ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 23 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 сентября 2024, 10:38
Владимир Орловский

Очереди на границе, санкции и борьба с контрабандой. Интервью с главой ГТК на самые острые темы

Владимир Орловский
Владимир Орловский
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
В последние годы белорусская таможня столкнулась со множеством вызовов. Западные санкции и закрытие пунктов пропуска привели к осложнению ситуации на границе, многокилометровым очередям. О том, как выстраивается работа в нынешних непростых условиях, какая помощь оказывается людям и бизнесу, о внедрении новых технологий и борьбе с правонарушениями рассказал председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский в интервью корреспонденту БЕЛТА ко Дню таможенника.

Борьба с нарушителями

- Владимир Николаевич, какими успехами белорусские таможенники встречают свой профессиональный праздник?



- Год был действительно сложный, как и несколько предыдущих. В нынешних условиях всем органам, обеспечивающим национальную безопасность нашей страны, нельзя расслабляться ни на минуту, нужно быть всегда в авангарде. Выполнение возложенных на службу задач, поставленных главой государства и правительством, на должном уровне - к такому результату мы стремимся. Свидетельство тому, что мы справляемся, - бюджет устойчиво наполняется, соответственно, экономика нашей страны продолжает развиваться, благополучие наших граждан не страдает, все предприятия функционируют, как бы ни старались навредить в этом направлении недружественные страны.


На особом контроле - обеспечение безопасности границ и людей. Применяя новые методы работы, совершенствуя техническую составляющую в данном вопросе, мы максимально усиливаемся в этом направлении. Позволю себе подытожить, что с задачами мы справляемся, конечно, благодаря координации и поддержке руководства страны.

- Чем подтверждается эффективность правоохранительной работы?

- Количество выявленных нами преступлений и правонарушений растет, и не только в экономической части, но и по попыткам ввоза в Беларусь либо транзитом через нее оружия и боеприпасов, наркотиков и психотропов. В текущем году из незаконного оборота изъято около 3 тыс. пуль и гильз, а также патронов к различным видам оружия, 50 единиц оружия и составных частей к нему, а также более 2,6 тыс. единиц холодного оружия. По фактам незаконного перемещения через границу и оборота наркотиков и психотропных веществ в этом году уже возбуждено 190 уголовных дел, что на 11% выше аналогичного показателя минувшего года. Изъято около 1,3 т наркотиков и психотропов, а также свыше 10 тыс. единиц лекарственных препаратов, содержащих психотропные вещества.

- Оружие и наркотики преступники явно пытаются перемещать с сокрытием от таможенного контроля. Какие методы вы применяете, чтобы вычислить нарушителей, установить места сокрытия?

- Интуиция и профессиональный опыт таможенников, безусловно, играют ключевую роль в пресечении преступлений. Таможенники также активно применяют технические средства таможенного контроля, возможности кинологической службы. Нарушения не так просто установить. Для выявления преступных схем по перемещению контрабанды применяются методы оперативно-розыскной деятельности, проводятся контрольные мероприятия, неотложные следственные действия в тесном взаимодействии с иными правоохранительными органами (МВД, КГБ, Госпогранкомитет, Следственный комитет, Генеральная прокуратура).


Что касается техники, сегодня на вооружении таможенных органов 14 инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) для сканирования грузовых и легковых авто. Все действующие на западной границе пункты пропуска оснащены ими. Сейчас еще приобретаем для таможен центрального и восточного регионов. Один ИДК размещен в Минске. Используем его для сканирования высокорисковых товаров, поступающих из третьих стран в Беларусь транзитом через Россию. Отмечу, что в данный процесс в некой мере вовлечен и искусственный интеллект: ИДК не просто просвечивают товары, полученная сканограмма анализируется с помощью специальных информационных программ.

Ситуация на границе


- Возвращаясь к развитию экономики, как сейчас товары движутся из Беларуси / в Беларусь с учетом закрытия 80% границы недружественными странами?

- Очередные два пункта пропуска литовская сторона закрыла в марте этого года. В итоге функционируют только пять автодорожных пунктов пропуска из 26: по два на польском и литовском направлениях и один на латвийском. С 1 июля очередным пакетом санкций запрещен въезд белорусских прицепов на территорию ЕС. Несмотря на это, ранее принятые белорусской стороной ответные меры позволили продолжить осуществление внешнеэкономической деятельности с акцентом на отечественных субъектов хозяйствования.
Те меры по перецепке и перегрузке, которые Беларусь приняла в ответ на санкции ЕС, исключили монополизацию европейскими перевозчиками рынка перевозок товаров по территории ЕАЭС. Товары конечным получателям доставляют белорусские и российские перевозчики. Сегодня в среднем белорусские перевозчики задействованы в 51% таких перевозок, а российские - в 47%. Ежедневно осуществляется более 1 тыс. грузовых операций.

Белорусский бизнес переориентировался в направлении дружественных стран Азии и дальней дуги. В текущем году через восточное направление перемещено в четыре раза больше грузов, чем через западное.

Таможенная служба, в свою очередь, оперативно меняет технологии и подходы в своей работе. Оказываем максимальную помощь и поддержку белорусским экспортерам и импортерам, в том числе в выстраивании новых маршрутов поставок товаров. Такая работа эффективна. Это подтверждают и цифры поступления таможенных платежей в республиканский бюджет. За восемь месяцев текущего года они на 16% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Очереди на границе - больная тема, которую не можем опустить и сегодня. Как обстоят дела? Как таможенные органы стабилизируют ситуацию?

- Действительно, эта тема на слуху сегодня у всех, даже у тех, кто не имеет к пересечению границы никакого отношения. Решения стран ЕС с закрытием пунктов пропуска и снижением объемов пропуска транспортных средств в действующих - это чисто политический шаг, который вредит и экономике, и общению людей. Белорусская сторона делает все возможное, чтобы процесс пересечения границы был менее обременительным. Но все понимают, что эффект будет только в случае синхронизированной работы с обеих сторон границы. Этого до сих пор не получается, несмотря на наши всевозможные попытки разрешения ситуации. Мы неоднократно обращались в литовскую и польскую таможенные службы о необходимости соблюдения договоренностей по приему транспортных средств, предлагалось провести двусторонние встречи по открытию закрытых пунктов пропуска. Безусловно, усугубляет ситуацию функционирование только пяти пунктов пропуска.


Понимая тот факт, что сопредельная сторона умышленно не идет на контакт для решения ситуации с очередями, мы активно развиваем зоны ожидания, чтобы создать условия для ожидания на нашей стороне. Сегодня такие зоны функционируют перед всеми открытыми для движения пунктами пропуска. Сейчас основные усилия на расширении таких площадок либо строительстве дополнительных перед пунктами пропуска "Брест", "Козловичи", "Каменный Лог", "Григоровщина". Но на благоразумие стран-соседок мы все же надеемся. Таможенные органы, как и страна в целом, готовы к конструктивному диалогу и принятию совместных обдуманных и правильных решений.

Новые технологии

- Неоднократно таможенная служба рассказывала про удаленный выпуск товаров. Сейчас, наверное, это актуально как никогда ранее. Как он работает?

- Санкции недружественных стран, закрытие пунктов пропуска обязывают нас внедрять новые технологии. Еще год назад мы полностью перешли на удаленное оформление грузов в центре электронного декларирования. Сейчас в его работе задействован 41 пункт таможенного оформления, в том числе 12 из них в закрытых для движения пунктах пропуска на границе. Семь ПТО работают в центре в круглосуточном режиме. Ночной ЦЭД пользуется все большей популярностью среди бизнеса.


Санкции влияют и на физлиц, то есть обычных граждан. С 1 июля в рамках очередного пакета санкций из всех стран Евросоюза запрещен ввоз в/через нашу страну автомобилей дороже 50 тыс. евро, а также автомобилей с клиренсом выше 165 мм и объемом двигателя больше 1,9 л. Ранее часть авто оформляли прямо на границе в пунктах пропуска. Так как логистика ввоза авто переориентировалась на восточное направление, основная нагрузка пришлась на минские и витебские пункты таможенного оформления. Чтобы оформление проходило оперативнее, мы внедрили удаленный выпуск легковых автомобилей, ввозимых для личного пользования белорусскими гражданами. Он заключается в распределении первоначально поданных в минских таможенных пунктах пассажирских таможенных деклараций для удаленного оформления в иных пунктах таможенного оформления страны.

- Владимир Николаевич, сегодня у вас профессиональный праздник. Уверена, что вам есть что сказать белорусским таможенникам в этот значимый день.

- Нынешняя обстановка ставит перед нами непростые задачи, требует для их решения напряженного труда, высокой ответственности и самоотдачи. Несмотря на трудности, таможенным органам удается выполнять поставленные главой государства и правительством задачи, совершенствоваться и развиваться. Конечно, основа всех успехов - добросовестный труд таможенников. Благодарю всех за профессионализм, за то, что вы с честью и достоинством несете нелегкую службу.

Коллеги, с профессиональным праздником! Крепкого здоровья, семейного благополучия, добра, мира, новых успехов и достижений на благо родной Беларуси!

Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси