ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
12 ноября 2014, 14:37

Открыть талант не сложно, гораздо сложней его вырастить

Итог работы белорусской команды, которая подготовила к выступлению на Мальте в детском конкурсе песни "Евровидение-2014" Надежду Мисякову, совсем скоро оценит европейская публика. Песня "Сокал", на наш взгляд, не может остаться незамеченной, поскольку гармоничное сочетание звеньев одной цепи очевидно: фольклорные мотивы белорусскоязычной композиции поддерживаются стильной аранжировкой, ярким образом исполнительницы и танцевальной группы. Сколь сложен был путь "Сокала" на Мальту, корреспондент БЕЛТА беседовала с продюсером национального отборочного тура "Песня для Евровидения" Людмилой Бородиной.

- Людмила Афанасьевна, профессионалу, который как вы с первого детского конкурса "Евровидение" решает непростую, но очень благородную задачу по поиску юных талантов, сегодня есть чем гордиться. Столько ярких звездочек на белорусском шоу-небосклоне зажег национальный отборочный тур с 2003 года! Беларусь - одна из самых успешных стран по результатам участия в детской версии "Евровидения".

- Давно не новость, что в Беларуси талантливые дети. И каждый раз отборочный конкурс это подтверждает. Но из года в год остается нерешенной очень серьезная проблема: нет гармонии в подборе соответствующего индивидуальности вокалистов музыкального материала. Иногда педагог работает с теми данными ребенка, которые есть, может, даже эксплуатируя их. Но по-настоящему чуткий и ответственно относящийся к своему делу учитель, когда к нему попадает одаренный ребенок, делает все, чтобы максимально раскрыть его талант. Ищет тот музыкальный материал, который соответствует индивидуальности ребенка.

- А с нужным материалом не все просто.

- С этим очень непросто. Будем говорить об отборочных турах на детский конкурс "Евровидение". Сколько приходит детей с песней, которая им не подходит. Бывает, либо ребенок не дорос до этого музыкального материала, либо перерос. Например, 13-летний артист исполняет совсем детскую песню. Это неуместно и вызывает вопросы. Такие заявки даже в отборочный тур не проходят. И задача руководителя увидеть это несоответствие. Справляются не все. С детьми работать вообще очень трудно, ведь дети разные. Легко, когда ребенок экстраверт, когда он идет на контакт. Но есть дети очень глубокие, даже закрытые, но они могут совершенно неожиданно раскрыться на сцене, поразить своим талантом. Это нужно увидеть, прочувствовать и такому ребенку надо помочь.

Другая ситуация. Сегодня ведь записать качественную фонограмму не составляет труда. Но вот ребенок приходит на прослушивание, начинает петь живьем, мы видим, что у него узкий диапазон голоса, верхние ноты ему даются с трудом, нижние ноты не звучат. Ребенок в этом не виноват. Педагог не чувствует ребенка, переоценивает его возможности. Отрадно, что в нашем конкурсе проявляются дети, сами пишущие песни. Надюша Мисякова, которая на Мальте готовится к выступлению, именно такой ребенок. Она пишет стихи, музыку. Композицию "Сокал" девочка написала еще два года назад, но стеснялась заявить о себе. Мама Нади посоветовала отправить заявку на конкурс. С аранжировкой помог белорусский певец Юзари, так что песня зазвучала очень хорошо. Это тот случай, когда совместная работа ребенка со взрослыми, взрослых с ребенком дала качественный результат.

- Отношение родителей Надежды заслуживает уважения.

- Родители Нади не музыканты. У мамы есть музыкальное образование. В семье Мисяковых и Надя, и ее старшая сестра, и младший брат - все занимаются в музыкальной школе. Это пример очень хороший.

Но есть разные ситуации. Бывает, родители скептически относятся к увлечению детей, бывает, переоценивают их способности. Конечно, родители видят в своем ребенке существо удивительное, особенное. Бесспорно, каждый ребенок неповторим, по-своему уникален. Но если родитель не очень хорошо разбирается в музыке, если он дилетант, а рядом оказывается педагог, который поет дифирамбы его чаду, то хочешь не хочешь, уверуешь в невозможное. А если еще мечтаешь увидеть своего ребенка по телевизору? К решению таких вопросов надо подходить более взвешенно. Пусть ваш ребенок не очень одаренный как вокалист. Но, может быть, он художник хороший? Может, он не столько певец, сколько гитарист, баянист, цимбалист? Мне кажется, нет ничего опаснее, чем завышенные ожидания там, где для этого нет реальной почвы. Просто конкурс "Евровидение" в последние годы привлекает уж слишком много внимания, вызывает повышенный интерес.

- Людмила Афанасьевна, вы уже столько лет "болеете" за дело.

- И с каждым годом все больше, потому что для этого имеются все основания. Не хотелось бы об этом говорить, но есть такие печальные ситуации, когда родители считают, что ребенка не пропустили в финал. Мол, жюри подкуплено. Представляете, сколько нужно заплатить жюри, чтобы его подкупить, если в составе девять человек? Это несерьезно и даже оскорбительно. Да, болельщики ссылаются на количество полученных голосов. Но ведь голосование аудитории сегодня можно организовать с помощью социальных сетей, и мы в этом убеждаемся. И все же есть вещи, к которым нужно относиться ответственно. Как бы ты ни любил своего ребенка, не теряй головы. Помогай ему там, где можешь.

Что меня по-настоящему тревожит, так это то, что на отборочный тур выходит очень мало детей из глубинки. Это плохо. Одна из причин понятна. Для того, чтобы ребенок попытался, должна быть подготовлена добротная песня, качественная аранжировка, а это все затраты, которые не каждый родитель может одолеть. Не в каждом доме культуры есть записывающая аппаратура, не каждый специалист может помочь ребенку с песней, подсказать, что и как нужно сделать. Есть фантастически одаренные музыкально дети, но не все пишут сами. Таким нужно помочь найти свою композицию. А это все серьезный труд, очень ответственный и требующий соответствующей оплаты.

Дети не всегда могут попасть на наш конкурс еще по одной причине: песня должна быть оригинальной, нигде не звучавшей прежде. Однако юные артисты могут пробовать себя на других конкурсах, где требования к оригинальности материала нет.

Огорчает и то, что дети, которые прошли в свое время в финал отборочного тура, остаются невостребованными. Ими никто всерьез не занимается. И поэтому когда в нынешнем году на взрослое "Евровидение" вышли сестры Толмачевы из России, победившие на детской сцене в 2006 году, когда на "Новую волну" отправилась украинка Виктория Петрик, а она выступала на Кипре в 2008-м, мне было по-хорошему завидно, потому что ими занимаются. Хотелось бы, чтобы и из наших детей кто-то вышел на сцену взрослого "Евровидения" - они этого заслуживают.

- У нас таких симптомов нет?

- К сожалению, нет. А ведь уже выросла команда тех, кто мог бы выдвигаться. Оля Сацюк, Егор Волчок, Лида Заблоцкая. Алина Молош в 2008-м выступала в составе трио, а в нынешнем году получила Гран-при на конкурсе в Молодечно. У нас есть с кем работать, но… И дело здесь не в отсутствии педагогов. Они есть, но еще нужны люди, которые называют себя продюсерами. Именно они должны обратить внимание на юных артистов. Потому что дело педагогов учить, развивать, не испортить, воспитывать, вырастить талант. Это очень тяжелый труд и иногда неблагодарный. Но педагоги, как правило, не умеют, да и не должны заниматься раскруткой. Это задача других людей.

- Наверное, не денежные проекты.

- Но ведь звезды рождаются не сразу. Надо увидеть, надо загореться желанием вырастить звезду. Потому что если рассчитывать только на сиюминутную отдачу, тогда, действительно, эти дети еще долго будут не востребованы. Но ведь чтобы получить процент, для начала надо положить деньги в банк. Это ведь проекты на перспективу. Сиюминутной выгоды здесь не получишь.

- Сегодня организатор детской версии конкурса "Евровидение" Европейский вещательный союз немного по-иному видит аудиторию шоу. Конкурс "подрос", стал тинейджерским.

- Эта тенденция наметилась не вчера. Уже года три назад возникло обсуждение темы о переформатировании конкурса в подростковый именно для того, чтобы подтянуть к нему подростковую аудиторию, как очень активную, очень разнообразную по интересам.

Изначально в конкурсе могли принимать участие дети от 8 до 15 лет, потом было принято решение, что могут выступать дети от 10 до 15 лет. Но если внимательно посмотреть, то прослеживается такая тенденция: даже десяти-, одиннадцатилетние дети поют песни достаточно сложные и серьезные. Стоит вспомнить хотя бы Настю Петрик из Украины, которая выступала с очень взрослой песней. В этом году на национальном отборе у нас выступали дети 10-11 лет. В одном случае мы слышали детскую песню, в другом - достаточно глубокую по содержанию. Иногда на сцене 11-летний ребенок начинает петь так, что диву даешься, откуда в этом воробушке такой голос, такая сила. Далеко не каждый подросток может соревноваться с таким ребенком. Конкурс становится все более тинейджерским, наверное, и потому, что время вносит свои коррективы, и наши дети взрослеют раньше. Они слушают много разной музыки, много взрослой музыки. Они любят копировать взрослых артистов. Так что, пожалуй, это естественный процесс, от него никуда не уйдешь.

В любом случае конкурс "Евровидение" нацелен выявить ярких одаренных детей. Не просто хорошо наученных, дрессированных, а именно самобытных, поражающих проявлением своего таланта. Поэтому задача педагогов, которые работают с детьми сегодня и будут готовить на следующие конкурсы, усложняется.

- Белорусская участница Надежда Мисякова как раз из числа самобытных артистов.

- Надя очень интересный человек, в творческом плане себя реализует разносторонне. Она сочиняет стихи, музыку, любит танцевать. Когда ей задают вопрос, кем мечтает стать в будущем, девочка затрудняется ответить, потому что если ребенку много дано, ему сразу трудно сориентироваться, какую дорогу выбрать.

Надежде 14 лет, она учится в 9 классе гимназии №20 г.Минска. Надя занимается в эстрадной мастерской Василия Сенькова. У него в свое время учились Ирина Дорофеева, Петр Елфимов, Наталья Подольская. Это человек с большим опытом и серьезными результатами. На сцену с юной звездочкой выйдут четыре девочки из танцевальной группы "Вегас". Это Алина Швадронова, Елизавета Анищик, Карина Потапович, Анна Духович. Номер поставила хореограф Ольга Шамрова.
 
- Невозможно, говоря об участии в "Евровидении", не охарактеризовать песню.

- Белорусская песня, конечно же, выделяется. Композиция романтичная, но в ней очень явственно и выразительно выписана фольклорная основа. Это подчеркивается в аранжировке живыми инструментами, обусловливается и самим текстом песни. Мне кажется, все это только в плюс.

Надюша хорошо подготовлена. Репетиции проходили по четкому графику, без какой-либо штурмовщины. Подготовительная работа и должна проводиться спокойно, четко, с пониманием того, что основное сделано и надо просто отшлифовывать детали. Нужно верно расставлять акценты и так их оттачивать, чтобы при выходе ребенка на сцену фактор волнения не сработал в минус. Белорусская команда отработала все дома на 120%, чтобы при выходе на сцену осталось 100%.

Как всегда мы подготовили пакет промопродукции. Он скромный. Это детский конкурс, никто никого не пытается ошеломить, задача другая. Тем не менее, наша промопродукция отличается стильностью и оригинальностью. Мы уже не первый год работаем с дизайнером Анной Герт. Она предложила очень стильный буклет с двумя дисками, на которых размещены аудиозапись и клип. Клип снят по инициативе и силами родителей Нади в полном соответствии с содержанием песни. Это достойная работа. Визажем артисток занимается стилист Жанна Леонова. Костюмы разработала дизайнер Ольга Бухал, украсив их перышками. Папа Нади смастерил стилизованные жалейки, которые во время исполнения еще и выполняют роль посохов. Ведь по сюжету сказки "Финист - Ясный Сокол", по мотивам которой Надя написала песню, девушка в поисках любимого исходила три железных посоха. Внести такую деталь предложила хореограф Ольга Шамрова.

- Людмила Афанасьевна, чего вы ждете от конкурса детское "Евровидение-2014"?

- В нынешнем году, несмотря на разговоры в прессе о том, что детское "Евровидение" себя изжило, потому что все меньше участвующих стран, мы видим состав из 16 конкурсантов. Вернулся Кипр, Черногория, Сербия, участвует Италия. Я надеюсь, что конкурс будет интересным. Заранее давать какие-то прогнозы было бы легкомысленно и неправильно, но, считаю, что чем сильнее участники, тем интереснее конкурс. Так что жду яркого эффектного шоу с сильным вокалом.

Жанна КОТЛЯРОВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси