У Белорусского государственного университета - новый ректор. Андрей Король до этого руководил Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы и успел внедрить здесь немало полезных новаций. При нем в ГрГУ появилась рейтинговая система для оценки труда преподавателей, когда зарплата зависит в том числе от совокупности полученных в ней баллов. А еще с участием вуза в Гродненской области создан первый в Беларуси медийный кластер, который занимается разработкой и внедрением в региональные СМИ информационно-коммуникационных инноваций. Накопленный на прежнем месте опыт станет существенным подспорьем в руководстве БГУ. В интервью корреспонденту БЕЛТА Андрей Король рассказал, как будет укреплять статус Белгосуниверситета и повышать качество подготовки кадров в ведущем вузе страны.
- Андрей Дмитриевич, последние несколько лет вы находились у руля Гродненского университета имени Янки Купалы. Расскажите подробнее об изменениях, которые произошли в вузе за это время. Какие достижения вы и ваш прежний коллектив считаете самыми важными?
- Самое главное из того, что удалось сделать, - изменить системные подходы к управлению вузом. А уже это принесло свои плоды в основных процессах: учебном, научном, воспитательном. Сегодня ГрГУ повышает свою мобильность, все более гибко реагирует на вызовы времени. Важно, что в университете внедрен понятный и прозрачный механизм принятия решений - путем обсуждения с сотрудниками и преподавателями.
Именно так, публично и коллегиально, мы провели оптимизацию кафедр, укрупнили их, что дало синергетический эффект. Появились новые специальности, открыто 19 магистерских программ подготовки, из них 15 - практико-ориентированные. В четыре раза увеличилось число магистрантов. А это уже помогло активизировать научную деятельность. Достаточно сказать, что доля сотрудников с высшей научной квалификацией в ГрГУ выросла с 40,3% в 2013 году до практически 49% в 2017-м. К слову, эти достижения поспособствовали и повышению внимания к университету со стороны журналистов. Отмечается рост информационного присутствия вуза в республиканских СМИ в восемь раз.
- Прошло совсем немного времени с момента назначения, но, очевидно, с учетом поручений Президента, вы уже успели определиться с первоочередными задачами. Какие шаги на новом посту планируете предпринять в ближайшее время?
- Первый шаг уже сделан на расширенном совете университета 2 октября. Я предложил каждому руководителю - проректорам, деканам, заведующим кафедр и лабораторий, структурных подразделений - включиться в процесс планирования, проанализировать свой опыт и определить, куда движется его подразделение и университет в целом. Для этого уже разработаны вопросы и пункты целевого плана, который был разослан каждому руководителю. Содержание заполненных документов станет для меня определенным диагностическим инструментом. Кроме того, в течение двух-трех ближайших месяцев я планирую побывать во всех подразделениях, на всех кафедрах, факультетах и институтах. Хочу пообщаться с сотрудниками на предмет идей.
Вуз не сдвинется с места, если не вовлечь в планирование его развития людей с огромным опытом и потенциалом. Имея на руках их предложения, аналитические данные, можно будет ставить конкретные задачи. Но первое, что нужно сделать, - вовлечь людей с опытом в управление университетом.
В свое время подобным образом принималась стратегия развития ГрГУ на 2015-2020 годы. Она вышла не из кабинетов ректора и проректоров. Ее публично обсуждали с коллективом. Были созданы рабочие группы, куда входили и именитые профессора, и молодые преподаватели. Каждый из них мог высказать свою точку зрения, каким должен быть университет.
- В Гродненском госуниверситете вы ввели рейтинговую систему оплаты труда. Появится ли что-то подобное в БГУ?
- Да, в Белгосуниверситете тоже планируется внедрить рейтинговую систему оценки результативности труда всех категорий персонала. Рейтинг будет интегральным, комплексным для охвата всех сторон деятельности сотрудника. По опыту Гродненского университета могу сказать, что это очень мощный психологический инструмент для того, чтобы люди стремились больше работать и соответственно зарабатывать. А еще рейтинг - это возможность объективно оценить свой труд, понять, чего ты стоишь.
В ГрГУ решение о переходе на рейтинговую систему принималось на конференции трудового коллектива. В БГУ все также будет публично, чтобы каждый был в курсе нововведений и понимал их суть.
Отмечу, что передо мной как новым ректором стоит в числе прочих задача по повышению зарплаты профессорско-преподавательского состава. Один из механизмов для этого - оптимизация структуры университета. Причем люди при ее проведении пострадать никоим образом не должны. Ее эффективность будет оцениваться с учетом мнения сотрудников. БГУ - это ведущий вуз, флагман системы образования. Очень важно, чтобы не только форма, но и содержание соответствовало статусу ведущего вуза.
Зарплаты будут повышаться и за счет более интенсивной работы с заказчиками кадров по привлечению внебюджетных доходов. Поясню, о чем идет речь. Если у нас магистерские, дипломные работы будут выполняться прежде всего под запросы заказчика, то вуз сможет получить финансирование и с его стороны.
- Каким образом в БГУ планируют повышать качество подготовки студентов. Как оцениваете нынешнее положение дел?
- В первую очередь за счет использования современных методов преподавания, которые будут направлены на то, чтобы научить студента задавать вопросы, сравнивать разные точки зрения и доказывать свою. Таким образом молодой человек будет учиться самостоятельно, выстраивая свой образовательный, жизненный путь. К примеру, одной из форм лекций может быть не традиционная подача информации - монолог преподавателя, а демонстрация и сравнение образовательных продуктов самих студентов, которые ими были сделаны ранее. Сравнение "своего" и "чужого" дает потрясающий эффект. Студент, не заимствуя чужую информацию, создает свое видение изучаемого объекта. Поэтому молодого человека нужно ориентировать на создание своего продукта, предлагая открытые задания, у которых нет однозначного ответа.
Как ученый-практик, около 20 лет использую эвристические технологии в обучении, направленные на выявление, раскрытие и реализацию потенциала ученика. Сегодня это крайне необходимо, чтобы мы готовили специалиста 21 века. В этом вижу задачу ведущего вуза страны.
- На Республиканском педагогическом совете обсуждалась необходимость оптимизации сети белорусских вузов, в первую очередь профилизации специальностей. Сейчас в стране 28 университетов готовят специалистов экономического профиля, 17 - юридического. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
- Убежден, что без обратной связи, тесного взаимодействия с заказчиком кадров не обойтись. Совместно с ними в Гродненском университете в 2015 году была создана система координационных советов. Да, контакты с предприятиями были и ранее. Там открывались филиалы кафедр, где мы имели возможность выполнять дипломные и магистерские работы под заказ. Но эта работа не носила системного характера. Ситуация значительно улучшилась после создания координационных советов, которые на 70-75% состоят из представителей заказчиков кадров. Они с учетом своих потребностей вносят корректировки в образовательные программы, процесс обучения. Такая модель взаимодействия дорогого стоит.
В то же время убежден, что университет должен не просто готовить кадры под заказ, но и формировать саму потребность в этих заказах. По сути, это и есть шаг к реализации концепции "Университет 3.0" - опережать, формировать мнение, политику в области высоких технологий в экономике, привнося туда инновационность за счет студенческих научных проектов.
- БГУ находится в числе вузов, которые уже сейчас в какой-то мере представляют собой образовательный, научный и производственный кластер. Какие еще шаги предстоит сделать Белгосуниверситету, чтобы стать полноценным "Университетом 3.0"?
- Действительно, в БГУ уже многое для этого сделано. По данным самых авторитетных международных рейтинговых агентств, вуз входит в 2% лучших университетов мира. И этот факт о многом говорит.
На мой взгляд, необходимое условие для того, чтобы стать "Университетом 3.0", - это развитие студенческой науки, научной деятельности в целом и вовлечение в нее студентов. В БГУ есть условия для того, чтоб вести качественный отбор талантливых молодых людей, которые в будущем смогут сказать свое слово в научно-производственной деятельности. Организовать его можно, в том числе через лицей, юридический колледж БГУ.
В Белгосуниверситете, как и в других вузах страны, накоплен немалый научный потенциал. Безусловно, важно, чтобы вузовская наука была тесно связана с производством, и модель "Университет 3.0" эту связь обеспечивает. А молодые новаторы способны создавать перспективные разработки, востребованные реальным сектором экономики.
- Студенты - люди активные, продвинутые. Президент во время недавней встречи с вами и другими назначенными ректорами вузов призывал не душить в них "вольнодумства", не забывая о воспитании в духе патриотизма. Как планируете развивать, например, студенческое самоуправление, сотрудничество с молодежными общественными организациями? Есть ли у вас свои страницы в социальных сетях и готовы ли вы общаться с их помощью со студентами?
- Страницы в социальных сетях я веду, но использую их не только для общения с коллегами и студентами, но и для проведения учебных занятий. Молодые люди получают открытое задание, не имеющее в принципе готовых известных ответов. Например, в рамках изучаемой темы по социальной психологии им нужно составить убеждающее сообщение своим родителям. Результаты размещаются в соцсети, где каждый студент по заданному алгоритму выполняет еще роль рецензента любого понравившегося сообщения. Такие формы работы благодаря своей интерактивности всегда вызывают большой интерес. Использовал и буду использовать их в учебных целях. Конечно, интернет никогда не заменит живое общение, но для определенных этапов занятия он может иметь место.
Что касается развития в БГУ студенческого самоуправления, то мне еще предстоит изучить опыт университета. Но в чем я абсолютно убежден, со студентами в любом случае надо заниматься, вовлекать их в спортивную и научную деятельность, давать им возможность самореализоваться на занятиях. А еще всегда быть готовым к диалогу - открытому и неравнодушному.
Именно такой разговор у меня получился 3 октября со старостами учебных групп первых курсов всех факультетов БГУ. На встречу пришли около 250 первокурсников, она длилась около двух часов. Студенты задали мне более 40 вопросов о будущем университета, о личных хобби и увлечениях, просили совета, как правильно организовать свой рабочий и учебный день. В очередной раз убедился, насколько важно поддерживать такой двусторонний контакт, когда не только студенты участвуют в жизни вуза, но и его руководство, преподаватели в свою очередь вникают в интересы молодых людей. Это позволяет лучше понять, какие ожидания они связывают с университетом, и найти возможность оправдать их чаяния.
Светлана САВКО,
БЕЛТА.-0-