имеющим определенный педагогический стаж, право (это прерогатива Министерства труда и социальной защиты) на досрочный выход на пенсию: женщинам - в 50 лет, мужчинам - в 55 лет. Эта норма исчезла по тем основаниям, что условия труда в отрасли стали значительно лучше, чем в послевоенные годы, и дополнительное стимулирование труда педагогов не требуется. Кстати, в последние годы ею пользовались единицы (пенсия около Br400 тыс., и большинство предпочитают работать до достижения общего по стране пенсионного возраста). Поэтому каких-то значимых затрат здесь не будет, а вот уверенность в завтрашнем дне, в том, что в случае болезни или иных обстоятельств учитель сможет воспользоваться таким правом и не останется без средств к существованию, появится.

Замечу, что молодежь видит в пожилых педагогах свое будущее в старости. И если оно не привлекательное, то и отношение к профессии будет соответствующим. 

- Но проблема ведь не только в наличии соцпакета - нужно изменить отношение общества к профессии педагога. На ваш взгляд, как это сделать?

- Статус учителя повысился бы, если бы в СМИ было больше материалов о работе учителей, их достижениях, опыте, проявлениях высокого гуманизма и самопожертвования. Необходимо хотя бы лет на пять объявить мораторий на показ и публикацию материалов, вызывающих негативное отношение к педагогической профессии, по единичным нарушениям формирующих мнение, что все учителя такие. Обидным является тот факт, что СМИ представляют учителя в очень неприглядном виде: запрограммированность, неинтеллигентность, бедность, малоэрудированность, пародийность в глазах учеников и родителей.

Хотя есть примеры, которые становятся благодатной почвой для формирования негативного отношения к школе. Принудительная подписка на газету "Юный спасатель" МЧС в школах республики приняла гротескные формы. Зачем заставлять учителей и учеников содержать газету, если в школах есть специальный курс "Основы безопасной жизнедеятельности"?

Вот еще информация для раздумья: разработано 350 программ и создано 146 учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий и эта работа будет продолжаться. При этом старшеклассники бегут с уроков иностранного языка на платные курсы и там не за 11 лет, а за год-два осваивают разговорную речь в совершенстве.

Я считаю, чтобы повысить статус педагога в обществе, нужно иметь желание, а средства найти можно.

Так, доходы, полученные школой от внебюджетной деятельности, можно использовать на поощрение учителей, что способствовало бы повышению их социального статуса. Но если они будут по-прежнему облагаться налогами (до 40% от полученной суммы), то большой заинтересованности у директоров школ такая работа никогда не вызовет. Кстати, на 1 января 2011 года средняя стоимость платного обучения одного студента составляет Br4,163 млн., или 71,8% от стоимости подготовки специалиста за счет средств бюджета. Так как студентов-платников в государственных вузах около 200 тыс., то можно посчитать, на сколько государство за пятилетку "проспонсирует" их из бюджета. Эти студенты не входят в план государственного заказа, не  распределяются и какой-либо ответственности перед государством в связи с обязательной отработкой не несут. Если эту государственную "спонсорскую помощь" направить на решение поднятых проблем, связанных со статусом учителей, то очевидно, что денег хватит с избытком.

А самое главное - проникнуться мыслью о том, что очень важным звеном не только в учебно-воспитательном процессе, но и в социально-экономическом развитии государства являются учителя. Все мы, рядовые труженики, депутаты, руководители различного уровня, должны сделать все возможное для того, чтобы характеристики, вроде они бедные, замотанные и обозленные люди, часто с испорченной психикой и не сложившейся личной жизнью, никогда не относилась к учителям.

Юлия ВАНИНА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси