ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
23 декабря 2011, 10:08

Перестройка сердец

Христианский мир накануне Рождества. По всей планете католики, православные и другие конфессии украшают свои храмы и молельные дома еловыми ветками, фигурками Святого Семейства и волхвов. Это торжество повторяется ежегодно, но каждый раз переживается заново, когда в храме звучат древние слова: "Слава в вышних Богу....", "Gloria in excelsis Deo..." В советские времена у людей этот праздник пытались отобрать. Какие только запреты не вводились для верующих. В молодом советском государстве даже рождественскую елку пытались запретить. Перемены произошли 20 лет назад. В Вискулях 8 декабря 1991 года было подписано знаменитое Беловежское соглашение, а 25 декабря - как раз на "западное" Рождество - Горбачев отказался от своего поста, и 26 декабря СССР уже окончательно исчез с карты мира. Это принесло много негатива, но для христиан тогда началась совсем другая жизнь. На эту тему с корреспондентом БЕЛТА побеседовал Митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

- Когда вы почувствовали, что для христиан в СССР многое кардинально меняется?

- Это было не в 1991 году, а еще раньше - в 1990-м. В СССР был принят новый закон о свободе совести. Это существенным образом изменило положение церквей в Советском Союзе. Об этом законе я узнал, будучи в Бари (Италия) на экуменической конференции. И потом были все эти события в 1991 году. Меня в том году как раз перевели в Москву (на епископскую кафедру), и надо было все начинать. А тут случился этот путч.

Тогда в конце ноября - первой половине декабря в Ватикане было большое событие - Синод епископов Европы. И там мы узнаем, что 8 декабря в Вискулях произошла та самая встреча. Епископы из СССР говорили: "Мы ехали сюда из Советского Союза, а теперь вообще не знаем, куда возвращаемся". Потом непонятно что существовало. Есть это государство, нет его?.. Ну а затем было 25 декабря. Я запомнил тот день очень хорошо. Обычно на Рождество идет самое торжественное богослужение в ночь с 24 на 25 декабря, и это так и прошло. Но 25 декабря меня вдруг просит итальянское телевидение, чтобы вечером месса была в шесть часов, а не в семь, как у нас там всегда было. Я говорю им: "Нет". А они: "Это очень важно для нас. Нужно вести репортаж..." Они заблаговременно попросили и, получается, уже знали, что произойдет. Откуда - я не понимаю. Я не знал, в чем дело. Позже сообщили, что в семь часов по телевизору выступит Горбачев, поэтому надо раньше мессу отслужить. В общем, закончилась служба, а в ризнице был телевизор, который итальянцы поставили. И я увидел, как Горбачев отрекся от президентства.

- Как вы к этому отнеслись?

- Можно, конечно, комментировать этот факт с библейской точки зрения. Советский Союз существовал примерно для трех поколений, гонения церкви были опять же для трех поколений. Условно говоря, это три дня. В Писании сказано, что неизвестно, как долог у Бога день. Но Христос сказал, что на третий день Он воскреснет. И, получается, тогда новое Воскресение наступило в религиозной жизни. Поэтому 1990-1991 годы вписались в историю СССР как годы больших политических перемен, за ними пошли и социальные перемены, и опять же перемены в духовной сфере. Церкви получили свободу. Это переломные годы.

- Когда по телевизору 25 декабря показывали, как в Кремле спускают советский флаг, какими вы вспоминали прошедшие годы, годы жизни в СССР?

- Примеров много можно привести, как жили верующие в СССР. Когда я еще в Гродно ходил в костел, то бабушки не пускали, потому что мне не было еще 16 лет (законодательство запрещало участие детей в церковных службах. - Прим. БЕЛТА). Боялись, что священник не получит необходимой справки. Но мы с ребятами все же как-то проходили. А потом я поступил в Гродненский педагогический институт, и меня вынудили оставить учебу из-за того, что я посещал богослужения. Это было в 1962 или в 1963 году - при Хрущеве. Я поехал учиться в Ленинград, где увидел совсем другую ситуацию. Там знали, что я верующий. Не все, конечно, но очень многие. И никто ничего мне не говорил...

- Но ведь было и так, что люди тайком отмечали Рождество?

- Да. Так было. Например, открыто освящать пасхальную пищу в костел не все ходили. В Ленинграде студенты, которые знали, что я хожу на службы, просили: "Ты ходишь в костел, освяти и нам пищу". Вспоминается и другой момент. В 1989 году я, уже как священник, первый раз поехал в Польшу. Духовных книг тогда здесь мало было, и я вез их оттуда столько, сколько мог. Поездом приезжаю в Гродно, а мне таможенник говорит, что только две книги можно. Это был январь 1989 года, а 25 июля меня уже Папа назначает епископом (в том числе Тадеуш Кондрусевич стал тогда Апостольским администратором Минской епархии. - Прим. БЕЛТА). Как быстро все изменялось, в том числе отношение властей. Трудно даже понять это.

- Минская католическая кафедра, куда вас тогда назначили, как известно, это архикафедральный костел имени Пресвятой Девы Марии. Каким вы застали его в советское время?

- Тогда я пришел к костелу посмотреть, как выглядит моя кафедра. Там была вывеска "Спортивный клуб "Спартак". Выглядел он так, что его нельзя было принять за сакральный объект: он был разделен на три этажа, а башни снесены. На входе сидела вахтерша, которая меня не пускала, мол, вход только по пропускам. Я ей сказал, что очень люблю спорт и хочу посмотреть. Тогда она сказала: "Ну ладно. Идите немножечко посмотрите". Вот так было.

- Вы жили не только в РСФСР и БССР, но больше 15 лет в Литовской ССР, где учились в семинарии и служили на приходах. Как-то отличалась атмосфера в религиозной жизни?

- В Литве, да и в Латвии, можно сказать, сохранился епископат. Там были семинарии. В Беларуси уже не было епископов и семинарий, но католических священников все-таки было около 50. Примерно 110 храмов были открыты. При этом ситуация в западной части очень сильно отличалась от восточной. В России же было только два храма. Сейчас в Беларуси примерно 470 католических приходов и столько же священников.

- Иногда говорят, что в советское время христиане разных конфессий были больше консолидированы, чем сейчас, что проявлялось и на человеческом уровне. Это действительно так?

- Сегодня в Беларуси межхристианские отношения очень хорошие. Мы же братья. Помогаем друг другу, и в этом большая заслуга митрополита Филарета. Со своей стороны тоже стараюсь делать все возможное. Здесь именно пример того, о чем говорил Иоанн Павел II. Церковь должна дышать двумя легкими - западным и восточным. У нас в центре Минска фактически с одной стороны улицы православный кафедральный собор, а с другой - католический. Но в те времена, действительно, солидарность верующих не только разных христианских конфессий, но даже разных религий была очень большая. Я помню освящение синагоги в Москве. Тогда приехал как гость Натан Ширанский, в советские времена бывший диссидентом. И вот он в своем выступлении сказал, что приветствует всех присутствующих православных и католических епископов. Он сказал, что у нас есть одна книга: "Я - еврей, но Ветхий Завет тот же самый". Вы знаете, когда были гонения на религию, все сплачивались и очень сильно помогали друг другу.

- Чтобы бы вы пожелали христианам Беларуси в преддверии Рождества?

- У нас есть разница в календаре, но мы все верим в Иисуса Христа. Поздравляю своих единоверцев - католиков. Хочу поздравить и всех тех, кто будет праздновать с нами Рождество - 25 декабря, а также наших братьев православных, тоже готовящихся к торжеству. Сегодня, перед вызовами нашего времени, нам нужно быть объединенными. Кроме того, торжество Рождества - это торжество мира, жизни и спокойствия, поэтому хотелось бы пожелать радостных и счастливых праздников, душевного мира, чтобы в нашей Беларуси и вообще во все мире мы чувствовали себя братьями и сестрами. И хотел бы призвать всех граждан Беларуси: подайте друг другу руки. Может, было что-то плохое в отношениях, обиды какие-то. Это все надо забыть, начать новую жизнь. Нужно писать ее с нового листа и писать в соответствии с духом Евангелия. Вот мы говорили о распаде СССР... Вспоминая то время, призываю провести другую перестройку - перестройку сердец. Нужно изменить свои сердца, тогда действительно изменится облик нашей Земли.

Василий МАЛАШЕНКОВ,
БЕЛТА.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси