ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Сплошная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 мая 2016, 21:46
Цуй Цимин

Поддержание мира и стабильности - неизменная позиция Китая и Беларуси

Цуй Цимин
Цуй Цимин

Поддержание мира и стабильности в своих странах и регионах - неизменная позиция Китая и Беларуси. Такую точку зрения выразил в интервью корреспонденту БЕЛТА Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Республике Беларусь Цуй Цимин. Он убежден, что в современных условиях обеспечение стабильности является фундаментальным условием жизнедеятельности любого государства. В интервью посол рассказал о развитии белорусско-китайского сотрудничества в вопросах поддержания безопасности и мира, о высокой оценке правительством Китая роли Беларуси в договоренностях по мирному разрешению ситуации в Украине, а также о мирной позиции КНР по проблематике Южно-Китайского моря.

- Стремительные изменения мировой ситуации и все новые вызовы подталкивают страны-партнеры к более тесному взаимодействию в борьбе с терроризмом, усилению обороноспособности. Как Беларусь и КНР сотрудничают в этом плане?

- Следует отметить, что китайско-белорусское сотрудничество в области борьбы с терроризмом непрерывно углубляется и становится все более результативным. Можно сказать, что совместные антитеррористические учения "Стремительный орел" уже стали международным брендом. Вооруженные силы обеих стран по очереди прибывают на территорию приглашающей страны для проведения совместных учений. Так, Китай и Беларусь с 2011 года успешно провели три совместных антитеррористических учения.

Китай готов и в дальнейшем продолжить укрепление сотрудничества с Беларусью по борьбе с терроризмом, совместно защищать международную, региональную безопасность и безопасность обеих стран.

Наши страны активно обмениваются опытом в вопросах укрепления обороноспособности, и эта работа будет продолжена.

Выражу также позицию правительства КНР о важной роли Минска как международной площадки для мирных переговоров по украинской проблематике. Руководство Беларуси предприняло для этого значительные усилия. В целом страна начинает играть все более заметную роль в регионе и мире по вопросам обеспечения безопасности.

- Насколько активно наши страны поддерживают друг друга на международной арене?

- Приведу только один пример. Недавно министр иностранных дел Владимир Макей, представляя позицию Беларуси в вопросе о конфликте в Южно-Китайском море, выразил поддержку Китаю. Он ясно дал понять, что вопрос об островах в Южно-Китайском море должен быть решен мирным путем, путем достижения консенсуса. Глава белорусского МИД решительно выступил против интернационализации данного конфликта, против привлечения не имеющих к нему отношения сторон, а также против сгущения красок и разжигания конфликта.

Мы выражаем искреннюю благодарность Беларуси за активную поддержку китайской стороны. В Китае есть поговорка: справедливость находится в сердце. Мы верим, что наша твердая, неизменная позиция в этом вопросе и дальше получит всеобъемлющую поддержку от белорусских друзей.

- В последнее время вопрос об островах в Южно-Китайском море привлекает широкое внимание международного сообщества...

- Некоторые экстерриториальные силы не только пользуются так называемой свободной навигацией, своевольно сдвигают войска, провоцируют, разжигают конфликт и сгущают краски, будто бы китайская сторона создает угрозу в Южно-Китайском море. Но как обстоят дела на самом деле? Китай не только является пострадавшей стороной в данном споре, но и проявляет инициативу для надлежащего разрешения конфликта мирным путем и посредством сотрудничества.

Острова в Южно-Китайском море с давних времен являлись территорией Китая. Китайское правительство прошлых эпох осуществляло управление на данных островах и в соответствующей морской зоне, учредив администрацию, морскую службу спасения, осуществляя военное крейсирование, ведя производственную деятельность и т.д. До 70-х годов прошлого века принадлежность островов Китаю была широко признана международным сообществом, возражений не выдвигала ни одна страна, никакой проблемы вообще не было. Многие национальные правительства и резолюции международных конференций также признали принадлежность этих островов Китаю.

Но с 70-х годов соседние страны фактически начали захват островов и рифов в Южно-Китайском море. Причем отдельные государства начали делать это на основании того, что острова находятся в пределах 200 морских миль от их берегов, выступая из позиции права на морскую акваторию, и попытались опровергнуть суверенитет Китая над этими островами. Очевидно, что в этом вопросе Китай является главным пострадавшим.

На протяжении многих лет правительство КНР неоднократно заявляло, что данные действия являются серьезным нарушением территориального суверенитета страны, они незаконны.

Для поддержания мира и стабильности в регионе Южно-Китайского моря при разрешении конфликта китайское правительство активно выступает с инициативой придерживаться трех основных принципов: конфликт должен быть урегулирован путем переговоров, должен контролироваться посредством законного механизма, и его необходимо смягчить посредством сотрудничества. При этом важно урегулировать вопрос посредством переговоров непосредственно между прямыми участниками конфликта, основываясь на исторической реальной базе, соблюдая основные принципы международного права. Для смягчения ситуации КНР выступает с инициативой продвижения регионального сотрудничества, включая совместное развитие, чтобы каждая сторона могла получить выгоду, поощряет взаимное доверие, тем самым создает благоприятную внешнюю среду, общественное мнение и общественную ситуацию для окончательного разрешения вопроса.

Напомню, что при активном продвижении и благодаря неустанным усилиям китайского правительства в 2002 году Китай и страны АСЕАН подписали Декларацию поведения в Южно-Китайском море. За последнее десятилетие для ее активного всестороннего осуществления каждая сторона развернула морское прагматическое сотрудничество и консультации по кодексу поведения в Южно-Китайском море в трех направлениях, о которых я только что говорил. Постоянные взаимодействия по этим вопросам привели к значительным результатам. Реализация декларации и платформы по кодексу поведения привела к административному контролю конфликта и создала главный канал сотрудничества. Ситуация напряжена, но благодаря эффективной защите Китая и стран АСЕАН в Южно-Китайском море поддерживается долгосрочный мир и стабильность.

В январе 2013 года Филиппины в одностороннем порядке возбудили дело в арбитражном процессе, предприняли попытку опровергнуть территориальный суверенитет и морские права Китая на территорию островов в Южно-Китайском море, скрыть свое нелегальное вторжение на некоторые острова и рифы. Поступив данным образом, они не только нарушили статью 298 Конвенции ООН по морскому праву об исключении принудительных арбитражных процедур в вопросах проведения границы в морской зоне, но также нарушили двустороннее соглашение о разрешении конфликтов в Южно-Китайском море путем переговоров и консультаций, а также Декларацию поведения в Южно-Китайском море. Последняя четко предусматривает обязательство со стороны непосредственно заинтересованных сторон мирным путем урегулировать свои территориальные и юрисдикционные споры путем дружественных консультаций и переговоров.

В отношении арбитражного разбирательства Филиппин китайская сторона приняла рациональную и законную позицию непринятия и неучастия в нем. Арбитражное разбирательство не изменит исторический факт и реальность суверенитета Китая над островами в Южно-Китайском море и прилегающими водными территориями, не поколеблет решительность и намерение Китая защищать свои интересы и вместе со странами региона защищать мир и стабильность в Южно-Китайском море.

В современных непростых мировых условиях очень важны отношения, когда спорный вопрос разрешается путем переговоров и консультаций, а связи строятся на основе взаимоуважения и поддержания мира, стабильности в регионах.

Алина ГРИШКЕВИЧ.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси