Минск будет принимать 19-20 сентября 2013 года руководителей органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ, здесь состоится очередное заседание координационного совета (КСОНР). Такое мероприятие пройдет в белорусской столице впервые, если не считать учредительного совещания руководителей органов налоговых расследований стран Содружества, которое прошло в нашей столице в 1999 году. Учитывая, что Беларусь в 2013 году председательствует в СНГ, факт проведения КСОНР в Минске также придает определенную значимость этой встрече. О целях и задачах координационного совета, о взаимодействии органов финансовых расследований стран СНГ, о предложениях Беларуси по борьбе с экономической преступностью и результатах этой работы рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Комитета государственного контроля - директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов.
- Игорь Анатольевич, какие инициативы предлагает Беларусь реализовать через площадку координационного совета руководителей органов финансовых расследований СНГ? Какие проблемы в настоящее время являются наиболее актуальными?
- Повестка дня заседания КСОНР формируется на основании решений высших органов СНГ, предложений членов координационного совета и ранее принятых его решений с учетом актуальных проблем, обусловленных ситуацией в экономике государств Содружества. Поскольку для Беларуси особую актуальность представляет борьба с лжепредпринимательством, невозвращением выручки по внешнеторговым операциям, криминальным банкротством, то мы инициировали рассмотрение этих вопросов на XV заседании в Минске.
Здесь будет проанализировано состояние борьбы с этими и другими правонарушениями в странах СНГ. Участники поделятся положительным опытом противодействия данным явлениям. Как показывает практика, борьба с этими негативными проявлениями в экономике внутри и силами одной страны не всегда эффективна. К примеру, широкое распространение в настоящее время получила практика регистрации предприятий иностранными гражданами на территории нашей страны без намерения осуществлять уставную деятельность. Так, дельцы теневого бизнеса приноровились у нас открывать предприятия на подставных лиц - граждан России, Украины. Их сюда привозят, они открывают фирмы, счета и уезжают. А уже всем остальным этим незаконным бизнесом занимаются другие лица. Впоследствии эти предприятия используются другими лицами для осуществления незаконной деятельности.
Актуальным сейчас становится и вопрос о противодействии криминальному банкротству. Он также будет обсуждаться на КСОНР по инициативе Беларуси. В странах-партнерах по-разному продвинулись в решении этого вопроса. В Казахстане, Украине есть интересные наработки. Нам бы хотелось их обсудить.
Проблемы возврата валютной выручки из-за рубежа также не просто решить с территории своей страны. Здесь мы используем наше сотрудничество в консультативном совете. Поэтому мы регулярно обмениваемся информацией и соответствующими запросами с нашими коллегами из России, Украины. Для объективного расследования всех обстоятельств правонарушений используются возможности государств - членов КСОНР. Поэтому одна из целей заседания в Минске - совершенствование уже имеющихся механизмов взаимодействия и обмена информацией.
На заседание приедут руководители налоговых и финансовых органов девяти стран: наряду с Беларусью это Армения, Азербайджан, Россия, Украина, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Все они имеют равное право голоса. Заседания КСОНР - это форма нашего сотрудничества, они проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Здесь также вырабатываются рекомендации для изменения и гармонизации законодательства по борьбе с экономической преступностью на территории стран СНГ. По предложению членов КСОНР рассматриваются вопросы, которые наиболее актуальны для каждой из стран.
Для участия в заседании в Минске приглашены на правах наблюдателей представители Литвы, Латвии и Эстонии, чье представительство в КСОНР является постоянным.
- Теперь хотелось бы спросить вас непосредственно о деятельности департамента по обеспечению экономической безопасности в стране. Вы уже сказали о проблемах возврата валютной выручки из-за рубежа. Действительно, по данным Белстата, в Беларуси увеличивается дебиторская задолженность юридических лиц. Как органы финансовых расследований участвуют в возврате этой задолженности из-за рубежа? Сколько средств возвращено в текущем году? Какие методы работы используются, чтобы этот процесс был более эффективным?
- Департамент за восемь месяцев текущего года провел проверочные мероприятия в отношении 115 субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в ходе которых установлены нарушения требований указа от 27 марта 2008 №178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". Выявлено 8 преступлений по ст.225 (невозвращение из-за границы валюты) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Сумма наложенных штрафов составила более Br17,8 млрд., из которых поступило в бюджет Br7,5 млрд. При этом 107 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Кроме того, в ходе данных проверок проводились различные профилактические мероприятия, в том числе индивидуальные, направленные на возврат образовавшейся у субъектов хозяйствования внешней дебиторской задолженности. В результате проведенных органами финансовых расследований проверочных и профилактических мероприятий должностные лица предприятий самостоятельно приняли ряд мер по возврату валютной выручки. При этом на счета 26 субъектов хозяйствования обеспечено поступление числившейся просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму Br39,1 млрд. в эквиваленте.
Хочу обратить внимание, что органы финансовых расследований в рамках предоставленных законом полномочий стараются установить истинные причины образования такой задолженности. И если в невозврате валютных средств из-за рубежа усматривается чья-либо личная заинтересованность, тогда рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. В иных случаях предприятие и его должностные лица привлекаются к административной ответственности. При этом хочу подчеркнуть, что уже одно только пристальное внимание работников органов финрасследований к финансовому положению дел на том или ином предприятии положительно влияет на должностных лиц. Это стимулирует их принимать более активные действия по самостоятельному возврату дебиторской задолженности, а в особенности ее просроченной доли, дабы избежать ответственности.
- В Беларуси с нынешнего года начал действовать указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств". О каких результатах работы уже можно говорить? Удалось ли сократить количество лжепредпринимательских структур или они стали еще изощреннее? Меняется ли тактика работы ДФР по пресечению их деятельности?
- Действительно, при активном участии работников департамента разработан и впоследствии был принят указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", которым с 1 января 2013 года создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В настоящее время работники органов финансовых расследований активно участвуют в формировании данного реестра (сам реестр ведется налоговыми органами и находится в открытом доступе на сайте Министерства по налогам и сборам). По результатам рассмотрения направленной департаментом информации в реестр включено 63 субъекта предпринимательской деятельности.
Органы финансовых расследований активно внедряют сейчас практику организации и проведения проверок с учетом порядка налогообложения при осуществлении субъектами хозяйствования операций с использованием первичных учетных документов, не имеющих юридической силы. Данный порядок введен указом №488. В первом полугодии 2013 года нами проведено 84 проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, по результатам которых поступило в бюджет более Br14 млрд., возбуждено 36 уголовных дел.
Что касается сокращения присутствия в экономике страны субъектов, имеющих признаки лжеструктур, то это вопрос, на который не просто дать однозначный ответ. Пока на них есть спрос у недобросовестных плательщиков, будет и предложение. В то же время могу утверждать, что их повышенная активность, наметившаяся в начале летнего периода, сейчас явно замедляется. Определенную роль в этом сыграла активизация деятельности работников органов финансовых расследований. Мы стали больше выявлять и пресекать деятельность преступных групп в сфере лжепредпринимательства. С начала текущего года мы выявили 14 таких структур, в то время как за весь 2012 год были выявлены лишь 3 преступные группы. Почти в 2 раза увеличилось число преступлений (с 32 за 8 месяцев 2012 года до 61 - за аналогичный период 2013-го), выявленных по ст.234 (лжепредпринимательство) Уголовного кодекса.
Кроме того, упор делаем на пресечение попыток вывода капиталов за рубеж с использованием лжеструктур. Так, если за первые шесть месяцев 2013 года органы финансовых расследований приостановили операции по счетам 170 лжеструктур, на которых заблокировано Br7 млрд., то уже в июле-августе текущего года пресечена деятельность еще 170 лжеструктур, на счетах которых заблокировано Br24 млрд. Это те деньги, которые аккумулировались на счетах для последующего вывода в иностранные банки. Так что давление по данному криминальному направлению будет только нарастать.
- Президент Беларуси на совещании 1 августа потребовал большей отдачи от деятельности финансовой милиции в решении проблем лжепредпринимательства. Что в этой связи предпринимает Департамент финансовых расследований?
- Я бы предложил вернуться к данному вопросу чуть позже, поскольку уже выработанная тактика борьбы с лжепредпринимательством предусматривает обширный комплекс мер как предупредительного (профилактического), так и административного, уголовного характера, в том числе в тесном взаимодействии с иными государственными органами и организациями. Озвучивание сейчас такой информации может позволить не только лжепредпринимателям, но и представителям субъектов реального сектора экономики предпринять ряд мер по уклонению от ответственности, чего мы допустить не можем. Единственное, что хочу отметить: в настоящее время работа построена таким образом, чтобы дойти до каждого субъекта хозяйствования, который решил попользоваться услугами лжепредпринимательской структуры в целях минимизации сумм налогов и сборов.
Также хочу отметить, что Департаментом финансовых расследований совместно с другими заинтересованными органами выработан ряд изменений в действующее законодательство, принятие которых существенно изменит ситуацию по данному направлению деятельности.
Лилия КРАПИВИНА
- Игорь Анатольевич, какие инициативы предлагает Беларусь реализовать через площадку координационного совета руководителей органов финансовых расследований СНГ? Какие проблемы в настоящее время являются наиболее актуальными?
- Повестка дня заседания КСОНР формируется на основании решений высших органов СНГ, предложений членов координационного совета и ранее принятых его решений с учетом актуальных проблем, обусловленных ситуацией в экономике государств Содружества. Поскольку для Беларуси особую актуальность представляет борьба с лжепредпринимательством, невозвращением выручки по внешнеторговым операциям, криминальным банкротством, то мы инициировали рассмотрение этих вопросов на XV заседании в Минске.
Здесь будет проанализировано состояние борьбы с этими и другими правонарушениями в странах СНГ. Участники поделятся положительным опытом противодействия данным явлениям. Как показывает практика, борьба с этими негативными проявлениями в экономике внутри и силами одной страны не всегда эффективна. К примеру, широкое распространение в настоящее время получила практика регистрации предприятий иностранными гражданами на территории нашей страны без намерения осуществлять уставную деятельность. Так, дельцы теневого бизнеса приноровились у нас открывать предприятия на подставных лиц - граждан России, Украины. Их сюда привозят, они открывают фирмы, счета и уезжают. А уже всем остальным этим незаконным бизнесом занимаются другие лица. Впоследствии эти предприятия используются другими лицами для осуществления незаконной деятельности.
Актуальным сейчас становится и вопрос о противодействии криминальному банкротству. Он также будет обсуждаться на КСОНР по инициативе Беларуси. В странах-партнерах по-разному продвинулись в решении этого вопроса. В Казахстане, Украине есть интересные наработки. Нам бы хотелось их обсудить.
Проблемы возврата валютной выручки из-за рубежа также не просто решить с территории своей страны. Здесь мы используем наше сотрудничество в консультативном совете. Поэтому мы регулярно обмениваемся информацией и соответствующими запросами с нашими коллегами из России, Украины. Для объективного расследования всех обстоятельств правонарушений используются возможности государств - членов КСОНР. Поэтому одна из целей заседания в Минске - совершенствование уже имеющихся механизмов взаимодействия и обмена информацией.
На заседание приедут руководители налоговых и финансовых органов девяти стран: наряду с Беларусью это Армения, Азербайджан, Россия, Украина, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Все они имеют равное право голоса. Заседания КСОНР - это форма нашего сотрудничества, они проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Здесь также вырабатываются рекомендации для изменения и гармонизации законодательства по борьбе с экономической преступностью на территории стран СНГ. По предложению членов КСОНР рассматриваются вопросы, которые наиболее актуальны для каждой из стран.
Для участия в заседании в Минске приглашены на правах наблюдателей представители Литвы, Латвии и Эстонии, чье представительство в КСОНР является постоянным.
- Теперь хотелось бы спросить вас непосредственно о деятельности департамента по обеспечению экономической безопасности в стране. Вы уже сказали о проблемах возврата валютной выручки из-за рубежа. Действительно, по данным Белстата, в Беларуси увеличивается дебиторская задолженность юридических лиц. Как органы финансовых расследований участвуют в возврате этой задолженности из-за рубежа? Сколько средств возвращено в текущем году? Какие методы работы используются, чтобы этот процесс был более эффективным?
- Департамент за восемь месяцев текущего года провел проверочные мероприятия в отношении 115 субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в ходе которых установлены нарушения требований указа от 27 марта 2008 №178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". Выявлено 8 преступлений по ст.225 (невозвращение из-за границы валюты) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Сумма наложенных штрафов составила более Br17,8 млрд., из которых поступило в бюджет Br7,5 млрд. При этом 107 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Кроме того, в ходе данных проверок проводились различные профилактические мероприятия, в том числе индивидуальные, направленные на возврат образовавшейся у субъектов хозяйствования внешней дебиторской задолженности. В результате проведенных органами финансовых расследований проверочных и профилактических мероприятий должностные лица предприятий самостоятельно приняли ряд мер по возврату валютной выручки. При этом на счета 26 субъектов хозяйствования обеспечено поступление числившейся просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму Br39,1 млрд. в эквиваленте.
Хочу обратить внимание, что органы финансовых расследований в рамках предоставленных законом полномочий стараются установить истинные причины образования такой задолженности. И если в невозврате валютных средств из-за рубежа усматривается чья-либо личная заинтересованность, тогда рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. В иных случаях предприятие и его должностные лица привлекаются к административной ответственности. При этом хочу подчеркнуть, что уже одно только пристальное внимание работников органов финрасследований к финансовому положению дел на том или ином предприятии положительно влияет на должностных лиц. Это стимулирует их принимать более активные действия по самостоятельному возврату дебиторской задолженности, а в особенности ее просроченной доли, дабы избежать ответственности.
- В Беларуси с нынешнего года начал действовать указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств". О каких результатах работы уже можно говорить? Удалось ли сократить количество лжепредпринимательских структур или они стали еще изощреннее? Меняется ли тактика работы ДФР по пресечению их деятельности?
- Действительно, при активном участии работников департамента разработан и впоследствии был принят указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", которым с 1 января 2013 года создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В настоящее время работники органов финансовых расследований активно участвуют в формировании данного реестра (сам реестр ведется налоговыми органами и находится в открытом доступе на сайте Министерства по налогам и сборам). По результатам рассмотрения направленной департаментом информации в реестр включено 63 субъекта предпринимательской деятельности.
Органы финансовых расследований активно внедряют сейчас практику организации и проведения проверок с учетом порядка налогообложения при осуществлении субъектами хозяйствования операций с использованием первичных учетных документов, не имеющих юридической силы. Данный порядок введен указом №488. В первом полугодии 2013 года нами проведено 84 проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, по результатам которых поступило в бюджет более Br14 млрд., возбуждено 36 уголовных дел.
Что касается сокращения присутствия в экономике страны субъектов, имеющих признаки лжеструктур, то это вопрос, на который не просто дать однозначный ответ. Пока на них есть спрос у недобросовестных плательщиков, будет и предложение. В то же время могу утверждать, что их повышенная активность, наметившаяся в начале летнего периода, сейчас явно замедляется. Определенную роль в этом сыграла активизация деятельности работников органов финансовых расследований. Мы стали больше выявлять и пресекать деятельность преступных групп в сфере лжепредпринимательства. С начала текущего года мы выявили 14 таких структур, в то время как за весь 2012 год были выявлены лишь 3 преступные группы. Почти в 2 раза увеличилось число преступлений (с 32 за 8 месяцев 2012 года до 61 - за аналогичный период 2013-го), выявленных по ст.234 (лжепредпринимательство) Уголовного кодекса.
Кроме того, упор делаем на пресечение попыток вывода капиталов за рубеж с использованием лжеструктур. Так, если за первые шесть месяцев 2013 года органы финансовых расследований приостановили операции по счетам 170 лжеструктур, на которых заблокировано Br7 млрд., то уже в июле-августе текущего года пресечена деятельность еще 170 лжеструктур, на счетах которых заблокировано Br24 млрд. Это те деньги, которые аккумулировались на счетах для последующего вывода в иностранные банки. Так что давление по данному криминальному направлению будет только нарастать.
- Президент Беларуси на совещании 1 августа потребовал большей отдачи от деятельности финансовой милиции в решении проблем лжепредпринимательства. Что в этой связи предпринимает Департамент финансовых расследований?
- Я бы предложил вернуться к данному вопросу чуть позже, поскольку уже выработанная тактика борьбы с лжепредпринимательством предусматривает обширный комплекс мер как предупредительного (профилактического), так и административного, уголовного характера, в том числе в тесном взаимодействии с иными государственными органами и организациями. Озвучивание сейчас такой информации может позволить не только лжепредпринимателям, но и представителям субъектов реального сектора экономики предпринять ряд мер по уклонению от ответственности, чего мы допустить не можем. Единственное, что хочу отметить: в настоящее время работа построена таким образом, чтобы дойти до каждого субъекта хозяйствования, который решил попользоваться услугами лжепредпринимательской структуры в целях минимизации сумм налогов и сборов.
Также хочу отметить, что Департаментом финансовых расследований совместно с другими заинтересованными органами выработан ряд изменений в действующее законодательство, принятие которых существенно изменит ситуацию по данному направлению деятельности.
Лилия КРАПИВИНА