Владимир Андрейченко
Самым важным документом на осенней сессии парламента станет бюджет-2012
Очередная девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси откроется 3 октября, после чего в Овальном зале Дома правительства возобновятся дискуссии по поводу принятия законопроектов и других важных для страны решений. О сути и дальнейшей судьбе наиболее значимых законопроектов в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.
- Владимир Павлович, какие из законопроектов, запланированных к рассмотрению на предстоящей сессии, являются, на ваш взгляд, наиболее ожидаемыми и важными?
- Повестка дня девятой сессии будет насыщенной. Нам предстоит принять проект закона "О республиканском бюджете на 2012 год". От того, каким он будет, напрямую зависит жизнь всей страны в следующем году и каждого из нас в отдельности. Безусловно, это документ первостепенной важности.
Беларусь выбрала инновационный путь развития, поэтому построение экономики знаний, развитие инноваций и активизация инициатив и инвестиций в этой сфере являются для нас приоритетной задачей. В связи с этим разработанный по поручению главы государства проект закона "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь", который готовится к рассмотрению в первом чтении, я бы тоже отнес к наиболее важным законопроектам нынешней сессии.
Любой бизнес в любой стране несет в себе элемент риска, и при неблагоприятном стечении обстоятельств, разного рода причин и факторов не исключена возможность банкротства. Для предупреждения таких случаев, стабилизации хозяйственной деятельности предприятий, оказавшихся в состоянии неплатежеспособности, требуется создание определенных правовых условий. На решение этой задачи направлен проект закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Его нам предстоит рассмотреть в первом чтении. В законопроекте значительное внимание уделяется предотвращению случаев так называемого рейдерства - захвата имущества неплатежеспособных предприятий и передела собственности, а также повышению информационной прозрачности процедур банкротства. Все это позволит улучшить инвестиционную привлекательность страны.
В числе наших законотворческих приоритетов также проект Жилищного кодекса, о котором уже немало сказано в СМИ.
- Какие еще актуальные законотворческие темы в примерной сессионной программе?
- Нельзя не отметить блок нормативно-правовых документов в области обеспечения национальной безопасности. Это проекты законов о противодействии торговле людьми, незаконному обороту наркотических средств, о борьбе с коррупцией. Серьезное внимание будет уделено вопросам профилактики безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними.
Второе чтение предстоит законопроекту о поправках в законы по вопросам рекламы. Думаю, мы вышли на положения, которые позволят сбалансировать интересы населения, рекламных компаний и производителей товаров и услуг и также оптимизировать условия развития рекламного рынка.
Ряд законопроектов направлен на повышение качества жизни граждан. Среди них пакет новых законодательных инициатив в сфере здравоохранения: о санэпидблагополучии населения, о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, ВИЧ и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания, о вспомогательных репродуктивных технологиях. Особо отмечу, что для нашей правовой системы два последних законопроекта являются абсолютно новыми.
Процедуру второго чтения должен пройти и проект закона о внесении поправок в Кодекс о браке и семье. В числе наиболее значимых его новаций отмечу сокращение срока регистрации заключения брака с 15 до 3 дней, упрощение порядка его регистрации, усиление защиты интересов ребенка при передаче его в приемную семью, детский дом семейного типа или на патронатное воспитание.
Значительное место в повестке дня сессии будет отведено обновлению законодательства в сфере реализации конституционных прав граждан. Реформирование адвокатуры, предусмотренное проектом соответствующего закона, повлечет повышение качества и эффективности оказания юридической помощи, ответственности адвокатов. Законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Предполагаются также изменения в закон "О защите прав потребителей". Работа над законопроектом только началась. Мы планируем закрепить безвозмездное оказание услуг потребителям общественными объединениями потребителей. При этом расходы, понесенные этими объединениями в связи с защитой прав обратившихся граждан, будут возмещаться за счет виновных в нарушении прав потребителей организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как видно, на предстоящей сессии мы постараемся найти правовое решение многих актуальных вопросов, в том числе в сферах экономики, государственного строительства и социальной сфере.
- Как идет работа над проектом закона о республиканском бюджете и участвуют ли в ней депутаты?
- Формированию проекта республиканского бюджета предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития страны, параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу. Эти документы пока еще в работе, в которой активное участие принимает и группа депутатов. Такая форма работы позволяет еще на стадии разработки и формирования проектов решать многие злободневные вопросы, что в первую очередь касается направлений расходов по отдельным разделам функциональной классификации, финансирования национальных проектов, жилищного строительства, оказания финансовой помощи государства молодым семьям и финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы.
Полагаю, что вдумчивая, тщательная предварительная проработка параметров республиканского бюджета на 2012 год позволит нам оперативно и качественно рассмотреть главный финансовый документ страны после его внесения в Палату представителей.
- На рассмотрении в Палате представителей находится законопроект о внесении поправок в закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". Какова судьба этого документа?
- В настоящее время он находится в головной комиссии, которая совместно с заинтересованными ведет его доработку. И как только он будет подготовлен, мы внесем его на рассмотрение на сессии.
- Среди сессионных приоритетов вы назвали и жилищную тематику. Сфера жилищного строительства всегда интересовала избирателей, а в нынешней экономической ситуации - особенно. Будут ли в Беларуси развиваться система жилищных строительных сбережений и ипотека?
- Проект Жилищного кодекса, как известно, принят в первом чтении 24 ноября 2010 года. Фактически он был подготовлен к рассмотрению во втором чтении на прошедшей весенней сессии Палаты представителей. Однако с учетом возникшей необходимости изменения оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в городе Минске его рассмотрение было отложено. В настоящее время проект кодекса доработан с учетом всех замечаний и предложений, приведен в соответствие с указом от 9 августа 2011 года №346 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" и иными актами главы государства, а также с Кодексом об образовании. Надеюсь, что в ходе предстоящей сессии работа над проектом Жилищного кодекса будет завершена, и мы примем его во втором чтении. Что касается законопроекта "О системе жилищных строительных сбережений", то сейчас идет выработка подходов, направленных на улучшение привлекательности системы жилищных строительных сбережений.
Правовая база отношений в сфере ипотеки в основном сформирована. В 2008 году принят основополагающий закон "Об ипотеке", отдельные нормы о залоге содержатся в Гражданском кодексе. В то же время для введения ипотеки в полном объеме необходимо принятие ряда законодательных и экономических решений. В проекте новой редакции Жилищного кодекса отражены нормы, предусматривающие возможность выселения должников, систематически не выполняющих своих обязательств по ипотечным кредитам. Полагаем, что этот инструмент воздействия на должника будет способствовать соблюдению дисциплины платежей кредитополучателями.
Представляется необходимым также развивать страхование риска непогашения кредита и просрочки возврата кредита, выдаваемого для улучшения жилищных условий. При этом снижение процентных ставок для кредитополучателя может стать стимулирующим фактором и способствовать страхованию кредитных рисков.
- Законопроект о защите животных начинали разрабатывать еще депутаты Палаты представителей прошлого созыва, однако им так и не удалось завершить начатое. Можно ли ожидать, что этот законодательный акт все же будет принят на очередной сессии?
- Вопросы защиты животных в нашем законодательстве отражены лишь фрагментарно. Потребность восполнить этот пробел определяется не только задачей повышения культуры общества и защиты общественной нравственности, но и необходимостью приведения законодательства в соответствие с международным законодательством в области защиты животных от жестокого обращения.
Исходя из этого, депутаты инициировали разработку законопроекта "Об обращении с животными". В настоящее время он согласован со всеми заинтересованными и проходит экспертизу. Думаю, есть основания надеяться, что законопроект скоро будет внесен, и мы сможем его рассмотреть в первом чтении на осенней сессии.
- Наряду с успешным укреплением и становлением межпарламентских связей Палаты представителей во многих регионах мира отношения с парламентами стран Евросоюза остаются напряженными или вовсе отсутствуют. Очевидно, что на это есть воля не столько парламентариев, сколько высшего политического руководства стран ЕС. Возможен ли возврат к конструктивному диалогу по линии Беларусь-ЕС, и какую роль в этом должны сыграть парламентарии? Есть ли смысл ожидать возобновления межпарламентских контактов со странами ЕС после парламентских выборов в 2012 году?
- Межпарламентские связи белорусского парламента успешно развиваются по многим направлениям. Хотел бы привести только два последних примера. Недавно, 17-20 сентября, состоялся официальный визит в Беларусь парламентской делегации Китайской Народной Республики во главе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, который в максимальной степени был насыщен конкретными соглашениями и договоренностями, в первую очередь в экономической сфере. А 23 сентября в ходе 32-й Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН принято решение о предоставлении Национальному собранию Республики Беларусь статуса наблюдателя в этой влиятельной межпарламентской организации. Все это свидетельствует о безусловном росте международного авторитета белорусского парламента.
Наши контакты с парламентами стран Европейского союза не прекращены, они продолжаются. Идет планомерная работа по развитию взаимодействия со многими европейскими парламентариями, которые хорошо знают о реальной ситуации в нашей стране и настроены на конструктивное сотрудничество. Проходят регулярные встречи белорусских и европейских парламентариев в рамках заседаний Парламентской ассамблеи ОБСЕ, парламентской структуры ЦЕИ, Межпарламентского союза.
Диалог, хотя он и идет в искусственно суженном формате, все-таки продолжается. Наше Национальное собрание по-прежнему открыто к взаимодействию со своими западноевропейскими партнерами. Дальнейшее развитие сотрудничества в полной мере зависит от политической воли парламентариев стран Европейского союза.
Да, звучат отдельные высказывания, что сотрудничество начнется, когда выборы в белорусский парламент будут демократическими и будут признаны странами Запада. Авторы подобных заявлений живут ожиданиями 2012 года. Хочу подчеркнуть, что наш парламент избран на основе Конституции Республики Беларусь и в соответствии с нашим избирательным законодательством, подчеркиваю, доработанным с учетом рекомендаций европейских коллег. Сомнений в легитимности парламента Беларуси нет и быть не может. Отказываются от контактов с белорусскими парламентариями лишь предвзятые, тенденциозно настроенные политики, интересы которых лежат не в плоскости взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной, а в достижении каких-то "закамуфлированных" целей. Вопрос стоит не в том, чего ожидать от парламентских выборов 2012 года, а в том, нацелены ли страны Евросоюза на возобновление партнерских отношений. Конструктивный диалог сегодня выгоден всем сторонам, и терять год в ожидании выборов 2012 года - не самый разумный подход.
Лариса ПАВЛОВА
Очередная девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси откроется 3 октября, после чего в Овальном зале Дома правительства возобновятся дискуссии по поводу принятия законопроектов и других важных для страны решений. О сути и дальнейшей судьбе наиболее значимых законопроектов в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.
- Владимир Павлович, какие из законопроектов, запланированных к рассмотрению на предстоящей сессии, являются, на ваш взгляд, наиболее ожидаемыми и важными?
- Повестка дня девятой сессии будет насыщенной. Нам предстоит принять проект закона "О республиканском бюджете на 2012 год". От того, каким он будет, напрямую зависит жизнь всей страны в следующем году и каждого из нас в отдельности. Безусловно, это документ первостепенной важности.
Беларусь выбрала инновационный путь развития, поэтому построение экономики знаний, развитие инноваций и активизация инициатив и инвестиций в этой сфере являются для нас приоритетной задачей. В связи с этим разработанный по поручению главы государства проект закона "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь", который готовится к рассмотрению в первом чтении, я бы тоже отнес к наиболее важным законопроектам нынешней сессии.
Любой бизнес в любой стране несет в себе элемент риска, и при неблагоприятном стечении обстоятельств, разного рода причин и факторов не исключена возможность банкротства. Для предупреждения таких случаев, стабилизации хозяйственной деятельности предприятий, оказавшихся в состоянии неплатежеспособности, требуется создание определенных правовых условий. На решение этой задачи направлен проект закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Его нам предстоит рассмотреть в первом чтении. В законопроекте значительное внимание уделяется предотвращению случаев так называемого рейдерства - захвата имущества неплатежеспособных предприятий и передела собственности, а также повышению информационной прозрачности процедур банкротства. Все это позволит улучшить инвестиционную привлекательность страны.
В числе наших законотворческих приоритетов также проект Жилищного кодекса, о котором уже немало сказано в СМИ.
- Какие еще актуальные законотворческие темы в примерной сессионной программе?
- Нельзя не отметить блок нормативно-правовых документов в области обеспечения национальной безопасности. Это проекты законов о противодействии торговле людьми, незаконному обороту наркотических средств, о борьбе с коррупцией. Серьезное внимание будет уделено вопросам профилактики безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними.
Второе чтение предстоит законопроекту о поправках в законы по вопросам рекламы. Думаю, мы вышли на положения, которые позволят сбалансировать интересы населения, рекламных компаний и производителей товаров и услуг и также оптимизировать условия развития рекламного рынка.
Ряд законопроектов направлен на повышение качества жизни граждан. Среди них пакет новых законодательных инициатив в сфере здравоохранения: о санэпидблагополучии населения, о предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, ВИЧ и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания, о вспомогательных репродуктивных технологиях. Особо отмечу, что для нашей правовой системы два последних законопроекта являются абсолютно новыми.
Процедуру второго чтения должен пройти и проект закона о внесении поправок в Кодекс о браке и семье. В числе наиболее значимых его новаций отмечу сокращение срока регистрации заключения брака с 15 до 3 дней, упрощение порядка его регистрации, усиление защиты интересов ребенка при передаче его в приемную семью, детский дом семейного типа или на патронатное воспитание.
Значительное место в повестке дня сессии будет отведено обновлению законодательства в сфере реализации конституционных прав граждан. Реформирование адвокатуры, предусмотренное проектом соответствующего закона, повлечет повышение качества и эффективности оказания юридической помощи, ответственности адвокатов. Законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Предполагаются также изменения в закон "О защите прав потребителей". Работа над законопроектом только началась. Мы планируем закрепить безвозмездное оказание услуг потребителям общественными объединениями потребителей. При этом расходы, понесенные этими объединениями в связи с защитой прав обратившихся граждан, будут возмещаться за счет виновных в нарушении прав потребителей организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как видно, на предстоящей сессии мы постараемся найти правовое решение многих актуальных вопросов, в том числе в сферах экономики, государственного строительства и социальной сфере.
- Как идет работа над проектом закона о республиканском бюджете и участвуют ли в ней депутаты?
- Формированию проекта республиканского бюджета предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития страны, параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу. Эти документы пока еще в работе, в которой активное участие принимает и группа депутатов. Такая форма работы позволяет еще на стадии разработки и формирования проектов решать многие злободневные вопросы, что в первую очередь касается направлений расходов по отдельным разделам функциональной классификации, финансирования национальных проектов, жилищного строительства, оказания финансовой помощи государства молодым семьям и финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы.
Полагаю, что вдумчивая, тщательная предварительная проработка параметров республиканского бюджета на 2012 год позволит нам оперативно и качественно рассмотреть главный финансовый документ страны после его внесения в Палату представителей.
- На рассмотрении в Палате представителей находится законопроект о внесении поправок в закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". Какова судьба этого документа?
- В настоящее время он находится в головной комиссии, которая совместно с заинтересованными ведет его доработку. И как только он будет подготовлен, мы внесем его на рассмотрение на сессии.
- Среди сессионных приоритетов вы назвали и жилищную тематику. Сфера жилищного строительства всегда интересовала избирателей, а в нынешней экономической ситуации - особенно. Будут ли в Беларуси развиваться система жилищных строительных сбережений и ипотека?
- Проект Жилищного кодекса, как известно, принят в первом чтении 24 ноября 2010 года. Фактически он был подготовлен к рассмотрению во втором чтении на прошедшей весенней сессии Палаты представителей. Однако с учетом возникшей необходимости изменения оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в городе Минске его рассмотрение было отложено. В настоящее время проект кодекса доработан с учетом всех замечаний и предложений, приведен в соответствие с указом от 9 августа 2011 года №346 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" и иными актами главы государства, а также с Кодексом об образовании. Надеюсь, что в ходе предстоящей сессии работа над проектом Жилищного кодекса будет завершена, и мы примем его во втором чтении. Что касается законопроекта "О системе жилищных строительных сбережений", то сейчас идет выработка подходов, направленных на улучшение привлекательности системы жилищных строительных сбережений.
Правовая база отношений в сфере ипотеки в основном сформирована. В 2008 году принят основополагающий закон "Об ипотеке", отдельные нормы о залоге содержатся в Гражданском кодексе. В то же время для введения ипотеки в полном объеме необходимо принятие ряда законодательных и экономических решений. В проекте новой редакции Жилищного кодекса отражены нормы, предусматривающие возможность выселения должников, систематически не выполняющих своих обязательств по ипотечным кредитам. Полагаем, что этот инструмент воздействия на должника будет способствовать соблюдению дисциплины платежей кредитополучателями.
Представляется необходимым также развивать страхование риска непогашения кредита и просрочки возврата кредита, выдаваемого для улучшения жилищных условий. При этом снижение процентных ставок для кредитополучателя может стать стимулирующим фактором и способствовать страхованию кредитных рисков.
- Законопроект о защите животных начинали разрабатывать еще депутаты Палаты представителей прошлого созыва, однако им так и не удалось завершить начатое. Можно ли ожидать, что этот законодательный акт все же будет принят на очередной сессии?
- Вопросы защиты животных в нашем законодательстве отражены лишь фрагментарно. Потребность восполнить этот пробел определяется не только задачей повышения культуры общества и защиты общественной нравственности, но и необходимостью приведения законодательства в соответствие с международным законодательством в области защиты животных от жестокого обращения.
Исходя из этого, депутаты инициировали разработку законопроекта "Об обращении с животными". В настоящее время он согласован со всеми заинтересованными и проходит экспертизу. Думаю, есть основания надеяться, что законопроект скоро будет внесен, и мы сможем его рассмотреть в первом чтении на осенней сессии.
- Наряду с успешным укреплением и становлением межпарламентских связей Палаты представителей во многих регионах мира отношения с парламентами стран Евросоюза остаются напряженными или вовсе отсутствуют. Очевидно, что на это есть воля не столько парламентариев, сколько высшего политического руководства стран ЕС. Возможен ли возврат к конструктивному диалогу по линии Беларусь-ЕС, и какую роль в этом должны сыграть парламентарии? Есть ли смысл ожидать возобновления межпарламентских контактов со странами ЕС после парламентских выборов в 2012 году?
- Межпарламентские связи белорусского парламента успешно развиваются по многим направлениям. Хотел бы привести только два последних примера. Недавно, 17-20 сентября, состоялся официальный визит в Беларусь парламентской делегации Китайской Народной Республики во главе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, который в максимальной степени был насыщен конкретными соглашениями и договоренностями, в первую очередь в экономической сфере. А 23 сентября в ходе 32-й Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН принято решение о предоставлении Национальному собранию Республики Беларусь статуса наблюдателя в этой влиятельной межпарламентской организации. Все это свидетельствует о безусловном росте международного авторитета белорусского парламента.
Наши контакты с парламентами стран Европейского союза не прекращены, они продолжаются. Идет планомерная работа по развитию взаимодействия со многими европейскими парламентариями, которые хорошо знают о реальной ситуации в нашей стране и настроены на конструктивное сотрудничество. Проходят регулярные встречи белорусских и европейских парламентариев в рамках заседаний Парламентской ассамблеи ОБСЕ, парламентской структуры ЦЕИ, Межпарламентского союза.
Диалог, хотя он и идет в искусственно суженном формате, все-таки продолжается. Наше Национальное собрание по-прежнему открыто к взаимодействию со своими западноевропейскими партнерами. Дальнейшее развитие сотрудничества в полной мере зависит от политической воли парламентариев стран Европейского союза.
Да, звучат отдельные высказывания, что сотрудничество начнется, когда выборы в белорусский парламент будут демократическими и будут признаны странами Запада. Авторы подобных заявлений живут ожиданиями 2012 года. Хочу подчеркнуть, что наш парламент избран на основе Конституции Республики Беларусь и в соответствии с нашим избирательным законодательством, подчеркиваю, доработанным с учетом рекомендаций европейских коллег. Сомнений в легитимности парламента Беларуси нет и быть не может. Отказываются от контактов с белорусскими парламентариями лишь предвзятые, тенденциозно настроенные политики, интересы которых лежат не в плоскости взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной, а в достижении каких-то "закамуфлированных" целей. Вопрос стоит не в том, чего ожидать от парламентских выборов 2012 года, а в том, нацелены ли страны Евросоюза на возобновление партнерских отношений. Конструктивный диалог сегодня выгоден всем сторонам, и терять год в ожидании выборов 2012 года - не самый разумный подход.
Лариса ПАВЛОВА