Согласно контрольным цифрам приема в вузы в новом учебном году сокращается набор студентов по некоторым специальностям - в основном экономического и юридического профиля. К примеру, главный вуз страны Белорусский государственный университет примет на 190 человек меньше, чем в прошлую вступительную кампанию. Однако сокращение коснется не всех. На ИТ-специальности набор в этом году увеличен на 400 мест. В БГУИР в 2018 году поступит на 300 абитуриентов больше. О новшествах приемной кампании в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, а также о тенденциях развития ИТ-образования в стране корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор вуза Михаил Батура.
- Михаил Павлович, каких нововведений ожидать абитуриентам в предстоящей приемной кампании?
- Особенностью этой приемной кампании станет по-новому организованная профориентационная работа с потенциальными абитуриентами. Мы хотим, чтобы поступающие к нам осознавали, что здесь их ждет большой и системный труд. В прошлом году, например, после первой сессии с первого курса дневного отделения нам пришлось отчислить 27 студентов. Казалось бы, не так много, если учесть, что всего поступило около 2 тыс. человек, но это 27 судеб молодых людей. Поэтому в этом году мы привносим некоторую особенность в профориентационную работу - разъяснять абитуриентам, что их ждет при обучении и после получения специальности, попробуем сделать так, чтобы в следующем году не было отчисленных с первого курса студентов.
Информацию о наших специальностях, особенностях получения образования в вузе и другую профориентационную работу мы традиционно ведем через средства массовой информации. А вот что мы качественно изменили в этом году, так это подход к такому мероприятию, как День открытых дверей в БГУИР. Если раньше мы проводили его масштабно раз в год, то в этом году у нас прошли Дни открытых дверей на каждой выпускающей кафедре, на каждом факультете. Проведение мероприятий в таком формате дало нам возможность встретиться с ребятами в более дружеской обстановке, показать им реальную перспективу учебы в вузе, они задавали интересующие их вопросы и получали ответы. К нам приходят дети, начиная с шестого класса, некоторые потенциальные абитуриенты посещают нас не по одному разу. Поэтому в этом году мы ожидаем мотивированных абитуриентов, адекватно оценивающих свои желания и способности, обладающих высокой организованностью, а также нацеленных на систематический учебный труд. В свою очередь мы готовы создать все условия для успешной учебы студента и даже помочь ему на старших курсах найти свою нишу у наших заказчиков кадров.
Что касается набора в вуз, то сокращения у нас не произошло, наоборот, контрольные цифры приема увеличились практически на всех специальностях, но в разном объеме. Например, по специальности "информатика и технологии программирования" - плюс 60 человек, "программное обеспечение информационных технологий" - прием увеличился на 30 человек, на остальных - от 5 до 20.
- Будут ли открыты новые ИТ-специальности в университете?
- Новых специальностей в этом году мы не открываем. Кстати, это связано с тем, что мы ожидаем в этом году утверждения Палатой представителей изменений в Кодексе об образовании. В этом случае мы сразу перейдем к общегосударственному классификатору специальностей, который уже разработан. Согласно ему, у нас вместо 32 специальностей будет 14 укрупненных. Предполагается, мы начнем набор по этим новым укрупненным специальностям уже в 2019 году.
- Вы принимали участие в разработке нового классификатора специальностей, расскажите подробнее о нем…
- Несмотря на то, что новый общегосударственный классификатор содержит меньшее количество специальностей, он предоставит белорусскому образованию потрясающие возможности в открытии профилей специальностей.
Как дело обстоит сейчас? Любой процесс регламентируется какими-то нормативными документами, в том числе и учебный процесс, они строги, требуют длительных процедур согласования. Например, если мы хотим открыть новую специальность, то работу нужно начинать за год-полтора до этого, за это время будут пройдены все ступени согласования. Если нам нужно открыть специализацию, то на это тоже уходит около года. С новой редакцией Кодекса об образовании, с появлением классификатора открытие профилей специальностей станет автономией вузов. Вузы должны будут отслеживать динамику изменений современных технологий и производств, реагировать на них и тут же корректировать подготовку специалистов по профилям какой-то определенной специальности. Это будет делать сам вуз по согласованию с заказчиком, такую работу можно будет провести за два месяца.
Например, заканчивается учебный год, мы видим, открылось какое-то новое направление, в котором требуется усиление составляющей искусственного интеллекта или нейронных сетей, или, как сейчас модно говорить, интернет вещей, мы должны на это реагировать. В мае мы это выявили, со следующего сентября мы уже сможем открыть соответствующий профиль. Причем новая редакция Кодекса обеспечит настолько гибкую систему, что любой заказчик кадров может заказать пять, семь, восемь, десять человек по необходимому профилю в рамках одной широкой специальности. Не будет никаких ограничений. Но все это станет возможным при хорошем стимулировании тех, кто это будет делать, то есть преподавателей.
- Не так давно в СМИ много говорилось о том, что ИТ-образованию Беларуси не хватает "свежей крови" среди преподавателей. Как сейчас обстоят дела с кадровым вопросом?
- Когда мы говорим о современной молодежи, мы говорим, что она крайне прагматична. Такие же к нам приходят и молодые преподаватели. Регламенты с точки зрения нормативного законодательства упрощены, возможности расширены, но на реализацию всего этого нужна энергия, и она должна быть стимулирована.
На недавней совместной коллегии Министерства образования и Министерства связи и информатизации по модернизации ИТ-образования один из выступающих отметил, что если сейчас не будет изменена составляющая стимулирования профессорско-преподавательского состава, то через пять лет у нас наступит кризис в этом вопросе. Я выступал следом за ним и сказал, что этот кризис уже просматривается. Нужно резко что-то менять. Сейчас мы прикладываем огромные усилия, чтобы задержать в университете одаренных выпускников, но у нас для этого не хватает резерва стимулирования, поэтому мы многих теряем. По итогам этого учебного года несколько опытных преподавателей не продолжат свою работу 1 сентября. И я знаю, что мы для них полноценную замену не оставили. Мы своих выпускников стараемся не терять, даже когда они уходят работать на предприятия. Несколько десятков работают у нас на 0,25-0,5 ставки.
Меня вдохновляет декрет №8. В нем заложена возможность для резидентов Парка высоких технологий участвовать в стимулировании профессорско-преподавательского состава. Там есть позиция о том, что резиденты имеют право оказывать спонсорскую помощь учебным заведениям, которая может быть использована не только для улучшения материально-технической базы учреждений, но и для стимулирования работы сотрудников, преподавателей. У нас появится реальная возможность оставить талантливых выпускников себе. Вместе с этим в самое ближайшее время Министерством образования должна быть представлена Концепция развития ИКТ-образования. Благодаря всей этой работе в Беларуси появятся реальные механизмы стимулирования профессорско-преподавательского состава, которые, я надеюсь, заработают уже в следующем учебном году. Для оптимизма есть основания.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-