ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
04 апреля 2014, 14:59
Цуй Цимин

Один плюс один - больше двух!

Цуй Цимин
Цуй Цимин

В сентябре 2013 года Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин выдвинул инициативу о совместном формировании странами Евразии экономического пояса Шелкового пути. Эта идея сразу привлекла внимание и в регионе, и в мире в целом. За комментарием по поводу перспектив развития нового межгосударственного проекта мы обратились к Чрезвычайному и Полномочному Послу КНР в Республике Беларусь Цуй Цимину.

- Великий шелковый путь является историческим достоянием человечества. На протяжении многих столетий он связывал разные народы, цивилизации, объединял людей. Насколько можно понять из предложений Си Цзиньпина, Китай намерен не просто возродить эту традицию, а на ее основе создать новую концепцию развития?

- Вы правы, экономический пояс Шелкового пути представляет собой инициативу по сотрудничеству и концепцию развития. Реализация этой идеи будет опираться на двусторонние и многосторонние механизмы взаимодействия Китая с соответствующими странами, созданную эффективную региональную площадку сотрудничества и, более того, не дублировать, тем более не соперничать с другими механизмами сотрудничества, такими как ШОС, Евразийский экономический союз. Наоборот - его реализация способна наполнить эти механизмы новым содержанием и придать им дополнительный импульс.

Эта инициатива представляет собой важный шаг Китая в углублении реформ и повышении открытости. Она была внесена в ряд документов ЦК КПК 18-го созыва и государственных совещаний о дипломатической, экономической работе, встречена со всеобщим вниманием в стране и за рубежом.

Продолжая добрые традиции открытости древнего Шелкового пути, идея экономического пояса учла опыт открытого регионализма стран Азии. О закрытости и застойности не может быть и речи. Тем более что экономический пояс формируется не с нуля, а на почве существующего сотрудничества, являясь его продолжением. Заинтересованные стороны могли бы сопоставить различные проекты и соединить их в пакет, добившись, таким образом, эффекта "один плюс один - получается больше двух".

- Какие страны могут стать участниками этой инициативы и каким критериям они должны соответствовать?

- Участие могут принимать все страны, издревле расположенные на Шелковом пути, и дружественные соседи Китая, в первую очередь государства Центральной Азии, Южной и Юго-Восточной Азии, Россия. Весьма вероятно подключение к этому процессу Ближнего Востока и Восточной Африки, даже Европы, СНГ и некоторых стран Африки.

Учитывая сегодняшние геоэкономические отношения, экономический пояс Шелкового пути тесно связан с Россией, Беларусью и другими странами бывшего СССР. За последние 20 лет КНР и эти страны, будучи традиционными друзьями и незаменимыми партнерами, установили дружественные отношения равенства и взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые ныне реализуемые проекты китайско-российского сотрудничества, например нефтегазопроводы, железнодорожная магистраль Чунцин - Синьцзян - Европа, международная автомагистраль Западный Китай - Западная Европа, можно было бы сочетать со строительством экономического пояса Шелкового пути, ведь в этом наши общие интересы. Процессы строительства экономического пояса и создания Евразийского экономического союза не только не мешают друг другу, но и взаимно дополняют, их можно вести параллельно. Это будет, несомненно, новый источник силы и энергии для роста всеобъемлющих отношений стратегического партнерства между Китаем и странами постсоветского пространства.

- Сама идея красивая, однако каков будет механизм ее осуществления?

- Основное содержание инициативы экономического пояса Шелкового пути имеет пять аспектов с упором на деловое сотрудничество и реализацию совместных проектов в практических интересах стран-участниц.

Во-первых, это согласование политических установок. Стороны могли бы обменяться мнениями по стратегии и политике экономического развития и исходя из поиска общей почвы при существующих расхождениях осуществлять органическое соединение стратегий экономического развития, согласовывать и разрабатывать программу и меры по региональному сотрудничеству, в политическом и правовом планах предоставлять все необходимые условия для региональной экономической интеграции.

Во-вторых, развитие транспортного сообщения. В Китае говорят: "Чтобы стать богатыми, надо сначала строить дороги". Такое мнение разделяют во многих странах мира. Китай и его соседи должны активно совершенствовать транспортную инфраструктуру в трансграничных регионах, формировать транзитно-транспортную сеть, связывающую субрегионы Азии, с выходом на Европу и Африку и, таким образом, исправить ситуацию, когда "нет дороги - нет связи", "дорога есть, а связи нет" или "связь хоть есть, но с перебоями". С созданием экономического пояса Шелкового пути XXI века возникает новая реальность, характеризуемая словами "будешь иметь друзей и в далеких краях".

В-третьих, стимулирование взаимной торговли. Будут обсуждаться вопросы об упрощении процедур торговли и инвестиций с принятием мер, нацеленных на ликвидацию торговых и инвестиционных барьеров, повышение скорости движения и качества региональной экономики, полное раскрытие потенциала торгово-инвестиционного сотрудничества всех подключившихся стран.

В-четвертых, обеспечение бесперебойного денежного обращения, ведение расчетов в национальных валютах и взаимный обмен валютами, усиление двустороннего и многостороннего сотрудничества в финансовой сфере с созданием региональных финансовых организаций развития, сокращение операционных издержек посредством региональных соглашений, укрепление финансовых систем для противостояния рискам и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности в мировой экономике.

В-пятых, активизация контактов обычных людей. Отношения между странами во многом зависят от близости народов. Китай готов непрестанно укреплять социальную основу взаимоотношений с соседними странами, содействовать осуществлению межцивилизационных контактов и диалогов, развивать дружественные отношения между людьми.

- Инициатива предполагает обширный план действий. На какой период он рассчитан?

- Реализация инициативы - процесс долгий, все сразу не выполнишь. Действовать нужно последовательно и поэтапно, начинать с легких вопросов и постепенно переходить к более трудным, шаг за шагом выстраивать масштабное региональное сотрудничество. Если древний Шелковый путь в основном служил для товарного обмена, то экономический пояс Шелкового пути предоставляет больше возможностей для сотрудничества. Приоритетными направлениями и проектами могут быть создание единой инфраструктурной сети, содействие торгово-инвестиционной либерализации, индустриальное сотрудничество и, конечно, гуманитарные обмены и контакты людей. Что касается индустриального сотрудничества, то в него могут включиться самые разные сферы: сельское хозяйство и рыбоводство, наука и техника, традиционная и высокотехнологическая производственная индустрия и сервис. Стороны должны ускорить продвижение проектов в сферах транспорта, энергетики и телекоммуникаций. Необходимо активизировать переговорный процесс по заключению соглашения о свободной торговле и выработку мер по облегчению поездок людей. В авангарде могут выступать пилотные зоны развития и открытости, приграничные контрольно-пропускные пункты и порты. При осуществлении этих проектов мы должны всячески использовать преимущества политических отношений, географической близости, экономической взаимодополняемости как базу для практического сотрудничества и устойчивого экономического роста.

В этом процессе Китай будет придерживаться своего проверенного подхода: "нельзя недооценивать интересы, но мораль прежде всего". Китай будет и впредь оказывать посильную помощь развивающимся странам и дружественным соседям для их ускоренного развития. Мы будем постоянно увеличивать вложения в соседние страны, всемерно продвигать формирование единой инфраструктурной сети с окружающими странами и создание площадки для инвестирования и финансирования инфраструктурных проектов, чтобы в прилегающих регионах царили согласие, мир и дружба. Китай не только добивается подъема своей экономики, но и стремится повысить уровень открытости страны с помощью экономического пояса Шелкового пути, расширить взаимовыгодное сотрудничество с соседями и всеми странами мира.

- Очевидно, что формирование экономического пояса дает большие возможности углублять взаимовыгодное сотрудничество. Как отнеслись к этой инициативе в других странах?

- Как только Си Цзиньпин выдвинул инициативу о формировании экономического пояса Шелкового пути, лидеры центральноазиатских стран, России, Афганистана, Украины и стран Западной Азии отметили, что инициатива является важной, конструктивной и своевременной, что она отвечает духу времени и потребностям всех сторон, их страны готовы активно участвовать в этом процессе. Большой интерес проявили и деловые круги этих стран.

- Как реализация планов создания экономического пояса Шелкового пути скажется на китайско-белорусских отношениях?

- Я рад отметить, что всестороннее стратегическое партнерство между КНР и Беларусью динамично и устойчиво развивается. В последние два года проходят контакты двух стран на высшем уровне, непрерывно углубляется политическое взаимодействие. Двусторонние отношения характеризуются новым уровнем всестороннего, многопрофильного и многопланового сотрудничества. По статистике белорусской стороны, товарооборот между нашими странами за 2013 год достиг $3,29 млрд, его прирост по сравнению с 2012 годом составил 17,41%. И это на фоне стагнации мировой экономики! Мы реализовали ряд проектов в таких сферах, как гостиничный бизнес, дорожное строительство, коммуникации, энергетика, химическая промышленность, автомобильное строение. Немало проектов уже завершилось, получен определенный экономический эффект. Динамично развиваются научно-техническое и гуманитарное сотрудничество, активизировались региональные контакты и обмены. Находясь на перекрестке Европы и Азии, Беларусь имеет выгодные условия для участия в сотрудничестве с китайской стороной в формировании экономического пояса Шелкового пути. С опорой на реализацию крупнейшего в Беларуси совместного проекта - Китайско-белорусского индустриального парка - стороны смогут использовать огромный потенциал сотрудничества в сфере освоения новых и возобновляемых энергоресурсов, высоких технологий, транзита, объединить двустороннее сотрудничество с сотрудничеством между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом.

Мы имеем полное основание верить, что при неуклонной личной заботе, стимулировании и поддержке глав наших государств совместными усилиями удастся открыть новую страницу Великого шелкового пути, создать сообщество интересов, осуществить мечту усиления мощи государства и повышения народного благосостояния.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси