Решение о создании Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров Беларуси было принято в 1992 году. С этого времени началось становление национальной системы аттестации кадров высшей научной квалификации. ВАК в 2017 году отмечает свое 25-летие. Символично, что юбилейный год деятельности Высшей аттестационной комиссии совпал с объявленным Годом науки. Председатель ВАК Геннадий Пальчик в интервью БЕЛТА рассказал о состоянии и перспективах развития системы государственной аттестации научных работников высшей квалификации.
- Геннадий Владимирович, какие достижения и результаты деятельности ВАК за 25 лет вы бы отметили?
- Развитие национальной системы аттестации научных работников высшей квалификации, безусловно, базируется на традициях советской научной школы и многолетнем опыте деятельности Высшей аттестационной комиссии Беларуси. Во-первых, сохранены две ступени ученых степеней: кандидат наук и доктор наук, которые присуждаются по специальностям, определяемым Номенклатурой специальностей научных работников Беларуси. Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, уровень требований к диссертационным работам и соискателям ученых степеней во многом соответствует тем, что предъявлялись ВАК в СССР. Научно-педагогическая деятельность предусматривает возможность присвоения ученых званий доцента и профессора.
Во-вторых, получила развитие система государственной аттестации как независимая централизованная многоуровневая процедура научной экспертизы квалификационных работ на соискание ученых степеней и оценки выполнения требований, предъявляемых к соискателям ученых званий.
C 1994 года решением Президиума ВАК ученая степень доктора наук присуждена 1 601 соискателю, кандидата наук - 12 073 соискателям ученой степени. Количество присвоенных ученых званий профессора и доцента коррелирует с присуждением ученых степеней кандидата и доктора наук. С 1996 года ученое звание профессора присвоено 1 430 соискателям, доцента - 8 542.
Анализ динамики защит за последние 10 лет показывает, что в среднем в год защищается около 500 кандидатских диссертаций и около 45 докторских по всем отраслям науки. Много это или мало - вопрос риторический. Здесь, скорее, следует говорить об актуальности диссертационных исследований и их востребованности ведущими отраслями экономики страны. На современном этапе важны не количественные показатели кадрового обеспечения, а целенаправленная подготовка научных работников высшей квалификации по специальностям, относящимся к V и VI технологическим укладам, а также по специальностям гуманитарной сферы, оказывающей существенное влияние на развитие общества и личности в условиях открытого информационного пространства.
Средний возраст соискателей на протяжении четверти века остается практически неизменным и составляет 34 года для кандидатов наук, 51 год - для докторов наук, 43 - для соискателей ученого звания доцента, 58 лет - профессора.
- Что представляет собой система аттестации научных кадров высшей квалификации сегодня? На каких принципах она строится и каковы ее основные этапы?
- Сегодня основополагающими принципами системы государственной аттестации научных работников высшей квалификации в Беларуси являются публичность и гласность защиты диссертаций, компетентный и объективный подход при оценке квалификации соискателей на основе единства требований к ним, нацеленность на конечный результат, который необходим нашей экономике.
Эта система основана на сочетании деятельности ВАК как органа государственного управления, подчиненного непосредственно главе государства и обеспечивающего независимость процедуры рассмотрения диссертационных работ, а также деятельности коллегиальных органов с привлечением ведущих ученых, которые проводят научную экспертизу диссертаций (Президиум и экспертные советы ВАК, советы по защите диссертаций). Состав Президиума ВАК утверждается указом Президента Беларуси. Экспертные советы и советы по защите диссертаций создаются ВАК на основании предложений государственных органов, в подчинении которых учреждения высшего образования и научные организации ведут подготовку научных работников высшей квалификации. К проведению научной экспертизы привлекаются около 1,5 тыс. докторов наук, при этом ведущая роль принадлежит академикам и членам-корреспондентам Национальной академии наук Беларуси.
Государственная аттестация научных работников высшей квалификации предполагает несколько основных этапов. Во-первых, предварительная экспертиза диссертаций в научных организациях, в которых выполнена работа, и в организациях, при которых создан совет по защите диссертаций. Во-вторых, непосредственно защита диссертации в совете. Публичность процедуры обеспечивается заранее открытой информацией о месте и времени защиты, размещением в открытом доступе на официальном сайте ВАК автореферата диссертации, его рассылкой во все профильные научные организации.
На третьем этапе рассматривается квалификационная работа и аттестационное дело соискателя в экспертном совете ВАК, в состав которого на принципах ротации включены ведущие ученые в данной отрасли науки. Заключительный этап - итоговое решение о присуждении ученой степени и присвоении ученого звания, которое принимает Президиум ВАК по результатам многоступенчатой научной экспертизы.
- Расскажите подробнее об изменениях, которые планируется внести в систему аттестации научных работников высшей квалификации.
Безусловно, сформированная в республике система аттестации научных кадров высшей квалификации, основанная на независимой профессиональной научной экспертизе, позволяет сохранять высокий уровень требований, предъявляемых к диссертациям, что подтверждается учеными на постсоветском пространстве, а также международным научным сообществом.
Во время состоявшейся в сентябре в Минске конференции обсуждались вопросы, связанные с совершенствованием системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в современных условиях. Хотелось бы отметить заинтересованное и авторитетное обсуждение обозначенных проблем участниками конференции, что, безусловно, позволит выработать оптимальные варианты их решения с учетом 25-летнего опыта.
Представляется целесообразным делегирование большего объема полномочий и ответственности за научную экспертизу диссертаций на уровень экспертных советов ВАК, а также советов по защите диссертаций. Особое внимание следует уделить предварительной экспертизе диссертаций, проводимой учреждениями образования и научными организациями, в которых выполнено исследование или предполагается защита диссертации.
Кроме того, необходимо обеспечить максимальную открытость процедуры публичной защиты диссертации на всех этапах ее рассмотрения. Следует предусмотреть, как это сделано в ряде стран, возможность проведения публичной защиты диссертации в режиме онлайн с целью привлечения ведущих зарубежных ученых к обсуждению работы.
С учетом кадрового научного потенциала целесообразна также оптимизация количества советов по защите диссертаций. Нужно учесть возможность открытия совета на базе двух научных организаций. Кроме того, необходимо шире использовать проведение разовых защит по конкретно выполненным диссертационным исследованиям и привлекать ведущих зарубежных ученых к процедуре аттестации.
Безусловно, требуется неукоснительное соблюдение принципов ротации состава Президиума и экспертных советов ВАК, советов по защите диссертаций.
Практика проведения научной экспертизы указывает на необходимость определения единых требований к соискателям ученых степеней доктора и кандидата наук вне зависимости от отрасли науки, по которой выполнена диссертация. Это касается требований к опубликованности результатов диссертационного исследования и их внедрения в реальный сектор экономики. Требования к присвоению ученых званий профессора и доцента также необходимо унифицировать вне зависимости от места основной работы соискателей (в научной организации или учреждении высшего образования).
- Привлекательна ли Беларусь в плане получения ученой степени для иностранных соискателей?
- Принимая во внимание необходимость расширения экспорта образовательных услуг как в рамках подготовки, так и аттестации научных работников высшей квалификации, ВАК отслеживает статистику защит иностранных граждан в Беларуси. С 1995 по 2017 год ученые степени присуждены 764 иностранным гражданам из 59 стран мира, в том числе Китая, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии, Нигерии, Анголы, Латвии, Азербайджана, Венесуэлы, Вьетнама, Израиля, Нидерландов, Германии. Из них ученая степень доктора наук присуждена 70 соискателям, кандидата наук - 694 соискателям.
Преимущественно иностранными гражданами защищаются диссертации по техническим, физико-математическим, экономическим наукам, искусствоведению и филологии. Анализ количества обучающихся в настоящее время иностранных аспирантов свидетельствует, что в течение ближайших нескольких лет эта тенденция не претерпит существенных изменений. При этом диссертационные исследования, выполненные иностранными гражданами в области информационных технологий, микроэлектроники и радиотехники, направлены на решение научных задач, имеющих практическое значение. Исследования в области экономических наук и искусствоведения ориентированы главным образом на решение научных задач, актуальных для стран, которые направляют соискателей для обучения.
- Геннадий Владимирович, какова взаимосвязь ВАК Беларуси с международным научным сообществом? Какими представляются перспективы развития международного сотрудничества в сфере аттестации научных работников высшей квалификации?
- Говоря о международном научном сообществе, прежде всего хотелось бы отметить тесную связь в сфере образования и науки нашей страны с государствами - участниками СНГ. Формирование общего образовательного пространства Содружества во многом определяется системой подготовки кадров в сфере образования и науки, а также едиными подходами к их аттестации.
В октябре 1999 года была создана Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по науке и образованию, основная цель которой - эффективное использование интеллектуального потенциала стран СНГ и сближение национального законодательства в области науки и образования. На межгосударственном уровне основа взаимодействия образовательных систем стран Содружества заложена в ряде принятых законодательных актов (концепции, модельные законы, рекомендации). Комиссией МПА СНГ разработано около 50 модельных законодательных актов в сфере образования и науки.
Однако возросшая мобильность научных работников, увеличение числа совместных международных научных проектов и исследований предполагают определенную согласованность требований, предъявляемых к диссертационным работам, а также решение вопроса о взаимном признании документов, подтверждающих наличие ученой степени и звания.
Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке совместно с ВАК выступили инициаторами и разработчиками проекта рекомендаций "Об аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации", основная цель которых - повысить эффективность использования интеллектуального потенциала ведущих ученых государств - участников СНГ в системе государственной аттестации научных работников высшей квалификации, а также обеспечить согласование подходов к уровню научной экспертизы диссертаций и оценке квалификации соискателей. На предстоящем пленарном заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию, которое пройдет в ноябре этого года в Санкт-Петербурге, планируется рассмотрение, обсуждение и доработка проекта указанных рекомендаций.
Сам факт включения рекомендаций в план работы комиссии МПА СНГ для рассмотрения на законодательном уровне государств Содружества свидетельствует о высокой оценке национальной нормативной правовой базы, а также прозрачности и эффективности государственной системы аттестации научных работников высшей квалификации Беларуси.
В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях практически ни у кого не вызывает сомнения, что устойчивое социально-экономическое развитие государства возможно обеспечить в первую очередь за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг как на внутреннем, так и внешнем рынках. Наиболее успешно эта проблема решается в условиях инновационной деятельности, эффективность которой во многом определяется подготовкой научных работников высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), формированием современных научных школ и мотивацией молодежи заниматься научной деятельностью.
БЕЛТА.-0-