ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 мая 2018, 17:18
Карине Минасян

О цифровой повестке ЕАЭС, евразийской криптовалюте и отмене роуминга

Карине Минасян
Карине Минасян
Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

В Беларуси на минувшей неделе прошло самое масштабное в стране мероприятие в сфере информационно-коммуникационных технологий - форум "ТИБО-2018". Насыщенная программа, международные участники, инновационные разработки - форум держит марку на протяжении долгих лет. При этом организаторы каждый год стараются разнообразить программу мероприятия. В этом году впервые во время "ТИБО" прошел Евразийский цифровой форум, на котором обсуждалось цифровое будущее ЕАЭС. Сформирована ли цифровая повестка в союзе, ждать ли нам отмены роуминга и каковы перспективы у евразийской криптовалюты корреспонденту БЕЛТА рассказала член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.

- Общую цифровую повестку в Евразийском экономическом союзе планируется реализовать к 2025 году. Расскажите, каковы основные пункты этой повестки? Можно ли считать ее сформированной?

- Цифровая экономика настолько динамично развивается, а цифровая трансформация происходит так быстро, что говорить о полностью сформированной повестке невозможно. Она будет обновляться, будут включаться новые проекты - это живой процесс. Но мы уже задали основную рамку, определили основные направления цифровой трансформации, сквозь призму которых будем рассматривать любую инициативу или проект. Всего таких направлений четыре. Первое - это цифровая трансформация отраслей. Сегодня все понимают, что отрасли будут меняться, уходить в цифру, и нам важно это учитывать. Как важно учитывать и то, что меняются не только отрасли, но и рынки, меняется среда, где происходит взаимодействие, меняются модели взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Это второе наше направление. Третья составляющая - трансформация государственных органов. Они тоже должны меняться. Государственные услуги через интернет, быстрое реагирование, электронный документооборот, взаимодействие онлайн - все должно работать уже сейчас. И четвертое направление - инфраструктура во всех странах союза. Для некоторых систем, например, таких как финансы, есть определенные требования к инфраструктуре, безопасности, которые должны выполняться на территории всех пяти стран. Кроме этих четырех направлений есть еще приоритеты проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. Главы государств ЕАЭС определили ключевые из них: цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов; цифровая торговля; цифровые транспортные коридоры; цифровая промышленная кооперация; соглашение об обороте данных; система регулятивных "песочниц".

- В союзе пять стран, и эти страны очень разные. Сложно ли договариваться?

- Тут зависит от конкретной ситуации. К примеру, у нас общие границы, и если мы возьмем импорт товаров по почте - в наших странах разный порог беспошлинного ввоза товаров. Из-за этого появляются компании, которые в одной стране принимают заказы, а потом их перевозят в другую. В этом вопросе регуляторные нормы должны быть общими, тема активно обсуждается на нашей площадке, и скоро мы должны прийти к общему знаменателю. Но есть и более сложные вопросы, например, связанные с экономикой данных. Кому принадлежит генерируемая в цифровом пространстве информация, кто должен за нее платить, кто и как ее должен хранить, как ее можно передавать, кто несет ответственность за ее распространение? Если мы начинаем обмениваться такими данными, мы должны договориться, как будем регулировать между собой подобные отношения. В России сейчас установлено правило: все данные моих потребителей должны храниться в стране. Казахстан тоже принял такое правило. В других странах ЕАЭС такого нет. Мы должны прийти к какому-то балансу и создать такие нормы регулирования, которые бы отвечали требованиям всех наших стран.

- Это подразумевает создание каких-то единых для ЕАЭС баз данных?

- Нет, это не подразумевает единых баз данных, но это подразумевает создание баз данных, которые бы отвечали тем или иным общим целям. Например, если мы говорим, что создаем единую экосистему прослеживаемости, то каждая страна берет на себя обязательства создать подобную систему, а потом на основе общих стандартов и нормативных документов сделать так, чтобы эти системы взаимодействовали между собой в электронном виде. Чтобы запросы генерировались автоматически, ответы получались автоматически, чтобы это была экосистема, которая распределена на пять стран. При этом здесь есть четкое разделение на национальные сегменты и наднациональный. Почему мы говорим о наличии национальных сегментов? Это важно с точки зрения обеспечения суверенитета стран-участниц. Да, мы обмениваемся данными, но при этом каждая страна у себя накапливает данные о своем потребителе и производителе. Важным является и право генератора информации (того, кто ее произвел, или того, о ком эта информация) знать, кто эту информацию о нем запрашивает и как использует. Этот аспект пока никак не урегулирован в наших правоотношениях.

- Проект по прослеживаемости товаров очень часто упоминается в прессе, о нем много говорят и на уровне госорганов. А какие еще проекты из цифровой повестки ЕАЭС будут реализовываться в ближайшие годы?

- Сейчас мы обсуждаем проект, связанный с цифровыми транспортными коридорами. На практике это означает создание некой условной цифровой трубы, когда вместе с грузом за ним в определенной системе движется информация. Благодаря таким цифровым коридорам можно исключить остановки транспорта на различных перевалочных пунктах (на таможенных пунктах, к примеру), тем более если груз транзитный. Подобная информация должна избавить также от необоснованных простоев. Если на примере: условная компания из Казахстана сможет увидеть, что машина с ее грузом въехала в Беларусь, или отслеживать ее движение по территории России.

- А что нужно для создания такого транспортного коридора?

- В первую очередь нужно договориться. Эта задача многослойная и сложная, сфера грузоперевозок включает множество различных аспектов. У нас уже есть предложения российской стороны по использованию цифровых пломб, есть подобные предложения и от белорусов. Такие пломбы могут быть привязаны, например, к системе ГЛОНАСС. Если они навешены на контейнер с грузом, то в любой момент можно посмотреть его местоположение, при этом будет записываться все, что произошло с этим грузом: несанкционированный взлом, незапланированная остановка, резкий уход с маршрута. Это дает возможность тем, кто контролирует процесс грузоперевозки, понимать, насколько у того или иного транспортного средства высок уровень риска, стоит его проверять или нет. Но пломбы - это только пример. Сейчас мы должны прийти к какому-то знаменателю по поводу, что должен включать в себя этот проект, будет здесь оцифровываться только документооборот или мы включим что-то еще. Важно решить, какую часть из этого надо оставить государству, а что останется на откуп бизнесу. Вопросов очень много, и надо найти компромисс.

- Беларусь - сельскохозяйственная страна. И проекты в сельском хозяйстве нам особенно интересны. Входят ли подобные в цифровую повестку?

- Сейчас мы занимаемся выявлением возможных проектов цифровизации сельского хозяйства. Ведутся первые проработки этой темы, пока мы получили одну инициативу, кстати, именно из Беларуси. Это инициатива "Агронадзор", которая предлагает контролировать одну из сфер сельского хозяйства через цифру. Достаточно много споров сейчас возникает в части поставок сельхозпродукции между странами ЕАЭС. Мне кажется, что большинство вопросов в этой части снимет проект по прослеживаемости товаров. Эта тема активно обсуждается, мы намерены максимально ее продвигать, но все же практическая реализация проекта по прослеживаемости сельхозпродукции начнется уже после 2020 года.

- Еще один вопрос, который интересует белорусов: планируется ли отменить роуминг в странах ЕАЭС? Если да, то о каком временном отрезке может идти речь? Как ЕЭК оценивает перспективы такой отмены?

- Европейский союз шел к отмене роуминга не один десяток лет. Это было достаточно долго и сложно. У нас ситуация такова, что в некоторых странах до сих пор есть внутристрановой роуминг. Говорить, что мы прямо завтра договоримся по поводу отмены, рано. Но мы понимаем, что если будем выстраивать трансграничные системы сотрудничества, то нам необходимо будет решать этот вопрос гораздо быстрее. ЕЭК сейчас активизировала работу в этом направлении. Думаю, в ближайшее время мы услышим о каких-то новых шагах. Я считаю, что надо двигаться к отмене роуминга, пусть не так быстро, но двигаться. Хотя бы внутри тех компаний, которые работают на территории нескольких стран союза. Тот же МТС есть в Беларуси, России и Армении. Такие меры продемонстрировали бы, что это возможно, что это может быть эффективно и выгодно.

- В целом к какому году может начать функционировать единый цифровой рынок ЕАЭС?

- Повторюсь, поскольку мы живем в век глобальных перемен, когда цифровая трансформация - это не краткосрочный процесс, мы постоянно будем находиться в процессе этой трансформации. Это уже другая реальность, в которую мы потихоньку входим, поэтому говорить, что мы до конца сформулировали цифровую повестку, еще рано, как и рано говорить, что к 2025 году мы сформируем единый цифровой рынок. Это не совсем корректно, потому что на этот рынок будут постоянно входить все новые и новые отрасли. Но основные проекты, связанные с цифровой торговлей, обменом информацией, реализацией тех инициатив, которые зафиксированы в наших документах, будут завершены к 2025 году, а то и раньше. Мы не имеем права так долго ждать.

- В феврале этого года в Москве вы отмечали, что в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) считают возможным создание евразийской криптовалюты. Ведется ли сейчас работа в этом направлении? Каким образом может быть реализован проект?

- Вопросом криптовалют занимаются наши центральные банки. Это они должны определять, нужны ли нам такие инструменты для взаимных расчетов. Но на мой взгляд, если мы не создадим свою криптовалюту, будем пользоваться чужой. Это уже необратимый процесс, думаю, что в течение ближайших лет мы увидим регулируемые с точки зрения надзора криптовалюты. Поэтому было бы интересно реализовать проект на пятерых для взаимных расчетов. Мы часто обсуждаем, каким инструментом при этом пользоваться, используем доллар, евро. Вместо этого, может, надо создать некий цифровой актив и сделать его общим элементом во взаимных расчетах. Второй аспект: криптовалюты - это новый подход к капитализации, через токены можно привлекать инвестиции. И мне кажется, интереснее сначала было бы сформулировать на евразийском пространстве единое законодательство о краудфандинговых компаниях и позволить им вкладывать деньги в стартапы. Очевидно, что новые инструменты финансирования надо создавать, ведь банки не способны финансировать подобные высокорисковые проекты, а венчурные фонды у нас развиты слабо. И можно было бы попробовать через токены привлекать инвестиции в нашу новую цифровую экономику. А потом, может, и дошли бы до общей евразийской криптовалюты.

- В Беларуси с прошлого года начали реализовываться проекты с использованием блокчейна. Видите ли вы зоны применения этой технологии в рамках ЕАЭС? Какие проекты на блокчейне можно ждать в ближайшее время?

- По поводу блокчейна общей позиции в ЕЭК пока не сформировано. Наши эксперты ведут споры, ждут, пока технология устоится, будет где-то применена эффективно с точки зрения скорости транзакций, безопасности хранения данных, технической нагрузки. Мы как наднациональный орган в своих проектах не до конца отработанные и стандартизированные технологии не применяем. Но за этой технологией будущее, особенно с точки зрения применения ее в отношениях, фиксирующих те или иные права, которые надо более надежно защищать, например, право собственности, право интеллектуальной собственности. В этих сферах было бы очень интересно применять блокчейн. При этом, если к нам будут поступать проекты или инициативы на блокчейне, мы их будем рассматривать.

- Как вы оцениваете условия по развитию цифровой экономики, которые были созданы в Беларуси в последнее время? Будет ли ЕЭК перенимать какие-либо белорусские практики?

- Думаю, что все страны ЕАЭС пристально наблюдают за тем, что происходит в Беларуси после принятия декрета №8. Конечно, документ носит революционный характер и предоставляет льготные условия для участников новой экономики. Мы будем думать об использовании этого опыта на территории союза. Но такие решения на территории каждой страны у нас отнесены в национальную компетенцию, и страны сами определяют свои цифровые повестки. Мы же ищем в них общие грани и пытаемся реализовывать те проекты, которые увеличат синергетический эффект национальных повесток.

Светлана МИХОВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси