Дмитрий Семенов
Заместитель начальника управления культуры Мингорисполкома
На прошлой неделе в Белорусском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля "На черной-черной улице", билеты на который раскупили еще за два месяца до премьеры. Но это далеко не первая постановка театра, которая вызывает такой ажиотаж, ведь достать билеты на вечерние спектакли в кукольном всегда очень трудно. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором театра Дмитрием Семеновым и узнала, почему спектакли пользуются такой популярностью среди зрителей разного возраста и как творческой команде удается воплощать даже самые необычные идеи.
- Вы возглавляете театр с 2022 года. На что сейчас делаете главный акцент в развитии и репертуаре?
- До того, как стать директором театра, я занимал разные должности, был заведующим сектором культуры Заводского района Минска, после работал директором Дворца детей и молодежи "Золак", а дальше по счастливому стечению обстоятельств попал сюда. Работать в таком коллективе и видеть процесс создания, воплощения и магию оживления куклы - невероятное удовольствие. Сейчас мы делаем акцент на вечернем репертуаре ввиду того, что детского репертуара, который идет по выходным дням, достаточно. У нас есть спектакли для взрослых, школьников и дошкольников. Более того, в этом театральном сезоне мы запустили первый бэби-спектакль для самых маленьких детей. Режиссером выступил Евгений Корняг - уникальная и очень талантливая личность. Для нас большое приобретение и победа то, что он стал главным режиссером театра.
- На прошлой неделе состоялась премьера комедии "На черной-черной улице" - первая работа Евгения Корняга в качестве главного режиссера Белорусского государственного театра кукол. О чем эта постановка?
- "На черной-черной улице" - яркий спектакль, который точно не оставит никого равнодушным. В нем объединены детские страшилки и сказки Ханса Кристиана Андерсена. Зритель окунется в воспоминания из детства, когда мы в летних лагерях пугали друг друга жуткими историями и вызывали пиковую даму. В спектакле эти истории переплетены с интересным юмором и яркими находками в части режиссуры и сценографии, а также потрясающей музыкой. Вообще, в части нашей режиссерско-постановочной группы сложилась золотая троица: главный режиссер Евгений Корняг, главный художник Татьяна Нерсисян и композитор Екатерина Аверкова. Именно они работали над этим спектаклем.
- Театр кукол сегодня выделяется не просто репертуаром, но и длительностью спектаклей. Кажется, почти 3-часовая постановка в наше время это не то, что выберут люди. Как вы пришли к этой концепции и почему не боитесь ставить очень долгие спектакли?
- Безусловно, спектакли длительные, но вместе с тем показателем профессионализма команды, а также четкой работы в выборе репертуара и подачи материала является то, что люди после спектакля не чувствуют усталость. Они удивляются, как незаметно пролетели три часа, и им хочется продолжения. Бывает, что ты приходишь на мероприятие и целый час тянется очень долго, но на наших постановках интерес не уменьшается на протяжении всего времени, и зрители выходят из театра с множеством мыслей. За день перед премьерой мы организовали предпоказ, чтобы посмотреть на реакцию зрителей и поиграть с публикой, отклик был очень положительным. Проведена фундаментальная работа. Думаю, что можно было сделать не одну, а целых две постановки, но Евгений Евгеньевич собрал все воедино и создал очередной "топовый" спектакль. Показателем достаточно большого спроса на наши вечерние спектакли является то, что все билеты проданы, а очередь, которая стоит в день продажи билетов - самая высокая оценка нашей работы.
- Какие у театра ближайшие планы?
- В воскресенье мы показали спектакль-лауреат Национальной театральной премии "Записки юного врача" на международном молодежном театральном форуме "М.@rt.Контакт" в Могилеве. В апреле наш театр выступит со спектаклем "Пансион Belvedere" в Гродненском областном театре кукол, а в мае мы планируем выступить на сцене Большого театра кукол в Санкт-Петербурге на фестивале, который организовывает Театр юного зрителя имени А.А.Брянцева.
Также в 2023 году ярким приобретением театра стал детский спектакль "Умная собачка Соня" Евгения Корняга. На фестивале "Белая вежа", который проходил в Бресте, мы взяли победу в номинации "Лучший детский спектакль". Летом мы планируем выпустить второй бэби-спектакль, чтобы разнообразить афишу для самых-самых маленьких. Очень приятно наблюдать, как самых юных зрителей нашего театра приносят на руках, а взрослые зрители возвращаются к нам снова и снова. Мне кажется, что все задачи, которые сегодня ставим перед собой, мы успешно реализуем.
- Насколько отличается работа над спектаклями для детей и взрослых?
- Думаю, что детская публика сложнее, потому что дети настоящие и искренние. Если им что-то не нравится, они так и скажут. Взрослые могут все приукрасить, по-другому высказаться или попасть под влияние мнения окружающих, а у детей немножко по-другому. И если ребёнок дергает родителей за руку и хочет прийти в театр еще раз, значит, мы достучались до его маленького сердца. В прошлом году мы выпустили первый бэби-спектакль "Бабочки". Зал небольшой, всего 24 посадочных места, и это выставляет определенные требования к игре и оформлению, поскольку все происходит перед глазами. Мы применяем такие интересные визуальные эффекты, что дети остаются полностью увлечены постановкой. При этом она длится всего 25 минут, чтобы ребенку было легко ее воспринимать.
Кроме того, когда театр отмечал 85-летие, мы сделали интересный ход и поменяли зрителей и куклы местами. В зале посадили кукол, на сцену провели маленьких зрителей и запустили музыку "живого сбора зрителей" в зал. Дети удивились, что зрители на самом деле так шумят, и актерам на сцене настолько слышно, что происходит в зале. Они также увидели многообразие кукол со спектаклей разных лет и остались под большим впечатлением. Нужно понимать, что эти дети - наши будущие зрители, которые придут на вечерние спектакли. Театр кукол ставит перед собой важную задачу, потому что мы воспитываем и формируем культуру похода в театр. А о интересных спектаклях говорит и тот факт, что я часто вижу, как на детские спектакли приходят взрослые и без детей. Очень важно, чтобы, выходя со спектакля, дети обсуждали и проговаривали с родителями самые запоминающиеся и непонятные моменты.
- У вас много новых проектов, а какой самый старый спектакль в репертуаре театра до сих пор пользуется популярностью?
- В этом году нашему спектаклю "Красная шапочка" исполнилось 37 лет. К 100-летию народного артиста БССР Анатолия Лелявского мы обновили и освежили декорации. Эта классическая постановка до сих пор собирает полные залы.
- Восстановилась ли посещаемость театра после коронавируса?
- К счастью, да. Но, конечно, конкуренция сегодня очень большая, появились различные киноплощадки, анимация и компьютерная графика, дети, да и взрослые, больше времени стали проводить в смартфонах. А театр - это живое общение, и бывает, что один и тот же спектакль при просмотре несколько раз ты открываешь для себя с другой стороны и замечаешь в нем новые детали, новые смыслы. Я часто общаюсь с людьми, которые неоднократно ходили на один и тот же спектакль, и спрашиваю, что их так заинтересовало, поэтому стал наблюдать такую тенденцию, что люди целенаправленно меняют места в зрительском зале. В один день они покупают места на пятый ряд, в другой - на девятый, потому что стараются уловить многообразие театра кукол, хотят посмотреть на спектакль под другим углом. Когда люди говорят, что пришли на "Записки юного врача" в 7-8 раз, это видится мне уникальным достижением. Оно должно заряжать и давать силы на новые грандиозные проекты.
В целом, театр - уникальный мир эмоций, а оживить куклу - магия, с которой прекрасно справляются наши актеры и вся команда театра. Художники, бутафоры каждый раз придумывают различные механизмы и прорабатывают необходимые детали, работа не останавливается после премьерного показа, потому что нужно постоянно ремонтировать кукол и декорации. Жизнь в театре кипит не только на сцене, но и в цехах. Люди вкладывают душу в свое дело и работают с полной отдачей, иногда жертвуя своим личным временем. Но, мне кажется, это успех, когда твоя работа приносит удовольствие и тебе, и другим.
БЕЛТА.-0-
- Вы возглавляете театр с 2022 года. На что сейчас делаете главный акцент в развитии и репертуаре?
- До того, как стать директором театра, я занимал разные должности, был заведующим сектором культуры Заводского района Минска, после работал директором Дворца детей и молодежи "Золак", а дальше по счастливому стечению обстоятельств попал сюда. Работать в таком коллективе и видеть процесс создания, воплощения и магию оживления куклы - невероятное удовольствие. Сейчас мы делаем акцент на вечернем репертуаре ввиду того, что детского репертуара, который идет по выходным дням, достаточно. У нас есть спектакли для взрослых, школьников и дошкольников. Более того, в этом театральном сезоне мы запустили первый бэби-спектакль для самых маленьких детей. Режиссером выступил Евгений Корняг - уникальная и очень талантливая личность. Для нас большое приобретение и победа то, что он стал главным режиссером театра.
- На прошлой неделе состоялась премьера комедии "На черной-черной улице" - первая работа Евгения Корняга в качестве главного режиссера Белорусского государственного театра кукол. О чем эта постановка?
- "На черной-черной улице" - яркий спектакль, который точно не оставит никого равнодушным. В нем объединены детские страшилки и сказки Ханса Кристиана Андерсена. Зритель окунется в воспоминания из детства, когда мы в летних лагерях пугали друг друга жуткими историями и вызывали пиковую даму. В спектакле эти истории переплетены с интересным юмором и яркими находками в части режиссуры и сценографии, а также потрясающей музыкой. Вообще, в части нашей режиссерско-постановочной группы сложилась золотая троица: главный режиссер Евгений Корняг, главный художник Татьяна Нерсисян и композитор Екатерина Аверкова. Именно они работали над этим спектаклем.
- Театр кукол сегодня выделяется не просто репертуаром, но и длительностью спектаклей. Кажется, почти 3-часовая постановка в наше время это не то, что выберут люди. Как вы пришли к этой концепции и почему не боитесь ставить очень долгие спектакли?
- Безусловно, спектакли длительные, но вместе с тем показателем профессионализма команды, а также четкой работы в выборе репертуара и подачи материала является то, что люди после спектакля не чувствуют усталость. Они удивляются, как незаметно пролетели три часа, и им хочется продолжения. Бывает, что ты приходишь на мероприятие и целый час тянется очень долго, но на наших постановках интерес не уменьшается на протяжении всего времени, и зрители выходят из театра с множеством мыслей. За день перед премьерой мы организовали предпоказ, чтобы посмотреть на реакцию зрителей и поиграть с публикой, отклик был очень положительным. Проведена фундаментальная работа. Думаю, что можно было сделать не одну, а целых две постановки, но Евгений Евгеньевич собрал все воедино и создал очередной "топовый" спектакль. Показателем достаточно большого спроса на наши вечерние спектакли является то, что все билеты проданы, а очередь, которая стоит в день продажи билетов - самая высокая оценка нашей работы.
- Какие у театра ближайшие планы?
- В воскресенье мы показали спектакль-лауреат Национальной театральной премии "Записки юного врача" на международном молодежном театральном форуме "М.@rt.Контакт" в Могилеве. В апреле наш театр выступит со спектаклем "Пансион Belvedere" в Гродненском областном театре кукол, а в мае мы планируем выступить на сцене Большого театра кукол в Санкт-Петербурге на фестивале, который организовывает Театр юного зрителя имени А.А.Брянцева.
Также в 2023 году ярким приобретением театра стал детский спектакль "Умная собачка Соня" Евгения Корняга. На фестивале "Белая вежа", который проходил в Бресте, мы взяли победу в номинации "Лучший детский спектакль". Летом мы планируем выпустить второй бэби-спектакль, чтобы разнообразить афишу для самых-самых маленьких. Очень приятно наблюдать, как самых юных зрителей нашего театра приносят на руках, а взрослые зрители возвращаются к нам снова и снова. Мне кажется, что все задачи, которые сегодня ставим перед собой, мы успешно реализуем.
- Насколько отличается работа над спектаклями для детей и взрослых?
- Думаю, что детская публика сложнее, потому что дети настоящие и искренние. Если им что-то не нравится, они так и скажут. Взрослые могут все приукрасить, по-другому высказаться или попасть под влияние мнения окружающих, а у детей немножко по-другому. И если ребёнок дергает родителей за руку и хочет прийти в театр еще раз, значит, мы достучались до его маленького сердца. В прошлом году мы выпустили первый бэби-спектакль "Бабочки". Зал небольшой, всего 24 посадочных места, и это выставляет определенные требования к игре и оформлению, поскольку все происходит перед глазами. Мы применяем такие интересные визуальные эффекты, что дети остаются полностью увлечены постановкой. При этом она длится всего 25 минут, чтобы ребенку было легко ее воспринимать.
Кроме того, когда театр отмечал 85-летие, мы сделали интересный ход и поменяли зрителей и куклы местами. В зале посадили кукол, на сцену провели маленьких зрителей и запустили музыку "живого сбора зрителей" в зал. Дети удивились, что зрители на самом деле так шумят, и актерам на сцене настолько слышно, что происходит в зале. Они также увидели многообразие кукол со спектаклей разных лет и остались под большим впечатлением. Нужно понимать, что эти дети - наши будущие зрители, которые придут на вечерние спектакли. Театр кукол ставит перед собой важную задачу, потому что мы воспитываем и формируем культуру похода в театр. А о интересных спектаклях говорит и тот факт, что я часто вижу, как на детские спектакли приходят взрослые и без детей. Очень важно, чтобы, выходя со спектакля, дети обсуждали и проговаривали с родителями самые запоминающиеся и непонятные моменты.
- У вас много новых проектов, а какой самый старый спектакль в репертуаре театра до сих пор пользуется популярностью?
- В этом году нашему спектаклю "Красная шапочка" исполнилось 37 лет. К 100-летию народного артиста БССР Анатолия Лелявского мы обновили и освежили декорации. Эта классическая постановка до сих пор собирает полные залы.
- Восстановилась ли посещаемость театра после коронавируса?
- К счастью, да. Но, конечно, конкуренция сегодня очень большая, появились различные киноплощадки, анимация и компьютерная графика, дети, да и взрослые, больше времени стали проводить в смартфонах. А театр - это живое общение, и бывает, что один и тот же спектакль при просмотре несколько раз ты открываешь для себя с другой стороны и замечаешь в нем новые детали, новые смыслы. Я часто общаюсь с людьми, которые неоднократно ходили на один и тот же спектакль, и спрашиваю, что их так заинтересовало, поэтому стал наблюдать такую тенденцию, что люди целенаправленно меняют места в зрительском зале. В один день они покупают места на пятый ряд, в другой - на девятый, потому что стараются уловить многообразие театра кукол, хотят посмотреть на спектакль под другим углом. Когда люди говорят, что пришли на "Записки юного врача" в 7-8 раз, это видится мне уникальным достижением. Оно должно заряжать и давать силы на новые грандиозные проекты.
В целом, театр - уникальный мир эмоций, а оживить куклу - магия, с которой прекрасно справляются наши актеры и вся команда театра. Художники, бутафоры каждый раз придумывают различные механизмы и прорабатывают необходимые детали, работа не останавливается после премьерного показа, потому что нужно постоянно ремонтировать кукол и декорации. Жизнь в театре кипит не только на сцене, но и в цехах. Люди вкладывают душу в свое дело и работают с полной отдачей, иногда жертвуя своим личным временем. Но, мне кажется, это успех, когда твоя работа приносит удовольствие и тебе, и другим.
БЕЛТА.-0-